Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1 Психологические особенности формирования детской речи 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 5
1.2. Формирование строя речи ребенка 11
1.3. Речь ребенка как необходимый элемент развития личности 14
Глава 2 Практические рекомендации по развитию детской речи 19
2.1. Особенности сюжетно-ролевой игры в развитии детской речи 19
2.2 Значение дидактической игры в развитии речи для детей старшего дошкольного возраста 25
Заключение 30
Список используемой литературы 31
Приложение 33
Приложение 1 33
Приложение 2 34
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Речь - это высшая психическая функция, которая объединяет множество функциональных систем. При этом, если в младенчестве ребенок повторяет различные звуковые комбинации, произносимые взрослыми, то уже в дошкольном возрасте он имеет неуклонно улучшающийся словарный запас и произношение с тем, чтобы подойти к началу школы с необходимым речевым набором, который далее улучшается и развивается с основной работой, сфокусированной на грамматике речи.
Таким образом, лингвистика детской речи — это обширная и важная тема, в связи с чем работа, цель которой- анализ лингвистики детской речи, является актуальной.
Лингвистическое изучение детской речи предполагает выявление ее особенностей на разных этапах овладения родным языком: специфики используемых ребенком на том или ином этапе развития языковых средств и закономерностей их усвоения. В лингвистических исследованиях детской речи рассматриваются разные компоненты языковой способности ребенка. Закономерности овладения звуковой стороной речи выявляются в работах В.И. Бельтюкова, Г.М. Богомазова, Е.Н. Винарской, А.Н. Гвоздева, А.Д. Салаховой .
Объектом данного исследования является лингвистика, а предметом – детская речь.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать психолого-педагогическая характеристика дошкольников и младших школьников;
- описать формирование строя речи ребенка;
- проанализировать речь ребенка как необходимый элемент развития личности;
- исследовать особенности сюжетно-ролевой игры в развитии детской речи;
- оценить значение дидактической игры в развитии речи для детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Психологические особенности формирования детской речи
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Так как детская речь – это особый этап онтогенетического развития речи и является речью детей дошкольного и младшего школьного (до 8–9 лет) возраста , то проанализируем психологические особенности развития младшего школьника. В соответствии с возрастной периодизацией по Д. Б. Эльконину (рис. 1) младший школьный возраст охватывает период от 6 до 10 лет.
В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе и главной деятельностью, является учебная.
При поступлении ребенка в школу образовательному учреждению необходимо решить такие задачи как: выявить уровень готовности учащегося к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения.
Кроме того, по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации; спланировать стратегию и тактику обучения будущего школьника с учетом его индивидуальных возможностей.
Для решения данных задач необходимо изучать психологические особенности современных школьников.
Всякий возрастной этап характеризуется особенным положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений.
Рисунок 1. Возрастная периодизация
В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей деятельностью для данного этапа развития.
Приход ребенка на начальную ступень образования целиком меняет характер его жизни. С первых дней обучения возникает противоречие между постоянно растущими требованиями, предъявляющимися к личности ребенка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и имеющимся у него уровнем развития. Данное противоречие – движущая сила развития у младшего школьника. В процессе увеличения требований уровень психического развития подтягивается до их уровня.
Этап младшего школьного возраста – своеобразный этап развития ребенка. В нем проходит развитие высших психических функций и личности в целом. Происходит это в рамках ведущей учебной деятельности, которая сменяет игровую. Включение ребенка в учебную деятельность означает начало перестройки всех психических процессов и функций .
Психическое развитие ребенка достигает высокого уровня к началу младшего школьного возраста.
Ребенок 6-7 лет хорошо ориентируется в окружающем мире и немало знает о нем, легко запоминает информацию разнообразного содержания, так как все его психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение и речь преодолели длительный путь развития .
Познавательные процессы в совокупности представляют сложную систему и обеспечивают многообразные виды деятельности ребенка. Каждый из них связан со всеми остальными. Данная связь изменяется на протяжении детства: в разные периоды ведущее значение для общего психического развития приобретает какой-либо один из процессов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебное пособие / А. К. Болотова. – М. : ИД ГУ ВШЭ, 2012. – 526 с.
2. Гаджиев Э. Э. Активные методы обучения как средство формирования общекультурных компетенций у студентов [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — №20. — 568 с.
3. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком. - М.: Педагогика, 1991. - 224 с
4. Деркунская В.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников / В.А. Деркунская, А.А. Ошкина. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – с.122
5. Дубровина И.В., Е.Е.Данилова, Прихожан А.М. Психология: Учебник для студ. пед. учеб. заведений/Под ред. Дубровиной И.В. – М: Издательский центр «Академия», 1995. – 464 с.
6. Исаичкина, С. Ю. Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста / С. Ю. Исаичкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). Эльконин Д. Б. Психология игры. URL: http://www.pseudology.org/Psyhology/Psyhologiya_Igry2.pdf
7. Калинченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников / А.В.Калинченко, Ю.В.Микляева. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – с.76
8. Колоцца Д.А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение / Д.А. Колоцца. – М.: 2015. – с.
9. Михайленко Н.Я. Формирование сюжетной игры у детей пятого года жизни / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2017. – №7. – С.43.
10. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка URL http://elib.gnpbu.ru/text/piazhe_rech-myshlenie-rebenka_1994/go,22;fs,0/
11. Поздняков Н.А. Исследователь игры детей дошкольного возраста / Н.А. Поздняков // Дошкольное воспитание. – 2015. – №12. – C.11
12. Рыжук В. И. Игра как метод обучения и воспитания // В. И. Рыжук Первоначальное обучение и воспитание. – 2015. – №16-18. – С.39
13. Сарапульцева К. С. ДЕТСКАЯ РЕЧЬ В АСПЕКТЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ [Электронный ресурс]— С. 261-264. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65678
14. Федеральные государственные образовательные стандарты URL www.fgos.ru
15. Хамзина Д. З. Наглядный образ в структуре развитого научного знания // Молодой ученый. 2012. № 10. С. 176–178.
16. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1987.