Фрагмент для ознакомления
2
Кадровая документация совокупность форм (документов), отражающих наличие и движение трудовых ресурсов.
Независимо от организационно-правовой формы каждая организация должна вести кадровое делопроизводство в соответствии с нормами действующего законодательства. В настоящее время постановка учета кадров и ведение кадрового делопроизводства является обязательным условием эффективного управления кадрами любой организации. Неукоснительного соблюдения требований к документам по кадрам и личному составу требует действующее гражданское, налоговое и трудовое законодательство. Кроме этого, кадровое делопроизводство является немаловажной составляющей трудовых взаимоотношений, оно официально отражает отношения работодателя и наемного работника. Ведением кадровой документации в организациях занимается специальное структурное подразделение – кадровая служба, роль которой в настоящее время существенно возросла.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что деятельность кадровой службы как никакой другой вид деятельности нуждается в правильно построенной системе делопроизводства. Кадровая работа и вся система задач отдела кадров на предприятии связана с людьми как самым важным фактором производственных отношений, и поэтому ошибки в кадровой работе недопустимы. Правильная организация кадровой деятельности может служить сокращению затрат на организацию документооборота.
Степень изученности темы. Проблемам кадрового делопроизводства посвящено множество трудов специалистов в области документационного обеспечения управления (ДОУ).
Вследствие подобного многообразия комплекс литературы в указанной сфере можно разделить по следующему принципу:
1. Исследования организации кадрового делопроизводства в целом.
2. Работы, посвященные документированию движения персонала.
3. Научные статьи, касающиеся правового регулирования отношений, возникающих в ходе работы с кадровыми документами.
Проблемы организации кадрового делопроизводства изучены с комплексной точки зрения, иными словами, рассмотрены различные стороны этой проблематики: раскрыты аспекты организации работы с кадровыми документами и документирования движения персонала. Изучена нормативно-правовая база кадрового делопроизводства, а также даны как ее объективный анализ, так и характеристика касательно применения ее на практике.
Цель – выявить направления совершенствования кадрового и делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом (на материалах ПАО «РуссНефть»). Задачи:
изучить теоретические основы кадрового и делопроизводственного обеспечения в управлении персоналом организации;
провести анализ кадрового и делопроизводственного обеспечения в управлении персоналом на примере Ханты-Мансийском филиале ПАО «РуссНефть».
Объект ПАО «РуссНефть». Предмет кадровое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом (на материалах ПАО «РуссНефть»)
Глава 1. Теоретические основы кадрового и делопроизводственного обеспечения в управлении персоналом организации
1.1. Учет кадровых документов
Кадровое делопроизводство так же, как и общее делопроизводство, предусматривает учет документов предприятия, учреждения, организации (далее - предприятие). Одним из видов учета документов текущего делопроизводства, является их регистрация.
Регистрация документа дает ему юридическую силу, удостоверяя факт его образования или поступления на предприятие.
В соответствии официальным определением данным ГОСТ Р 7.0.97-2016, регистрация документов – это установленная форма записи данных о документе, фиксирующих факт его создания, получения или отправления [1]. Установленная форма предусматривает сведения о дате создания, подписания документа, краткое содержание, основание для создания (например, для приказов), адресата, и иные сведения подлежащие учету. Так, в журнал или книгу установленного образца, картотеку (бумажную или электронную) переносят реквизиты документа.
Регистрация документов необходима для быстрого поиска документа, контроля сроков исполнения, ведения справочно-информационной работы по документам.
Регистрация документов призвана также решать ряд иных задач:
- обеспечение сохранности документов,
- формирование дел в текущем делопроизводстве и архиве;
- придание документу юридической силы,
- формирование сведений о документообороте предприятия.
Регистрации подлежат документы, полученные электронными средствами связи, факсимильными и традиционной почтой. Не нуждаются в регистрации поздравительные адреса, пресса, реклама и брошюры, списки приглашенных и повестки совещаний.
Регистрация документов и учет объема документооборота позволяет правильно распределять документопотоки на предприятии, контролировать сведения о количестве всех видов входящих, исходящих и внутренних документов.
Одним из основных условий придания юридической силы документу является присвоение ему регистрационного номера. Только после регистрации приказ набирает силу, а письма получают официальный характер. При получении документа его регистрация необходима, как факт, подтверждающий получение письма организацией и отсчет времени для его исполнения.
Регистрация документов осуществляет независимо от способа их доставки, в службе делопроизводства или структурном подразделении, которое отвечает за регистрацию и предварительное рассмотрение документов.
Регистрация поступивших документов осуществляется в тот же день или день следующий. Регистрация обращений граждан осуществляется в течение трех дней с момента поступления обращения [2].
Оформление регистрационных документов не закреплено каким-либо единым нормативно-правовым документом. Большинство министерств и ведомств издает локальные акты, которыми закрепляет количество, содержание регистрационных документов, порядок их ведения, хранения, учета и использования.
Примерная инструкция по делопроизводству в организациях, утвержденная приказом Федерального архивного агентства от 11.04.2018 №44 [3], устанавливает следующее понятие регистрационного номера документа – это присвоение цифрового или буквенно-цифрового идентификатора документа, который состоит из порядкового номера, по усмотрению организации дополненного буквенными индексами, закрепленными локальными актами организации [3; 9]. На документах составленных двумя и более организациями, регистрационные номера проставляются в том порядке, в котором организации указаны в преамбуле документа.
Поступивший документ регистрируется по установленной форме: регистрационный № и дата поступления «На №____от____».
Радел Примерной инструкции по делопроизводству, посвященный регистрации документов, закрепляет общие правила регистрации для организаций всех форм собственности. Для кадровой документации данные правила выглядят следующим образом.
Во-первых, регистрации подлежат все документы, которые требуют учета, исполнения и дальнейшего использования. В перечень кадровых документов, в том числе входят:
- положения о структурных подразделениях;
- должностные инструкции работников.
Положения о структурных подразделениях являются организационными документами предприятия, утверждаются приказом руководителя и являются приложением к данному приказу, т.е. неотъемлемой его частью.
Должностные инструкции работников не являются обязательным документом для предприятия. Однако в отличие от трудового договора, в должностной инструкции закрепляются детально задачи, квалификационные требования, функции обязанности, ответственность работника. Данный документ регулирует трудовые отношения между работником и предприятием, поэтому важен как для первого, так и для второго. При приеме на работу собственник или уполномоченный им орган обязан ознакомить работника с условиями его труда, объемом выполняемой работы, разъяснить его обязанности и права. Права и обязанности работника работодателю желательно закрепить в должностной инструкции, которая разрабатывается для конкретных должностей, предусмотренных штатным расписанием, или рабочих мест.[29]
Должностные инструкции:
- разрабатываются отделом кадров или руководителями структурных подразделений;
- подписываются руководителем структурного подразделения, начальником отдела кадров;
- утверждаются руководителем предприятия;
- согласовываются с юристом;
- доводятся до сведения работника под расписку.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
Нормативно-правовые акты
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)//Консультант плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/
2. Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных: Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. №1119//Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137356/#p12(дата обращения 25.11.2020).
3. О трудовых книжках: Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 //Консультант Плюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=144282(дата обращения 25.11.2020).
4. Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек: Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 ноября 2003 г. N 5219)// Российская газета. – 2003. - №235.
5. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.4-е издание, дополненное (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37)[ред. от 14.02.2014]//Гарант. Режим доступа: http://base.garant.ru/180422/ (дата обращения 25.11.2020).
6. Об утверждении «Перечня Типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»: Приказ от 25 августа 2010 г. N 558 [Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2010 № 18380]// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2011. - №38.
7. Основные правила работы архивов организаций [Одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 г.]. М., 2003.
8. Положение об Управление по работе с персоналом ООО «Центр»: утв. приказом от 24.02.15 № 98-п.
9. Положение об отделе кадрового администрирования и планирования персонала ООО «Центр»: утв. приказом от 24.02.15. № 99-п.
Монографии
10. Вармунд В.В. Документационное обеспечение управления: Учебник / Москва, 2018.
11. Глотова С.А. Справочник по кадровому делопроизводству для работников организаций / под общ. редакцией Безбородова А.Б. / Москва, 2018. Сер. Управленческая безопасность.
12. Ларионова Т.М. Документационное обеспечение управления персоналом: учеб. пособие / Т.М. Ларионова, Л.А. Румынина. – М.: Форум, 2012. – 406 с.
Статьи
13. Авдеев В. Требования к оформлению кадровой документации/в. Авдеев//кадровый вопрос. 2011. №1.
14. Андреева В.И. Документирование деятельности кадровых служб [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.proteu.ru/020603_article_4.php(дата обращения: 25.11.2020).
15. Анурина Т.М., Остахова Ю.А. Документационное обеспечение системы управления персоналом / В книге: Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры. Материалы VI всероссийской научно-практической конференции. Научный редактор и составитель Д.Н. Грибков. 2019. С. 149-153.