Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы определяется современным этапом конституционного развития России. В Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). Конституция Российской Федерации признает права и свободы человека и гражданина и гарантирует их согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Тема прав и свобод человека и гражданина уже не одно десятилетие относится к числу наиболее приоритетных направлений исследований российской юридической науки, тем не менее продолжает оставаться перманентно актуальной. Однако в последние годы мы наблюдаем смещение акцентов исследований о правах человека с материальных аспектов, связанных с анализом содержания прав человека, их юридической природы, конституционного статуса личности, на процессуальные, в значительной мере охватывающие проблемы реализации прав и свобод, механизмы защиты, государственные и негосударственные, внутригосударственные (на уровне Российской Федерации) и международные.
В настоящее время в Российской Федерации продолжается процесс формирования нового и модернизация существующего механизма защиты прав и свобод человека и гражданина. Анализ проводимых всесторонних исследований, а также правовых норм, посвященных защите прав человека, позволяет сделать вывод, что предпринимаемые усилия в данной области не всегда приводят к заметным улучшениям, способствуют улучшению состояния правовой защищенности.
Актуальность данной темы заключается, в том, что права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Сегодня основной формой организующего воздействия публичной власти на общество является их взаимодействие с целью удовлетворения, как потребностей всего общества, отдельных его частей, так и отдельной личности. Без такого взаимодействия существование публичной власти и общества невозможно, ведь права человека – основа современной демократии.
Права и свободы выступают главным показателем, отражающим базовые ценности современной цивилизации. Существенно возросла их роль в условиях глобализации, о чем красноречиво свидетельствует сфера международных отношений. В частности, права человека приобрели статус причины для проведения внешней интервенции. За последнее десятилетие значительно увеличилось количество материала по этой проблеме. Данный подход обусловлен функциями, которые они выполняют в политико-правовой действительности.
Особый интерес вызывают политические права и свободы человека.
Целью работы является уточнение сущности политических прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть историческое развитие института политических прав и свобод человека и гражданина.
2. Изучить характеристику основных политических прав и свобод граждан Российской Федерации.
3. Рассмотреть гарантии политических прав и свобод человека и гражданина и их реализация в Российской Федерации.
4. Выявить взаимосвязь между политическими правами и свободами человека и гражданина и принципом конституционно-правовой законности.
5. Проанализировать актуальные проблемы реализации и обеспечения политических прав и свобод граждан.
Объект исследования – система взаимоотношений, связанных с осуществлением политических прав и свобод.
Предметом исследования является нормативно-правовое регулирование реализации политических прав и свобод человека и гражданина.
Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности политических прав и свобод человека и гражданина РФ. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.
Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Основные политические права и свободы человека и гражданина Российской Федерации
1.1. Историческое развитие института политических прав и свобод человека и гражданина
Юриспруденция как наука о государстве и праве, в рамках которой изучаются способы правового регулирования и выдвигаются предположения о возможности внесения изменений в социально-правовые механизмы регулирования общественных отношений с целью достижения позитивных улучшений, необходимым образом задается вопросом о сущности публичных, политико-правовых отношений, способах реализации и осуществления политических и гражданских прав, форм государственного устройства и политических режимов.
Все современные государства позиционируют себя в качестве демократических государств. Уже в советский период, несмотря на специфику государственного порядка, в основу государственного и правового порядка были положены фундаментальные гуманитарные ценности. При этом необходимо различать формальное содержание публичного права и реальные социально-экономические и политико-правовые механизмы их реализации.
После революции 1917 года произошла фундаментальная реформа всего законодательства страны в связи с изменением формы государственного устройства, правления и режима, а также изменения позиции церкви в обществе. Советский этап положил начало формированию политических прав, которые на первоначальном этапе существования Советского государства декларировались формально, что не могло быть иначе в связи с реальностями гражданской войны и осуществлением политики военного коммунизма - красного террора. В 1919 году в РСФСР были приняты «руководящие начала по уголовному праву РСФСР», которые являлись результатом обобщения сложившейся с 1917 года практики уголовного права, которые имели обязательную силу закона. «Руководящие начала» сами по себе не содержали норм, предусматривающих ответственность за совершения конкретных видов преступлений, таким образом, они представляли собой прообраз «общей части» уголовного кодекса. При этом, данный документ, носил явно выраженный идеологический, классовый характер, в частности он утверждал, что совершения преступлений в классовом обществе является результатом общественных отношений, которые довлеют над преступником. Таким образом, советское уголовное право предваряло собой учреждение первой советской конституции.
В первой Конституция РСФСР 1918 года закреплялось право граждан на определенные политические права. К таким относились права свободно устраивать собрания, митинги, шествия, а также предоставлялось избирательное право. Однако, в реалиях того исторического периода такие права скорее были декларированы, чем реализуемы на практическом уровне . Советские конституции носили республиканский характер, в них провозглашались политические и гражданские свободы, однако при этом учреждалась «однопартийность», социалистическая экономическая модель и абсолютное доминирование «марксистко-ленинской», коммунистической идеологии. При формировании советского законодательства подчеркивалась его особая - отличная от «буржуазного» закона суть, в том числе в делах судопроизводства. Однако, в действительности на формирование советской системы закона влиял как сам «революционный» опыт новой власти, так и факт гражданской войны, опасения интервенции.
Конституция РСФСР 1937 года была намного демократичней предыдущих. Впервые провозглашалось равноправие всех граждан во всех сферах жизни, в том числе и в общественно-политической. За гражданами закреплялись и гарантировались такие, фундаментальные права как свобода слова, печати, также сохранялись свобода собраний и митингов, шествий и демонстраций. Однако, реализация политических прав и свобод в период Сталинской конституции была сопряжена с осуществлениями массовых политических репрессий, которые реализовывались в рамках формального применения норм советского уголовного права. При этом в последующие годы существенное количество жертв политического террора было реабилитировано, а работники правоохранительных органов, уличенные в должностных преступлениях, были привлечены к дисциплинарной и уголовной ответственности.
Наиболее полный объем прав за период существования советской власти предоставляла Конституция 1978 г. В ней провозглашалось, что граждане РСФСР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод . В качестве передового механизма общественного контроля вводился институт отзыва депутатов. В настоящее время право отзыва депутатов федерального уровня не предусмотрено отечественным законодательством. Институт отзыва депутатов в современном российском праве закреплен лишь на уровне нормативных актов субъектов РФ, преимущественно в отношении депутатов муниципального уровня. Ст. 107 Конституции СССР 1977 года устанавливала обязанность депутата отчитываться о своей работе перед избирателями и право отзыва депутата избирателями в связи с утратой доверия. Аналогичная правовая норма существовала в Конституции РСФСР 1978 года. Указанные нормы конституционного права СССР и РСФСР безусловно способствовали повышению качества контроля общества над государством. Однако, в связи с тоталитарным характером Советского государства и слабым уровнем развития институтов гражданского общества, выборы в СССР происходили «формально» на безальтернативной основе. Следует отметить, что в период с 1978 по 1992 гг., существовало десять редакций основного закона РСФСР, девять из которых пришлись на период с 1989 по 1992 гг. .
В поздний период существования Советского государства остро встал вопрос реальной реализации политических прав. Стало очевидным, что нельзя назвать перечень политических прав и свобод исчерпывающим, в особенности, если они не могут быть реальным образом реализованы. Указанные обстоятельства привели к необходимости осуществления реформ, получивших название «советская перестройка», которые, однако, носили непродуманный и незавершенный характер, в результате чего привели к усугублению социально- экономического и конституционного кризиса в стране. В результате, на основании решения XIX Партконференции, Верховный Совет СССР разработал и принял проект конституционной реформы. Всесоюзная конференция в СССР представляла собой совещание представителей местных партийных организаций и членов центральных партийных органов. Партконференции созывались для обсуждения актуальных вопросов политики.
Основой конституционной реформы стала политика «гласности» как фундаментального политического института. Утверждалось, что необходимо информировать граждан о работе руководящих органов КПСС и местных партийных организаций. Осуществлялась политика упразднения цензуры в СМИ. Следует отметить, что политические реформы шли параллельно с социально-экономическими реформами, ключевой из которой являлась легализация частной собственности и предпринимательской инициативы в виде индивидуального и кооперативного предпринимательства. По мнению ряда исследователей в области теории государства и права, частная собственность и предпринимательство являются важными элементами и условиями развития института гражданского общества.
В результате реформ были приняты поправки, с учетом которых можно говорить о появлении фактически новой для советского общества и государства Конституции - Конституций СССР 1977 гг. и Конституции РСФСР в редакции 1989 гг. Аналогичным путем конституционного реформирования пошли фактически все республики СССР. В новой Конституции к существующим правам и свободам добавились новые: появилось право беспрепятственного выражения своих мнений и убеждений, а также граждане могли принимать участие в обсуждении и принятии законов, во всенародных обсуждениях и голосованиях. Данная Конституция закрепила право граждан вносить предложения и жалобы в государственные органы . Однако, процесс конституционного строительства и реформы в СССР привел в скором времени к негативным последствиям. Так, например, уже весной 1990 года Верховный Совет Литовской ССР провозгласил независимость Литвы, а вскоре за примером Литвы последовали другие республики СССР.
Но, кроме обязанности государства защищать права и свободы человека, не стоит забывать, что государство, являясь участником общественных отношений в разных сферах, обязано нести ответственность за свои действия. Если государство определяет себя, закрепляя в нормативно-правовых актах, как социальное правовое демократическое государство, то оно несет обязанность возместить вред, причиненный им или его органами или должностными лицами в результате ошибок или злоупотребления .
Исходя из вышеизложенного можно заключить, что свобода слова и убеждений была практически нереализуема в рамках существования жесткой цензуры. Право на свободу собраний и объединений в реальности полностью было под контролем правоохранительной системы государства. Избирательные права носили явно недемократичный характер: сначала они являлись не всеобщими и открытыми, а затем безальтернативными вплоть до конституционной реформы конца 1989 года. Впоследствии борьба с бюрократизмом как направление политики гласности станет инструментом внутрипартийной борьбы номенклатурных группировок, что в свою очередь станет реальной причиной социально-экономического и политического конституционного кризиса в стране, и, как следствие, произошедшего государственного переворота.
Современный этап развития системы публично-политических прав граждан начался с принятия 12 декабря 1993 года. Действующая Конституция была принята всенародным голосованием, однако ее реформирование продолжается по сей день. Конституция провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Это и обусловило предоставление гражданам широкого круга политических прав и свобод. Однако, путь становления современной отечественной системы права и конституционного законодательства и публичных отношений проходил в тяжелых социально- экономических и политических условиях. Тем не менее осуществляются преобразования в сфере публичных правоотношений. Так, например, осуществляется административная
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ// СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» // «Собрание за¬конодательства РФ», 29.07.2002, № 30, ст. 3031.
3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 112-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Рос¬сийской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» // «Собрание зако¬нодательства РФ», 29.07.2002, № 30, ст. 3029.
4. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // «Собрание законодательства РФ», 21.06.2004, № 25, ст. 2485.
Материалы судебной практики
5. Постановление Европейского Суда от 21 июня 1988 г. по делу «Платформа «Врачи за жизнь» против Австрии» (Plattform «Arzte fur das Leben» v. Austria), Series A, N 139, p. 12, § 32 и 34. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Постановление Конституционного Суда РФ ОТ 1 ноября 2019 г. N 33-П «По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 6 статьи 5 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми» в связи с жалобами граждан М.С. Седовой и В.П. Терешонковой» // Российская газета. № 258 (8016). 15 ноября 2019.
7. Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации А.Л.Кононова по Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года N 484-О-П по жалобе граждан А.В. Лашманкина, Д.П. Шадрина, С.М. Шимоволоса о нарушении их конституционных прав положением части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Руководящие принципы по свободе мирных собраний. Издание 2-е, Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), 2011. - С 9.
8. Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 04 марта 2020 г. по делу № 33а-3391/2020. [Электронный ресурс]. URL: https://vs-- bkr. sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1 &name_op=doc&number=14414708 &delo_id=5&new=5&text_number=1
9. Решение Центрального районного суда города Красноярска от 19 июня 2019 г. по делу № 2а-5195/2019. [Электронный ресурс]. URL: https://centr-- krk. sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1 &name_op=doc&number=22847596 &delo_id=1540005&new=0&text_number=1 (дата обращения: 18.02.2020) «Казак казака. Нападавших на митингующих наказали нагайками». URL: https: //www.bfm.ru/news/3 84920
10. Саленко А. В. Свобода мирных собраний в Российской Федерации: несколько тезисов об актуальных проблемах / А.В. Саленко // Журнал российского права. – 2018. – № 1 (253). – С. 118-127.
Научная литература
11. Абдуллабекова А. Э. Права и свободы личности в России// Евразийский юридический журнал. – 2015. – № 6 (85). – С. 296.
12. Афанасьева С. А. Содержание и система политических прав и свобод человека и гражданина// Инновационная наука. – 2015. – Т. 2. – №6 (6). – С. 176-179.
13. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2–е изд., перераб. и доп. / Е.Ю. бархатова – Москва: Проспект, 2015. – С.66. 272 с.
14. Верин А. Ю. К вопросу о структуре правового статуса личности// Вестник экономики, права и социологии. – 2012. – № 2. – С. 113-116.
15. Диноршоев А. М. Понятие и основные черты политических прав и свобод человека и гражданина// Вестник университета. – 2014. – Т. 1. – № 2 (45). – С. 32-35.
16. Иванов А. О. Право выбора места проведения публичного мероприятия: теория и практика согласования / А.О. Князев // Конституционное и муници¬пальное право. – 2015. – № 9. – С.139-142.
17. Иванова В. И. Основы конституционного права Российской Федерации / В.И. Иванова. – М. : Изд–во Рос. Ун–та дружбы народов, 2015. – 248 с.
18. Киричёк Е. В. Политические права и свободы граждан России: федеральный и региональный уровни// Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2013. – № 2 (24). – С. 21.
19. Князева И.И. О месте политического права граждан России на свободу собраний в системе прав и свобод человека / И.И. Князева // Юридическая наука. – 2017. – № 4. – С.33-36.
20. Комкова Г. Н. Конституционные гарантии прав человека в России: понятие и классификация / Г.М. Комкова // Из¬вестия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2016. – № 3. – С. 31–39.
21. Кондрашев А. А. Современный политический режим России: ограничения базовых гражданских прав и свобод посредством законода¬тельных новаций и правоприменительной практики / А.А. Кондрашов // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – № 2. – С.139-143.
22. Конституционное право России: учебник для бакалавров/ отв. ред. докт. юрид. наук, проф. И. В. Выдрин. – М.: Юрлитинформ, 2015. – 552 с.
23. Кувырченкова Т. В. Актуальные проблемы правового регулирования личных прав и свобод человека в условиях модернизации российского государства// Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. – 2015. – № 2. – С. 174-185.
24. Кукушкин, О. В. Исторические аспекты развития юридической ответственности российского государства перед личностью / О.В. Кукушкин, С.Б. Котляров // Вопросы российского и международного права. – 2019. – Т. 9. – № 9А. – С. 9–15.
25. Курданов В. О. Реализация защиты прав и свобод человека и гражданина в современной России// Конституционное и муниципальное право. – 2016. – № 2. – С. 38-40.
26. Лебедев В. А. Концепция личных прав и свобод человека и гражданина как элемент отечественного конституционализма// Конституционное и муниципальное право. – 2015. – № 12. – С. 3-8.
27. Летушева М. В. Теория государства и права / М.В.Летушева. – М. : Академия, 2015. – 208 с.
28. Лисий В. В., Соловьева В. В. К вопросу соотношения прав и свобод человека// Актуальные теоретические и практические вопросы развития юридической науки: общегосударственный и региональный аспекты. – 2015. – № 1. – С. 77-84.
29. Мамошин В. И. Проблема защиты политических прав и свобод в России / В.И. Мамошин // Отечественная юриспруденция. – 2017. – №2 (16). – С.69-74.
30. Нечипас Ю. В., Побережная И. А. Принцип конституционной законности и его реализация / Ю.В. Нечипас, И.А. Побережная // Тр. Академии управления МВД России. – 2016. – № 3. – С. 9–12.
31. Переина К. В. Некоторые рассуждения о соблюдении политических прав и свобод в России// Новая наука: От идеи к результату. – 2015. – № 6-1. – С. 189-193.
32. Попова К. В. О личных правах и свободах человека и гражданина в России// Science Time. – 2015. – № 12 (24). – С. 632-636.
33. Права человека в России: история, теория и практика : учебное пособие / Д. Т. Караманукян [и др.] ; отв. ред. и авт. предисл. Д. Т. Караманукян. – Омск : Омская юридиче¬ская академия, 2015. – 320 с.
34. Пресняков М.В. Основные институты народовластия в современной России: формальная или реальная демократия / М.В. Пресняков // Конституционное и муниципальное право. – 2015. – № 11. – С. 60
35. Саленко А. В. Свобода мирных собраний в Российской Федерации: несколько тезисов об актуальных проблемах / А.В. Саленко // Журнал российского права. – 2018. – № 1 (253). – С. 118-127.
36. Саркисова Н. А. Правовая культура личности и ее роль в совершенствовании политической системы общества / Н.А. Саркисова // Философия права. – 2015. – № 3 (70). – С. 46–49.
37. Тарбастаева И. С. Социальное меньшинство в конституционном праве / И.С. Тарбастаева // Право и образование. – 2018. – №6. – С. 172–176.
38. Темирбулатов А. А. Проблемы в сфере защиты политических прав граждан в РФ / А.А. Темирбулатов // Право: история, теория, практика: материа¬лы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. – С.7-10.
39. Теория государства и права: учебник / коллектив авторов; отв. ред. А.В. Малько. — 4–е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2017. — 400 с.
40. Трофимова В. Е. Теоретический аспект статуса личности в Российской Федерации// Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. – 2012. – № 6. – С. 114-116.
41. Шарипова Э.А. Роль политических прав в развитии конституционно–правового статуса лич¬ности / Э.А. шарипова. // Вестник БИСТ. – 2016. – № 4. – С. 30.
42. Ямалитдинов А. А. Система прав и свобод личности// Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. – 2015. – № 18-2. – С. 243-246.