Фрагмент для ознакомления
2
1 ТЕОРЕТИЧЕСИКЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
1.1 Понятие социального прогнозирования
Социальное прогнозирование - одно из основных направлений конкретных социальных исследований, особым объектом которого является перспектива развития конкретных социальных процессов.
В широком смысле оно охватывает все процессы, связанные с жизнедеятельностью человеческого общества (в отличие от стихийных, технологических и биологических процессов, таких как прогнозирование погоды, урожайности, землетрясений, процессов заболеваний и т.д.), включая научно-технические, экономические, социальные отношения, демографические и этнические процессы, медицинскую и физическую культуру, народное образование, градостроительство, литературу и искусство, государство, геопространственные и другие социальные аспекты. планирование, литературу и искусство, государство, геопространственные и другие социальные аспекты перспектив развития.
Таким образом, различают научно-технические, медико-биологические, социально-экономические, военно-политические и геопространственные социальные прогнозы.
В более узком смысле последнее обычно отождествляется с социологическим прогнозированием, то есть исследованием перспектив развития общественных отношений.
Особые направления формируются под влиянием философских и методологических вопросов. Это эпистемология и логика научного предвидения, а также методология и технология разработки предвидения.
В современной ситуации проблема научного предвидения приобретает особое значение для решения конкретных прогностических задач научно-технологического, социально-экономического, военно-политического характера.
Эффективность прогнозирования социальных процессов с экономической точки зрения имеет принципиальное значение: еще 40 лет назад некоторые американские компании благодаря оперативному учету данных, содержащихся в прогнозах, разработанных собственными исследовательскими институтами или приобретенных у компаний - "торговцев прогнозами", смогли увеличить продажи (а значит, и прибыль) новых продуктов на некоторым удалось удвоить или даже утроить свои продажи.
Каждый доллар, вложенный в разработку прогнозов, за короткий срок превращался в чистую прибыль в размере 50 долларов.
При этом оказалось, что созданные службы прогнозирования могут существенно сократить время разработки различных планов, программ, проектов и решений, а главное - значительно повысить их научный уровень и, как следствие, эффективность.
Социальное прогнозирование характеризуется: - относительно общим и абстрактным характером формулировки целей (допускающим большие вероятности); - отсутствием директивного характера; - прогнозы дают информацию для обоснования принятия решений и выбора методов планирования.
Объектом социального прогнозирования являются все социальные системы и все явления, происходящие в обществе.
Опыт прошлого и современные научные достижения позволяют делать прогнозы, т.е. научные предсказания перспектив развития тех или иных социальных процессов.
Исследования в области социального прогнозирования хорошо развиты. Уже сейчас на их основе можно сделать ряд выводов о конкретных контурах ближайшего будущего.
Растущий интерес к социальному познанию послужил толчком к разработке новых и новейших технологий социального развития. В мире накоплен достаточно большой и обширный научный материал, раскрывающий как содержание социальных позиций, так и пророческий характер проблем. Создание пошаговых прогнозов носит технический характер. Сложность заключается не в характеристике такой технологии, а в ее практическом применении.
Это связано с тем, что социальное прогнозирование тесно связано с инновационной деятельностью и представляет собой технологию, направленную на техническое обеспечение реализации инициатив, ведущих к качественным изменениям в различных сферах общественной жизни и к рациональному использованию прогностических знаний, материальных и иных ресурсов общества,
Рубеж 60-70-х годов. Эксперты предлагали решения проблемы построения социальных прогнозов и моделей на основе системного анализа.
Из-за трудностей, которые пришлось преодолеть этим научным и научно-политическим организациям, за последние 30 лет число прогностических организаций сократилось с нескольких тысяч до 200.
Конечно, разработка прогнозных сценариев развития такого сложного социального субъекта, как человечество в целом, сопряжена с большими трудностями, и многие конкретные прогнозы за последние 30-35 лет так и не были реализованы.
Однако интерес ученых, политиков и практиков социальных изменений к методам прогнозирования не ослабевает.
Достаточное и полное знание, отражающее объективные социальные процессы и их актуальность, должно быть комплексным, основанным на интеграции данных из всех дисциплин общественных наук и тесном взаимодействии социальных и естественных наук.
Информация функционирует через различные институционализированные и неинституционализированные каналы распространения и средства хранения.
Современные глобальные информационные процессы и развитие информационных технологий резко увеличили объем циркулирующей в обществе информации и разносторонне изменили ее качество (с точки зрения форм хранения и представления, степени разнообразия и т. д.).
При этом следует учитывать, что реально функционирующая в обществе информация всегда содержит субъективные элементы (оценки, мнения, представления и т.д.), а также неадекватные и искаженные сведения о действительности, основанные на стереотипах, слухах и других подобных источниках.
Поэтому информация, используемая в методиках социального прогнозирования, входящих в прогнозный блок, должна быть полной, достоверной, актуальной и обладать следующими характеристиками:
1) атрибутивной (материальное и социальное единство, дискретность и непрерывность);
2) практической (новизна, ценность и кумулятивность);
2) динамической (повторяемость, многократность использования и старение (изменение).
Следует отметить, что информационные потребности можно рассматривать как проявление индивидуальных особенностей и потребностей, общественных интересов отдельных социальных групп и человечества в целом.
Социальное прогнозирование – это процесс определения вариантов развития и выбора наиболее приемлемого, оптимального варианта, основанного на доступных ресурсах, времени и социальных силах, способных обеспечить его реализацию. Для этого требуется глубокий анализ степени вероятности и многовариантности возможных решений, а также предвидение направления развития явления в будущем на основе переноса представления о его текущем состоянии.
Прогнозирование основывается на трех важных источниках информации о будущем: экстраполяции в будущем тенденций и закономерностей развития, которые можно наблюдать в прошлом и настоящем; моделировании объектов исследования, представление их в простой и удобной форме для получения прогнозных выводов; экспертной оценке, основанной на мнениях и знаниях специалистов.
Один из первых методов прогнозирования, который широко используется, - метод экстраполяции. Он заключается в построении динамических рядов показателей прогнозируемого процесса на основе данных о его прошлом и настоящем. При этом применяются различные функции, учитывающие время и условия. Эффективность прогнозирования увеличивается при использовании формул сложной экстраполяции, теории вероятностей и теории игр.
Однако в случае социального прогнозирования возможности экстраполяции ограничены, так как социальные процессы развиваются нелинейно. Проверкой этого метода может быть экстраполяция кривых роста "до абсурда".
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулич, И. Л. Маркетинг. Практикум / И.Л. Акулич. - М.: Вышэйшая школа, 2022. - 416 c.
2. Божук, С.Г. Маркетинг / С.Г. Божук. - М.: Питер, 2019. - 561 c.
3. Божук, С.Г. Маркетинговые исследования. Учебник для СПО / С.Г. Божук. - М.: Юрайт, 2022. - 386 c.
4. Бронникова, Т. С. Маркетинг. Теория, методика, практика / Т.С. Бронникова. - М.: КноРус, 2020. - 208 c.
5. Букин, С. О. Основы маркетинга в вопросах и ответах / С.О. Букин. - М.: Феникс, 2018. - 160 c.
6. Бутова, Т.Г. Управление маркетингом. Учебник / Т.Г. Бутова. - М.: Проспект, 2018. - 499 c.
7. Данько, Т. П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 416 c.
8. Казущик, А. А. Основы маркетинга / А.А. Казущик. - М.: Беларусь, 2019. - 248 c.
9. Катернюк, А. В. Основы современного маркетинга / А.В. Катернюк. - М.: Феникс, 2018. - 672 c.
10. Лукина, А. В. Маркетинг / А.В. Лукина. - М.: Форум, 2018. - 240 c.
11. Малашенко, Н. П. Маркетинг на потребительском рынке / Н.П. Малашенко. - М.: Омега-Л, 2021. - 208 c.
12. Маркетинг / М.Э. Сейфуллаева и др. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 256 c.
13. Маркетинг. - М.: КолосС, 2022. - 248 c.
14. Маркетинг. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 208 c.
15. Михалева, Е. П. Маркетинг. Краткий курс лекций / Е.П. Михалева. - М.: Юрайт, 2018. - 222 c.
16. Мумладзе, Р.Г. Основы экономики, менеджмента и маркетинга. Учебное пособие / Р.Г. Мумладзе, В.С. Парамонов, Н.И. Литвина. - Москва: СИНТЕГ, 2018. - 160 c.
17. Рева, В.Е. Управление репутацией / В.Е. Рева. - М.: Дашков и К°, 2021. - 359 c.
18. Федько, В. П. Маркетинг. 100 экзаменационных ответов / В.П. Федько, Н.Г. Федько. - М.: Феникс, Издательский центр "МарТ", 2022. - 400 c.