Фрагмент для ознакомления
2
В современной модели государственного управления сформирована многоуровневость, выражающаяся в выделении системы федеральных и региональных органов власти и управления. Концептуально они решают близкие однородные социально-экономические и политические задачи и зачастую предметы их ведения находят пересечение в одной и той же области деятельности и территории. Ввиду того, что регламентация работы данных органов власти и управления осуществляется на основании действующего законодательства, представляется важным рассмотреть каким образом определено распределение полномочий и межуровневое взаимодействие в нормативной модели Российской Федерации .
Одна из самых фундаментальных, концептуального характера новелл Конституции РФ заключается в принципе осуществления государственной власти в Российской Федерации на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
В научном плане возможны использования различных терминологических вариантов, что обусловлено характером, спецификой научных исследований, познания явлений, институтов, правовых норм.
Рассмотрим проблему понятия и определения органа (органов) государственной власти. Вначале представляется необходимым сделать одну оговорку: мы далеки от мысли, что выбранный нами подход безупречен и тем более единственно правилен. Возможны и необходимы разные варианты подхода.
По нашему мнению, не представляется возможным ведение научного исследования природы, характера, видов и статуса органов государственной власти без учета нормативного правового акта, имеющего конституционное значение, а именно указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» .
Проблематика понятия органов государственной власти является многогранной. Необходимо отметить, что существенным удельным весом вовсей совокупности трудов по указанной проблематике обладают работы административистов, тем не менее, очевидно недостаточное внимание, уделяемое теоретиками конституционного права. Теоретический массив обозначенных проблем включает два аспекта: конституционно-правовой и административно-правовой.
Конституционно-правовой аспект включает в себя весь массив относительно осуществления власти в Российской Федерации:
- кем осуществляется: народом непосредственно, а также посредством органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- как выражается: путем референдума и свободных выборов;
- органами какого уровня осуществляется: органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ;
- какими ветвями власти осуществляется: законодательной, исполнительной, судебной;
- какими органами осуществляется и какую систему они образуют: Президентом РФ, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством РФ, судами РФ; осуществление государственной власти в субъектах РФ образуемыми ими органами государственной власти .
Важно также отметить положения о том, что в пределах полномочий по предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации представляют собой единую систему исполнительной власти; Президентом РФ обеспечивается согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; судебная власть осуществляется посредством конституционного, административного и уголовного судопроизводства
Особо выделим принципиально важные общие положения и нормы, касающиеся характеристики Российского государства и его экономического и социального устройства, а именно:
(1) определение РФ как демократического федеративного правового, социального и светского государства с республиканской формой правления;
(2) установление в ст. 8 Конституции РФ гарантий единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности - признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности ;
(3) положения преамбулы Конституции РФ:
(4) опираясь на характеристики ст. 7 Конституции РФ, положения о том, что:
- Российская Федерация провозглашает себя как социальное государство, в котором создаются все условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека,
- под охраной государства в Российской Федерации находятся труд и здоровье людей, в связи с чем установлены нормативы минимального размера оплаты труда, гарантируются социальная поддержка семьям, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, формируется системы социальных служб и организаций, оказывающих социальную поддержку населения, устанавливаются государственные пенсии и пособия, а также социальные гарантии, обеспечивающие достойный уровень проживания граждан.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). М.: ИНФРА-М, 2020
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; с поел.изм. и доп.: СЗ РФ. 2011 г. № 1. Ст. 1.
3. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; с поел.изм. и доп.: СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 1.
5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г.I № 1-ФК.З «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ.* 1997. № 1. Ст. 1; с поел.изм. и доп.: СЗ РФ. 2012. № 24. Ст. 3064 (на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo. gov.ru)).
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 2015 г, №41, ст. 6963.
7. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 2.
8. Закон Российской Федерации о поправке в Конституцию Российской Федерации от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ. «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 1.
9. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253; с посл. изм. и доп.: СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2275 (на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)).
10. Указ Президента РФ от 14 ноября 2017 г. №548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 2017 г, №47, ст. 6963.
11. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; СЗ РФ. 2010. № 26. Ст. 3331.
12. Указ Президента РФ от 14 ноября 2017 г. №548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 2017 г, №47, ст. 6963.
13. Постановлении Правительства РФ от 3 ноября 2012 г. №1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. №1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (утратило силу) // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. №46 ст. 6350.
Научная и учебная литература
14. Ахмадуллин Р.Р. Повышение эффективности взаимодействия органов государственной и муниципальной власти в сфере градостроительства // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/04/24923 (дата обращения: 23.09.2018).
15. Братановский С.Н. Государственное управление: понятие, социальная сущность [Электронный ресурс]// Вестник Евразийской академии административных наук, №3, 2011 - Режим доступа: URL:http://znanium.com/catalog/product/414035(дата обращения: 12.12.2020)
16. Глухих А.А. Структура власти: взаимодействие федеральных и региональных органов управления // Экономика и право. – 2016. - №3. – С.52-53
17. Государственное управление в России и зарубежных странах: административно-правовые аспекты: Монография / Попов Л.Л., Мигачева Е.В., Тихомиров С.В.; Под ред. Попова Л.Л. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 с.
18. Григорьев Н.А. Современный этап эволюции системы отношений «Центр регионы» / Н.А. Григорьев // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2014. – № 2. – С.157 – 163
19. Доктрина регионального развития Российской Федерации (макет-проект): Монография / Под общей ред. А.С. Малчинова А.С. М.: Научный эксперт, 2009. — 279 с.
20. История государственного управления в России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504) / Р.Т. Мухаев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, — 2016. - 607 с. — (Серия «Государственное и муниципальное управление»).
21. Итиуридзе Л.А. Система управления и взаимоотношения федеральных, региональных, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления // Право и государство: теория и практика, 2013, С.23-27
22. Любимов А.П. Парламентское право России: Учеб.пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2016 - 198 с.
23. Межуровневое взаимодействие органов государственной власти в России: Монография / Под общей ред. А.С. Малчинова. — М.: Научный эксперт, 2011. — 256 с.
24. Останков Д.Б. Проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22200 (дата обращения: 12.01.2019).
25. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 1 / Е.В. Охотский. - М.: Юрайт, 2016. – 480 с.
26. Ренессанс государственного управления в России. Избранное / Л. Л. Попов. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2015. — 368 с.
27. Система органов государственной власти России: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Юриспруденция", "Политология", "Государственное и муниципальное управление" / Габричидзе Б.Н., Эриашвили Н.Д., Белоновский В.Н., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 479 с.:
28. Судебная власть; Судебная власть в России. Роль судебной практики: Учеб. пособие / Сост. Ю.А. Тихомиров. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
29. Суфиянова Г. Ш. Взаимодействие органов государственной и муниципальной власти // Молодой ученый. — 2018. — №39. — С. 96-98
30. Яновский, В. В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Учебное пособие / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - М.: КноРус, 2017. - 304 c.