Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние десятилетия складывающаяся российская социокультурная действительность актуализирует проблемы, связанные с изменениями в социально-демографическом составе населения. Несмотря на данные официальной статистики, рождаемость остается крайне низкой, увеличивается смертность в трудоспособных возрастах. Казавшаяся незыблемой, такая ячейка общества, как семья, все более теряет свою значимость.
Семья ежедневно сталкивается с множеством проблем: экономических, жилищных, медицинских, психологических, образовательных, сложности в трудоустройстве, которые порождают напряжение, стрессы, приводящие к отрицательному воздействию на развитие семьи. При этом заметим, что до недавнего времени, пособия на ребенка не являлись реальной помощью со стороны государства.
Проблема социальной поддержки семьи сейчас является, на наш взгляд основной проблемой социальной политики в России.
Тенденции, происходящие в семейно-брачной сфере, свидетельствовали и свидетельствуют о необходимости укрепления позиций семьи в обществе, что невозможно сделать без вмешательства и конкретной помощи со стороны государства. Таким образом, оценив демографическую ситуацию в стране, положение семей, Президент и Правительство РФ пришли к выводу, что необходимы новые формы поддержки семьи, одним из таких методов стала программа материнский (семейный) капитал.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере материнского капитала.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие особенности правового режима, размер и порядок распоряжения материнским капиталом.
Целью настоящего исследования является анализ особенностей правового режима, размера и порядка распоряжения материнским капиталом.
Задачами курсовой работы являются:
– раскрыть понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование;
– исследовать лиц, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала и его размер;
– проанализировать распоряжение средствами материнского (семейного) капитала;
– выявить основные проблемы реализации законодательства о материнском капитале и возможные пути их преодоления.
Нормативную основу исследования составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 29.12.2006 78 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», иные нормативные правовые акты.
Эмпирическая база исследования включает решения судов, в частности Верховного Суда РФ.
Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Структура работы определена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Материнский капитал: особенности правового режима, размер, порядок, распоряжение
1.1. Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование
Впервые идея введения материнского капитала была озвучена в Послании Федеральному Собранию РФ Президентом РФ 10 мая 2006 года , где отмечена важность помощи со стороны государства женщине, родившей второе дитя, на долгий срок ушедшей из трудовой деятельности, теряющей квалификацию. Соответственно появился Федеральный закон от 29.12.2006 78 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закон № 256-ФЗ).
Материнский капитал рассматривается как составляющая демографической политики государства (как инструмент государственной политики в решении демографических проблем государства). Это значение является первостепенным, поскольку демографическая ситуация в РФ во все времена являлась одной из важнейших социально-экономических проблем.
Государственная семейная политика представляет собой целевой комплекс мер федерального и регионального уровней в отношении института семьи. Социальная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства должна гарантировать надлежащий уровень материального обеспечения и способствовать созданию реальных условий для достойной жизни семей с детьми. Принцип государственной защиты семьи, материнства и детства закреплен в ст. 38 Конституции РФ , реализация которого обеспечивается средствами государственной поддержки. Так, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Этот конституционный принцип обеспечивается различными способами государственной поддержки. Однако наиболее востребованным и эффективным инструментом поддержки семей с детьми и, как следствие, решения демографической проблемы являются меры, направленные на решение материальных проблем семьи .
Так, ст. 1 Закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», закрепляет, что «законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов».
Понятие «материнский (семейный) капитал» появилось в Российском законодательстве после принятия Закона № 256-ФЗ. Указанный закон закрепляет основы правового механизма реализации права на материнский (семейный) капитал, ориентированного на стимулирование рождаемости и укрепление института семьи в обществе и государстве.
Материнский (семейный) капитал (далее МСК) – это средства федерального бюджета, которые передаются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом.
В научных публикациях проявляются разные подходы к пониманию МСК. Полагаем, что единообразное понимание сущности МСК затрудняет функциональная многогранность рассматриваемой формы государственной поддержки семей с детьми.
А.С. Боева называет МСК «видом социального обеспечения». Она считает, что «целевой характер использования… сближает материнский (семейный) капитал с таким видом социальных выплат, как субсидии» .
По мнению И.Н. Журавлевой, МСК – это «комплексный вид социального обеспечения». Автор считает, что «материнский капитал нельзя отнести к денежным выплатам» и показывает «отличия материнского капитала от социальных субсидий и компенсаций» .
Наличие такой специфики, как строго определенные законом целевые направления использования МСК, привели Н.М. Медведеву к выводу об отличии МСК от традиционных денежных выплат и натуральных видов социального обеспечения .
Ю.А. Копыл, анализируя МСК, говорит о «гражданско-правовой природе этих денежных средств» . С.М. Чега обращает внимание на «двойственную природу права на материнский капитал» .
Некоторые авторы рассматривают материнский капитал в более узком смысле – как форму дополнительной социальной поддержки семьи. Отмечается, что институт семьи выполняет одну из важнейших общественных функций – репродуктивную, то есть принимает участие в воспроизводстве населения.
На сегодняшний день эффективность программы материнского капитала и необходимость ее продолжения вызывают дискуссии, как в политической сфере, так и среди ученых и до сих пор однозначной позиции нет.
Материнский капитал, как инновационная форма социальной поддержки семей, является необходимым направлением в данной области, особенно в случае с молодыми семьями. Это связано с важностью привития традиционных ценностей института семьи молодым людям, что невозможно без определенного «стартового капитала». Создание такого инструмента, как материнский капитал, обусловило стремление государства создать новую форму социальной помощи, которая в долгосрочной перспективе должна привести к достижению глобальной цели – стимулированию рождаемости.
Отметим, что данная система нуждается в постоянном мониторинге, а также в непрерывной модернизации, что и подтверждается в идеях, высказанных в послании Президента России Владимира Путина Федеральному собранию в январе 2020 года, в котором он перечислил меры, необходимые для преодоления демографического кризиса и акцентировал внимание на необходимости продления и обновления программы. В частности, предлагается продлить программу до 2026 года, при этом проводить ежегодную индексацию выплат. Предложено было также выплачивать материнский капитал за первого ребенка и последующих детей и при рождении второго ребенка еще 150 000 рублей.
Многие субъекты Российской Федерации сочли возможным ввести в действие законы, регламентирующие право на получение регионального материнского капитала. Предоставляется он только гражданам РФ, имеющим регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, выплачивающего региональный материнский капитал. Размеры сумм капитала в каждом регионе разные, равно как и цели, на которые этот капитал можно потратить. «Разнится и количество детей в семье, за рождение (усыновление) которых выдается сертификат на региональный материнский капитал, в каких-то регионах уже за рождение (усыновление) второго ребенка, в каких-то – третьего».
Таким образом, введение в действие Закона № 256-ФЗ оказало влияние на правовую систему. Если рассматривать материнский капитал в системе видов правового обеспечения, необходимо учитывать, что правовое регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.
4. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ. 01.01.2007. № 1 (1 ч.). Ст. 19.
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. № 97. 11.05.2006.
6. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) // СПС «КонсультантПлюс».
7. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.09.2015 № 84-КГ15-8 // СПС «КонсультантПлюс».
8. Боева А.С. Материнский капитал как средство поддержки семьи // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции. 2020. С. 108-110.
9. Велиева Э.Ш., Гулевич И.В. Материнский капитал: современное состояние, отдельные аспекты реализации права на материнский капитал // Modern Science. 2020. № 2-1. С. 150-154.
10. Журавлева И.Н. Материнский (семейный) капитал как форма государственной поддержки российских семей // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 7 (41). С. 357-359.
11. Журавлева И.Н. Особенности приобретения недвижимости с использованием средств материнского (семейного) капитала // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 8 (42). С. 267-269.
12. Зверева Д.А., Иванова Е.Ю. Материнский капитал и его эффективность // Саяпинские чтения. Материалы III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции / Отв. редактор Я.Ю. Радюкова. 2020. С. 52-56.
13. Копыл Ю.А. Мошенничество с материнским капиталом // Научное Образование. 2020. № 2 (7). С. 369-372.
14. Мазуренко С.В. Разновидности материнского капитала и особенности его использования // Вестник Керченского государственного морского технологического университета. 2020. № 1. С. 176-202.
15. Махарова З.Ш. Материнский (семейный) капитал, основания получения и порядок распоряжения его средствами // Проблемы совершенствования законодательства: сборник научных статей студентов юридического факультета. Махачкала, 2019. С. 199-202.
16. Медведева Н.М. Материнский капитал в системе мер социальной поддержки // Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию – 2020 и его значение для развития Дальнего Востока России. Материалы круглого стола. Под редакцией Н.М. Байкова, Ю.В. Березутского. 2020. С. 77-80.
17. Медведева Н.М., Китляев Р.А. Социальная и правовая сущность материнского (семейного) капитала в системе мер социального обеспечения // Экономика, управление, общество: история и современность: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 299-305.
18. Миронова Т.К. Правовая природа отношений по предоставлению материнского (семейного) капитала // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 10-1. С. 192-201.
19. Носова Н.П., Бударин Я.С. Материнский капитал как категория оценки эффективности семейной политики Российской Федерации // Формирование современной модели государственного управления: перспективы и вызовы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с иностранным участием. Ответственный редактор Н.П. Носова, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тюменский государственный университет, Институт государства и права, BRICS LAW JOURNAL. 2019. С. 66-69.
20. Цабиева М.Х., Бурнацева К.Т. Основные проблемы реализации законодательства о материнском капитале и возможные пути их преодоления // Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. 2020. С. 115-119.
21. Чега С.М. Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи: история вопроса и перспективы развития // Старт в науку: актуальные вопросы техники и технологий: сборник материалов IV Ежегодной научной конференции студентов среднего профессионального образования Технологического университета. 2019. С. 120-128.
22. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/press_center/~2019/04/25/180922 (дата обращения: 10.12.2020).