Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация является демократическим государством. Граждане РФ имеют право принимать участие в делах государства и его органов, ведь именно народ является органом власти. Благодаря вкладу каждого гражданина, который не игнорирует политическую жизнь страны, укрепляется законность и правопорядок. Рассмотрим каждый из этих институтов в отдельности.
Все вышесказанное показывает, что исследование понятий законности и правопорядка в юридической науке имеет важнейшее значение, поскольку понятия законности и правопорядка те¬сто связаны между собой и со всеми другими правовыми институтами, и оказывают существенное влияние на формирование уровня правосознания и правовой культуры в обществе.
Хотя на сегодняшний день в научной литературе имеют место различные точки зрения авторов на определение понятий законности и правопорядка, но в какой-то мере каждый из этих опре¬делений похожи друг на друга и допол¬няют друг друга. А в своей совокупно¬сти, анализируя их, мы приходим к вполне четкому определению основных признаков и свойств этих понятий.
Необходимость исследования закон¬ности и правопорядка обусловлена их главенствующей ролью в развитии пра¬вовых институтах, так как без них нель¬зя говорить о развитии государства и общества. Законность и правопорядок являются необходимыми элементами социальной жизни людей, поэтому их укрепление является важнейшей зада¬чей работы государства.
Изучение проблем законности и правопорядка весьма актуально, ведь данные институты имеют приоритетное значение в правовой жизни общества. Именно они задают вектор развития правового государства, а так же выступают гарантом прав и свобод граждан.
Степень научной разработанности. Исследованию вопросов законности и правопорядка посвящена достаточно обширная юридическая литература. В дореволюционный период о механизме государства писали В.М. Гессен, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, В.М. Хвостов, Г.Ф. Шершепевич и другие.
В советский и современный периоды отдельные вопросы, связанные с законностью и правопорядком, рассматривали в своих работах С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.В. Баглай, М.И. Байтин, Р.С. Болдырева, П.Т. Василенков, В.В. Гибов, Э.П. Григонис, Л.Л. Григорян, Б.П. Елисеев, М.К. Искакова, Л.И. Каск, В.В. Конейчиков, С.В. Краюшкина, В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, А.А. Мишин, Н.М. Иавличенко, З.М. Ретизни, В.Е. Чиркин, Б.Л. Страшун и др.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования законности и общественного порядка.
Предмет исследования – ряд закономерностей реализации законности и правового порядка в современной России.
Целью исследования изучение сущности законности и правопорядка.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– исследовать понятие, признаки и особенности законности и правопорядка;
– проанализировать соотношение законности и правопорядка;
– раскрыть гарантии законности и правопорядка.
Методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания, используемых как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. В ходе исследования были применены диалектико-логический, структурно-функциональный, конкретно-исторический, системный методы научного познания.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды по проблемам теории государства и права, административного и других отраслей права, охватывающих вопросы правопорядка и законности.
1. Теоретические аспекты законности и правопорядка
1.1 Понятие и требования законности
Правовое государство — это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в её взаимоотношениях с ин¬дивидами и их объединениями основана на законе и праве. Правовое государство исходит из необходимости регулирования общественных отношений с помощью законов и иных нормативных актов. Юриди¬ческие нормы, выраженные в законах государства, имеют приоритет по отношению к иным социальным нормам: нравственным, полити¬ческим, религиозным и т. д. Политика государства направлена на то, чтобы граждане и их объединения, а также сами органы власти осу¬ществляли свою деятельность, строго опираясь на требования закона. Это политическое требование зафиксировано в принципе законности.
Законность — требование строгого и неуклонного соблюдения всеми субъектами права законов и иных нормативных актов в целях достижения прочного правопорядка.
Утверждение римского юриста Ульпиана «Dura lex sed lex» (Ulp. D. 40, 9, 12, 1) — «Суров закон, но это — закон» (поэтому его нужно соблюдать неукоснительно в любых обстоятельствах), по сути дела, является первой в истории дефиницией законности как требования строгого соблюдения действующих в обществе законов. Однако, по¬скольку законность в разные исторические периоды осмысливалась знатоками права — юристами под разными углами зрения, то в теории права к законности применяются различные определения. Она рас¬сматривается то как идея или элемент общественного сознания, то как требование общеобязательности права, то как принцип права в фор¬ме нормативного институционного образования, то как свойство юри¬дической деятельности, то как метод государственного управления обществом, то как политико-правовой режим общественной жизни, то как основание политической демократии, то как общее правовое основание применения мер государственного принуждения к лицам, уклоняющимся от соблюдения норм права.
В любом случае законность представляется как особое социальное явление, неразрывно связанное с правом и его выражением в реальной жизни, является необходимым условием гармоничного функциони¬рования правового государства и гражданского общества, охватывает все стороны жизни права, его действенность, регулирование обще¬ственной и государственной жизни.
В связи с тем, что страны мира движутся в сторону правовых аспектов управления, все большее значение принимает рассмот¬рение и раскрытие законности и право¬порядка, как одних из необходимых элементов успешного и эффективного развития государства и общества.
В демократических государствах обычно провозглашается верховенство и прямое действие Конституции и кон¬ституционного права. Однако стоит от¬метить, что зачастую Конституция и конституционные права общества в не¬которых странах Запада попираются и доказать что-либо в сложившихся усло¬виях становится очень непросто, не¬смотря на попытки обеспечения систе¬мы защиты этих самых прав .
В целях обеспечения законности как самого главного элемента государ-ственного управления в демократиче¬ском государстве, важное место при-обретает роль законов и Конституции как основа социального и правового государства, а также гражданского об¬щества.
Вследствие этого, большое значение имеет повышение эффективности дея¬тельности как органов государственной власти, ответственных за обеспечение законности, правопорядка и обеспече¬ния целостности правовой системы гос¬ударства, так и воспитание общества и каждого индивида в рамках законопо¬слушного поведения.
Нормативные правовые акты, обла¬дающие силой закона, являются пер-вичными конструкциями в повышении уровня законности. Но иногда, именно они могут привести к прямо противопо¬ложному результату, если сами по себе противоречат конституционным осно¬вам государства.
Именно для обеспечения централь¬ной роли, объединяющей всю систему законов и иных нормативно-правовых актов государства, и существуют Кон¬ституции как главные законы внутри правовой системы конкретного госу¬дарства. В разработке учения о закон¬ности юристами можно выделить не¬сколько этапов. На первом этапе закон¬ность понималась в сугубо позитивист¬ском ключе как неуклонного соблюде¬ния закона. На втором этапе выдели¬лись две основные трактовки законно¬сти .
Нам представляется, что в понятие законности можно включить возведе¬ние в ранг закона естественные права человека, которые исходят от природы человека, как естественная потреб¬ность.
Согласно одной из них, законность состоит в требовании неукоснительного соблюдения законодательных предпи¬саний всеми субъектами права. Сторон¬ники второй трактовки, соглашаясь с тем, что требование правомерного по¬ведения адресатов является важной со-ставляющей режима законности, пола¬гали, что данное требование относится, прежде всего, к деятельности государ¬ственных органов и должностных лиц .
Другим камнем преткновения была предметная сфера законности, т.е. объ¬ем рассматриваемых нормативных ак¬тов: только законы и/или подзаконные
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №1. - Ст. 1.
3. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // ВСНД РФ и ВС РФ. - 1992. - № 8. - Ст. 366.
4. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федераль¬ных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1.
9. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1999. - № 42. - Ст. 5005.
Материалы судебной практики
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» // Российская газета. 2011. 14 июля.
Учебная и научная литература
1. Антонов М.В. Теория государства и права: учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 597 с.
2. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. М.: НОРМА, 2015. 578 с.
3. Витрук Н.В. Законность и правопорядок. Теория государства и права: Учебник / Под ред. проф. Бабаева В.К. М: 2003. 592 с.
4. Голубева Л.А. Конституционная законность и конституционный правопорядок: содержание терминов // Теория и практика современной юридической науки. 2015. С. 29-31.
5. Деменчук Д.В. Условия укрепления законности и правопорядка // Современ¬ное российское право: пробелы, пути совершенствования: сборник статей IX Меж¬дународной научно–практической конференции. 2016. С.12-14.
6. Демидов А. В. Разделение властей как основной принцип правового государ¬ства // Международный научный журнал «Инновационная наука». Уфа. 2016. № 1. С. 122-124.
7. Демидов А.В. Законность и правопорядок как теоретико–правовые катего¬рии // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2016. № 3-2. С. 213-215.
8. Духно Н.А. Правопорядок в современной России // Аграрное и земельное право. М., 2014.262 с.
9. Камаров С.А. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры. Москва: Юрайт, 2018. 651 с.
10. Кнаус О.А. Применение комплексного подхода при обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности: проблемы и пути решения // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства Внутренних Дел Российской Федерации. 2018. №4 (87). С.161-166.
11. Колосова Н.М. Обеспечение конституционной законности / Н.М. Колосова // Законность в Российской Федерации. М: Спарк, 2008. 327 с.
12. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник. СПб. : Издательство Юридического института (Санкт – Петербург), 2001. 597 с.
13. Комаров С.А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.Н. Малько. - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФА, 2009. 448 с.
14. Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Журнал российского права. 2017. № 1. С.7.
15. Малько А.В. Теория права и государства. М.: Юрист, 2015. 512 с.
16. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2017. 742 с.
17. Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. М., 2016. 587 с.
18. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебное пособие. Москва: ИНФРА–М, 2019. 682 с.
19. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учебник. Норма : ИНФРА. М, 2014. 552 с.
20. Працко Г.С. Право и законность как основа правопорядка // Философия права. 2018. №2. С. 164-168.
21. Працко Г.С., Тюнина Е.А. Правовой порядок: ценностный аспект // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве Сборник научных статей по итогам работы международного круглого стола. Шахты, 2019. С. 116-117.
22. Ромашов Р. А., Сальников В. П., Оль П. А. Основы теории государства и права: учебник. СПб.: Санкт–Петербургский университет МВД России, 2002. 348 с.