Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственным языком и средством межнационального общения является русский язык. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира [8, с. 8].
В настоящий момент времени проблема формирования навыков речевой деятельности определяется задачами образования и государственными требованиями к уровню подготовки обучающихся, которые обозначены в программе для общеобразовательных учреждений, требованиях федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС). В соответствии с этими требованиями важным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие устной и письменной речи обучающихся.
В обозначенных выше документах отмечено, что успехи в изучении русского языка, начиная с начала обучения в школе, определяют результаты учения по всем школьным предметам, создают предпосылки для активного и осознанного участия в общественной жизни, обеспечивают необходимыми в жизни навыками речевого поведения и культурой речевого развития [49, с. 12]. Поэтому работу по развитию устной и письменной связной речи обучающихся начальных классов важно проводить системно и организованно. Для успешного развития связной устной и письменной речи обучающихся педагогам необходимо создать оптимальные условия, так как развитие речи ребенка – это процесс, требующий постоянного педагогического руководства [7, с. 18].
В методике обучения связной речи определено много упражнений как устного, так и письменного характера.
Одним из видов упражнений в результате, которого активно и целенаправленно обогащается и совершенствуется язык школьников, является изложение. Образовательные и воспитательные задачи, которым оно отвечает, сложны и многообразны. Несмотря на то, что в научной и методической литературе уделяется большое внимание изучению вопроса об использовании разных видов изложений при организации работы по развитию связной речи, трудности при проведении данного вида работы по-прежнему остаются. Исходя из вышесказанного, целью данной работы является разработка, теоретическое обоснование и апробация комплекса упражнений, нацеленного на развитие умений связной письменной речи младших школьников.
Объектом исследования: процесс овладения работы с текстом при подготовке к изложению на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: методы и приемы обучения русскому языку, способствующие развитию умений работы с текстом при подготовке к изложению на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:
1) разработать и провести диагностическое исследование с целью определения уровня сформированности умений связной речи обучающихся и уровня их развития;
2) разработать и апробировать комплекс упражнений, направленный на развития связной речи младших школьников;
3) опытным путем проверить эффективность предложенного комплекса.
Методы исследования: Теоретические методы исследования: обобщенный анализ изученной литературы.
Эмпирические методы исследования: наблюдение; анализ и синтез эмпирического материала
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы развития умений связной речи младших школьников
1.1. Речь и речевая деятельность
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления и интеллекта является речь. Психолог Н. И. Жинкин писал, что каналом для развития интеллекта является речь и чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания [17, с. 24]. Известные лингвисты: Ф. И. Буслаев, М. В. Ломоносов, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба и другие в своих работах отмечали, что речь – школа социальной жизни, которая постоянно включает любого человека в систему отношений между людьми, в познание и разнообразие жизни [5, с. 48]. Под речью в лингвистическом словаре понимается конкретное говорение, облаченное в звуковую или письменную форму, которое протекает во времени [35, с. 456]. В словаре С. И. Ожегова дается несколько значений понятия «речь»: 1) речь – это способность говорить; 2) речь – это разновидность, стиль языка; 3) речь – это звучащий язык; 4) речь – это публичное выступление [5, с. 57]. В процессе взросления ребенка, речь в виде отдельных слов и не имеющая четкого грамматического оформления постепенно усложняется и обогащается. Ребенок в процессе своей речевой деятельности постепенно овладевает фонетическим строем и лексикой, усваивает закономерности изменения слов и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, у него развиваются меткость и выразительность речи. Богатство речи ребенка зависит от обогащения его новыми представлениями и понятиями. Известно, что дети, у которых хорошо развита речь во многом успешнее учатся по всем школьным предметам [5, с. 104-106].
Специалисты выделяют три основные взаимосвязанные между собой функции речи. В процессе общения между людьми осуществляется коммуникативная функция, а также информационная, с помощью которой происходит передача информации. Кроме сообщения о каких-либо событиях, явлениях речь часто направлена на побуждение собеседника к действиям, поступкам, а также способна вызвать у него определенные мысли, чувства и желания. Эта функция речи получила название побудительной или волеизъявительной. Так как побудительная сила речи определяет ее выразительность, третья разновидность этой функции – эмоционально-выразительная. Известно, что успешность этой функции во многом зависит от отбора слов, от невербальных средств. Речь, выступающая как средство выражения мыслей, их образования и развития – вторая функция речи – сигнификативная или семантическая. В результате того, что человек, усваивая язык как общественно-фиксированную систему знаков, одновременно овладевает неразрывно связанными с ним логическими формами и операциями мышления, роль речи не ограничивается этой функцией, начинает выполнять функцию обобщения. В результате этого, речь становится средством анализа, синтеза, сравнения и обобщения предметов, явлений действительности [20, с. 78].
Из-за меняющихся условий речь людей приобретает своеобразные особенности, в результате выделяют разные виды речи. Прежде всего, – это речь внешняя и внутренняя. Основной признак внешней речи – доступность восприятию других людей. Внутренняя речь – внутренний беззвучный речевой процесс, недоступен восприятию других людей, не может быть средством общения. Внутренняя речь своеобразна, сокращена, свернута и редко существует в форме полных, развернутых предложений [29, с. 54]. В зависимости от того, употребляются или нет для внешней речи звуки или письменный знаки, различают устную и письменную речь, каждая из которых обладает своими психологическими особенностями.
При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова, получает мгновенную обратную связь, использует возможность корректировать дальнейшую речь и в дополнении к языковым средствам использовать внеязыковые средства, которые также оказывают влияние на степень понимания слушателями его речи. Письменная речь, в отличие от
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов педвузов / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2000. 400 с.
2. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников в 3 частях. Часть 1. Устная связная речь. М.: Владос, 2012. 184 с.
3. Бордовская Н. В. Педагогика: учеб.пособие для студентов педвузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: 2000. 298 с.
4. Бунеев Р. Н. Русский язык: учебник, 2 класс / Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина. М.: Баланс ; 2004. 176 с. (48с)
5. Бунеева Е. В. Русский язык 3 класс: методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. М.: Баланс, 2010. 208 с.
6. Вахрушева Т. В. 100 изложений по русскому языку: для начальной школы / Т. В. Вахрушева, Е. В. Попова. М.: Аквариум ЛТД, 2004. 233 с.
7. Вахрушева Т. В. 100 изложений по русскому языку. Для начальной школы / Т.В. Вахрушева, Е.В. Попова. Москва.: Аквариум ЛТД, 2004. с. 233.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание трудов. М.: Астрель, 2011. 240 с.
9. Выготский ЛС. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 361 с.
10. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981, 140 с.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Академия пед.наук РСФСР, 1961. 471 с. (88с) 12. Гомзяк. О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. М.: ГНОМ и Д, 2007. 128 с. 61
13. Ерастов Н.П. Культура связной речи. Ярславль.: ВерхнеВолжское книжное издательство, 2013. 117 с.
14. Жинкин, Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. М.: Знание, 1969. 204 с.
15. Жирова, Т.В. Сочинения и изложения / Т.В. Жирова, В.В. Федиенко. Ростов н/Д.: Феникс, 2005, 543 с.
16. Жукова, Н. С. Логопедия: основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. М.: ЭКСМО, 2011. 264 с.
17. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
18. Иншакова, О. Б. Альбом логопеда: 2-е изд., испр. и доп. М.: ВЛАДОС, 2010. 279 с.
19. Калягин, В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студентов педвузов / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. М.: Академия, 2013. 320 с.
20. Канакина. В.П. Русский язык 1 класс / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2014. 146 с.
21. Канакина. В.П. Русский язык 2 класс 1 часть / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2017. 152 с.
22. Канакина В.П. Русский язык 2 класс 2 часть / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2017. 152 с.
23. Канакина В.П. Русский язык 3 класс 1 часть / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2013. 168 с.
24. Канакина В.П. Русский язык 3 класс 2 часть / В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2013. 168 с.
25. Канакина В.П. Русский язык 4 класс 1 часть / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2013. 168 с.
26. Канакина В.П. Русский язык 4 класс 2 часть / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2013. 168 с. 62
27. Климанова. Л.Ф. Русский язык 1 класс / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. М.: Просвещение, 2011. 130 с.
28. Климанова Л.Ф. Русский язык 2 класс 1 часть / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. М.: Просвещение, 2012. 140 с.
29. Климанова Л.Ф. Русский язык 2 класс 2 часть / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. М.: Просвещение, 2012. 144 с.
30. Климанова Л.Ф. Русский язык 3 класс 1 часть / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. М.: Просвещение, 2014. 164 с.
31. Климанова Л.Ф. Русский язык 3 класс 2 часть / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. М.: Просвещение, 2014. 148 с.
32. Климанова Л.Ф. Русский язык 4 класс 1 часть / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. М.: Просвещение, 2014. 132 с.
33. Климанова Л.Ф. Русский язык 4 класс 2 часть / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. М.: Просвещение, 2014. 148 с.
34. Колокольцев, Н. В. Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения. М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1958. 286 с.
35. Кульневич, С. В. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие / С. В. Кульневич. Т. П. Лакоценина . СПб.: Учитель; Ростов н/Д: 2000. – 136 с.
36. Ладыженская, Т. А. Характеристика связной речи детей. М.: Педагогика, 1990. 240 с.
37. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. СПб.: Питер, 2011. 417 с.
38. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: КомКнига, 2006. 248 с.
39. Леонтьев. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: КомКнига, 2007. 216 с. ( 33) 63
40. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2013. 320 с.