- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Развитие физических качеств и способностей у лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Физическая культура и спорт
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Развитие физических качеств и способностей у лиц с отклонениями в состоянии здоровья"?34 страницы
20 источников
Добавлена 28.06.2021 Опубликовано: studservis
990 ₽
1980 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. Обзор научной литературы по теме исследования 5
1.1. Понятие «здоровье» и его характеристика 5
1.2. Факторы, оказывающие отрицательное влияние на здоровье 7
1.3. Общая характеристика значения занятий физическими упражнениями в профилактике здоровья 9
Глава 2. Анализ развития физических качеств и способностей лиц с ОВЗ 11
2.1. Влияние занятий физическими упражнениями на оздоровление функциональных систем организма 11
2.2. Организация и проведение занятий по развитию физических качеств и способностей у лиц с отклонениями в здоровье 15
Заключение 32
Список использованных источников 34
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность. Тема данного исследования на сегодняшний день является достаточно актуальной. В современном глобализирующемся мире наблюдается тенденция к увеличению количества людей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. Значительную часть среди них занимают лица с нарушениями интеллекта. Учеными доказано, что у лиц данной категории наблюдается нарушение познавательной и эмоционально-волевой сфер, недостаточный уровень развития координационных способностей, гибкости, общей выносливости.
Адаптивное физическое воспитание (далее - АФВ) является новым направлением в отечественной системе образования и науки, которое изучает аспекты физического воспитания людей, имеющие в результате заболеваний или травм разные стойкие нарушения жизненно важных функций организма и связанных с ними ограничений физических возможностей. Основная цель АФВ - формирование и развитие двигательной активности, физических и психологических способностей, обеспечивающих адаптацию личности к своему состоянию здоровья, окружающей среде, обществу и различным видам деятельности.
Известный ученый С.П. Евсеев отмечает что мировой опыт реабилитации больных говорит о том, что ограничение функциональности организма преодолеваются только путем активизации нервно-мышечного аппарата, и основное внимание исследователей в настоящий момент приковано к методике проведения различных комплексов лечебной физической культуры.
Объект исследования – процесс физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Предмет исследования – развитие физических качеств и способностей у лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Цель исследования – проанализировать развитие физических качеств и способностей у лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Задачи:
1. Провести обзор научной литературы по теме исследования.
2. Проанализировать развитие физических качеств и способностей лиц с ОВЗ
В качестве методов исследования можно выделить:
Теоретический анализ литературных данных по проблеме исследования.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме исследования
1.1. Понятие «здоровье» и его характеристика
Физическое и психическое здоровье всегда было и остается главной ценностью каждого человека. Еще в древние времена оно рассматривалось врачами и философами как самое главное условие эффективной деятельности людей, их совершенства [11,13].
Однако, несмотря на такую большую ценность здоровья, понятие «здоровье» с давних пор не имело четкого научного определения. В настоящее время существуют различные подходы к определению данного понятия. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье не только как отсутствие болезней и физических дефектов, но и как состояние полного социального и духовного благополучия. Здоровье определяется как такое состояние человеческого организма, которое характеризуется уравновешенностью всех его органов и систем с внешней средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье оценивается по трем признакам: соматический признак, социальный и личностный.
Соматический признак предполагает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, а также максимальную адаптацию к окружающей среде. Социальный признак – это мера трудоспособности и социальной активности, а также деятельное отношение человека к окружающему миру. Личностный признак подразумевает под собой стратегию жизни человека и степень его господства над жизненными обстоятельствами [6,9].
Организм человека на протяжении своего развития не находится в состоянии равновесия со средой. Напротив, являясь неравновесной системой, человеческий организм постоянно меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды.
Исследователи предлагают определять здоровье исходя из основных функций человеческого организма. В соответствии с этим подходом здоровье – это способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ, инстинктивных процессов, генеративных функций. Кроме того, сюда же относится обеспечение умственной деятельности и фенотипического поведения, которые направлены на культурную и социальную сферы жизни [11,16].
Выделено 3 уровня для описания ценности здоровья:
биологический уровень – это изначальное здоровье, предполагающее совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов;
социальный уровень, рассматривающий здоровье как меру активности, а также деятельного отношения к миру;
личностный (психологический) уровень – здоровье есть не отсутствие болезни, а, прежде всего, ее отрицание в смысле преодоления. В этом случае здоровье выступает не только в качестве состояния организма, но и в качестве «стратегии жизни человека» [3,5].
Здоровье своеобразной характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой, и реализуется либо не реализуется человеком.
В других многочисленных определениях здоровья в качестве его основных признаков выделяются:
отсутствие болезней;
нормальное состояние организма;
способность человека к полноценному выполнению социальных функций;
динамическое равновесие организма и окружающей среды;
полное физическое, умственное, духовное и социальное благополучие, а также гармоническое развитие человеческого организма;
способность приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды;
жизнеспособность, которая рассматривается как интегральный показатель жизнедеятельности, то есть осуществление биологических, социальных и др. функций [4,6].
Человек постоянно находится под влиянием факторов, которые оказывают влияние на его организм. В формировании уровня здоровья существенное место отводится «факторам риска». Фактор риска – это дополнительное неблагоприятное воздействие на организм, которое повышает вероятность возникновения заболеваний. Все факторы, которые влияют на здоровье, можно разделить на группы: образ жизни; биологические факторы; состояние окружающей среды; объем и качество медицинской помощи. Знание этих факторов и умение их смягчить дает человеку возможность жить спокойно, активно и долго[1,3].
1.2. Факторы, оказывающие отрицательное влияние на здоровье
В качестве основных факторов, которые оказывают отрицательное влияние на здоровье можно выделить следующие:
1. Несоблюдение требований санитарных норм и правил, что приводит к нерациональной организации режима жизнедеятельности образовательного учреждения.
Сюда можно отнести:
нерациональное составление расписания занятий без учета биоритмов оптимума учебной деятельности (к примеру, самая большая нагрузка должна приходиться на вторник – среду, изложение нового материала в первой половине дня и т.д.);
плохие условия освещенности групповых комнат, отсутствие соблюдения режима проветривания;
неадекватный температурный режим;
неподходящая (нестандартная) мебель;
Фрагмент для ознакомления 3
Введение 3
Глава 1. Обзор научной литературы по теме исследования 5
1.1. Понятие «здоровье» и его характеристика 5
1.2. Факторы, оказывающие отрицательное влияние на здоровье 7
1.3. Общая характеристика значения занятий физическими упражнениями в профилактике здоровья 9
Глава 2. Анализ развития физических качеств и способностей лиц с ОВЗ 11
2.1. Влияние занятий физическими упражнениями на оздоровление функциональных систем организма 11
2.2. Организация и проведение занятий по развитию физических качеств и способностей у лиц с отклонениями в здоровье 15
Заключение 32
Список использованных источников 34
Введение
Актуальность. Тема данного исследования на сегодняшний день является достаточно актуальной. В современном глобализирующемся мире наблюдается тенденция к увеличению количества людей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. Значительную часть среди них занимают лица с нарушениями интеллекта. Учеными доказано, что у лиц данной категории наблюдается нарушение познавательной и эмоционально-волевой сфер, недостаточный уровень развития координационных способностей, гибкости, общей выносливости.
Адаптивное физическое воспитание (далее - АФВ) является новым направлением в отечественной системе образования и науки, которое изучает аспекты физического воспитания людей, имеющие в результате заболеваний или травм разные стойкие нарушения жизненно важных функций организма и связанных с ними ограничений физических возможностей. Основная цель АФВ - формирование и развитие двигательной активности, физических и психологических способностей, обеспечивающих адаптацию личности к своему состоянию здоровья, окружающей среде, обществу и различным видам деятельности.
Известный ученый С.П. Евсеев отмечает что мировой опыт реабилитации больных говорит о том, что ограничение функциональности организма преодолеваются только путем активизации нервно-мышечного аппарата, и основное внимание исследователей в настоящий момент приковано к методике проведения различных комплексов лечебной физической культуры.
Объект исследования – процесс физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Предмет исследования – развитие физических качеств и способностей у лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Цель исследования – проанализировать развитие физических качеств и способностей у лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Задачи:
1. Провести обзор научной литературы по теме исследования.
2. Проанализировать развитие физических качеств и способностей лиц с ОВЗ
В качестве методов исследования можно выделить:
Теоретический анализ литературных данных по проблеме исследования.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме исследования
1.1. Понятие «здоровье» и его характеристика
Физическое и психическое здоровье всегда было и остается главной ценностью каждого человека. Еще в древние времена оно рассматривалось врачами и философами как самое главное условие эффективной деятельности людей, их совершенства [11,13].
Однако, несмотря на такую большую ценность здоровья, понятие «здоровье» с давних пор не имело четкого научного определения. В настоящее время существуют различные подходы к определению данного понятия. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье не только как отсутствие болезней и физических дефектов, но и как состояние полного социального и духовного благополучия. Здоровье определяется как такое состояние человеческого организма, которое характеризуется уравновешенностью всех его органов и систем с внешней средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье оценивается по трем признакам: соматический признак, социальный и личностный.
Соматический признак предполагает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, а также максимальную адаптацию к окружающей среде. Социальный признак – это мера трудоспособности и социальной активности, а также деятельное отношение человека к окружающему миру. Личностный признак подразумевает под собой стратегию жизни человека и степень его господства над жизненными обстоятельствами [6,9].
Организм человека на протяжении своего развития не находится в состоянии равновесия со средой. Напротив, являясь неравновесной системой, человеческий организм постоянно меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды.
Исследователи предлагают определять здоровье исходя из основных функций человеческого организма. В соответствии с этим подходом здоровье – это способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ, инстинктивных процессов, генеративных функций. Кроме того, сюда же относится обеспечение умственной деятельности и фенотипического поведения, которые направлены на культурную и социальную сферы жизни [11,16].
Выделено 3 уровня для описания ценности здоровья:
биологический уровень – это изначальное здоровье, предполагающее совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов;
социальный уровень, рассматривающий здоровье как меру активности, а также деятельного отношения к миру;
личностный (психологический) уровень – здоровье есть не отсутствие болезни, а, прежде всего, ее отрицание в смысле преодоления. В этом случае здоровье выступает не только в качестве состояния организма, но и в качестве «стратегии жизни человека» [3,5].
Здоровье своеобразной характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой, и реализуется либо не реализуется человеком.
В других многочисленных определениях здоровья в качестве его основных признаков выделяются:
отсутствие болезней;
нормальное состояние организма;
способность человека к полноценному выполнению социальных функций;
динамическое равновесие организма и окружающей среды;
полное физическое, умственное, духовное и социальное благополучие, а также гармоническое развитие человеческого организма;
способность приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды;
жизнеспособность, которая рассматривается как интегральный показатель жизнедеятельности, то есть осуществление биологических, социальных и др. функций [4,6].
Человек постоянно находится под влиянием факторов, которые оказывают влияние на его организм. В формировании уровня здоровья существенное место отводится «факторам риска». Фактор риска – это дополнительное неблагоприятное воздействие на организм, которое повышает вероятность возникновения заболеваний. Все факторы, которые влияют на здоровье, можно разделить на группы: образ жизни; биологические факторы; состояние окружающей среды; объем и качество медицинской помощи. Знание этих факторов и умение их смягчить дает человеку возможность жить спокойно, активно и долго[1,3].
1.2. Факторы, оказывающие отрицательное влияние на здоровье
В качестве основных факторов, которые оказывают отрицательное влияние на здоровье можно выделить следующие:
1. Несоблюдение требований санитарных норм и правил, что приводит к нерациональной организации режима жизнедеятельности образовательного учреждения.
Сюда можно отнести:
нерациональное составление расписания занятий без учета биоритмов оптимума учебной деятельности (к примеру, самая большая нагрузка должна приходиться на вторник – среду, изложение нового материала в первой половине дня и т.д.);
плохие условия освещенности групповых комнат, отсутствие соблюдения режима проветривания;
неадекватный температурный режим;
неподходящая (нестандартная) мебель;
чрезмерное использование техники, компьютеров, а также видеоаппаратуры и т.д.
2. Физическая гиподинамия, статические перегрузки. Данный фактор оказывает существенное влияние ввиду малоподвижности жизни современных детей и взрослых. Большую часть времени дети проводят в условиях полной либо относительной неподвижности, что приводит к возникновению дисбаланса между психической перегрузкой и физической гиподинамией, приводя к возникновению целого ряда заболеваний (вегетативные дистонии, избыточный вес, нарушения опорно-двигательного аппарата и др.).
3. Социальный, а также психологический дискомфорт. Педагогический процесс характеризуется присутствием целого ряда стрессогенных факторов:
предстоящие, пугающие события (соревнования, ситуации проверки знаний и умений, ответственные выступления и др.);
неадекватная оценка со стороны окружающих;
принудительный характер общения и большое количество контактов в течение дня;
несоответствие эмоционального состояния взрослого и ребенка, необходимость постоянно подстраиваться под чужое настроение, подавляя при этом свои собственные эмоции;
быстрый темп и ритм педагогического процесса, необходимость выполнения заданий на фоне психического и физического утомления.
4. Неправильное и нерациональное питание. Сюда относится прием пищи не тогда, «когда хочется», а тогда, когда есть возможность. Кроме того, здесь же можно отметить быстрые приемы пищи в окружении большого количества людей (которые при этом не всегда вызывают положительные эмоции).
5. Повышенный уровень нагрузки на слуховой, зрительный и речевой аппарат.
6. Недостаточный уровень имеющихся знаний относительно собственного здоровья и возможностей его сохранения.
Любые заболевания и отклонения в состоянии здоровья человека влекут за собой уменьшение мышечных усилий, увеличивая при этом опасность возникновения многих заболеваний, напрямую связанных с малоподвижным образом жизни - гиподинамия (гипотенизией).
Поэтому не остается никаких сомнений в настоятельной необходимости применения в качестве основного реабилитирующего средства различных форм лечебной физкультуры [4,8,15].
1.3. Общая характеристика значения занятий физическими упражнениями в профилактике здоровья
Ученые установили теснейшую взаимосвязь двигательной активности, здоровья и заболевание индивида. Было выяснено, что малоподвижный образ жизни способствует нарушению рефлекторных связей, приводящих к большим изменениям в работе сердечно-сосудистой системы и иных органов человека. Чтобы нормально функционировала вся система человека, необходима максимальные двигательные действия [12].
Максимальные двигательные действия смогут обеспечить ежедневные занятия физическими упражнениями (ФУ), эффект которых будет определяться их содержанием.
Содержание ФУ определяет совокупность физиологических, психических и биомеханических процессов, которые будут, проходит под действием физических упражнений в организме человека, при их выполнении. Специальные подобранные и составленные комплексы, ФУ будут положительно влиять на оздоровительную и образовательную сферу индивида [3,6].
Занятия ФУ создают следующие эффекты:
1. Индивид достигает высоких показателей уровня здоровья, увеличивается продолжительность активности жизнедеятельности.
2. У человека значительно увеличиваются жизнеобеспечивающие функции и системы организма.
3. Повышается устойчивость организма к различным соматическим заболеваниям, а также к различным вредным влияниям внешней среды.
4. У человека значительно повышается эмоциональное состояние, увеличивается сопротивляемость к стрессу.
5. Организм человека способен поддерживать нужные для его существования физические, психофизиологические и психические качества.
6. ФУ позволяют индивиду достигать высоких показателей физической подготовки.
7. ФУ дают возможность приобрести профессионально-прикладные двигательные умения и навыки.
8. Человек приобретает естественную потребность в двигательных действах.
9. ФУ позволяют индивиду скорректировать фигуру и массы тела.
10. При помощи ФУ снижается число и тяжесть различных заболеваний [2,9]
Вывод по главе 1.
Таким образом, здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как ее внутренний мир, так и отношения с окружением. Она включает физический, духовный и социальный аспекты. При этом здоровье рассматривается не как самоцель, а как средство для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека. Таким образом, здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как ее внутренний мир, так и отношения с окружением.
Глава 2. Анализ развития физических качеств и способностей лиц с ОВЗ
2.1. Влияние занятий физическими упражнениями на оздоровление функциональных систем организма
Длительный спад физической активности:
существенное снижение энергозатрат;
снижение нагрузки на сердечнососудистую систему;
изменение водно-солевого обмена;
изменение нагрузки на костный аппарат
Все это приводит к последствиям:
замедление синтеза структур, в которых организмом запасается энергия;
ослабление силы и работоспособности мышц, функций мышечных волокон, что сопровождает ослабление обмена веществ и активности ферментов, усиление процессов распада, потеря массы тела;
уменьшение массы сердечной мышцы и нарушение деятельности сердца;
ослабление прочности костей и другие отрицательные сдвиги.
Как следствие, при условии ограниченной подвижности существенно повышается риск ряда заболеваний (ишемическая болезнь сердца (ИБС), атеросклероз, болезни обмена веществ, заболеваний пищеварительной системы), которые составляют до 70% всех болезней нашего времени.
Дефицит двигательной активности пагубно влияет на физическое совершенство, красоту и здоровье человека. Ученые установили, что если человек активно не занимается физическими упражнениями, то после 25 лет у него резко теряются физические качества – сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. И, напротив, физические упражнения приводят к повышению тонуса, улучшению обмена веществ и питания тканей. Кроме того, они ведут к формированию механизмов компенсации недостатков в работе различных систем и органов человека, нормализации болезненных отклонений в его жизнедеятельности, не достигших степени необратимых изменений.
Оптимальный двигательный режим – это важнейшее условие здорового образа жизни. Его основа – это систематические занятия физическими упражнениями и спортом, которые способствуют эффективному решению задачи укрепления здоровья и развития физических способностей. Значение мышечной деятельности настолько велико, что ее справедливо рассматривают в качестве главного признака жизни. Исследования свидетельствуют о том, что умственная деятельность становится менее эффективной на 50% уже на вторые сутки в условиях низкой физической активности. При этом растет нервное напряжение, резко ухудшается концентрация внимания, быстро развивается утомление и т.д.
Общая двигательная активность включает утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу по самообслуживанию и т.д. Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. В соответствии с программой профилактики основных факторов риска среди молодежи гиподинамической считается ситуация, при которой человек уделяет физическим упражнениям до 4 часов в неделю, т.е. занимается только в рамках занятий по физическому воспитанию. Оптимальный двигательный режим – 8-12 часов в неделю для мужчин и 6-10 часов для женщин. При этом на целенаправленные занятия физической культурой должно отводиться мужчинами не менее 6-8 часов, а женщинами – не менее 5-7 часов. Остальное время занимает физическая активность в условиях бытовой деятельности.
Важным фактором оптимизации двигательной активности являются самостоятельные занятия физическими упражнениями (утренняя гимнастика, паузы в учебном труде с использованием различных упражнений, ежедневные прогулки и т.д.).
Важнейшим показателем здоровья индивида является состояние его сердца и сосудов. Занимаясь физическими упражнениями, индивид сможет увеличить размер и массу сердца. Этот процесс происходит в результате утолщения стенок увеличением его объема. Этот процесс повышает у человека силу и дает возможность еще больше работать сердечной мышце, увеличивается ударный и минутный объем крови, снижается частота сердечных сокращений в покое и после физических нагрузок.
Ежедневные тренировки позволяют увеличить число эритроцитов и гемоглобина в крови, а результатом будет повышение кислородной емкости крови. Также регулярные физические тренировки раскрывают обеспечивают расширение кровеносных сосудов, приходит в норму их тонус.
Работа мышц проводит своеобразный массаж сосудистых стенок за счет гидро-динамической волны от убыстрения частоты сердечных сокращений и увеличения скорости кровяного тока. Этот процесс позволяет обеспечить своеобразную функцию очищения сосудов от липидных отложений, при этом сохраняя и улучшая эластичность их стенок, обеспечивая надежность доставки кислорода и питательных веществ к клеткам организма.
ФУ оказывают воздействие на снижения кровяной вязкости, обеспечивая облегчения работы сердца и уменьшая возможность возникновения тромбов и развития инфаркта-миокарда.
Как известно, показателями деятельности ССС есть ЧСС, АД, систолический и минутный объем крови. Находясь в состоянии покоя кровь способна совершить полный кругооборот за двадцать одну-двадцать две секунды, при совершении физической работе – за восемь секунд и меньше, при этом ее объем возрастает до сорока л/мин.
Здесь следует сказать, что анализ научной литературы показывает, что наиболее полезны в тренировке ССС циклические физические упражнения. Это обеспечивается тем, что выполняя циклические физические упражнения, очень активно происходит сокращение и расслабления мышц, при этом оказывается помощь сердцу по типу «мышечного насоса».
Бесспорен и тот факт, который говорит, что ФУ положительно влияют на опорно-двигательный аппарат. ФУ содействуют в увеличении синовиальной жидкости в суставных соединениях, тем самым улучшая питания хрящей, повышая эластичность сухожилий и связок. Следовательно, занятия ФУ способствуют снижению травматизма и инвалидности,
Неоценимую роль ФУ играют при искривлении позвоночника, деформации грудной клетки из-за слабости мышц спины и плечевого пояса. Тренированные мышцы спины укрепляют и разгружают позвоночный столб, беря часть нагрузки на себя; предотвращают «выпадение» межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков. При ФУ по укреплению мышц живота и спины улучшается осанка, способствующая сохранению внешнего вида и оптимальным условиям для работы внутренних органов. Ведущими средствами здесь являются циклические, общеразвивающие, гимнастические, прыжковые, силовые, корригирующие игровые упражнения с предметами и без предметов.
ФУ положительно влияют на функции обмена веществ и внутренних органов. Обмен веществ – основной биологический процесс в организме, представляющий единство взаимосвязанных процессов – ассимиляции и диссимиляции. Ассимиляция – непрерывное образование в клетках необходимых для жизни органических соединений из веществ, поступающих в организм. Диссимиляция – распад этих веществ с выделением энергии, которая используется для обеспечения жизнедеятельности организма. В процессе регулярных ФУ происходит более интенсивно самообновление белка в клетке, т.е. «сжигание» старых структур и образование новых, что приводит к омоложению организма и укреплению здоровья за счет улучшения деятельности клеток, в которых сосредоточены основные процессы белкового обмена. Наблюдается более быстрый распад холестерина, препятствующий развитию атеросклероза: во время бега диссимиляция повышается на 200-400%, а во время ходьбы – до 100%.
При выполнении скоростно-силовых упражнений тратятся в основном углеводы, а при продолжительных умеренных физических нагрузках – жиры, что позволяет регулировать массу тела [14,16].
2.2. Организация и проведение занятий по развитию физических качеств и способностей у лиц с отклонениями в здоровье
К основным физическим качествам принято относить быстроту, силу, выносливость, ловкость, гибкость. С развитием теории спортивной тренировки к указанным выше качествам стали присоединять новые, интегральные физические качества, реализующиеся в конкретных видах спорта: скоростная выносливость, силовая выносливость, скоростно-силовая выносливость, динамическая (взрывная) сила.
Занятия предусмотрены не менее трех раз в неделю. Они проводятся в различных формах, но основной формой являются физкультурные занятия. Так в дошкольных образовательных учреждениях занятия по АФВ проводятся в форме уроков и занятий ритмикой; то же самое можно сказать в отношении средних образовательных и специальных (коррекционных) учреждений; в сузах и вузах предусмотрены лекции, практические и методические занятия. Кроме того, предусмотрены занятия адаптивным физическим воспитанием в режиме учебного дня, способствующие повышению умственной и физической работоспособности [3].
В ходе занятий адаптивным физическим воспитанием у занимающихся здоровья формируется комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых сенсорно-перцептивных и двигательных умений и навыков. Развиваются основные физические и психические качества. Повышаются функциональные возможности различных органов и систем; развиваются, сохраняются и используются в новом качестве оставшиеся в наличии телесно-двигательные характеристики.
В процессе адаптивного физического воспитания, которое должно начинаться с момента рождения ребенка или с момента обнаружения той или иной патологии, первостепенное внимание уделяется задачам коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, выработке компенсаторных механизмов осуществления жизнедеятельности, если коррекция не удается, профилактической работе.
Основным средствам адаптивного физического воспитания являются физические упражнения. Физические упражнения - специально организуемые и сознательно управляемые двигательные и физические действия, направленные на решение педагогических задач развития и совершенствования физических, психических и психофизиологических качеств, функциональных возможностей организма человека. Слово «физические» отражает характер совершаемой работы в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени, а «упражнения» - степень этой работы.
К таким упражнениям относятся циклические: ходьба, бег, плавание; дыхательные из разных исходных положений; упражнения на подвижность позвоночника и коррекцию нарушений осанки. Выполнение специальных упражнений осуществляется индивидуальным методом организации занимающихся, поскольку кроме инвалидности каждый из них имеет индивидуальные особенности физического развития, функционального состояния различных органов и систем организма, генетику.
Спортивные игры - одна из форм лечебной физической культуры -это лечение движением, которое является потребностью каждого существа и регулятором его жизнедеятельности.
Спортивные игры занимают особое место в комплексной методике коррекции нарушений осанки у детей, обеспечивая многоплановое воздействие на организм ребенка и высокую эмоциональную насыщенность. Игра- специфический вид деятельности, а подвижная игра является одним из видов сознательной деятельности детей, направленным на достижение цели, причем способ ее достижения играет второстепенную роль.
Содержание спортивных игр составляют разнообразные виды движения (бег, прыжки, ползание, метание и т.д.). Структуру игры и взаимодействие её участников определяют и регулируют правила. Особенность подвижных игр, по сравнению с другими средствами оздоровительной физической культуры, состоит в их органической связи с особенностями психологии старшеклассника, в интересе который проявляют они к игре, моментах веселой неожиданности в ней, общении со сверстниками, в элементах соревнований.
Во время игры дети старшего школьного возраста может переносить значительно большую нагрузку, чем в обычной деятельности, и это дает хорошие возможности для увеличения функциональных резервов организма. При дефектах позвоночника спортивные игры широко используются как средство стимулирующего воздействия, а утомление в связи с высокой эмоциональностью не наступает.
Спортивные игры, помимо положительного влияния на тренировку мышечной системы, развивают ряд двигательных качеств (выносливость, силу, быстроту, координацию движений) и обладают высокой эмоциональностью [6].
Эмоционально положительное состояние детей является основным условием для полноценного физического и нервно-психического развития. Вместе с тем в современном спорте (в детских спортивных школах) применяют большие, иногда чрезмерные физические нагрузки, несовместимые с задачами физического воспитания детей с дефектами осанки. Поэтому выбор спортивной секции и разрешение на занятия в ней
Современная спортивная классификация включает в себя более чем 60 видов спорта. Многообразие видов спорта и разновидностей физических упражнений не позволяет рассматривать каждое из упражнений в отдельности. В этом и нет необходимости, так как многие виды спорта близки друг к другу по различным признакам, в частности, по влиянию их на опорно-двигательный аппарат спортсмена.
Так, учет особенностей влияния различных видов спорта на опорно-двигательный аппарат необходим для профилактики различных ортопедических заболеваний позвоночника у юных спортсменов, особенно при наличии у них нарушения осанки и сколиоза начальных форм.
Так, игра в футбол равномерно развивает все мышцы тела, учит передавать и принимать мяч обеими ногами, так развивается координация всего тела, происходит профилактика осанки у детей. Даже имеющиеся "перекосы" позвоночника у детей могут быть исправлены.
Так, баскетбол относится к асимметричным виды спорта, при занятиях которыми обе половины теля спортсмена выполняют разные действия. При этом спортсмен, как правило, находится в вынужденной асимметричной позе. Кроме того, в связи с особенностями техники того или иного вида спорта позвоночник часто совершает однообразные наклонные движения в одну и ту же сторону или же происходит скручивание его вдоль вертикальной оси.
В условиях больницы, поликлиники и чаще всего в санаториях широко применение у детей школьного возраста находят физические упражнения спортивного характера и спортивные игры.
Из приёмов игры в баскетбол встречаются ловля и передача мяча, бросок мяча в корзину с места двумя руками от груди, одной рукой от плеча. В условиях санаторных учреждений и на физкультурных площадках – мини волейбол, бадминтон с регулируемой продолжительностью, высотой сетки и размерами площадки.
Формирование двигательных способностей и навыков в адаптивном физическом воспитании является трудной задачей для педагогов.
В некоторых случаях не достигается у занимающихся точность и вариативность какого-либо упражнения, выработать спортивный двигательный навык оказывается сложно и его перенос в новые условия происходит с большим трудом. Во время проведения занятий необходим соревновательный элемент, потому что эмоциональное возбуждение способствует активации и повышению сил и возможностей, тонизирует нервную систему и обеспечивает проникновение импульсов не только к скелетной мускулатуре, но и к различным органам и системам организма.
Для того, что бы включить все системы организма в физическую деятельность, нужно применять интенсивные двигательные нагрузки. В основе любого физкультурно-спортивного процесса лежит выполнение значительных физических нагрузок. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма, оказывающее на них тренирующее влияние [18].
Важный принцип адаптивного физического воспитания в строгой и систематической последовательности в обучении двигательным способностям детей-инвалидов, при этом учитывая функциональные возможности каждого ребенка, уровень их подготовленности. На занятиях нельзя слишком усложнять, но и не снижать содержания упражнений и требования к качеству их выполнения; не только учитывать достигнутый уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение к ним требований.
На занятиях лечебной физкультурой используются общеразвивающие и коррегирующие упражнения, подвижные игры, прикладные упражнения. Ориентиром может служить программа по физкультуре для соответствующего возраста. Основными видами занятий являются специальные упражнения с целью избирательного коррекционного воздействия.
Коррекционное влияние занятий физкультурой зависит не только от подбора упражнений, но и от методики их применения.
Структура занятий по адаптивной физкультуре имеет свои особенности. Подготовительная часть длится 15-20 мин. Она состоит из общеразвивающих и корригирующих ранее изученных упражнений. Движения выполняются в медленном и среднем темпе, в различных положениях (стоя, сидя, лежа). Основная часть длится 20-25 мин. Она посвящается изучению новых упражнений, а также усложненному выполнению ранее усвоенных. В конце этой части следует применять специально подобранные игры. Заключительная часть продолжительностью 5 мин включает ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц.
На занятиях нужно делать два-три перерыва по 1-2 мин для отдыха. Отдых протекает более эффективно в положении сидя или лежа при расслабленных мышцах.
В процессе проведения занятий следует уделять особое внимание овладению правильными навыками дыхания. С этой целью применяются дыхательные упражнения, а также упражнения для выработки умения согласовывать дыхание с различными движениями руками, наклонами и поворотами туловища при ходьбе и т.п..
Средствами коррекции и развития способности к произвольному расслаблению мышц являются специальные физические упражнения, которые снимают напряженность движений, инициируют легкость их выполнений.
Почти во всех разделах программы по адаптивному физическому воспитанию есть упражнения на растягивание суставов, развитие их гибкости и подвижности. Особенно нужны они в начале каждого занятия – чтобы подготовить суставо-связочный аппарат школьника к основной части урока.
Подвижность в суставах – необходимое качество для нормального функционирования опорно-двигательного аппарата. Подвижность в суставах проявляется в двух формах: подвижность в пассивных движениях и пассивность в активных движениях.
Средствами развития подвижности в суставах являются упражнения, выполняемые с максимальной амплитудой, - махи, рывки, наклоны, шпагаты, сгибания, разгибания; пронация, супинация конечностей; пассивные движения с использованием собственной силы, с отягощениями в уступающем режиме, выполняемые с помощью партнера. Оптимальной нагрузкой в упражнениях на развитие подвижности в суставах является 8-15 движений.
К методическим приемам относятся:
- маховые движения рук и ног, потряхивание конечностей;
-контрастное приключение от максимального напряжения к расслаблению отдельных групп мышц;
- ненапряженные ротационные движения рук;
- непринужденные наклоны и раскачивания туловища;
- постепенное и последовательное расслабление отдельных звеньев тела;
- расслабление мышц в фазах отдыха после выполнения упражнений, сочетающееся с активными дыхательными упражнениями;
-переключение внимания, зрительного контроля и собственных действий на расслабление, включая элементы самомассажа;
- отвлекающе-раскрепощающие задания и игры, музыка и мимические упражнения.
Кроме этих упражнений, программой дошкольного образования по физическому образованию предусматриваются упражнения на лазание, перелазание, различные упражнения на прыжки.
Данные физические упражнения имеют прикладное значение, содействуют развитию всех физических качеств, укреплению свода стопы, формированию осанки. Зачастую данные упражнения должны выполняться на определенной высоте, в связи с этим объяснение и показ выполнения этих упражнений должны быть предельно точны и требуют обеспечения безопасности и страховки.
Так, к примеру, при выполнении ходьбы по скамейке во всех заданиях должны использоваться мягкие маты для страховки от травм.
Далее приведем ряд примеров упражнений, которые требуют предельного внимания со стороны преподавателя.
Ходьба по линии на полу. Ходьба осуществляется по нарисованной линии. Длина дистанции 4-5 м. Пройти до конца линии и вернуться обратно поворотом на 180 градусов – 3-6 раз.
И.п. – о.с., руки в стороны (подбородок приподнят, руки напряжены). Во время повторных выполнений меняется положение рук: руки на пояс, в стороны (ладони прямые, вверх – на ладонях кубики), сжать в кулаки (в ладонях мелкие предметы: кусочки параллона).
Восхождение на скамейку по наклонной доске. Широкая доска (длина 2,5-3 м) одним концом придвигается или прикрепляется сбоку скамейки, используя специально оборудованные опоры или крепления; угол наклона скамейки – 20-25 градусов. Взойти по доске на скамейку ( с поддержкой, затем без поддержки), ступить с нее на мягкий мат и снова вернуться к началу доски для нового восхождения. Повторить 4-5 раз.
Ходьба по скамейкам.
Поставить две гимнастические скамейки боковыми поверхностями плотно друг к другу; для страховки по бокам кладутся мягкие маты. Идти по одной скамейке (желательно отличающейся по цвету или другим образом выделенной) с поддержкой тренером за руки. Дозировка 4-6 раз. Если задание выполнено перейти к ходьбе по скамейкам без поддержки тренера (тренер находится постоянно рядом и в любую минуту готов поддержать). Повторить – 4-5 раз.
Методические указания: во время выполнения упражнения, тренер находится со стороны той скамейки по которой идет ребенок. Если ребенок боится взойти на скамью следует попытаться уговорить его сделать это восхождение вместе с тренером, а затем сойти. Дозировка 3-4 раза. Применять упражнение до исчезновения страха.
Ходьба по скамейке с поддержкой
В каждом новом задании постепенно отодвигать одну скамейку от другой (на 3,5,7 см и т.д.), а затем убрать ее совсем. Это упражнение для постепенного отвыкания от большой площади опоры. Исходное положение то же. Дозировка – 4-6 раз.
Ходьба по скамейке без поддержки.
Методические указания: преподавателю следует идти в 50-60 см от ребенка, обращая его внимание на осанку, темп движения, снятие напряжения. Если ребенок не смело идет по скамейке или отвлекается, необходимо стать ближе к нему и держать свою руку возле его кисти, но не прикасаться, побуждая идти самостоятельно указаниями: «смотри вперед!», «смотри на скамью!», «не смотри на меня!», «не бойся, я рядом!» и т.д.
Ходьба по скамейкам парами.
Это упражнение предлагается для совершенствования навыков ходьбы по скамейке. Две скамейки стоят параллельно на расстоянии, которое равно длине двух взявшихся за ладони рук. Тренер несколько раз проводит ребенка по скамейке, проходя с ним в паре. Затем ходьбу по скамейкам выполняют сами дети, держа друг друга за руки (предварительно указывается вид соединения рук: за ладони, за запястья; прикасанием пальцев). Выполняется ходьба под счет: на каждый счет – один шаг.
Ходьба по скамейке с преодолением небольших препятствий.
И.п. – руки на пояс, передвигаясь по скамейке перешагнуть через лежащий на ней брусок или кубик высотой 10-15 см. В последующих заданиях количество «препятствий» постепенно увеличивается.
Методические указания: если ребенок не может переступать предмет в движении, следует начинать учиться переступанию из положения стоя на месте: делается шаг через один предмет, затем на равном расстоянии добавляются новые предметы, затем удлиняется расстояние между предметами на один, два и более шага и т.д. Перешагивания следует делать, пронося ногу над предметом, а не сбоку от него.
Ходьба по наклонной скамейке. Это упражнение предназначено для детей, которые уже достаточно уверенно идут по скамейке без поддержки. Один конец скамьи следует приподнять и закрепить на первой жерди гимнастической стенки, таким образом, чтобы она находилась в неподвижном состоянии, пол услан мягкими матами. Выполнить ходьбу по скамье вверх, аккуратно, медленно сойти на пол – 3-4 раза. Постепенно в новых заданиях увеличивать высоту до 3-4 жерди.
Ходьба по узкой рейке перевернутой гимнастической скамейки
Устойчиво стоящая на полу, перевернутая скамейка обкладывается вокруг мягкими матами. Упражнение повторяется – 3-4 раза, затем после отдыха (переключения на другое задание) серию можно повторить.
Методические указания: в первых попытках ребенок будет бояться, оступаться, пытаться идти боком. В этих случаях лучше поддерживать ребенка за туловище: одной рукой со стороны груди, а другой – спины. Помогать только при необходимости. Добиваться, чтобы ребенок ставил стопу прямо, а не поперек скамьи.
Ходьба по скамейке полуприседом через обручи.
Пройти через обруч, не задевая его ни одной частью тела. По ходу движения поставить 3 обруча на расстоянии 1 м друг от друга, добиваться того, чтобы ребенок поднимал ноги и не задевал ими обруч: опускал голову при прохождении через обруч, но в тоже время видел перед собой другой обруч. Повторить 4-5 раз.
Выполнить предыдущее упражнение, но между обручами положить по мячу (кегля, кубик). После прохождения через обруч перешагнуть мяч и т.д. Добиваться, чтобы ребенок сгибался и разгибался плавно, без резких движения. Повторить 3-4 раза.
Большую роль играет подборка музыкального сопровождения, которая не только повышает качество разучиваемых элементов упражнений, но и придает им особую выразительность, поскольку музыка, сопровождающая фитнес-аэробику, должна позитивно влиять на эмоционально-чувственное состояние детей, слуха, развитие координации движений, музыкальной памяти. Подбор музыкальных произведений определяется характером каждого упражнения, а также уровнем эстетического восприятия.
Необходимо также обратить внимание, соответствует ли предлагаемое задание базовым умениям играющих, их возра¬сту, условиям проведения игр, доступности, отсутствуют ли про¬тивопоказания, интересна детям игра или нет. Следует соблю¬дать преемственность между возрастными группами и слож¬ностью этих игр. При этом мастерство педагога и его опыт должны влиять на воспитание творческих способностей детей в каждой конкретной игре. Для этого необходимо:
- стимулировать творчество детей при разучивании подго-товительных игровых упражнений, а также развивать и вно¬сить новое содержание в игры;
- последовательно обогащать знания детей об окружающем мире через сохранные анализаторы с целью развития их вооб¬ражения, а также использовать прямую и косвенную помощь;
- подбирать эмоционально насыщенные подвижные народ¬ные игры, игры-эстафеты, спортивные игры, которые воспи¬тывают интерес детей к игре, развивают творчество;
- использовать в игре новые варианты движения, вводить свои элементы в содержание.
При организации и проведении игр, особенно в небольшом помещении, где есть препятствия, необходимо предварительно ознакомить детей и взрослых с игровым пространством, размерами площадки, показать, где находятся окна, двери, основные предметы, сориентировать играющих, провести их вдоль, поперек и по периметру помещения, дать самостоятельно походить, побегать, ощупать все предметы.
Педагоги должны творчески подходить к организации игровой деятельности в целом, но при этом определять выбор игр согласно классификации и по степени педагогического воздействия на физическое и нравственное развитие.
Таким образом, в адаптивном физическом воспитании происходит процесс преодоления отклонений в организме, ведь именно двигательные действия создают ту непосредственную связь занимающихся с отклонениями в физическом развитии с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психофизиологических процессов и его организма. Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики человека с отклонениями в физическом развитии.
Разнообразные физические упражнения и их вариативность выполнения позволяют выбрать целесообразные сочетания для каждого отдельного инвалида.
На первом, базовом этапе подготовки занимающиеся знакомятся и приобщаются к выполнению упражнений. Использование подготовительных и подводящих, а также общеразвивающих упражнений позволяет осуществлять постепенную настройку психомоторики на выполнение предлагаемых ему двигательных заданий, стимулировать и активизировать положительные адаптационные сдвиги в деятельности нервно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма участвующих в изучаемых двигательных актах. При этом набор средств тренировочного процесса на данном этапе, в значительной мере, уже предусматривает те задачи, которые запланированы в последующих этапах тренировочного процесса.
Перспективному планированию тренировок на всех этапах предшествует определение упражнений по программе тренировки моторной активности. На втором, специально-подготовительном этапе в тренировочном процессе постоянно решаются задачи обучения упражнению (или нескольким упражнениям), используя для этого различные уже освоенные и новые (максимально приближенные подготовительные, подводящие и специальные упражнения. На третьем этапе осуществляется работа по закреплению и совершенствованию сформированного двигательного навыка [15].
Методы развития физических качеств и способностей.
Методы формирования знаний имеют широкий спектр задач. Они направлены на: усвоение представлений, понятий, правил, принципов, условий успешного овладения разнообразными двигательными умениями, полноценной техникой движений, развитие физических и психических качеств и способностей, а также опыта их практического применения; создание стимулов, мотивов, ценностей, норм, установок осознанного использования физических упражнений.
Методы формирования знаний делятся на две группы: методы слова (информация речевого воздействия) и методы наглядности (информация перцептивного воздействия).
К первой группе относятся: метод вербальной (устной) передачи информации в виде объяснения, описания, указания, суждения, уточнения, замечания, устного оценивания, анализа, обсуждения, просьбы, совета, беседы, диалога и т.п.; метод невербальной (неречевой) передачи информации в виде мимики, пластики, артикуляции, жестов, дактильной речи (пальцевой азбуки) для лиц со слуховой депривацией; метод сопряженной речи - одновременное созвучное произнесение двумя или несколькими людьми слов, фраз. При нарушении речи и слуха высказывание «хором» легче самостоятельного, поэтому служит способом преодоления речевых нарушений; метод идеомоторной речи - самостоятельное мысленное проговаривание «про себя» отдельных слов, терминов, заданий, побуждающих к правильному их произношению и саморегулированию двигательной деятельности.
Вторая группа методов построена на основе чувственного восприятия информации, поступающей от зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических, вестибулярных, температурных и других анализаторов, создающий сенсорно-перцептивный образ движения. Ощущения, восприятия, представления служат ориентировочной основой для формирования двигательных умений, построения индивидуальной техники двигательных действий с минимальным количеством ошибок.
Методы и приемы должны активизировать все функции, участвующие в двигательной деятельности:
-одновременное сочетание показа физических упражнений, словесного объяснения и выполнения;
-рисование фигуры человека для понимания структуры тела, функций суставов и основных мышечных групп;
-рассказ-описание двигательного действия по картинке с последующей демонстрацией и выполнением его;
- письменное описание одного упражнения с последующим разбором;
-выполнение упражнения только по словесной инструкции, только по показу.
Определенные требования предъявляются к непосредственному показу упражнений, он должен быть четким, грамотным и методически правильно организованным:
-упражнения, выполняемые во фронтальной плоскости, необходимо показывать, встав лицом к учащимся;
-упражнения, выполняемые в сагиттальной плоскости, необходимо демонстрировать, стоя боком;
-упражнения, выполняемые и во фронтальной, и в сагиттальной плоскости, целесообразно показывать дважды, стоя лицом, боком или полубоком;
-зеркальный показ необходим в тех случаях, когда упражнение содержит асимметричные движения;
-упражнения, выполняемые сидя или лежа, лучше показывать на возвышении, максимально концентрируя на себе внимание.
При занятиях физическими упражнениями инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата методы наглядности реализуются через комплексное восприятие всех органов чувств с доминирующей направленностью на кинестетические и проприоцептивные ощущения. С этой целью в практике разработаны и используются различные технические системы с биологической обратной связью:
-компьютерные игровые тренажеры для детей с ДЦП, основанные на использовании зрительной обратной связи для стимуляции выужденных движений, которые в обычных условиях не выполняются;
-метод тандотерапии — для освоения двигательных действий путем тренировки с принудительным выполнением движений и феноменом прочувствования. Механическая связь здорового и обучаемого человека вынуждают последнего совместно выполнять любые движения, в которых участвуют все органы чувств. Рекомендуется для восстановления движений после полиомиелита, ДЦП, двигательных травм и др.[16].
- видеофильмы-руководства для формирования образа «здоровых» движений, ориентировочной основы действий, повышения интереса к занятиям. Ю.Г. Михайлова (1997) рекомендует их с целью направленной самореабилитации лиц с травмами позвоночника и спинного мозга [19].
Методы обучения двигательным действиям.
Словесные и наглядные методы тесно связаны с непосредственным выполнением физических упражнений и отражают информационную сторону обучения. Методами, направленными на формирование двигательных действий, традиционно считаются метод расчлененного и метод целостного обучения.
Методика развития выносливости, силовых и скоростных качеств инвалидов и лиц с ограниченными возможностями опирается на диагностику их здоровья и функционального состояния, оптимальные и доступные режимы тренировочной нагрузки (длительность и интенсивность упражнений, продолжительность и характер отдыха, объем физических упражнений в одном занятии, целесообразность их чередования, факторы утомления и восстановления работоспособности), учет медицинских противопоказаний и контроль за динамикой функционального, физического, психического состояния.
Для развития гибкости применяют следующие методические приемы: динамические активные и пассивные упражнения, статические упражнения и комбинированные упражнения. Все они направлены на обеспечение необходимой амплитуды движений, а также восстановление утраченной подвижности в суставах в результате заболеваний, травм и т.п. Упражнения на растягивание направлены главным образом на соединительные ткани - сухожилия, фасции, связки, поскольку именно они препятствуют развитию гибкости, не обладая свойством расслабления.
Для развития координационных способностей используется широкий круг методических приемов, направленных на коррекцию и совершенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, дифференциации усилий, пространства и времени, расслабления, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений и др.
Методы воспитания личности.
Система методов воспитания личности складывается из стратегических методов (факторов) воспитания и методов педагогического воздействия.
К стратегическим относятся: метод воспитывающей среды; метод воспитывающей деятельности; метод осмысления человеком себя в реальной жизни.
Методы педагогического воздействия
Исходным для воспитания является отношение человека к окружающей действительности и его реальные проявления. Так как отношение имеет три формы своего существования — разум, эмоции и действие, то естественно и логично использование трех воспитательных каналов педагогического влияния. Рациональная сторона отношения реализуется через слово, практическая — через действие, эмоциональная — через оценочное воздействие.
Метод убеждения включает методические приемы: суждение, сообщение, мнение, диалог, дискуссию, совет, рекомендацию, обмен впечатлениями, раскрытие внутреннего смысла и др.
Метод упражнения реализуется следующими методическими приемами: личный пример педагога, просьба что-либо сделать или переделать, показ-инструкция, специальный тренинг (например, навыки этикета), приказ к действию в особых случаях (прекратить драку, вернуть чужую вещь) и др.
Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытая педагогическая оценка и скрытая педагогическая оценка. Последняя наиболее эффективна, так как развивает самостоятельность [16].
Для детей с нарушениями в развитии положительное подкрепление — ключевая операция выражения любви к ребенку. Оно заключает либо поощрение, либо комплимент, либо сюрприз, подарок, сувенир, либо веселую радость, лакомство или игрушку, поднимая тем самым духовные силы ребенка. Помимо этого необходимо снимать страх ребенка перед неуспехом («ничего страшного»), авансировать ребенка («обязательно получится»), усиливать мотив деятельности («это так важно для тебя), отмечать исключительные черты личности, позволяющие надеяться на успех.
Наказание организуется аналогично, но меняется оценочный вектор. Используются следующие приемы: неодобрение, замечание, лишение удовольствия и др.
Методы организации взаимодействия педагога и занимающихся.
Речь идет об эффективных способах организации взаимодействия педагога и занимающихся (детей и взрослых) при решении специфических задач адаптивной физической культуры. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями наиболее адекватны индивидуальные, индивидуально-групповые и мало-групповые занятия [18,19.
Заключение
В России наибольший опыт применения средств и методов физической культуры в работе с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, включая инвалидов, накоплен в лечебном и образовательном направлениях (особенно в специальном образовании), что приводит к смещению центра тяжести совокупности проблем этого вида социальной практики именно в эти направления. Поэтому очень часто адаптивную физическую культуру трактуют как часть лечебной физической культуры или сводят ее только к адаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Признавая бесспорные достижения отечественных специалистов в обозначенных направлениях, это является неверным суждение функций такого емкого и широкого социального феномена, которым является АФК.
При этом доминирование многочисленных научных исследований частных проблем АФК приводит к вполне естественному дублированию, преобладанию в этих работах методов исследования той или иной устоявшейся области знаний и безусловному снижению эффективности проводимых исследований и, особенно, распространению и внедрению в практику результатов научных изысканий и передового опыта педагогов – новаторов.
Многократное выполнение физических упражнений сопровождается не только улучшением качества техники, но и тренирующим воздействием, развитием адаптационных процессов, охватывающих все системы и функции организма. Упорядоченный подбор физических упражнений, регулирование их продолжительности и интенсивности определяют характер и степень воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, развитие его отдельных способностей.
Принято различать пять основных физических способностей (качеств): силовые, скоростные, координационные, выносливость и гибкость.
В развитии физических качеств людей с особенностями здоровья основным средством являются физические упражнения.
Наиболее типичными для адаптивной физической культуры являются следующие группы методов: методы формирования знаний; методы обучения двигательным действиям; методы развития физических качеств и способностей; методы воспитания личности; методы взаимодействия педагога и занимающихся.
Список использованных источников
1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. – М.: АСТ, 2002. – 590с.
2. Барчуков И.С. Физическая культура. – М., 2003. – 255с.
3. Бегидова Т.П. Основы адаптационной физической культуры: Учебное пособие. - М.: Физическая культура и спорт, 2011. - 192 с.
4. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 352с.
5. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. М. Академа, 2002 с.121-122
6. Колесникова С.В. Детская аэробика: Методика. Базовые комплексы. – М.: Феникс, 2010. - 421 с.
7. Кузнецова Л.М. Образование и здоровье // под ред. А.И. Адамского. – М.: Эврика, 2003. – 160с.
8. Кузьмина Л.И. Методы физического воспитания // Теория и методика физического воспитания: пособие /А.Г. Фурманов, М.М. Круталевич, Л.И. Кузьмина; под общ.ред А.Г. Фурманова, М.М. Круталевича. – Минск: БГПУ, 2019. -156 с.
9. Литош Н.Л. А. Адаптивная физическая культура. – Учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры. – М.: Спортакадем Пресс, 2002. – 340 с.
10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учеб. для высших спец. физк. учеб. завед. - 3-е изд. - СПб.: Лань, 2013 - 231 с.
11. Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2007. – 255с.
12. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576с.
13. Раевский Р.Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов. – Одесса: Наука и техника, 2008. – 556с.
14. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. – М.: Спорт Пресс, 2001. – 172с.
15. Физическая реабилитация. Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. – Ростов н / Д: Феникс, 1999. – 608 с.
16. Физическое воспитание в реабилитации детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. Сборник статей. / Под ред. П.И.Новицкого. Витебск. Издательство Витебского госуниверситета им.П.М. Машерова, 2020.- 96 с
17. Черникова О. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена / О.Черникова //Физкультура и спорт.- 2009. №2, - С.46
18. Шанина Г.Е. Адаптивная физическая культура как фактор социального здоровья лиц с ограниченными возможностями /Г.Е.Шанина // Теория и практика физической культуры. – 2003.-№1– С.45-49
19. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии [Текст] / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В. -М.: Советский спорт, 2002. - 212 с.
20. Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.А. Шишкина. – Минск: Зорны верасень, 2017. – 160 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней