Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ 5
1.1. Характеристика подачи в волейболе 5
1.2 Методика совершенствования техники подачи мяча в волейболе 7
1.3 Анатомо-физиологические особенности волейболисток 15 лет 10
ГЛАВА 2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
2.1. Цель и задачи исследования 14
2.2. Методы исследования 14
2.2.1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных 15
2.2.2. Педагогическое наблюдение 15
2.2.3. Методы математической обработки результатов 17
2.3. Организация исследования 17
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 18
ВЫВОДЫ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный уровень спортивных достижений в воолейболе необычайно высок и имеет явную тенденцию к дальнейшему росту технического и тактического мастерства спортсменов, занимающихся этим видом спорта. Чтобы достигнуть уровня высших спортивных достижений в избранном виде спорта, а тем более превзойти его, требуется дальнейшее усовершенствование системы подготовки команды и игроков.
Научные исследования и результаты анализа крупнейших соревнований позволяют сделать вывод, чем выше достижения в любом виде спортивной игры, тем выше требования должны быть предъявлены в отношении их технической подготовленности. Техническая подготовка в волейболе, является важным, определяющим компонентом тренировочного процесса, так как позволяет раскрыть наиболее сильные индивидуальные качества игрока.
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ
1.1. Характеристика подачи в волейболе
Любая игра в волейбол всегда начинается с подачи. Если команда проигрывает подачу, она сразу же проигрывает очко. Сегодня волейболисты используют подачу как средство нападения, причем сильнейшие игроки владеют подачей в совершенстве.
Технически подача выглядит следующим образом: игрок располагаясь за линией площадки, подбрасывает мяч и ударом руки отправляет его на площадку противника. Подача должна быть выполнена в течении 5 секунд (Батоцыренова Т.Е, Карпов В.И., 2001).
Стадии выполнения подачи:
− исходное положение
− подбрасывание мяча и замах
− удар по мячу и движение после удара по мячу
Для правильного выполнения подачи важно согласовывать свои движения с летящим мячом так, чтобы удар по мячу произошел в нужной точке, для наилучшей эффективности подачи. Удар по мячу производится ладонью или кистью руки с согнутыми пальцами.
Подбрасывание мяча производится одной рукой. Направление и высота подбрасывания мяча, а также замах и амплитуда движения руки различны и зависят от техники выполнения подачи. Наименьшее движение руки и мяча при нацеленных и планирующих подачах, наибольшее при силовых атакующих (Савицкая Г.В., 2012).
1.2 Методика совершенствования техники подачи мяча в волейболе
Период совершенствования техники направлен на расширение и закрепление навыков в овладении приемами и вариантами техники волейбола. Основной задачей периода является детальное изучение и совершенствование приемов и отдельных деталей.
Совершенствование подач может проходить с учетом физической нагрузки и психического напряжения. Известные преимущества дает владение двумя видами подач. При этом одна из них, даже после высокой нагрузки, выполняется уверенно, другая подача – точно в цель.
Одной из задач учебно-тренировочного процесса является его интенсификация, повышение эффективности не только за счет повышения объема и интенсивности тренировочных воздействий (что не везде целесообразно), но и за счет использования технических средств обучения, способствующих развитию специальных способностей и как следствие повышающих эффективность подготовки спортсменов. Поэтому, повышение уровня спортивных достижений вызывает необходимость поиска новых, более эффективных путей спортивной подготовки.
Среди технических средств обучения ударным движениям, используемых в игровой обстановке следует выделить (Савицкая Г.В., 2012):
− различного рода мячи с изменяющейся траекторией полета;
− устройства с принудительной фиксацией звеньев тела спортсмена;
защитные и утяжеленные перчатки для тренировки ударов и бросков.
В целом же вышеуказанные устройства имеют ряд недостатков, которые не позволяют в полной мере использовать их в игровой обстановке, что требует разработки новых тренажерных устройств и приспособлений для обучения и совершенствования ударных движений.
1.3 Анатомо-физиологические особенности волейболисток 15 лет
Старший школьный возраст характеризуется значительными переменами в массе, длине, составе и пропорциях тела, в функционировании различных органов и систем растущего организма.
В этом возрасте развитие костно-мышечного и связочного аппарата у девушек еще не завершено, продолжается процесс окостенения кистей рук, фаланг пальцев ног, слияние тазовых костей. У девочек к 16 годам снижается скорость увеличения массы тела. Девочки в этом возрасте на 10-12 см ниже мальчиков и тяжелее на 5-8 кг. Относительно массы всего тела мышечная масса на 13% больше, а масса подкожного жира на 10% меньше; тело девушек несколько длиннее, а руки и ноги короче. Более широкий по сравнению со скелетом мальчиков таз, большая подвижность позвоночника и суставов, относительно более короткие ноги, а также более высокая эластичность связочного аппарата приводят к тому, что у девочек боковые вибрации тела при ходьбе и беге больше по сравнению с мальчиками (Каменская В.Г., 2017).
В старшем школьном возрасте у девочек отмечается характерный для взрослого организма тип телосложения, имеющий определенную степень развития мышц и отложений жировой ткани, форма груди и живота, соотношение длины и массы тела, его пропорции.
Старший школьный возраст характеризуется значительным развитием всех высших структур центральной нервной системы. Масса мозга к периоду старшего школьного возраста по сравнению с новорожденным у девочек увеличивается в 3 раза. К 16-17 годам завершается развитие центральной нервной системы, деятельность которой приближается к взрослому уровню, однако имеет меньшие функциональные резервы, меньшую устойчивость к действию высоких психических и физических нагрузок (Каменская В.Г., 2017).
Созревание вестибулярной сенсорной системы происходит в возрасте 14 лет. Однако около 40% подростков характеризует нестабильность к действию ускорений. Часто проявляется в возрасте 15-16 лет недостаточная способность к поддержанию равновесия на подвижной опоре. После 16 лет значительно улучшается и стабилизируется способность поддерживать равновесие (Каменская В.Г., 2017).
В 16 лет точность распознавания мышечного напряжения практически не отличается от уровня взрослых. Благодаря четкому восприятию проприоцептивной информации у девочек возрастает способность к контролю не только отдельных мышц, но даже отдельных двигательных единиц.
В процентах от массы тела количество крови в организме уменьшается от периода новорожденности до возраста 10-16 лет в 2 раза, но все же оно выше окончательных значений. Картина крови к 14-16 годам фактически соответствует количественным характеристикам крови взрослого (Каменская В.Г., 2017).
Система кровообращения в старшем школьном возрасте является полностью сформированной. Увеличивается масса и объем сердца. Рост массы сердца осуществляется с некоторым отставанием от увеличения массы тела. После 14 лет ежегодное увеличение мышечной массы сердца особенно велико.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для решения первой задачи был проведен анализ научно-методической литературы по теме исследования. На основании проведенного анализа можно сделать заключение, что в современной научно-методической литературе достаточно широко освещаются вопросы техники и тактики игры в волейбол, а также вопросы методики обучения и критерии оценки различных технико-тактических действий.
Соревновательная деятельность характеризуется множественными показателями, по которым можно определять эффективность деятельности как одного спортсмена, так и команды в целом. Эти показатели – своеобразные критерии действий спортсмена. Поэтому учет этих действий позволяет не только отразить и восстановить процесс соревнования и поведения спортсмена и команды, но также планировать и корректировать дальнейшую подготовку.
Известно, что совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом общих закономерностей становления спортивного мастерства в избранном виде спорта является одним из перспективных направлений совершенствования системы спортивной техники
Однако вопрос эффективности подачи мяча у волейболисток 15 лет на основании проведенного исследования представляется изученным недостаточно.
Для решения второй задачи было с целью определения показателей эффективности подачи мяча было проведено педагогическое наблюдение.
ВЫВОДЫ
1. Анализ литературных источников, направленный на изучение теоретических вопросов оценки эффективности подач в волейболе позволил составить представление о современном состоянии проблемы, существующей на сегодняшний момент в системе подготовки волейболистов, техники выполнения подач, теории и методики подготовки спортсменов. Изучение данных литературы показало, что вопрос эффективности подач у волейболисток 15 лет изучен недостаточно.
2. Анализ результатов спортсменок первой группы в соответствии с модельными характеристиками игроков соответствует оценке «хорошо», которая по своему значению приближается к оценке «отлично». Показатели четырех волейболисток соответствуют оценке «отлично», у двух спортсменок показатели соответствуют оценке «удовлетворительно».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурцев, В.А. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного обучения студентов [Текст] / Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Е., Садыкова С.В. // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26642
2. Железняк Ю. Д. Волейбол[Текст]: Метод. пособие по обучению игре / Ю. Д. Железняк, В. А. Кунянский, А. В. Чачин; Под общ. ред. А. В. Березина и Ю. В. Питерцева. - М.: Грааль, 2002. - 74 с
3. Железняк, Ю.Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе [Текст]/ Ю.Д. Железняк, Г.Я. Шипулин, О.Э. Сердюков // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 4. – С. 30.
4. Залевский, А. В. Волейбол [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов технических вузов / А. В. Залевский, Н. Н. Епифанова; Саратовский гос. техн. ун-т. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 2007. - 90 с.
5. Зарипова, Р.Р. К вопросу о подготовке нападающих игроков в волейболе с учетом игровой специализации [Текст] / Зарипова Р.Р., Теплова Л.Г. // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7. С. 58.
6. Ивойлов, А.В. Тактическая подготовка волейболистов [Текст] / Ивойлов А.В. – ФиС, 2001. – 201 с.
7. Инновационные подходы к организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» [Текст]: учебное пособие /под ред. С.И. Крамского, И.А. Амельченко. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. – С. 122 – 136
8. Каменская, В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена [Текст]: учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения \ Каменская, В.Г. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
9. Капилевич, Л.В. Научные исследования в физической культуре [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Капилевич. – Томск, 2012. – 144с.
10. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команд к соревнованиям [Текст] / Клещев Ю.Н. - М. : Спорт. Академия Пресс, 2002-192с.
11. Красникова, О.С. Результативность соревновательной деятельности высококвалифицированных нападающих в мужских волейбольных командах [Текст] / Красникова О.С.// Вестник НВГУ. 2016. № 1. С. 66¬71.
12. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст] / Матвеев Л.П. – М., 2001. – 324 с.
13. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов [Текст]: учебное издание / Матвеев Л.П. – К.: Олимпийская литература, 2002. – 319 с.
14. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения [Текст] / Платонов В.Н. – К.: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
15. Подачи и приём мяча с подачи в волейболе [Текст]: Метод. разраб. / Сост. Т.Е. Батоцыренова, В.И. Карпов. - Владимир: Владим. гос. ун-т, 2001. - 41 с.
16. Савицкая, Г.В. Методические основы обучения подачам в волейболе [Текст]: метод. указания / Г.В.Савицкая. – Ульяновск: УлГТУ, 2012. – 36
17. Спортивные игры [Текст]/ Железняк Ю.Д, Портнов Ю.М, Савин В.П, Лексаков А.В. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 520 с.
18. Спортивные игры [Текст]: Совершенствование спортивного мастерства: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Ю. Д. Железняка.,Ю. М. Портнова. - М.: Издательский центр «Академия». 2004. - 400с.
19. Спортивные игры [Текст]: Техника, тактика, методика обучения. Учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования / [ Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков]; под ред. / Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. –7 изд., стер. - М.: Академия, 2012. – 520 с.
20. Степнов, Г. М. - Волейбол [Текст]: Учеб. пособие. / Степнов Г. М., Асипчик В. К., Ткачук В.А. - Мн. : БГЭУ, 2001, - 169 с
21. Теория и методика спортивных игр [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. образования / Ю.Д. Железняк, Д.И. Нестеровский, В.А. Иванов и др./ под ред. Ю.Д. Железняк. – М.: Академия, 2014. – 464с.
22. Формирование тактических умений волейболистов при игре в нападении с учетом амплуа [Текст]/ Л.М. Иванова, А.А. Гераськин, И.А. Рогов, А.В. Родионов. Омск: СибГУФК, 2011. 144 с.
23. Шипулин, Г.Я. Эффективность технико-тактических действий в соревновательной деятельности высококвалифицированных волейболистов / Г.Я Шипулин, О.Э. Сердюков // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 5. – С. 34 – 36.
24. Шомуратов А.А. Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях [Текст]// Молодой ученый. — 2015. — №13. — 760-763 с.