Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых педагогических технологий, широким распространением инновационной и экспериментальной деятельности. В таких условиях требуется обновление управления педагогическими кадрами дошкольных образовательных организаций (ДОО), которое должно иметь стимулирующий, развивающий и демократический характер. А это, в свою очередь, предполагает изменение управления методической работой в дошкольной образовательной организации.
Дошкольное образование является фундаментом образовательной системы страны и имеет большое социально-экономическое значение, которое обуславливается необходимостью организованной, комплексной реализации программы развития детей дошкольного возраста, а также предоставления их родителям возможности участия в трудовой деятельности. Поэтому развитие данной сферы является приоритетным направлением государственной политики.
Роль методической работы значительно возрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно совершенствовать качество содержания образования, посредством инноваций в программно-методическом обеспечении, в методиках воспитания и обучения детей дошкольного возраста; совершенствовать качество организации педагогической деятельности, используя более эффективные методы, приемы и формы работы с детьми.
Исследованию актуальных проблем организации методической работы в детском саду посвящены изыскания разных авторов современности: Ю. В. Aтемаcкинoй и К. Ю. Белой, Н. А. Виноградовой, Л. М. Волобуевой, В. П. Дубровой, Л. И. Фaлюшиной и других.
Интерес к организации методической работы в последние годы растет на разных уровнях управления. В работах А. М. Моисеева, Г. К. Селевко, М. М. Поташника рассматриваются основные трудности в работе педагогов-практиков и раскрываются различные аспекты методической работы.
Объект исследования – формы методической работы в ДОУ.
Предмет исследования – формы методической работы в ДОУ и технологии их применения.
Цель исследования – теоретически обосновать примеры внедрения новых форм и методов обучения в учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Задачи:
- изучить методическую работу в ДОУ: цели, задачи;
- выявить формы организации методической работы.
- определить активные формы методической работы в дошкольном учреждении.
- проанализировать методы активизации педагогов при проведении методических мероприятий.
Основные методы исследования, которые были использованы в работе:
- метод моделирования;
- метод анализа;
- метод классификации и синтеза;
- метод сравнения и обобщения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1 Методическая работа в ДОУ: цели, задачи
В дошкольной образовательной организации проводится система мероприятий, основанная на достижениях науки, передового опыта, направленная на повышение мастерства каждого педагога, которая называется «методическая работа». Ее целью, по определению К. Ю. Белой, является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса [5, c 75].
Методическая работа время от времени претерпевает изменения в связи с модернизацией образования, приводящей к обеспечению его соответствия запросам и возможностям общества. Изменяются подходы педагогов к организации образовательного процесса, постановке целей, отбору его содержания, оценке достигнутых результатов.
На методическую работу ДОУ оказывают влияние не только веяния нового времени, факт модернизации системы образования, но и то, что одной из особенностей этой системы в последние годы является вариативность работы дошкольных учреждений. Именно эти особенности образовательных программ позволяют реагировать на потребности общества, помогают разнообразить предлагаемое содержание учебно – воспитательных материалов [5, c 79].
Работа ДОУ в условиях модернизации образования, повышает требования к методической компетентности, как администрации, так и педагогов, обеспечивает самоопределение и самоорганизацию участников образовательного процесса.
Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях передового опыта и науки и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных действий и мер, мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства и квалификации каждого педагога и воспитателя.
Т. И. Шамова определяла методическую работу как «сложную, динамическую, цельную систему работы с педагогическими кадрами» [24, c 58].
Д.А. Белухин полагал, что «методическая работа выступает как целостная система, сформированная на достижениях науки и прогрессивном педагогическом опыте. Методическая работа направлена на повышение квалификации педагогов» [6, c 102].
По мнению М. М. Поташник, «методическая работа это деятельность, способствующая обеспечению организации педагогического процесса с использованием планирования, руководства, организации и контроля и обеспечивающая достижение образовательных целей» [19, c 214].
С точки зрения В. М. Лизинского, «методическая работа – деятельность, направленная на успешную организацию учебного процесса. Это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства» [15, с. 61].
Н.А. Дильдина считает, что «методическая работа это специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на научной основе. Главное в методической работе – оказание своевременной помощи учителю, воспитателю» [11, с. 32].
М. П. Нечаев под «методической работой имеет в виду систему организационной педагогической к управленческой деятельности администрации, руководителей методических объединений и педагогов, ориентированной на обеспечение непрерывного совершенствования педагогической квалификации и профессионального мастерства педагога в целях повышения качества образовательного процесса» [18, с. 27].
П. И. Третьяков подчеркивает «методическая работа – процесс длительный и сложный, который зависит от целой, спланированных коллективом, задач, нацеленных на предоставление каждому учителю возможности самореализоваться» [21, с. 69].
Л. М. Волобуева считает, что «методическая работа является «частью системы непрерывного образования воспитателей, ориентирована на достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду» [8, с.70].
М.Н. Мальцева считает, что «методическая работа – это систематическая, целенаправленная, коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров по повышению научно-теоретического уровня, методической подготовки и профессионального мастерства» [17, с.97].
Итак, методическая работа в ДОУ - это комплексная система мер, взаимосвязанных между собой, в основе которой - научные достижения и педагогический опыт (в т. ч. и прогрессивные идеи). Она направлена на повышение квалификации, профессиональных умений, навыков воспитателя и всего педагогического коллектива.
Цель методической работы в образовательном учреждении – это неизменный рост уровня профессионального мастерства педагогического коллектива и педагога. Самая существенная и главная задача методической работы – в формировании их мастерства выражать действительную поддержку воспитателям и педагогам как комплекса профессиональных навыков, умений и знаний, нужных для педагога современности качеств и свойств личности.
В настоящее время к организации методической работы в дошкольных образовательных учреждениях выделяют несколько подходов:
– программно-целевой подход (Е. П. Голубков, Н. Стефанов, П. И. Третьяков);
– личностно-ориентированный подход (Е. С. Якиманская);
– мотивационно-целевой подход (В. И. Зверева);
– системный подход (В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, Д. Н. Богоявленский, И. В. Блауберг, Ю. А. Конаржевский, В. Н. Садовский, Г. Н. Сериков, Э. Г. Юдин, Э. В. Яковлева).
В системном подходе главным элементом является цель. Направлена цель на определение образа в работе с педагогическими кадрами дошкольного образовательного учреждения желаемого результата.
Постановка целей методической работы «зависит от компетентности педагогов, специфики работы детского сада, от программно-методического обеспечения дошкольного образовательного учреждения (Т. И. Шамова, В. И. Зверева, П. И. Третьяков)» [8].
Методическая работа в детском саду должна осуществляться в соответствии с принципами. В организации методической работы выделяется около сорока принципов.
Так, Н. М. Фоминых выделяет следующие принципы, способствующие организации методической работы: «гуманизации, научности, объективности, конкретности, оптимальности, системности и эффективности» [23, c 46].
Н. Н. Рыхлова выделила принципы такие, как: «принцип единоначалия и коллегиальности, позволяющий сочетать права рационально, ответственность и обязанности между субъектами методической работы; принцип оптимальности, раскрывающийся в определении способов организации методической работы наиболее целесообразных для образовательной организации» [20, c 47].
Способствующие методы реализации принципов являются одним из компонентов организации в дошкольной образовательной организации методической работы. В группировке методов педагогического управления выделяют несколько подходов.
Так, З.А. Климентьева выделяет группы методов следующие: «по целям – методы могут быть оперативные, тактические, стратегические; по объекту управления – методы регионального, государственного, местного управления; по субъекту управления – методы административно-хозяйственного, общественного управления; по времени управленческих действий – долгосрочные, текущие, перспективные» [14, c 25].
М. В. Лисицына выделяет следующие группы методов: «организационно-распорядительные; экономические; организационно-педагогические; социально-психологические» [16, c 61].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020 N 429-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения 12.12.2020)
2. Абрамова, С. Г. От «идеального» к «реальному». «Взгляд на проблему, проектирования личностно-ориентированного образования» [Текст] / С. Г. Абрамова, И. А. Косенчук // Директор школы. – 2015. - № 7. – с.53-58.
3. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учеб.-метод. пособие. [Текст] / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 112 с.
4. Бeрлаковa, Т. Ю. Творческая мастерская как интерактивная форма методической работы с педагогами [Текст] / Т. Ю. Бeрлаковa, С. А. Платонова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015. – № 2. – С. 12–17.
5. Белaя, К. Ю. Методическая деятельность в ДОУ [Текст] / К. Ю. Белая. – М.: Сфера, 2015. – 128 с.
6. Белухин, Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. Часть 2 / Д.А. Белухин. - М.: МОДЭК, 2015. - 304 c.
7. Василевская, Е. В. Электронное методическое сопровождение педагога – современное установка деятельности методической службы [Текст] / Е. В. Василевская // Методист. – 2016. – № 5. – С. 20–24.
8. Волобуева, Л. М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. [Текст] / Л. М. Волобуева. // Управление ДОУ. - 2017. – № 6. - с. 70 -78.
9. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 512 c.
10. Демидова, И. Ф. Педагогическая психология / И.Ф. Демидова. - М.: Академический Проект, Трикста, 2015. - 224 c.
11. Дильдина, Н.А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: учеб.-метод. пособие / Н.А. Дильдина. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018 – 102 с.
12. Елжова, Н. В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н. В. Елжова. – Ростов н/Д.: Феникс, – 2015. – 218 с.
13. Есина, Л. Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников / Л.Д. Есина. - М.: Скрипторий, 2018. - 344 c.
14. Климентьева З.А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: Краткий конспект лекций / З.А. Климентьева; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2013 –87с.
15. Лизинский, В. М. Технология, формы и содержание проведения педагогических советов в школе [Текст] / В. М. Лизинский. – М.: Центр "Педагогический поиск", 2013. –128 с.
16. Лисицына, М. В. Переход на ФГОС дошкольного образования: в поисках результативных устройств помощи педагогов [Текст] / М. В. Лисицына // Журнал руководителя управления образованием. – 2015. – № 6. – С. 61–64.
17. Мальцева, М. Использование нетрадиционных форм методической работы в дошкольной образовательной организации [Текст] / М. Мальцева // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 1. – С. 97–104.
18. Нечаев, М. П. Методическая деятельность дошкольной образовательной организации в реализации ФГОС ДО [Текст] / М. П. Нечаев. – М.: УЦ "Перспектива", 2015. –212 с.
19. Поташник, М. М. «Управление качеством образования» [Текст] / под ред. М. М. Поташника - М.: Педагогическое общество России, 2015 - 452 с.
20. Рыхлова, Н. Н. Роль учебно-методического обеспечения при решении задачи улучшения профессиональной деятельности педагогических работников [Текст] / Н. Н. Рыхлова // Вестник образования. – 2016. – № 9. – с. 47–52.
21. Третьяков, П. И. «Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам» [Текст] / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. – М., ТЦ Сфера, 2014. – 239 с.
22. Фоминова, А. Н. Педагогическая психология / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. - М.: Флинта, 2016. - 320 c.
23. Фоминых, Н. М. «О направлениях деятельности методической службы образовательной организации» [Текст] / Н. М. Фоминых // Методист. – 2016. – № 4. – с. 46–51.
24. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами [Текст] / Т. И. Шамова. – М.: