Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования обусловлена тем, что качественное стратегическое планирование и прогнозирование приобретают все большее значение, так как это тот набор инструментов, который определяет развитие государства.
В современных условиях существования нашей страны одной из важнейших потребностей общества является наличие стратегического прогноза и плана развития территории. Это обусловлено неравномерностью экономического развития территорий, высоким уровнем социальной дифференциации населения, глобальными и локальными экономическими изменениями последних десятилетий, переоценкой нравственных ценностей.
Поэтому в наши дни актуальной задачей является повышение социально-экономического уровня развития России в целом, а также регионов и городов, как в текущем периоде, так и в перспективе. Решить ее позволяют методы оптимального стратегического планирования и прогнозирования.
Целью исследования является изучение технологии государственного стратегического планирования и прогнозирования в России.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
– охарактеризовать понятие государственного стратегического планирования и прогнозирования;
– рассмотреть нормативно-правовое регулирование государственного стратегического планирования и прогнозирования в России;
– представить организационную структуру государственного планирования и прогнозирования, сложившуюся в России;
– выявить актуальные проблемы государственного планирования и прогнозирования в России;
– определить перспективы государственного стратегического планирования и прогнозирования в России.
Объект исследования – технологии государственного стратегического планирования и прогнозирования.
Предмет исследования – особенности, проблемы и перспективы государственного стратегического планирования и прогнозирования.
Методология исследования определена стоящими перед данной работой целью и задачами. За основу в исследовании принят диалектический метод познания, предполагающий всесторонность, объективность и взаимосвязь исследуемых явлений. Использован также метод системного анализа. В процессе работы использовались различные теоретические разработки ученых, прежде всего, в области макроэкономического планирования и прогнозирования. Также были использованы научные статьи из периодической печати. Информационной базой исследования послужили действующие нормативно-правовые акты по исследуемой проблеме.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во вводной части обоснована актуальность работы, выделены предмет и объект исследования, установлены цели и задачи, охарактеризованы используемые методы.
Первая глава носит теоретический характер. В ней раскрыта раскрыты теоретические аспекты и нормативные основы государственного стратегического планирования и прогнозирования. Во второй главе проведен анализ технологии государственного стратегического планирования и прогнозирования в России.
В заключительной части курсовой работы дано краткое изложение содержания исследования, сформулированы основные выводы, в которых были даны ответы на поставленные во вводной части задачи.
Библиографический список содержит перечень публикаций, на которые в курсовой работе делаются ссылки.
Приложение включает иллюстративный материал, необходимый для полноты восприятия работы.
Глава 1. Теоретические аспекты и нормативные основы государственного стратегического планирования и прогнозирования
1.1 Понятие государственного стратегического планирования и прогнозирования
Социально-экономическое развитие страны представляет собой сложное явление и представляет собой комплексную характеристику общественно-экономической системы страны [12, С. 24]. Основным институтом экономической и политической системы общества является государство, которое направляет и контролирует совместную деятельность людей и отношения, возникающие между ними [21, С. 19].
Важными составляющими системы государственного управления социально-экономическим развитием являются прогнозирование, планирование и программирование. С целью разграничения данных понятий определим значение каждого из них (приложение 1).
Прогнозирование и планирование могут существовать отдельно друг от друга. Это обусловлено тем, что существуют объекты, которые не подлежат планированию, но могут быть объектами прогнозирования.
Прогнозы имеют альтернативный характер. При этом определение альтернатив развития является одним из результатов прогнозирования. Процесс разработки плана (программы) тоже должен иметь вариантный характер, но, в отличие от прогноза, план (программа) – это уже выбранный вариант развития, который подлежит практической реализации.
Прогноз, в свою очередь, проявляется в научной модели будущих событий и явлений, а план - заранее четко определенная последовательность осуществления программы на конкретный период с указанием ее целей, содержания, объема, методов, средств и сроков выполнения. Следовательно, прогноз по степени конкретизации и теоретического обоснования является более точным понятием, чем гипотеза, а план – понятие, более детализированное и уточненное по сравнению с прогнозом.
Прогноз является результатом процесса прогнозирования. При этом прогнозирование очень взаимосвязано с планированием. Это обусловлено тем, что прогнозирование создает условия для научного обоснованного планирования.
Основные задачи прогнозирования представлены в приложении 2.
Прогнозирование представляет собой совокупность последовательных этапов, к основным из которых следует отнести:
1) подготовку к разработке прогноза;
2) анализ ретроспективной информации, внутренних и внешних условий;
3) определение наиболее вероятных вариантов развития внутренних и внешних условий;
4) проведение экспертизы;
5) разработка альтернативных вариантов;
6) априорная и апостериорная оценка качества прогноза;
7) контроль хода реализации и корректировка прогноза.
Определение основных составляющих прогнозирования и последовательная реализация обозначенных этапов является предпосылкой создания стратегии, что, в свою очередь, является гарантом сохранения ресурсов для решения экономических и социальных проблем социально-экономического развития. Наука должна исследовать и предвидеть будущее развитие событий, предупреждать общество об опасности, разрабатывать альтернативные варианты решения проблем и обосновывать критерии выбора лучших из них [9, С. 9].
Таким образом, современные условия требуют максимального расширения области прогнозирования, дальнейшего совершенствования методологии и методики разработки прогнозов. Чем выше уровень прогнозирования процессов общественного развития, тем эффективнее планирование и управление этими процессами в обществе.
Процесс прогнозирования не ограничен жесткими временными рамками, ранее принятыми решениями, носит предварительный характер. Прогнозы являются источником информации, в первую очередь, о тех объектах государственного и муниципального управления, которые существенным образом влияют на ход социально-экономических событий и при этом частично поддаются (или не поддаются) воздействию со стороны государства [9, С. 10].
Содержанием стратегического планирования социально-экономического развития города является разработка стратегического плана путем формулирования видения, миссии, стратегической цели и дерева целей через анализ внешней и внутренней среды, определение правил принятия решений, прогнозирование социально-экономического развития и установки четких измеряемых критериев достижения цели.
Прогнозы лежат в основе концепций, программ, планов социально-экономического развития. Прогнозы и планы разрабатываются по стране, территориям, видам и отраслям производства, проблемам и т.д.
2.2 Нормативно-правовое регулирование государственного стратегического планирования и прогнозирования в России
Государственное планирование и прогнозирование социально-экономического развития России регламентируются Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [4] (далее - Закон № 172). Согласно этому документу: прогноз социально-экономического развития России – документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о внешних и внутренних условиях, направлениях и об ожидаемых результатах социально-
Фрагмент для ознакомления
3
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. – М. : Эксмо, 2020. – 64 с.
2. Российская Федерация. Законы. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации : Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 30. – Ст. 2871.
3. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ [Текст] : офиц. текст. – М. : Эксмо, 2020. – 128 с.
4. Российская Федерация. Законы. О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 26 (часть I). – Ст. 3378.
5. Российская Федерация. Законы. О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 19. – Ст. 2333.
6. Российская Федерация. Законы. О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период» (вместе с «Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период») : Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 N 1218 // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 46. – Ст. 6398.
7. Российская Федерация. Законы. О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период») : Постановление Правительства РФ от 14.11.2015 N 1234 // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 47. – Ст. 6598.
8. Гончаренко, Л. С. Цифровая экономика как фактор социально-экономической трансформации России [Текст] / Л. С. Гончаренко // Вестник Челябинского государственного университета. – 2019. – № 3 (425). – С. 43-49.
9. Ивантер, В. В. Основные задачи и принципы социально-экономического прогнозирования [Текст] / В. В. Ивантер, А. В. Суворов, В. С. Сутягин // Управление. – 2015. – № 1 (7). – С. 8–17.
10. Костенко, В. В. Правовое регулирование новой модели стратегического планирования [Текст] / В. В. Костенко // Региональная экономика. Юг России. – 2016. – № 1 (11). – С. 51-58.
11. Кудряшова, Е. В. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» – долгий путь через эпохи [Текст] / Е. В. Кудряшова // Право и государство: теория и практика. – 2016. – № 12 (144). – С. 32-34.
12. Курбанова, Э. Р. Социально-экономическое развитие России и стран мира [Текст] / Э. Р. Курбанова, О. И. Шалина //Актуальные вопросы экономической теории : развитие и применение в практике российских преобразований : материалы VIII Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2019. – С. 22-25.
13. Матненко, А. С. Правовое регулирование программно-целевого метода бюджетной деятельности: Автореф. дисс. … на соиск. докт. юрид. наук [Текст] / А. С. Матненко. – Омск, 2009. – С. 16.
14. Пащенко, У. Ю. Применение нейронных технологий при прогнозировании социально-экономического развития России [Текст] / У. Ю. Пащенко, А. Харченко // Проблемы и перспективы развития теории и практики современного менеджмента Труды международной научно-практической конференции. Под редакцией В.В. Некрасовой, А.А. Горбачевой. – 2019. – С. 10-13.
15. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник [Текст] / Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Ю. В. Яковец. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2011. – 601 с.
16. Стрижкова, Л. А. Проблемы надежности макроэкономического прогнозирования [Текст] / Л. А. Стрижкова // Федерализм. – 2013. – № 3 (71). – С. 113-128.
17. Сургуладзе, В. Ш. Актуальные проблемы прогнозирования в системе государственного стратегического планирования (на примере прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.) [Текст] / В. Ш. Сургуладзе // Власть. – 2016. – Т. 24. – № 10. – С. 19-26.
18. Сурков, А. А. К вопросу повышения точности прогнозирования / А. А. Сурков // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 8 (97). – С. 1285 - 1290.
19. Сурков, А. А. Повышение точности прогнозирования для целей стратегического планирования / А. А. Сурков // Научно-технический прогресс как механизм развития современного общества : сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 74-79.
20. Татьякин, В. М. Кадровый потенциал Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года [Текст] / В. М. Татьякин, И. С. Дюбко // Вестник Югорского государственного университета. – 2015. – № 11(2). – С. 90-93.
21. Ткаченко, В. Г. Сущность и основные составляющие процессов прогнозирования [Текст] / В. Г. Ткаченко // Международный журнал теории и научной практики. – 2019. – Т. 2. – № 2. – С. 17-24.
22. Галушкин, А. И. Применение нейрокомпьютеров в финансовой деятельности [Электронный ресурс] // Электрон. библиотека ДонНТУ, 2007. – URL : http://masters.donntu.org/2007/kita/bolkunevich/library/ galuwkin.htm (дата обращения: 07.12.2020). – Загл. с экрана.
23. «Магнит» планирует внедрить анализ спроса на товары с помощью нейросетей [Электронный ресурс] // ТАСС: информационный интернет-портал. 10.05.2018. URL : https://tass.ru/ekonomika/5188746 (дата обращения: 07.12.2020). – Загл. с экрана.
24. Нейросеть // «Индикатор» : интернет-изд [Электронный ресурс]. URL : https://indicator.ru/tags/nejroset/ (дата обращения: 07.12.2020). – Загл. с экрана.