Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В связи с нестабильной политической и экономической ситуацией в современном мире особое значение приобретает проблема защиты суверенитета Российской Федерации, которая невозможна без защиты государственной границы. В соответствии с этим необходима правовая база, предусматривающая правила, а также меры ответственности за их нарушение. Законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд административно-правовых режимов. Целью их установления является предотвращение нанесения ущерба экономическим и иным охраняемым интересам государства.
Режим Государственной границы – урегулированный законодательством порядок содержания границы, ее пересечения лицами и транспортными средствами, пропуска их через границу (основаниями для пропуска лиц и транспортных средств являются наличие действительных документов на право въезда и документов на транспортное средство), перемещения через границу товаров и животных (осуществление пограничного контроля, досмотр транспорта). Для обеспечения условий охраны Государственной границы создан административно-правовой режим пограничной зоны.
Цель работы заключается в исследовании административных правонарушений в области защиты государственной границы Российской Федерации, изучении существующих проблем и предложения путей совершенствования административных правонарушений в области защиты государственной границы Российской Федерации.
Данная цель предопределила постановку следующих задач: дать определение правового статуса Государственной границы Российской Федерации; изучить административно-правовые режимы, устанавливаемые в сфере защиты и охраны государственной границы; проанализировать нарушение режима Государственной границы Российской Федерации; охарактеризовать; нарушение пограничного режима в пограничной зоне; выявить проблемы разграничения уголовных и административных составов правонарушений, объектом которых выступает режим Государственной границы Российской Федерации; рассмотреть модернизацию института административной ответственности за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации в проекте нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предмет исследования – состояние правового регулирования административных правонарушений в области защиты государственной границы Российской Федерации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с правовым регулированием административной ответственности за правонарушения в области защиты государственной границы.
Методологическую основу исследования составляет совокупность научных приемов и методов исследования социальных явлений и процессов, включающая сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, статистический, а также системный подход к изучению правовых норм и теоретических положений, касающихся понятия, сущности и содержания правового регулирования административных правонарушений в области защиты государственной границы Российской Федерации.
Структура работы. При раскрытии первой главы определен правовой статус Государственной границы Российской Федерации; изучены административно-правовые режимы, устанавливаемые в сфере защиты и охраны государственной границы. Во второй главе на основе действующего законодательства и судебной практики дан правовой анализ административных правонарушений в области защиты Государственной границы Российской Федерации. Третья глава работы посвящена выявлению проблем реализации административной ответственности за нарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и предложению путей их решения.
Глава 1. Юридическая сущность и правовое регулирование Государственной границы Российской Федерации
1.1. Правовой статус Государственной границы Российской Федерации
В настоящий момент изменения, происходящие во внутреннем положении и международной ситуации вокруг России, оказывают существенное влияние на такой неотделимый элемент государства, как государственная граница, которая определяет пределы государственной территории. Государственная граница была, есть и будет существенной составляющей безопасности государства.
Существуют три условия, обеспечивающие режим государственной границы: 1) целостность государственной территории; 2) международное признание границ государства в рамках международных договоренностей; 3) международное установление границ, предполагающее обусловленную правовую процедуру, базирующуюся на межгосударственных отношениях с присутствием обязательных элементов демаркации и делимитации границ.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 11.06.2021) «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – Закон «О Государственной границе РФ») Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Следует отметить, что Закон РФ «О Государственной границе РФ» устанавливает порядок функционирования правового режима государственной границы; условия обеспечения безопасности государственной границы; определяет полномочия государственных органов, в данной сфере; предусматривает ответственность должностных лиц, которые обеспечивают проведение данных мероприятий; устанавливает ответственность за нарушения режима перехода государственной границы. Учитывая взаимные интересы сопредельных государств отдельные правила правового режима государственной границы либо не устанавливаются, либо упрощаются, например, Россия ввела безвизовый режим со странами СНГ (за исключением Туркмении) .
Согласно статье 2 Закона «О Государственной границе РФ», Российская Федерация устанавливая и изменяя прохождение своей государственной границы, устанавливая и поддерживая отношения с иностранными государствами на своей государственной границе следует таким принципам:
– обеспечивает безопасность Российской Федерации и международную безопасность;
– взаимовыгодно всесторонне сотрудничает с другими государствами;
– взаимно уважает суверенитет, территориальную целостность государств и нерушимость их границ;
– мирно разрешает пограничные вопросы.
Государственные границы бывают сухопутными, водными и воздушными.
Сухопутные границы устанавливаются на основании договоров, заключаемых между сопредельными государствами и, в соответствии с этими договорами, обозначаются на местности. Как правило, при установлении таких границ учитываются особенности рельефа местности. Но иногда сухопутные границы устанавливаются по прямой линии между двумя данными точками.
Водные границы делятся на речные, озерные, границы других водоемов и морские.
Воздушными границами государственной территории являются боковые и высотные пределы его воздушного пространства. Никаких особых соглашений по воздушным границам не заключается, однако их нарушения могут привести к серьезным осложнениям между государствами.
Государство на границах сосредотачивает обширный спектр интересов, большинство из которых являются насущными и как следствие составляют ядро национальной безопасности, в связи с этим существующие очаги напряженности у границ Российской Федерации, создают потребность в постоянном контроле пограничной безопасности с помощью технических, экономических и правовых средств обеспечения . В данное время общественные отношения, возникающие в сфере охраны и защиты государственной границы Российской Федерации переживают этап значительных количественных и качественных реформ. Все это, бесспорно, имеет прямое отношение и к государственной границе как весьма важному государственному правовому институту.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 1993. – № 144. – 4 июля.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 1.
4. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 11.06.2021) «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – № 17. – Ст. 594.
5. Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 01.07.2021) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – № 32. – Ст. 1227.
6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 1 (часть II). – Ст. 212.
7. Указ Президента РФ от 25.04.2018 г. № 174 «Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Гарант.ру. – 27.04.2018. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71831256/ (дата обращения: 17.07.2021).
8. Приказ ФСБ России от 07.08.2017 г. № 454 «Об утверждении правил пограничного режима» [Электронный ресурс] / Гарант.ру. – 09.11.2017. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71659826/ (дата обращения: 17.07.2021).
9. Постановление Половинского районного суда (Курганская область) от 07.09.2020 г. по делу № 5-75/2020 [Электронный ресурс] / Судебные и нормативные акты РФ. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/2YP3jreYe0Hn/ (дата обращения: 17.07.2021).
10. Решение Чертковского районного суда (Ростовская область) от 21.09.2020 г. по делу № 12-44/2020 [Электронный ресурс] / Судебные и нормативные акты РФ. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/V2a0GZchFqHb/ (дата обращения: 17.07.2021).
11. Решение Печорского районного суда (Псковская область) от 28.09.2020 г. по делу № 12-34/2020 [Электронный ресурс] / Судебные и нормативные акты РФ. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/OSjdR0bhsrWT/ (дата обращения: 17.07.2021).
12. Постановление Арбитражного суда Хабаровского края от 27.01.2021 г. по делу № А73-1706/2020 [Электронный ресурс] / Судебные и нормативные акты РФ. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/doc/cM6dsOAwbYYT/ (дата обращения: 17.07.2021).
13. Герейханов, Г. П. Государственная граница в системе обеспечения национальной безопасности: проблемы и тенденции развития / Г. П. Герейханов // Научные труды ученых 1 отделения – Отделения общих проблем войны, мира и армии Академии военных наук. – М. : РИОР, 2021. – С. 143-150.
14. Кошелева, А. Д., Недосекова Е. С. Административно-правовой режим государственной границы. Особенности квалификации правонарушений / А. Д. Кошелева, Е. С. Недосекова // Modern Science. – 2020. – № 12-1. – С. 281-284.
15. Курочкин, И. А. Некоторые вопросы применения статьи 322 УК РФ «Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации» / И. А. Курочкин // Colloquium-journal. – 2020. – № 13-5(65). – С. 43-45.
16. Мелконян, Л. Р. Государственная территория, государственная граница, современные подходы к их содержанию / Л. Р. Мелконян // Научные вести. – 2020. – № 12(29). – С. 194-208.
17. Набиев, Р. М. Пограничный режим государственной границы Российской Федерации / Р. М. Набиев // Наука и просвещение: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 2 ч. – Пенза, 2020. – С. 165-167.
18. Панферова, И. А. К вопросу об определении правового статуса государственной границы Российской Федерации / И. А. Панферова // Военное право. – 2020. – № 1(59). – С. 32-36.
19. Пичугин, Д. Г. Модернизация института административной ответственности за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации в проекте нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях / Д. Г. Пичугин // Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение. – 2020. – № 6(275). – С. 87-96.
20. Сосновская, Ю. Н., Маркина, Э. В. Проблемы реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области защиты государственной границы / Ю. Н. Сосновская, Э. В. Маркина // Вестник экономической безопасности. – 2021. – № 1. – С. 226-230.
21. Информация МИД России «Порядок въезда российских граждан в страны СНГ» [Электронный ресурс] / Гарант.ру. – 05.02.2021. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/400109099/#review (дата обращения: 17.07.2021).
22. Отчет о работе судов общей юрисдикции о рассмотрении гражданских, административных дел по первой инстанции [Электронный ресурс] / Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Судебная статистика за 2016-2020 гг. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5671 (дата обращения: 17.07.2021).
23. Проект «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/05-20/00102447) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.05.2020) [Электронный ресурс] / Гарант.ру. – 05.02.2021. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://base.garant.ru/56821718/ (дата обращения: 17.07.2021).