Фрагмент для ознакомления
2
Семейное воспитание играет решающую роль в формировании лич-ности человека. При описании взаимодействия между детьми и родителями основополагающими факторами являются поддержка и контроль, которые применяются для оценки родительского поведения. При помощи фактора поддержки, часто обозначающийся как отзывчивость, теплота, принятие, любовь и т.д., может быть охарактеризовано поведение родителя, резуль-татом которого становится чувство комфорта у ребенка, ощущение приня-тия его со стороны родителей. Фактор контроля, иногда определяемый как требовательность, характеризует соответствующие действия родителей по отношению к детям.
На базе данной модели «поддержка-контроль» была разработана типология стилей родительского воспитания и описаны четыре стиля ро-дительского воспитания:
авторитарный (при низкой поддержке и высоком контроле);
попустительский (при высокой поддержке и низком контроле);
авторитетный (при высокой поддержке и высоком контроле);
отвергающий (низкой поддержке и низком контроле) [18].
Стиль воспитания рассматривается как поведенческий компонент ро-дительского отношения. Например, Е.О. Смирнова и М.В. Соколова вы-деляют следующие типы родительского стиля:
1. Строгий – родители осуществляют взаимодействие с ребенком ди-рективно, навязывают ему собственное мнение, систему требований, гото-вые решения. Руководство ребенком родитель осуществляет по пути соци-альных достижений и успехов, блокируя при этом активность и инициа-тивность ребенка. Родитель считает собственного ребенка недостаточно взрослым, не учитывает его мнение, считает, что он не способен принимать решения самостоятельно.
2. Объяснительный – при таком стиле родительского воспитания ро-дитель стремится объяснять ребенку, обращая его к здравому смыслу. Та-кие родители считают своего ребенка довольно развитым, способным по-нимать причинно-следственные связи, логику родителя.
3. Автономный – при таком стиле ребенку предоставляется максимум самостоятельности, свободы, независимости, позволяется самостоятельно находить выход из определенных ситуаций. К нарушениям дисциплины родители с таким стилем родительского воспитания относятся спокойно, возлагают ответственность на ребенка, так как он сам должен испытать все на собственном опыте.
4. Компромиссный – родители с таким стилем родительского воспи-тания предлагают ребенку что-то приятное за совершение какого-либо действия или же разделить обязанности пополам. Такие родители ориен-тируются на возможности и потребности ребенка, знают, что ему предло-жить, на что обменять и на что он может переключиться.
5. Содействующий – родитель понимает, когда и в какой мере он может и должен оказать помощь своему ребенку. Он сочувствует ему, участвует в его жизни, сопереживает ребенку в конфликтных ситуациях, стремится помочь ему и разделить трудности.
6. Потакающий – полная ориентация родителя на потребностях ре-бенка, его интересах. Потребности и интересы ребенка ставятся выше ин-тересов родителей, а иногда и целой семьи. Для обеспечения физиологиче-ского и психологического ребенка, такие родители готовы на любые дей-ствия, даже на те, которые опасны для него.
7. Ситуативный – решения родителя с таким стилем воспитания зави-сят от конкретной ситуации. У таких родителей нет универсальных тактик и стратегий воспитания ребенка. Их стратегия связана с определенными факторами: точки зрения ребенка, интересы на данный момент, собствен-ное состояние, потребности, а также контекста данной ситуации [16].
Одной из самых используемых в отечественной психологии типоло-гии родительского отношения является классификация А.Я. Варги.
Она выделяет следующие типы родительского отношения:
1. Симбиоз – сильная эмоциональная связь, сложность переживания разлуки с ребёнком, излишняя тревожность, сложность предоставле-ния самостоятельности ребёнку.
2. Авторитарность – повышенный контроль со стороны родителей по-ведения, чувств, мыслей ребёнка, ограничение самостоятельности, отсутствие поддержки.
3. Эмоциональное отвержение («маленький неудачник») – стремление инфантилизировать ребёнка, родитель видит ребёнка как менее успешного и удачливого, чем его сверстники, старается оградить его от трудностей.
4. Кооперация. Характеризует соответствие социально-желательному образу родительства, проявляющемуся в заинтересованности, по-мощи, доверии, поощрении, гордости за ребенка [3].
Конфликты в семье с детьми оказывают на детей однозначно де-структивное воздействие. Среди негативных последствий конфликтных си-туаций в семье:
трудности эмоционального и поведенческого характера, трудности взаимодействия с другими, в том числе сверстниками, братьями и сестрами, педагогами, членами семьи;
проблемы в детском саду, из-за негативного воздействия нахождения в конфликтной обстановке на когнитивные способности и способно-сти к сосредоточению;
проблемы со здоровьем, в том числе проблемы сна, пищеварения, головные и абдоминальные боли, усталость, задержка роста.
Близким понятием к понятию стиль воспитания являются родитель-ские установки – это высокоустойчивый способ реагирования на своего ребенка, на стереотипы его восприятия и эмоционального отношения к нему, желание родителей действовать по отношению к собственному ре-бенку, тем или иным образом [20].
А.С. Спиваковской разработана трехфакторная модель отношения к ребенку, согласно родительским установкам, где отношение модулируется в рамках: симпатии - антипатии, уважении - пренебрежении, близости - дальности [17]. На основании этих факторов, формируется 8 стилей взаи-моотношений с ребенком.
1. Действенная любовь (уважение, сострадание, отношения, которые основаны на доверии и близости ребенка и родителей);
2. Отстраненная любовь (уважение, сострадание, большая дистанциро-ванность, отсутствие близких взаимоотношений между родителями и ребенком);
3. Действенная жалость (близость, симпатия, однако уважение отсут-ствует);
4. Любовь по типу снисходительного отстранения (сострадание, боль-шая межличностная дистанция, отсутствие уважения);
5. Отвержение (отсутствие уважения, антипатия, большая межличност-ная дистанцированность);
6. Презрение (отсутствие уважения, антипатия, незначительная меж-личностная дистанция);
7. Преследование (уважение, антипатия, близость);
8. Отказ (уважение, антипатия, значительная межличностная дистан-ция).
В.Н. Дружинин [5], А.Я. Варга [3] выделяют ряд ролей, который ха-рактеризует особенности взаимоотношений родителя с ребенком, на осно-вании родительских установок:
отношения симбиотической привязанности. Гиперзабота о ребенке, ожидания заботы от ребенка в ответ, чрезмерная эмоциональная близость;
ребенок как причина неудачи: эмоциональное отвержение, проблемы родителей переносятся на ребенка. Изоляция от ребенка;
ребенок-спаситель: функция ребенок мирить родителей, или высту-пать в роли спасителя одного из родителей конфликте с другим. Псевдосотрудничество с ребенком.
Можно заключить, что оптимальная система родительских установок отвечает условиям:
адекватности. Адекватная родительская позиция - способность роди-теля замечать и осознавать индивидуальность своих детей, воспри-нимать их потребности и эмоциональные переживания;
гибкости. Гибкость родительской позиции – это умение переклю-чаться в своем влиянии на детей в зависимости от обстоятельств жиз-ни семьи. Гибкая позиция обязана не просто перестраиваться, но и должна предвосхищать те или иные развития событий;
ориентированности на современные социальные тенденции (прогно-стичности). Прогностичная позиция обозначает, что не ребенок дол-жен вести за собой родителей, а наоборот, своеобразность общения должна предсказывать возникновение новых психических и личност-ных качеств ребенка. Иначе говоря, родитель воспитывает ребенка, и деятельность его направлена на психическое развитие ребенка.
Дисгармоничность системы родительских установок определяется шаблонностью, стереотипичностью, неадекватной ролью ребенка в семье, неспособностью установить близкие эмоциональные отношения с ребен-ком, неспособностью уважать ребенка, отсутствием симпатии по отноше-нию к ребенку [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. Учебник и практикум. В 2 томах (комплект) / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2014. – 816 с.
2. Берко, Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личност-ные особенности девушек / Д.В. Берко // Дис. канд. псих. наук. - Ставрополь, 2000. - 152с.
3. Варга, А.Я. Системная психотерапия супружеских пар / А.Я. Варга. - М.: КогитоЦентр, 2012. - 470 с. - 31 ил. - Серия: Библиотека Инсти-тута практической психологии и психоанализа. - ISBN: 978-5-89353-370-5
4. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. - М.: Просвещение, 1987. - 208 с. - Се-рия: Психологическая наука-школе. - URL: https://bookap.info/book/dobrovich_vospitatelyu_o_psihologii_i_psihogigiene_obshcheniya/bypage/#o
5. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин и др. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 176 с., 4 л. цв. ил. : ил. - Библиогр. в подстроч. Примеч. - ISBN 978-5-469-00131.
6. Дубровина, И.В. Младший школьник: развитие познавательных спо-собностей / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др. - М.: Просвещение, 2003. - 148 с. - Серия: Психологическая наука — школе. - ISBN: 978-5-09-011640-4
7. Карабанова, О.А. В поисках оптимального стиля родительского вос-питания / О.А. Карабанова // Национальный психологический жур-нал, 2019. - № 3(35). - с. 71–79.
8. Кондаурова, О.П. Влияние дисциплинарных воздействий родителей на развитие детей /под редакцией О.А. Карабановой, Н.Н. Васягиной // Психологические проблемы современной семьи: сборник материа-лов VIII Международной научно-практической конференции. - Урал. гос. пед. ун-т.– Электрон. Дан. – Екатеринбург, 2018. – 905 с. - ISBN 978-5-7186-1075-8
9. Крайлюк, А.И. Родительские установки: теоретические аспекты / А.И. Крайлюк // Вестник Костромского государственного университета, 2015. - №3. - с. 78-82 - Серия: Педагогика. Психология. Социокине-тика. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskie-ustanovki-teoreticheskie-aspekty (дата обращения: 23.12.2020).
10. Куфтяк, Е.В. Психическое здоровье младших школьников: роль ин-дивидуальных особенностей / Е.В. Куфтяк, И.В. Тихонова // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. - №1. - с. 1-11.
11. Маркова, Н.М. Особенности и проявления авторитаризма в детско-родительских отношениях / Н.М. Маркова // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 - №3. - с. 1 — 11. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/06PSMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
12. Мухина, В.С. Детская психология: 2-е издание / В.С. Мухина – М.: Книга по Требованию,2013. – 272 с. - ISBN 978-5-458-28034-1
13. Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстника-ми. / под ред. Н. Е. Репиной. - М.: Эксмо, 2010. - 524с.
14. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практиче-ское пособие / Е.И. Рогов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Изда-тельство Юрайт, 2018. - 412 с. - (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-04419-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425327 (дата обращения: 23.12.2020).
15. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2010. – 350с.
16. Смирнова, Е.О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка / Ред. Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Вопросы психологии : научный журнал, 2007. – №2 март-апрель 2007. – с. 57-68. – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=48559 . – (Библиотека журнала «Вопросы психологии») .
17. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. / А.С. Спи-ваковская. - М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000 г. - 464 стр. - Се-рия: Психология - ISBN 5-04-003916-6
18. Кузьмишина, Т.А. Стили семейного воспитания: отечественная и за-рубежная классификация / Т.Л. Кузьмишина [и др.] // Современная зарубежная психология, 2014. - Том. 3. - № 1. - с. 16–25. - ISSN: 2304-4977
19. Тихонова, И.В. Психическое здоровье детей и детско-родительские отношения: взаимосвязи и оценка возрастных изменений / И.В. Ти-хонова// Вестник Костромского государственного университета. Се-рия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. - №4. - с. 226–232.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskoe-zdorovie-detey-i-detsko-roditelskie-otnosheniya-vzaimosvyazi-i-otsenka-vozrastnyh-izmeneniy (дата обращения: 23.12.2020).
20. Торохтий, В.С. Психологическое здоровье в семье / В.С. Торохтий, О.Г. Прохорова. - СПб.: КАРО, 2009. - 160 с. - Серия: Психологиче-ский взгляд. - ISBN 978-5-9925-0271-8
21. Троицкая, И. Ю. Специфика самооценки в младшем школьном воз-расте / И. Ю. Троицкая, Т. Н. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — с. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39396/ (дата обращения: 23.12.2020).
22. Чернышева Н.С. Практикум по возрастной психологии / Н.С. Чер-нышева; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 98 с. - ISBN 978-5-9984-0569-3
23. Эльконин, Д.Б. Детская психология. / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2011. - 383 с. - Серия: Классическая учебная книга. - ISBN 978-5-7695-8389-6