Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современные организации функционируют в сложных и высококонкурентных условиях, определяющих необходимость поиска методов повышения их устойчивости и прогрессивности развития. Зачастую управление компаниями осуществляется однонаправленно, что приводит деградации работы определенных структурных подразделений или бизнес-направлений и, как результат, к снижению общей эффективности работы организации. Это происходит из-за отсутствия учета системности построения организации и не применения системного подхода к анализу происходящих к компании процессов.
Концентрация на поверхностно проявляющихся проблемах или недостатках работы организационной системы, пренебрежение взаимосвязями и причинно-следственными связями приводит к тому, что компания теряет равновесность, возникают пробелы и шумы в коммуникациях, проявляются конфликность и деструктивность организационных процессов и отношений. В данном случае руководителю важно и нужно обратить внимание на целесообразность применения системного анализа управленческих процессов.
ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и сущность системного анализа
В настоящее время термин «системный анализ» в разных источниках трактуется неоднозначно. Одно из определений – «приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием» -характеризует системный анализ как инструмент реализации одной из функций управления. В других определениях «системный анализ» представляется как синоним термина «анализ систем» (Э. Квейд, 1969) или термина «системные исследования» (С. Янг, 1972), что наиболее полно отражает его сущность.
Следует отметить, что методы системного анализа, предназначенные для решения проблем, возникающих в процессе интеллектуальной деятельности разнообразного характера, представляются естественными и при рассмотрении вопросов управления сложными экономическими системами.
Системный подход, составляющий основу системного анализа, рассматривается как подход к решению проблем управления - способ обоснования методологии решения, первый шаг к решению проблемы.
Более того, «системный подход исходит из того, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих его элементов, а коренится прежде всего в характере связей и отношений между определенными элементами» , что позволяет не только более детально изучить структуру объекта исследования, но и осуществить анализ процессов, происходящих в нем, выявить причины неэффективности функционирования.
Системный анализ характеризуется сложностью и комплексностью. Сложность системного анализа любого объекта заключается в обязательности определения целей системы, формализации представления целей, предложения методологии проведения исследований с выделением этапов анализа и разработкой методики выполнения данных этапов в конкретных условиях.
Необходимо подчеркнуть комплексность системного анализа, основанную на совокупности различных теоретико-методологических подходов (системно-структурного (К.Леви-Стросс), системно-функционального (П.Анохин, Т. Парсонс)), оптимальное использование которых позволяет проводить всестороннее исследование для получения желаемых результатов. Конечным результатом системного анализа является разработка и внедрение эталонной системы управления, соответствующей всем предъявленным требованиям оптимальности.
В основе проводимых исследований систем управления лежат следующие принципы.
1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
2. Иерархичность строения, т.е. наличие множественных (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня – элементам высшего уровня.
3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
1.2. Исследование управления с позиции системного анализа
Изучая систему управления как объект исследова¬ния, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требовани¬ям относятся:
• детерминированность элементов системы;
• динамичность системы;
• наличие в системе управляющего параметра;
• наличие в системе контролирующего параметра;
• наличие в системе каналов (по крайней мере, од¬ного) обратной связи.
Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного функционирования орга¬нов управления:
1. Рассматривая конкретную организацию как объект исследования, важно фиксировать и сравнивать ее системные характеристики. Это позволяет лучше понять организацию и определить, к какому классу сложности она относится.
2. Чтобы совершенствовать систему управления с ис¬пользованием компьютерной техники, необходимо доводить организационное проектирование до такого уровня, при котором обеспечивается четкость распределения обязанностей руководителей и исполнителей.
3. Требуется персональная ответственность руково¬дителей и исполнителей. При проектировании системы управления нужно четко фиксировать, кто и что делает в этой системе, кто за что отвечает.
4. Необходима информационная проработка системы на уровне управленческих решений.
5. Исследование и проектирование должно быть непрерывным процессом. В системе управления следует предусматривать отдел или группу сотрудни¬ков, которые должны постоянно прорабатывать техно-логию подготовки новых решений, обусловленных но¬выми целями.
6. Должна существовать четкая документация, регла¬ментирующая деятельность организации. Зачастую По¬ложения об отделах, должностные инструкции не кон¬кретны и не обеспечивают персональной ответственно-сти при принятии управленческих решений.
В настоящее время в теории управления экономическими системами не до конца преодолены трудности с определением понятия системы.
Система – есть совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых элементов (подсистем), обладающая свойствами структурной целостности, открытости и целесообразности поведения.
Система – это искусственно создаваемый комплекс элементов (людей процедур, технологий, научных теорий и т.д.), предназначенных для решения сложной организационной, технической, экономической задачи. В данном определении прослеживается момент создания и синтеза системы. Однако с какой позиции бы ни рассматривалась система, ее отличительными признаками выступают:
- наличие взаимосвязанных частей в объекте;
- взаимодействие между частями объекта;
- упорядоченность данного взаимодействия для достижения общей цели системы.
При рассмотрении системы, ученые А. Богданов, В Садовский, А Пригожин, Д. Гвишиани выделяют следующие основные ее компоненты: структуру системы, подсистему, элементы системы, взаимоотношения между элементами.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ В ООО «ДИКОМП-КЛАССИК»
2.1. Характеристика деятельности организации
ООО «Дикомп-Классик» - крупнейший российский производитель широкого спектра безалкогольных напитков: питьевой и минеральной воды, лимонадов, сокосодержащих напитков, кваса, холодного чая. Компания основана в 1997 году в г.Саратов. Здесь же находится центральный офис компании. Территория дистрибьюции – 60 регионов России.
ООО «Дикомп-Классик» производит продукцию на трех заводах в городах: Саратов, Самара, Астрахань, 9 Торговых домов в городах: Саратов, Самара, Волгоград, Астрахань, Оренбург, Тольятти, Ульяновск, Иваново, Казань.
В ассортиментном портфеле компании более 250 продуктов, работает 800 высококвалифицированных специалистов.
Стратегические ориентиры компании выражаются в ее миссии и ценностях.
Миссия: Мы стремимся к тому, чтобы наши напитки стали лидером национального рынка и пользовались постоянным спросом у потребителей.
Ценности:
- Производить то, что востребовано потребителями
- Совершенствовать качество
- Делать продукт доступным каждому
- Привлекать квалифицированных специалистов и развивать персонал
Достижения компании: высокий уровень качества производимых нами напитков оценили покупатели, в течение многих лет отдающие предпочтение нашей продукции. Это подтверждают и многочисленные награды, полученные на российских и международных конкурсах.
Организационная структура организации представлена линейно-функциональным типом, что в полной мере соответствует потребностям предприятия и его стратегическим ориентирам (рис.2.1.).
По результатам анализа основных показателей можно сделать следующие выводы, что предприятие находится в стабильной финансовой ситуации. Объем реализации услуг вырос по сравнению с базисным на 1401 млн.руб.
Основными торговыми марками компании являются:
- Радуга,
- Чистый глоток,
- Фри Фрут,
- Фри Фруткидс,
- Подземный дар,
- Марочный,
- Action,
- Дюссо,
- Дракула.
Стратегическим управлением в компании занимается Генеральный директор, Финансовый директор, Директор по продажам и Директор по маркетинг.
Во всех регионах присутствия, кроме г.Саратов, компания занимает положение не выше 5 позиции в рейтинге поставщиков воды и лимонадов. В Саратове – 1 место.
Маркетинговая деятельность осуществляется следующими методами:
- исследование рынка: выявление потенциала спроса и конкурентной среды,
- разработка новых продуктов,
- разработка программ продвижения,
- рекламная деятельность.
Следует отметить, что все эти функции осуществляются персоналом отдела маркетинга без привлечения консалтинговых агентств.
Продвижение товаров и торговых марок осуществляется следующим инструментами:
- трейд-акции,
- реклама в СМИ,
- брендирование торговых точек,
- наружная реклама: транспорты, автобусы, баннеры,
- продвижение на официальном сайте и профильных порталах,
- спонсорство,
- организация развлекательных мероприятиях.
Таким образом, маркетинговая деятельность в компании осуществляется достаточно планомерно, но не комплексно и не системно, без следования единой стратегии.
Для анализа внешней среды проведем PEST- анализ. PEST - анализ, это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды которые могут повлиять на развитие компании и ее конкурентоспособность.
2.2. Формирование проектных решений совершенствования управления на основе системного анализа
Для решения перечисленных проблем необходимо реализовать несколько стратегий:
1. Территориальное и продуктовое развитие.
2. Повышение рентабельности в несезонные месяцы.
3. Улучшениекоммуникаций и контроля.
4. Повышение продаж ТМ Чистый глоток и Радуга.
5. Совершенствование работы с современными форматами торговли.
Исходя из вышеуказанного можно сформулировать основные стратегические направления развития компании:
1. Продуктовое и брендовое развитие.
1.1. Уменьшение ассортимента.
Убрать из ассортимента один бренд дешевых лимонадов. Провести оценку текущего ассортимента и убрать SKU с низкими продажами и/или доходностью.
1.2. ТМ Радуга.
ТМ будет испытывать давление в сетях со стороны более дешевых СТМ продуктов. Для развития продаж необходимо ввести дополнительную ценность продукту (сахар, сок и т.д.). И использовать тренд рациональности и натуральности. Во всех или в части регионов (возможно за исключением Саратова) запланировать рекламные компании с целями увеличения осведомленности о бренде и роста продаж.
1.3. ТМ Чистый Глоток.
Необходим рестайлинг торговой марки. Желательно приобрести скважину для Саратова, Волгограда, Астрахани.
1.4. Фри Фрут.
Провести рестайлинг марки. В настоящее время у марки нет четкого позиционирования. Цель рестайлинга – сделать марку более понятной покупателям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования заявленной темы решены следующие задачи:
- определено определение сущности системного анализа, который представляет собой комплексное исследование взаимосвязей всех подсистем, субъектов и процессов, происходящих в организации, а также влияния внешних и внутренних факторов на них, с целью выявления потенциала оптимизации системы управления и достижения целей и задач предприятия;
- сформилированы ключевые свойства организации как системы, обозначенные методологией системного анализа и возможности их интерпретации в рамках конкретной организации;
- в первом параграфе второй главы, используя методологию системного анализа, выявлено, что процесс развития ООО «Дикомп-Классик» осуществляется в настоящее время стабильной динамики спроса на услуги предприятия. Это обуславливает возможность для компаний расширять региональное присутствие и получать большие доходы. Однако, сложность рынка и его изменчивость требуют постоянного анализа стратегических возможностей инновационного развития;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
2. Батьковский А.М. Общая характеристика инновационной деятельности экономических систем // Экономические отношения. — 2012. — № 1 (3). — c. 3-9.
2. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системные исследования и общая теория систем. – В кн.: Системные исследования, Ежегодник, М.: - Наука, 1969. С. 7-29.
3. Босчаева З.Н., Коган М.В. Оценка эффективности деятельности малых предпринимательских структур // Вестник АГТУ. Серия: Экономика . 2011. №2. С.41
4. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Маркетинговые стратегии для российских компаний. Учебное пособие./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц И.В.- М.: ГУ ВШЭ, 2012
5. Гравшина И. Н. Конкурентная стратегия в системе управления конкурентоспособностью предприятия [Текст] / И. Н. Гравшина // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 296-298.
6. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация. // Стратегический менеджмент. – 2014. - №4, с. 304-314
7. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С.30-31
8. Клочкова А.В. Разработка стратегии предприятия в условиях кризиса // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. №1 (97) С.76-82
9. Лукина О.А., Ивасенко А.Г. Разработка стратегии антикризисного управления современного предприятия // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3. – С. 517-517
10. Мельничук З. В. Формирование положительного информационного образа как условие эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций / З. В. Мельничук, А. И. Яшина // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.1. — С. 212-215.
11. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ./Общ. Ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича и Ю.Ю. Сачнова. – М.: Прогресс, 2011.
12. Раппопорт А. Математические аспекты абстрактного анализа систем // Общая теория систем. – М., . 2012
13. Самсонова М. В. Статистические методы в управлении процессами организации / М. В. Самсонова // Методы менеджмента качества. — 2013. — № 2. — С. 50–51
14. Спирина А. М. Характеристика теоретических подходов к стратегическому планированию на предприятии / А. М. Спирина // Молодой ученый. - 2012. - №1. Т.1. - С. 144
15. Теория управления: Учебник / Под общ. Ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2013. – С. 106-112
16. Труш Ю. Л. Стратегия управления качеством продукции // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 439-442.
17. Официальный сайт ООО «Дикомп-Классик» // www.dikomp.ru