Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Макс Вебер традиционно считается одним из классиков социологии. Становление концепции исторической социологии, к которой немецкий со-циолог продвигался на протяжении всего своего творческого пути, было обусловлено довольно высоким уровнем развития современной ему истори-ческой науки, накоплением ею большого количества эмпирических данных о социальных феноменах во многих обществах мира. Именно пристальный ин-терес к анализу этих данных помог Веберу определить свою основную зада-чу – сочетать общее и специфическое, выработать методологию и понятий-ный аппарат, с помощью которого можно было бы упорядочить хаотический разброс социальных фактов. Труды Вебера представляют собой удивитель-ный по широте охвата и смелости обобщений сплав исторических изысканий и социологической рефлексии.
Макс Вебер – немецкий социолог, основоположник «понимающей» со-циологии и теории социального действия, применивший ее принципы к эко-номической истории, к исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах че-ловеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в 70-е гг. в своеобразный «веберовский ренессанс».
Объектом рассмотрения в рамках данной курсовой работы является власть и ее формы в теории М. Вебера. Работа структурно состоит из введе-ния, двух теоретических глав, заключения и списка литературы.
В рамках курсовой работы нами рассмотрены основные управленче-ские идеи М. Вебера, а также дана их оценка с точки зрения современной со-циологии управления.
1. М. Вебер: жизнь и достижения
1.1. Краткий биографический очерк
В этом разделе мы рассмотрим общие черты жизненного и творческого пути Макса Вебера, немецкого социолога, который по праву считается од-ним из главных теоретиков социологии и наряду с Эмилем Дюркгеймом и Карлом Марксом, занимает одну из основ так называемой триады классиче-ской социологии. Вебер основал метод социологического исследования, ос-нованный на том, что он назвал социальным действием, и провел полезные исследования для понимания формирования капитализма. Самая распро-страненная книга Вебера - «Протестантская этика и дух капитализма», в ко-торой он анализирует близость формирования капитализма к распростране-нию протестантизма.
Карл Эмиль Максимилиан Вебер (21.04.1864 – 14.06.1920) родился в богатой семье под руководством юриста. В его воспитании присутствоввала жесткость протестантской религии, довольно рано пробудился вкус к учебе и работе. В молодости он стал свидетелем объединения Германии, которому способствовал государственный деятель Отто фон Бисмарк. (Немецкого гос-ударства еще не существовало. Было несколько королевств независимого немецкого происхождения, и Бисмарк продвигал политику интеграции этих королевств, создавая Германию в том виде, в каком мы ее знаем сегодня.)
В 1882 году Вебер поступил на курс права в Гейдельбергском универ-ситете, где, помимо юридических наук, продолжил изучение экономики и теологии. В 1889 году он получил степень доктора права в Берлинском уни-верситете, а в 1893 году он был назначен профессором Фрайбургского уни-верситета[5].
Между 1882 и 1897 годами, помимо академической карьеры, Вебер работал в политической сфере помимо своего прямого желания, не добив-шись особых успехов. Социолог был очень строгим человеком, и его идеали-зация работы и финансового успеха как реализации достойного человека (идея, которая появляется в вышеупомянутой работе), казалось, сопровож-дала его жизнь.
Австрийский социолог и историк Майкл Полак, который написал био-графическую работу о Вебере, говорит, что немецкий социолог ненавидел идею финансовой зависимости от своего отца, во-первых, потому что у него были некоторые семейные разногласия со своим родителем, а также потому, что тот требовал профессиональных и финансовых достижений, то есть того, что обычно откладывается для тех, кто начинает карьеру академического ис-следователя[14].
Известно, что для того, чтобы стать университетским профессором и исследователем, нужно учиться задолго до того, как добиться успеха. Отра-жением этого был брак Вебера с писательницей-феминисткой Марианной Шнитгер , который откладывался на долгие годы и состоялся только в 1894 году, когда социолог устроился на работу. В течение этого периода ожида-ния, перед последней помолвкой, друг Вебера сделал Марианне предложе-ние (когда Вебер и она уже обменивались намерениями в отношениях), что вызвало у Вебера еще большее отвращение к его собственной жизни, упоми-нает Полак.
В 1887 году мать Вебера решила поехать к нему в гости. Его отец не позволяет жене ехать одной, но Веберу не нравится идея приветствовать его в доме, и отец был изгнан со скандалом. Спустя некоторое время отец уми-рает, и Вебер испытывает душевный срыв, впадая в глубокую депрессию, не позволяющую ему работать.
Социолог получил диплом в университете и решил путешествовать, по-сещая разные места в Европе (Италия была его любимым местом) и знако-мясь с Соединенными Штатами. В этот период он пытается вернуться к пре-подаванию, но безуспешно из-за болезни. Его психическая ситуация мучила его, главным образом из-за стыда, который он чувствовал из-за своей де-прессии и невозможности работать. Для мыслителя постыднее было полу-чить диплом[5].
В 1903 году Вебер уволился из университета, в чем ему было отказано из-за его компетентности. Государственная администрация соглашается с тем, что он назначает ему пенсию, а взамен делает его почетным профессо-ром Гейдельбергского университета, направляя его на минимальную рабо-чую нагрузку, что помогло социологу вернуться к работе и восстановить ваше психическое здоровье.
В этот период возвращения Вебер возвращается к интенсивному писа-тельству и даже пишет свой великий труд – Протестантская этика и дух капи-тализма. Некоторое время назад он покинул политическое поле, что также помогло ему восстановиться морально.
Макс Вебер пережил Первую мировую войну и в 1919 году был совет-ником немецкой делегации на конференциях, предшествовавших Версаль-скому договору. Германия многое потеряла по соглашению, так как ее армия была сокращена, она потеряла территорию и была вынуждена выплатить компенсацию за ущерб, нанесенный войной.
В период с 1919 по 1920 год Вебер также был членом комиссии, кото-рая сформулировала Веймарскую конституцию – документ, который сделал так называемую Веймарскую республику официальной, республиканский период в Германии, начавшийся с концом Второго Рейха (второй империи, которая началось в 1871 году с объединением Бисмарка) и закончилось началом Третьего рейха (третьей империи, начавшейся с приходом к власти Гитлера в 1933 году).
В 1920 году Вебера охватила тяжелая пневмония, от которой он скон-чался в возрасте всего 56 лет. До этого социолог опубликовал только книги « Протестантская этика и дух капитализма» (1905 г.), « Экономика и обще-ство» (1910 г.) и « Наука как призвание» (1917 г.).
После его смерти Марианна Шнитгер Вебер, его жена, курировала его работу и была ответственна за посмертную публикацию второго тома « Эко-номики и общества» (1921 г.), «Методологии социальных наук» (1922 г.) и « Всеобщей экономической истории» (1923 г.) [12].
1.2. Основные идеи М. Вебера
Основными объектами изучения Вебера в социологии были капитализм и протестантизм, что привело социолога к разработке социологии теологии. Веберианский взгляд на капитализм отличался от марксистского. В то время как Маркс видел в капитализме эксплуатацию пролетариата буржуазией, Ве-бер видит в этом плод идеала, идеала капитализма. В идеале капитализм продвигал своего рода рационализацию труда и денег, опираясь на процве-тание и растущую способность генерировать деньги.
Макс Вебер находился под сильным влиянием философии Иммануила Канта, поддерживаемой идеализмом. Для Канта план идей и концепций дол-жен направлять всю философскую работу, которая должна начинаться с практики, чтобы прийти к наиболее чистым и априорным концепциям (предшествующим любому материальному опыту). Вебер считал, что капи-тализм возник из идеала, из духа, и исходя из этого эта система строилась на практике. На основе этого идеала возникло понятие менеджмента как науки, способной способствовать росту капитала[7].
Чтобы написать «Протестантскую этику и дух капитализма», Вебер прочитал текст Бенджамина Франклина « Совет молодому трейдеру». Осно-вываясь на этом тексте, который выражает понятие, которое стало известно как штат Франклина, время – деньги (время – деньги), и наблюдения за ев-ропейскими и американскими странами, Вебер разработал теорию, согласно которой капитализм был бы усилен протестантизмом, особенно кальвинисты (в таких странах, как Англия и США). По мнению Франклина, деньги долж-ны перемещаться и увеличиваться, и это расширение происходило, как учат кальвинистской традиции, через труд.
Для кальвинистов существовало понятие предопределения (разрабо-танное Вебером в качестве гипотезы, которую следует рассмотреть), соглас-но которой человек уже родился, предопределенным к раю или аду. Чтобы узнать, попадет ли человек на небеса, нужно измерить ваш успех на работе и ваше сопротивление
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Вебер М. 1990. Избранные произведения. – М., 1990.
2. Вебер М. Национальное государство и народнохозяйственная политика // Политические работы. – М., 2003а.
3. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. – М., 2006б.
4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранное: Протестант-ская этика и дух капитализма. – М., 2006.
5. Вебер Марианна. Жизнь и творчество Макса Вебера. – М., 2007.
6. Давыдов Ю. Н. Веберовская концепция капитализма // Социс №8-9 1994
7. Давыдов Ю.Н. Укрощение Левиафана. – Полис,1994, № 2-3, С.135.
8. Дункан У. Джек Основополагающие идеи в менеджменте. Пер. с англ. – М.: Дело, 1996.
9. Зарубина Н. Н. Модернизация и хозяйственная культура (концепция Вебера и современные теории развития) // Социс, № 4,1997.
10. Кирхлер Э., Хофман Е. и др. Психологические теории организации // Психо-логия труда и организационная психология; т.5. – М.: Гуманитарный центр, 2005.
11. Кравченко А. И. Концепция капитализма М Вебера и трудовая мотивация // Социс №4,1997. С.44-50.
12. Критический анализ теории и практики менеджмента. Пер с нем. – М., Прогресс, 2006.
13. Ницше Ф. 1997. О пользе и вреде истории для жизни. — Ницше, Ф. Соч. в 2 тт. Т. 1. М.
14. Ожиганов Э.Н. Политическая теория М. Вебера. – Рига, 1986.
15. Семенова И.И. История менеджмента. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
16. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивили-зация. Общество. М., 1992.
17. Статт Д. Психология и менеджмент – М.: Эксмо, 2003.