Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется необходимостью применения новых моделей управления российскими предприятиями, среди которых особое место занимает управление стоимостью предприятия. Существующие системы управления обществом уже недостаточно решают задачу повышения благосостояния собственников (акционеров) общества и других заинтересованных сторон. В связи с этим особенно актуальным становится изучение теории и практики управления компанией, основанной на стоимости.
В современной профессиональной экономической литературе и деловой практике управление, основанное на стоимости предприятия, получило название «управление стоимостью предприятия». В настоящей работе управление стоимостью компании означает управление компанией, основанной на стоимости, или управление компанией, ориентированной на максимизацию стоимости.
Опыт развитых стран подтверждает высокую эффективность управления ценностью компании. Применение управления стоимостью в российских компаниях может стать средством повышения их инвестиционной привлекательности, эффективности и ценности. С его помощью российские предприятия смогут повысить конкурентоспособность, обеспечить наиболее эффективное использование всех факторов производства, добиться лидирующих позиций в экономике. Управление ценностью компании позволяет создать новую систему корпоративного управления и механизм вознаграждения сотрудников в зависимости от их вклада в создание стоимости. Реализация управления стоимостью предприятия, его принципов, подходов и методических рекомендаций может способствовать повышению эффективности экономики в целом и отдельных ее секторов, а также повышению благосостояния собственников и общества в целом.
Изучение проблемы. В работах русских авторов управление ценностью общества еще не получило сложного отражения. Существующие публикации обычно касаются только некоторых практических, а не теоретических аспектов управления стоимостью компании.
Теория управления принципиально раскрывается в работах Р. А. Белоусова, А. А. Гапоненко, Н. П. Иващенко, С. В. Бордо, Т. М. Орлова, Они рассматриваются финансовые аспекты управления стоимостью предприятия, включая стоимость оценки, показатели и факторы стоимости.
Общая цель исследования-разработка концептуальной основы управления ценностью компании, важной научной и практической задачи, решение которой имеет решающее значение для теории управления экономическими системами. Для достижения общей цели должны быть достигнуты следующие конкретные цели:
* обосновать концепцию управления ценностью компании и раскрыть ее содержание;
* разработка системы управления стоимостью предприятия и механизма ее реализации;
* выявить сущность стоимости предприятия и обосновать бухгалтерские, экономические, структурные и факторные модели стоимости предприятия;
* определение состава системы показателей эффективности, ориентированных на ценность предприятия;
* разработать систему стратегий и обосновать организационную структуру в системе управления стоимостью предприятия;
* обнаружение мотивации в системе управления ценностью компании;
* определение эффективности управления стоимостью предприятия в странах с рыночной экономикой.
Объектом исследования является ОАО Нижегородский хлеб". Предметом исследования являются экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе управления ценностью компании.
Теоретико-методологическими основами исследования являются работы российских и зарубежных ученых в области экономической теории, менеджмента, финансового управления, инвестиций и инноваций, корпоративных финансов, бухгалтерского учета и экономического анализа. Эмпирическая основа исследования основана на данных обследований компаний стран с рыночной экономикой иностранными и российскими исследователями. Для решения задач использовались методы системного, сравнительного, синергетического и ситуационного анализа, экономического и математического моделирования.
В ходе работы над исследованием использовались законодательные и нормативные акты РФ, международные и национальные стандарты финансовой отчетности и бухгалтерского учета, международные и национальные стандарты оценки, данные предприятий, рейтинговых и консалтинговых агентств, материалы научно-практических семинаров, конференций по вопросам управления.
Новые научные результаты, полученные лично автором, заключаются в том, что пути и
Логика и цель исследования определяют структуру работы. Он состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ КАПИТАЛА
1.1 . Сущность и классификации капитала компании
Высокая роль капитала в экономическом развитии предприятия и удовлетворении интересов государства, собственников и персонала определяет его как основной объект финансового управления предприятием, а обеспечение его эффективного использования-одна из самых ответственных задач финансового управления.
Капитал имеет следующую классификацию:
1.по принадлежности предприятие выделяет собственные виды собственного и заемного капитала.
Акционерный капитал характеризует общую стоимость принадлежащих ему средств предприятия и которые используются им для формирования определенной части его активов. Эта часть активов, состоящая из вложенного капитала, представляет собой чистые активы компании.
Заемный капитал характеризует деньги или другие имущественные ценности, мобилизованные для финансирования развития бизнеса на возвратной основе. Все формы заемного капитала, используемые предприятием, представляют его финансовые обязательства, подлежащие погашению в установленные сроки [21, С. 134-140].
2.в зависимости от целей использования в составе предприятия можно выделить следующие виды капитала: продуктивный, кредитный и спекулятивный.
Производительный капитал характеризует средства компании, вложенные в ее операционные активы для осуществления ее производственной и производственно-сбытовой деятельности.
Кредитный капитал-часть его, используемая для инвестирования в денежные инструменты (краткосрочные и долгосрочные депозиты в коммерческих банках), а также в долговые инструменты (облигации, депозитные сертификаты, векселя и т.)
Спекулятивный капитал характеризует ту его часть, которая используется в процессе осуществления спекулятивных финансовых операций (основанных на разнице цен) (приобретение деривативов для спекулятивных целей и т.
3.в зависимости от форм инвестирования выделяют капитал в денежной, материальной и нематериальной форме, используемый для формирования уставного фонда предприятия. Капиталовложения в этих формах разрешаются законом при создании новых предприятий, увеличении объема их уставных средств.
4.в зависимости от объекта инвестирования выделяются виды основного капитала и оборотных средств предприятия.
Основной капитал относится к части капитала, используемого компанией, которая инвестируется во все виды необоротных активов (а не только в основные средства, как это часто интерпретируется в литературе) [32, С. 142-144].
Оборотный капитал характеризует ту часть, которая инвестируется предприятием в его текущие активы.
5.в зависимости от формы бытия в процессе обращения, то есть в зависимости от этапов общего цикла этого обращения, выделяется капитал предприятия в его денежной, производственной и торговой формах.
6.по формам собственности определяется частный и государственный капитал, вложенный в предприятие в процессе формирования его уставного фонда.
7.в зависимости от организационно — правовых форм деятельности выделяют следующие виды капитала: акционерный капитал (капитал предприятий, создаваемых в виде акционерных обществ); акционерный капитал (капитал предприятий — партнеров-общества с ограниченной ответственностью, управляющие компании и др.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белкин, В.Н., Белкина, Н.А. Организационный капитал предприятия / В.Н. Белкин, Н.А. Белкина // Экономика региона. 2019. Т. 12. № 3. С. 826-838.
2. Белошицкая, М.О., Шарапова, И.С. Совершенствование внутреннего контроля собственного капитала / М.О. Белошицкая, И.С. Шарапова // Научный альманах. 2017. № 1-1 (27). С. 54-59.
3. Буркальцева, Д.Д., Блажевич, О.Г. Сущность капитала, классификация и методика оценки его использования на предприятии / Д.Д. Буркальцева, О.Г. Блажевич / Science Time. 2019. № 7 (31). С. 33-38.
4. Воробьев, Ю.Н., Жилина, Ю.В. Управление стоимостью капитала предприятия / Ю.Н. Воробьев, Ю.В. Жилина // Вестник Науки и Творчества. 2018. № 11 (11). С. 45-52
5. Галкина, Е. В. Влияние концепций поддержания капитала и признания прибыли на результаты экономического анализа/Е. В. Галкина//Экономический анализ: теория и практика. 2019. № 21. С. 142-145
6. Голикова, Е.Ю. Анализ заемного капитала предприятия / Е.Ю. Голикова // Контентус. 2019. № 2 (43). С. 32-35.
7. Дементьева, С.Я., Галас О.С. Теоретико – методические аспекты формирования учетной информации о собственном капитале / С.Я. Дементьева, О.С. Галас // Научные труды Южного филиала Национального университета биоресурсов и природопользования Украины «Крымский агротехнологический университет». Серия: Экономические науки. 2018. № 152. С. 134-140.
8. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник/Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и сервис, 2019. – 612с.
9. Зубова, Е.В., Коява, Л.В. Стоимость капитала как фактор оценки стоимости компании / Е.В. Зубова, Л.В. Коява // Инновационное развитие. 2017. № 1 (6). С. 47-50.
10. Иванюк, Т.Н., Арышев, В.А. Анализ влияния структуры капитала на финансовое состояние предприятия / Т.Н. Иванюк, В.А. Арышев // Вестник университета Туран. 2019. № 2 (70). С. 119-123.
11. Исраилова, З.Р., Барзаева, М.А. Проблемы эффективности использования капитала предприятия / З.Р. Исраилова, М.А. Барзаева // Достижения науки и образования. 2018. № 10 (11). С. 31-32.
12. Караева, Ф.Е. Оценка эффективности использования собственного капитала предприятия / Ф.Е. Караева // Успехи современной науки и образования. 2019. Т. 1. № 10. С. 84-86.
13. Кузнецова, О.Н., Ковалева, Н.Н. Формирование отчетных показателей о собственном капитале предприятия / О.Н. Кузнецова, Н.Н. Ковалева // Бюллетень науки и практики. 2019. № 6 (7). С. 234-237.
14. Кыштымова, Е.А. Понятие собственного капитала в международных и российских стандартах учета и отчетности / Е.А. Каштымова //Аудиторские ведомости. 2018. № 3. С. 58-63.
15. Любушин, Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности/Н.П. Любушин: 2-е изд. -М.: ЮНИТИ, 2020. -445 с
16. Мамишев, В.И. Структура капитала и ее влияние на стоимость компании / В.И. Мамишев //Проблемы современной экономики, 2019. № 1 (53). — С. 91-95
17. Поелуева, Е.В., Солдаткина, И.А. Пути повышения эффективности управления капиталом современного предприятия / Е.В. Поелуева, И.А. Солдаткина // Современные научные исследования и разработки. 2019. № 3 (3). С. 368-372.
18. Попкова, Е.Г., Акимова, О.Е. Основы финансового мониторинга: Учебное пособие. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2018. 342 с.
19. Потолова, И.О. Теория капитала и роль крупных предприятий / И.О. Потолова // Евразийское Научное Объединение. 2019. Т. 2. № 5 (17). С. 119-121.
20. Саберов, Д.Р. Оптимизация структуры капитала предприятия / Д.Р. Саберов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. № 6. С. 202-209.
21. Савиных, О.И. Виды собственного капитала предприятия различных организационно – правовых форм / О.И. Савиных // Территория науки. 2018. № 6. С. 134-140.
22. Сафьянов, А.Н., Жигалов, А.А. Принципы и алгоритм выбора источников финансирования предприятия / А.Н. Сафьянов, А.А. Жигалов // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2017. № 1. С. 232-242.
23. Серова, Е.Г., Гюнтер, И.Н. Исследование взаимосвязи финансовой структуры капитала, риска, прибыльности и стоимости предприятия / Е.Г. Серова, И.Н. Гюнтер // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017. № 2 (63). С. 157-166
24. Скамай, Л.Г., Трубочкина, М.И. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 378 с.
25. Сутягин, В.Ю. Практические аспекты оценки стоимости капитала российских компаний / В.Ю. Сутягин //Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2019. № 36. С. 24-34.
26. Сухова, Л.Ф., Семенова, С.В. К вопросу об экономических критериях оценки структуры капитала организации / Л.Ф. Сухова, С.В. Семенова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017. № 2 (63). С. 54-63.
27. Целищева, Е.С., Насретдинова, З.Т. Анализ состава и структуры собственного капитала предприятия / Е.С. Целищева, З.Т. Насретдинова // Международный студенческий научный вестник. 2020. № 4-5. С. 692-693.
28. Чараева, М.В., Бабиева, Т.В. Формирование политики управления заемным капиталом предприятия / М.В. Чараева, Т.В. Бабиева // Инновационная наука. 2019. № 10-1. С. 157-162.
29. Чернышева, М.М. Собственный капитал как гарант финансовой устойчивости и безопасности коммерческой организации / М.М. Чернышева // Вестник науки и образования. 2017. Т. 2. № 3 (27). — С. 48-51.
30. Шинкарева, Л.И. К вопросу определения величины чистого оборотного капитала предприятия / Л.И. Шинкарева // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2019. № 2-1. С. 43-49.
31. Широкова, С.В. Собственный и заемный капитал / С.В. Широкова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2018. № 48. С. 37-38.
32. Ширковская, Н.А. Методика анализа капитала компании / Н.А. Ширковская // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2018. № 2. С. 142-144.
33. Щербинина, Ю.В. Учетно – аналитическое обеспечение анализа собственного капитала / Ю.В. Щербинина // Территория науки. 2019. № 4. С. 124-126.
34. Щербинина, Ю.В. Собственный капитал как источник финансирования собственных средств / Ю.В. Щербинина // Территория науки. 2019. № 2. С. 32-34.