Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном обществе проблема насилия в образовательной среде становится все более актуальной. Сегодня в школьной подростковой среде достаточно распространены различные формы конфликтов и проявлений агрессии. Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся жертвами издевательств со стороны своих сверстников. Особенно актуально исследование влияния насилия на личность в подростковом возрасте, когда образ Я, как продукт самосознания, проходит важный этап развития. В этот возрастной период воздействие любого вида насилия накладывает на личность свой отпечаток. Усвоив определенные модели поведения, например, поведение "жертвы", подросток может следовать им всю последующую жизнь.
В последнее время особое внимание исследователей привлекает изучение проблемы психологических особенностей личности подростка. Работники школы и педагоги стараются не вмешиваться в ситуации проблемы школьной травли, так как они необладают достаточной осведомленности о причинах и формах моббинга во взаимоотношениях между школьниками.
Явление буллинга в образовательной среде все больше становится международной проблемой. Впервые публикации на тему школьной травли появились в 1905 году, когда К. Дьюкс опубликовал свою работу на эту тему. Первые систематические исследования проблемы буллинга принадлежат скандинавским ученым, среди них: Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А.Пикас, Е.Роланд.После того, как Ден Олвеус в конце 70-х провел первое исследование по предотвращению проблемы буллинга, было проведено много исследований, которые позволили глубже понять проявления данного феномена, поведение в ситуации буллинга и факторы, его вызывающие. В России исследованием проблемы школьного насилия занимались Ачитаева И.Б., Глазман О.Л., Петросянц В.Р., Вишневской В.И., Кутузовой Д.А., Маланцевой О.Д., Файнштейн Е.И[19, с.23]
Проблему насилия в образовательной среде на современном этапе разрабатывают такие исследователи как Л.C. Алексеева, И.А. Баева, Е.В. Бурмистрова, Е.Ф. Быковская, E.H. Волкова, Т.Г. Волкова, Е.В. Гребенкин, Н.О. Зиновьева. Н.Ф. Михайлова, Д. Пстрог и др.
Цель данной работы является изучение психологических характеристик старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде.
Объект исследования - подростки, участники буллинга в образовательной среде.
Предмет исследования - психологические старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде.
Гипотеза данного исследования состоит в том, что роль старшеклассников в ситуации буллинга в образовательной среде будет иметь прямую связь с их психологическими характеристиками и жизнестойкостью.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических исследований, посвященных проблемам насилия и буллинга в образовательной среде, вопросам жизнестойкости личности.
2. Рассмотреть понятие “буллинг” и его разновидности с разных точек зрения.
3. Изучить психологические характеристики старшеклассников, детей, склонных к агрессии и участников буллинга в образовательной среде.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Психолого-педагогические основы буллинга как социального явления
1.1 Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема
Феномен насилия в подростковой среде представляет собой традиционную тему психологического, педагогического и социологического анализа. В России в настоящее время данное явление приобретает новые характерные черты (например, отмечается распространение такого явления, как кибербуллинг) и масштабность. Проблема травли в школьной среде волновала многих ученых, среди них Д. Олвеус, П. Смит, К. Купер,В. С. Собкин, Д. Н. Соловьев, О. А. Селиванова, М. Г. Нечаева,А. А. Бочавер и других[15, с.57].
Актуальность многочисленных исследований объясняется ростом насилия и агрессии в школьной подростковой среде.
В современном обществе на замену слову “травля” пришло заимствованное из английского языка слово буллинг (от bully - хулиган, задира, насильник, драчун, грубиян)-акт насилия, агрессивного выпада в виде оскорбления, унижения, нанесения телесного вреда одному или нескольким людям, детям с целью подчинения[7, с.24]
Термин «буллинг» английского происхождения (“bullying” переводится, как «издевательство»). Впоследствии появились различные трактовки данного определения. Например, Д. Олвеус характеризует буллинг как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении какого-то времени неоднократно сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей в контексте “диспропорциональных “властных” отношений”»[6, с.80].
С точки зрения социологического подхода (символический интеракционизм)считается, что буллинг представляет собой интеракции внутри группы или между группами и понимается как вариант деструктивного конфликтного взаимодействия, наблюдаемого в малой группе, в которой насильственные действия, совершаемые в отношении жертвы, имеют продолжительный, повторяющийся характер при наличии свидетелей этих действий[12,с.105].
Существует еще одна точка зрения, автором которой является Д. Грахам. Исследователь рассматривал ситуацию буллинга с точки зрения социальной психологии, отмечая наличие дисбаланса сил у вовлеченных участников буллинга, их жестокость по отношению друг к другу, намерение применить физический или психологический ущерб жертве, тем самым, определяя буллинг как вид социального взаимодействия[13, с.59].
Существует большое количество взглядов ученых на трактовку данного определения, н сущность у всех одна- буллинг представляет собой форму агрессивных взаимодействий.
Актуальность данной проблемы заключается, прежде всего, в том, что абсолютно в любой школе и неблагополучном районе есть хотя бы один класс, где можно наблюдать это явление. Примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков во всех развитых странах мира два-три раза в месяц становятся жертвами буллинга, независимо от того 7% девочек и 12 % мальчиков сами являются инициаторами травли - буллерами. Статистика в различных странах практически одинаковая[7, с.73].
Согласно исследованиям выделяется несколько основных типов буллинга:
-школьный буллинг, который, в свою очередь, подразделяется на:
1. Физический школьный буллинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.
2. Психологический школьный буллинг - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность( вербальный буллинг, обидные действия, запугивание, вымогательство, изоляция, повреждение имущества)
- кибербуллинг. В этом случае жертва получает оскорбления на свой электронный адрес, унижения с помощью мобильных телефонов или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.)
Термин кибер-буллинг (cyber-bullying)получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить[2, с.71].
Многие подростки пользуются тем, что основной чертой кибербуллинга является анонимность. То есть в виртуальном пространстве человек может позволить говорить те слова, которые бы не осмелились использовать в реальном мире. Подростки считают, что за их словами не последует никакой ответственности.
В основе буллинга есть три составляющие структуры: преследователь –буллер, жертва, и наблюдатели. Очень редко присутствует еще одна составляющая – защитник. Изучая феномен буллинга, психологи пришли к выводу, что такие чувства как зависть, неприязнь, ложное ощущение несправедливости, желание самоутвердиться могут вызвать формирование этого явления в школьной среде.
Буллинг охватывает очень широкую сферу деятельности, оказывая на детей прямое и косвенное влияние.
Среди основных последствий школьной травли исследователи называют падение самооценки у ребенка, появление чувства затравленности, в дальнейшей жизни такой ребенок пытается избегать отношений с другими людьми. Также становится проблемой формирование дружеских отношений, а отверженность в школе часто переносится и на другие сферы социальных отношений.
Помимо этого статус жертвы представляет собой причину низкого статуса в группе, появление у детей проблем с учебой и поведением. Психологи также отмечают высокий риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертвы школьного насилия характерно появление невротических расстройств, депрессий, нарушение сна и аппетита[13, с.65].
К тому же у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Из-за постоянного длительного стресса у ребенка возникает чувство безнадежности, безвыходности, вследствие чего увеличивается риск появления мыслей о суициде. Что касается категории наблюдателей, то для них также характерно наличие последствий в виде притупления чувства совести, появление черствости, неспособности к состраданию.
По мнению ученых, буллинг оставляет неизгладимый след в психике всех участников данного процесса. Жертва издевательств является самой пострадавшей стороной и последствия зависят от того, насколько долго продолжалась травля. Самые частые психологические нарушения — это заниженная самооценка, закрепление статуса «жертвы», различные психосоматические расстройства, формирование неврозов и фобий. Поэтому так необходимо дальнейшее изучение причин появления буллинга и рекомендаций по преодолению его последствий.
1.2 Виды и основные предпосылки буллинга
Буллинг – представляет собой форму взаимодействия, в которой проявляются различные типы поведения.
В подростковом возрасте любое нарушение процесса общения переносится ребенком очень тяжело и сказывается на развитии личности, поскольку на данном возрастном этапе ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками в процессе выполнения коллективной деятельности[8, с.41].
Целесообразно выделить следующие типы буллинга:
-прямой (и физический, и вербальный)
-косвенный (социальные депривации, сплетни, заговоры и т. д.)[2, с.25]
По мнению большинства исследователей, следует выделять четыре главных компонента буллинга:
-агрессивное и негативное поведение
-регулярность негативного поведения
-неравноправие участников
-умышленность участников[20, с.56]
Школьный буллинг представляет собой социальное явление, широко распространенное сегодня не только в России, но и в США, Канаде, Японии, Индии и практически во всех странах Европы.
Мотивацией к буллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др., вплоть до удовлетворения садистических потребностей отдельных личностей[11, с.29].
Среди основных форм школьного буллинга исследователи выделяют:
- систематические насмешки, основу которых может составлять, как национальность, так и внешние данные ребенка
-игнорирование
- вымогательство
-порча личных вещей
-физические и психические унижения[8, с.54]
Некоторые исследователи предлагают систематизировать все проявления буллинга в две группы:
1 группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения
2 группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших[14, с.54].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арпентьева, М.Р. Проблема социального порядка и насилие в школах / М.Р. Арпентьева // Проблемы современного образования. –2016. - № 5. – 39-49 с.
2. Аудмайер, К. Все на одного: Как защитить ребенка от травли в школе [Текст] / К. Аудмайер. – Издание на русском языке, перевод, оформление ООО «Альпина Паблишер», 2016. – 28 с.
3. Баева, И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды / И.А. Баев // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. – 2010. - № 128. – 27-39 с.
4.Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – М., 2014. – 243 с.
5. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Школьная травля и позиция учителей // Социальная психология и общество. 2015. № 1 (6). С. 103-116.
6.Гребенникова, О.А., Добролюбова, М.И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников /О.А. Гребенникова, М.И. Добролюбова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. - № 59. – 1-6 с.
7. Гриненко, Д.Н. Взаимосвязь условно допустимой агрессии и развитие личности участников буллинга / Д.Н. Гриненко //Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения.– 2014. - № 41. – 70 с.
8. Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку [Электронный ресурс]// Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Guseinova_Enikolopov.phtml
9. Зубкова, А. Р. Исследование социально-педагогической проблемы подросткового возраста на примере школьного буллинга / А. Р. Зубкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 60-64. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4394/ (дата обращения: 12.12.2020
10.Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения /Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
11. Кекелидзе З.И., Макушкин Е.В. Татьяна Борисовна Дмитриева - психиатр в эпоху перемен. М.: ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского», 2011. 191 с.
12. Клейберг Ю. А. Девиантное поведение: синтагма, онтология, эпистемология // Общество и право. – 2015. – № 1. – С. 262-269.
13. Мамедова А. Г. Профилактика жестокого обращения среди подростков. Буллинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docplayer.ru/45990453-Profilaktika-zhestokogo-obrashcheniya-sredipodrostkov-bulling.html.
14. Миронов Д. Д. Сущность понятия девиантное поведение подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 10. – С. 70-73.
15.Михайлова, О.Ю., Романко, О.А. Жестокость как предиктор молодежного экстремизма / О.Ю. Михайлова, О.А. Романко //Интернет-журнал «Мир науки». – 2016. – Т. 4. - № 5. – 1-10 с.
16. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2011. 210 с.
17.Пономарева, Е.А. Буллинг как социально-педагогическая проблема взаимоотношений в подростковой среде: профилактика, преодоление и предотвращение / Е.А. Пономарева // Социальная безопасность семьи и детства. – 2014. – 254 с.
18. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. – М., 2015. – 145 с.
19. Собкин В. С., Смыслова М. М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. – 2014. –№ 2. – С. 71-86.
20. Соловьёв Д. Н. Использование потенциала первичного коллектива в профилактике буллинга среди школьников подросткового возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук / Тюм. гос. ун-т. – Тюмень, 2015. – 26 с.
21. Соловьёв Д. Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – № 3. – Режим доступа:https://elibrary.ru/download/elibrary_22285304_62543160.pdf.
22. Штомпка П. Социальное изменение как травма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/983/017/1220/1-Shtompka.pdf