Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конкурентоспособность продукции – это мера ее привлекательности для потребителей, относительно аналогов, существующих на конкретном рынке в данный момент времени. Привлекательность продукции определяется степенью удовлетворения различных (часто противоречивых) требований потребителей. Их состав и приоритетность определяются не только видом продукции, но и типом самого потребителя. Так, например, требования к скорости и экономичности автомобиля не только противоречат друг другу с технической точки зрения, но представляют совершенно разную значимость (приоритетность) в глазах различных групп покупателей – городской, сельской, молодежной, пожилой и пр.
Инжиниринг (engineering) означает проектирование, создание, построение, изобретательство. Главным процессом инжиниринга является создание разнообразных технологий для производства. От того, насколько профессионально буде оказана услуга инжиниринга, напрямую зависит время развития производственного предприятия и, соответственно, его прибыль. Оказание услуги инжиниринга целесообразно только в том случае, если работами будут заниматься настоящие профессионалы своего дела - чертежники, программисты, инженеры. Основной функцией технолога является эффективное оптимизирование процесса создания продукта с наименьшими затратами. К вопросам инжиниринга относятся также усовершенствование и качественное улучшение процесса производства продукции на предприятии.
Цель исследования - изучить и проанализировать теоретические основы повышения конкурентоспособности продукции предприятия на основе инжиниринга.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и значение конкурентоспособности предприятия;
2) изучить понятие инжиниринга.
3) проанализировать теоретические основы повышения конкурентоспособности продукции предприятия на основе инжиниринга.
Предмет исследования – повышение конкурентоспособности продукции предприятия.
Объект исследования – инжиниринг.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованных источников.
1 Конкурентоспособность предприятия. Понятие и виды инжиниринга
1.1 Конкурентоспособность предприятия
Экономика в настоящее время нестабильна, что актуализирует формирование инновационной среды. В дальнейшем предприятий, поддерживающих инновационную деятельность, станет гораздо больше, в связи, с чем изменения будут протекать все быстрее.
Авторы дают разные определения понятию конкурентоспособности. «Конкурентоспособность – это особенность объекта, которая характеризуется степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на этом рынке». «Конкурентоспособность объектов складывается из конкурентоспособности элементов и их организованности для достижения цели».
«Конкурентоспособность предприятия – комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы».
«Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал».
«Конкурентоспособность – способность конкурировать на рынках товаров и услуг. В основе конкурентоспособности лежит сочетание цены и качества. При одинаковом качестве продукции и высокой репутации производителей поставщики конкурентоспособны только при условии, что их цены не превышают цен конкурентов».
Проанализировав эти понятия, можно определить особенности конкурентоспособности. Во-первых, конкурентоспособность подразумевает более эффективную работу в отличие от конкурентов, которая в конечном итоге выражается в удовлетворении потребностей клиентов. Во – вторых, согласно некоторым терминам, конкурентоспособность в первую очереди подразумевает эффективное управление организационными процессами, что и позволяет формировать конкурентное преимущество. В-третьих, конкурентоспособность подразумевает соотношение цены и качества. И наконец, конкурентоспособность – комплексное понятие, обусловленное качеством построения организационных процессов, таких как система управления, система качества продукции, финансовая составляющая и т.д.
В результате проведенного анализа было выявлено большое количество факторов, которые в конечном итоге оказывают существенное влияние на конкурентоспособность компании. Сами факторы могут относиться как к внутренней, так и к внешней среде организации.
Признаками эффективной конкурентоспособность любой крупной компании, работающей в той или иной сфере производства, являются:
– минимальный уровень производственных издержек;
– качественная фондоотдача;
– рентабельность производства продукции;
– высокая производительность труда;
– положительный коэффициент затоваренности готовой продукцией;
– положительный коэффициент загрузки предприятия;
– рентабельность розничных и оптовых продаж;
– способность к постоянному развитию производственной базы;
– платежеспособность и независимость от кредитов;
– способность к автономному существованию;
– высокий уровень финансовой прибыли.
Многие эксперты считают самыми главными критериями качественной производственной и финансовой конкурентоспособности стоимость и востребованность товара. Так, например, продукция крупной фармацевтической компании, занимающаяся выпуском жизненно важных лекарственных средств, будет пользоваться большей популярностью, нежели товары компании, реализующей детали для редких моделей промышленного оборудования.
Критерии конкурентоспособности могут меняться в зависимости от специфики деятельности предприятия и ситуации, сложившейся на финансово-экономическом рынке, поэтому определить четкие признаки высокого рейтинга той или иной компании можно только в условиях динамики ее развития.
В настоящее время широко используются 4 типа методов, позволяющих выявить положительную или отрицательную динамику показателей конкурентоспособности.
1. Матричные методы. Основываются на качественной маркетинговой оценке деятельности компании и предлагаемых ею товаров и услуг. В основу таких методов положен скрупулезный анализ способности предприятия конкурировать с другими производителями. Кроме того, обязательно учитывается жизненный цикл продукции, которую выпускает компания.
2. Методы, основанные на исследовании оценки конкурентоспособности. Использование данных методов подразумевает учет прямо пропорциональной зависимости уровня эффективности деятельности компании и качества ее продукта. Для исследования показателей конкурентоспособности в этом случае используются маркетинговые и квалиметрические программы.
3. Методы, основанные на теории эффективной конкуренции. Основной смысл метода – оценка конкурентоспособности предприятия в баллах по специальной шкале. Будущие перспективы компании, оцениваются с учетом его производственных ресурсов и способности находить новые пути решения проблем, связанных с улучшением технологий изготовления товаров.
4. Комплексные методы. Комплексный подход к оценке конкурентоспособности основывается на анализе всех тех инновационных решений, которые используются компанией для продвижения своей продукции на рынке. Данный метод требует привлечения дополнительных инвестиций, поэтому применяется крайне редко.
У каждого из вышеперечисленных методов имеются как достоинства, так и недостатки, поэтому многие организации, дабы избежать возникновения погрешностей, в процессе оценки уровня конкурентоспособности применяют различные методологические комбинации, выстроенные с учетом специфики конкретного предприятия. Такой подход позволяет получать максимально достоверные результаты и выработать правильные пути решения обнаруженных в процессе исследования проблем.
Методология оценки показателей конкурентоспособности довольно сложна и требует самого профессионального подхода. Ни в коем случае нельзя допускать к процессу анализа работы компании специалистов не знакомых с тонкостями и нюансами деятельности оцениваемой организации, так как полученные ими результаты могут существенно расходиться с реальными показателями.
1.2 Понятие и виды инжиниринга
Современное общество, прошло большой путь в развитии индустрии и технологий, благодаря чему были созданы абсолютно новые и глобальные виды услуг. Эволюция наукоёмких и промышленных отраслей идет семимильными шагами: так, в автомобильной индустрии ежегодно сходят с конвейеров машины с более мощными двигателями и с экономным расходом топлива. Тот же прогресс отмечается и в производстве мобильных телефонов — с каждым поколением, устройства становятся более совершенными по своим функциям и возможностям, при этом их стоимость не бьет по карману рядового потребителя.
В наше время, чтобы построить новый офис или отремонтировать уже существующее здание, кроме стандартных требований СНиП, потребуется воплотить технологии последнего поколения и отраслевые ноу-хау.
Инжиниринг – это сравнительно молодая, но интенсивно развивающаяся отрасль, которая предполагает комплексный подход к строительству, и хоть и требует существенных инвестиций на этапах разработки проекта, все же позволяет сэкономить гораздо больше средств в ходе эксплуатации объекта.
Инжиниринговая деятельность предусматривает оказание целого комплекса услуг в самых разных областях — производстве, торговле, науке, технике.
Отметим лишь некоторые наиболее известные определения инжиниринговой деятельности. Сам термин engineering пришел к нам из английского языка, однако корни его уходят к латинскому ingenium (выдумка,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акмаева Р.И. Становление быстродействующих и самообучающихся организаций – основа повышения конкурентоспособности Российских компаний в условиях инновационной экономики // Р.И. Фомченкова Л.В. Анализ факторов конкурентоспособности организаций на различных стадиях жизненного цикла // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – 33. – с. 46-52.
2. Акмаева, Н.Ш. Епифанова // Вестник АГТУ. Сер. Экономика. – 2011. – №2. – с. 12-18.
3. Аранжин В.В. Ключевые факторы повышения конкурентоспособности современных организаций (по материалам российских научных публикаций) // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 2
4. Арсентьева Ю.А., Борисов А.В. Современные проблемы руководства и лидерства в системе управления человеческими ресурсами организации // NovaInfo.Ru. - 2015. - Т. 1. - № 39. - С. 101–106
5. Байда Е.А. Обеспечение конкурентоспособности производственных организаций // Вестник СибАДИ – 2015. – №3 – с. 79-83.
6. Балашов А.П. Теория менеджмента. - М.: Инфра-М, 2014. — 352 с.
7. Блинов А.О., Угрюмова Н.В. Теория менеджмента. Учебник для бакалавров. — М.: Дашков и К, 2014. — 304 с.; электронная версия — Москва: 2016.
8. Васяйчева В.А. Повышение конкурентоспособности организаций РФ на основе проектного управления // В.А. Вясяйчева, Е.А. Гущина // Экономическое развитие стран Евросоюза и стран СНГ в условиях глобализации Международный научно-практический конгресс: тезисы докладов. ISAE “Consilium”. – 2013. – с. 101-104.
9. Виноградова Н.И. Инновационная составляющая роста конкурентоспособности организаций потребительской кооперации // Н.И. Виноградова, Г.А. Польская, М.А. Чаплыгина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2014. – №1. – с. 336-339.
10. Кара А.Н. Систематика подходов к управлению конкурентоспособностью организации // А.Н. Кара, А.В. Ковтуненко // Современные проблемы и перспективы. – 2012. – с. 133-135.
11. Коробейников О.П. и др. Инвестиционный инжиниринг. Учебное пособие. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. — 108 с.
12. Кудрявцев Д.В., Арзуманян М.Ю., Григорьев Л.Ю. Технологии бизнес-инжиниринга. - СПб.: Издательство Политехнического университета, 2014. — 427 с.
13. Малюх В. Н. Введение в современные САПР. М. : ДМК Пресс, 2010. 192 с
14. Ожгибесова Е.В. (ред.) Актуальные проблемы экономики и управления в современном обществе 2011. Материалы научно-практической конференции. 17 ноября 2011 г. / Под ред. Е.В. – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2011. – 556 с.
15. Панова А.Г., Иваницкая Е.С. Экономическое обоснование развития и мотивации международного менеджмента в сфере материальных, финансовых и информационных потоков. Расширение международных границ интернационализации бизнеса. Учебное пособие. Новосибирск: ФГОУ ВПО «НГАВТ», 2010 г. — 45 с.
16. Тарский М.О. Конкурентоспособность – основное проявление качества управления организацией // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. – 2014. – №2. – с. 63-66.
17. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. Учебное пособие – М.: МЭСИ, 2014. – 116 с.
18. Туккель И.Л., Сурина А.В., Культин Н.Б. Управление инновационными проектами. Учебник под ред. И. Л. Туккеля. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011. — 416 с.
19. Виды инжиниринга. - http://statom.ru/blog/vidy-inzhiniringa
20. Инжиниринг. - http://www.vostok-automation.ru/inzhiniring.html
21. Показатели конкурентоспособности. - https://utmagazine.ru/posts/13398-pokazateli-konkurentosposobnosti
22. Промышленный инжиниринг. - http://ik2k.ru/raboty-i-yslygi/promyshlennyy-inzhiniring