Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы обусловлена необходимостью выявления и установления приоритетности решения социальных проблем при развитии организаций. Управление и социальное планирование осуществляется во всех организациях без исключения и именно от этого зависит успешность функционирования и развития любого предприятия. Социальные проблемы при развитии субъектов существовали во все времена и настоящий период не исключение.
Современные проблемы хорошо известны, безработица, высокие требования к квалификации сотрудников, бесконечные социальные реформы и многое другое – это лишь некоторые проблемные моменты, которые приходится решать в процессе управления организацией. Государство осуществляет решение актуальных проблем социальной сферы на всех уровнях управления, тем не менее, ведущая роль принадлежит предприятиям и организациям. Именно на местах формируются важнейшие условия жизнедеятельности работников организаций и предприятий. Именно от успешного развития предприятия зависит социальное положение и условия труда работника. Решение всех этих актуальных задач зависит от успешности планирования и прогнозирования развития организации. Сегодня в теории и практике представлено большое количество методов, направленных на достижение этих целей.
Объект исследования: планирование и прогнозирование при управлении муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения».
Предмет исследования: исследование методов социального планирования учреждения.
Цель работы: рассмотреть методологию социального планирования при управлении социальной организации.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты управления и социального планирования в организациях.
2. Определить методы социального планирования.
3.Провести анализ методов социального планирования организации «Центр социального обслуживания населения».
4.Применить программно-целевое планирование и прогнозирование
социального развития организации «Центр социального обслуживания населения».
Методы исследования: теоретические и практические анализ научной литературы, документов, методических материалов, классификация, наблюдение, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение.
Глава 1: Управление социальной организацией Теоретические аспекты управления и социального планирования
1.1. Теоретические аспекты управления и социального планирования
Планирование является одной из функций управления. Эта функция представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Посредством планирования руководитель организации стремится установить основные направления принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех сотрудников организации. Планирование занимает ведущее место при управлении любой организации, воплощая организующее начало всего процесса реализации целей [3].
Функция планирования отвечает на следующие вопросы:
1.В каком состоянии организация находится в настоящее время.
2. В каком направлении планируется продвижение организации.
3. Каким образом это будет осуществляться. Сущность процесса планирования заключается в обосновании всех поставленных целей и способов их достижения. Это может осуществиться при разработке комплекса задач и работ, в том числе, при определении наиболее эффективных методов и способов, необходимых для выполнения этих задач. Планирование должно быть направлено на оптимальное использование возможностей организации и предотвращение ошибочных действий, которые могли бы привести к снижению эффективности деятельности организации или потере клиентов. Основную цель планирования можно обозначить как интеграцию всех сотрудников организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечного результата [16].
Сущность любого планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения. При планировании стараются заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития организации. Планирование может быть общим и частным, а также, стратегическим, оперативным и текущим. Если речь идёт о планировании работы всей организации – это общее планирование. При стратегическом планировании осуществляют поиск новых возможностей достижения конкретного результата. При оперативном планировании рассматривают реализация возможностей и контроль текущего хода работы организации или предприятия. При текущем планировании учитывают все направления деятельности предприятия и работу всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год. Если речь идёт о социальном планировании, здесь можно говорить про
научно обоснованное определение целей, показателей и механизмов развития социальных процессов [7].
Государство заботится о своём населении и постоянно реализует всевозможные программы социального развития. Специалист в области социального планирования выбирает соответствующие методы, в зависимости от особенностей организации и поставленных задач. В отечественной социологии можно отметить исследователей В.М. Ельмеева, Д.А. Керимова, Б.Я. Ляшенко, А.С. Пашкова и др. Они внесли большой вклад в разработку проблем социального планирования. Под социальным планированием будем понимать форму регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. При социальном планировании главной задачей является оптимизация процессов экономического и социального развития, в том числе, повышение социально-экономической эффективности [17].
Объектом социального планирования будут являться социальные отношения на всех уровнях.
Здесь могут быть рассмотрены:
1. Социальная дифференциация.
2. Социальная структура.
3. Качество и уровень жизни населения.
4. Качество и уровень потребления.
5. Обеспеченность жильем и его комфортность
6. Обеспеченность населения важнейшими видами благ и услуг
7. Развитие систем образования, здравоохранения, культуры. Идея планирования идёт из социализма. Её в своё время высказывали А. Сен-Симон и Ш. Фурье. Плановость рассматривалась в рамках крупных производственных образований, концернов и фирм. В России в 90-е годы этот вопрос практически исчез, поскольку отказ от социалистических идей привёл к отказу от планирования [8].
Социальное планирование рассматривают на трёх уровнях:
1.Общегосударственный уровень.
2.Региональный уровень.
3.Уровень предприятия.
Законодательные органы власти, реализуя свои функции, принимают ряд законов, регулирующих социальное планирование. На основе действующего законодательства и посредством социального планирования, разрабатываются федеральные программы социального развития. На уровне государства рассматриваются формы социального планирования, и формулируется ряд задач, исполнение которых возложено на различные государственные учреждения. Планирование социальных программ в регионах предусматривает содержания изменений, принципиальных на региональном уровне [23].
К ключевым элементам этого процесса относят следующее:
1. Инициативный комитет по планированию.
2. Местный организатор или координатор.
3. Организационная структура, которая обеспечивает участие всего населения. Социальное планирование на региональном уровне заключается в следующем. Территориальные органы сами выбирают метод выявления социальной проблемы [2]. Различные виды производственных коллективов рассматривают различные методики. Опыт социального планирования показывает следующее. На уровне предприятия эффективнее всего применение различного рода планирования.
Сегодня это реализуется на основе следующих принципов:
1.Способности и возможности каждого работника, влияющие на развитие производства.
2. Эффективность социального планирования напрямую зависит от условий, созданных на предприятии или в организации.
3. Процессы взаимодействия человека с организацией.
Социальное планирование – это род деятельности, который требует наличие приемов, методов и способов, используемых для расчета плановых показателей. Под методом понимают систематизированный способ достижения теоретического или практического результата [17].
Рассмотрим некоторые методы социального планирования.
1.Метод баланса.
2.Программно-целевое планирование.
3.Методы математического моделирования.
4.Нормативные методы.
5. Комплексный метод. Авторы и исследователи наиболее часто упоминают балансовый метод. С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. С помощью этого метода есть возможность увязать потребности всей страны и далее рассматривать всё это на уровне региона и организаций. Потребности могут быть в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов и др. В настоящее время усиливается роль балансов на макроуровне. Речь идёт о платёжных балансах, баланса доходов и расходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного баланса трудовых ресурсов и др. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики [13].
Под программно-целевым планированием понимают ориентир на достижение поставленных целей. Ключевым понятием программно-целевого планирования является программа. Под программой будем понимать комплекс мероприятий по реализации стратегий и практик. Постановка целей при программно-целевом методе планирования представляет собой формирование различного вида целей и подцелей. В соответствии со всеми целями и задачами определяется система мероприятий по реализации всех этих целей. Подобного рода программа будет называться комплексной целевой программой. Чтобы такую программу реализовать, необходимо выстроить специальную систему управления, которая позволит довести все задания программы до конкретных исполнителей. Теория планирования и построения системы управления основана на анализе практики создания и функционирования уже существующих систем [1].
Формирование системы управления – это достаточно многоэтапный и многоплановый процесс. Решение вновь возникающих проблем не обязательно требует создания новых систем управления. Многие проблемы могут успешно решаться в рамках уже существующих систем. Помимо программы, в этом случае разрабатывается специальный комплекс мероприятий. Чтобы этот комплекс реализовать, необходима соответствующая нормативная база. На предприятиях и в организациях нормативно-правовая база уточняется ежегодно на основе учета влияния таких факторов, как повышение технического уровня производства и улучшение организации производства и труда [25].
В действующей системе норм и нормативов они выглядят следующим образом:
1.Нормативы эффективности общественного производства.
2.Нормы и нормативы затрат труда и заработной платы.
3.Нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива и энергии.
4.Нормы и нормативы использования производственных мощностей.
5.Нормы продолжительности освоения проектных мощностей вновь вводимых предприятий и объектов.
6.Нормативы капитальных вложений и капитального строительства.
7.Нормы и нормативы потребностей и запасов оборудования и его использования.
8.Финансовые нормы и нормативы.
9.Нормы денежных затрат на производство.
10.Социально-экономические нормы и нормативы.
11.Нормы и нормативы охраны окружающей среды.
Наиболее подробно следует остановиться на комплексном методе. В основе комплексного метода лежит программа, которая учитывает все те факторы, от которых зависит данная организация или предприятие. Под факторами понимают материальные, финансовые и трудовые ресурсы. Рассмотрены исполнители и сроки [10].
Применение комплексного метода предполагает соблюдение следующих правил.
-определены темпы и пропорции развития социального процесса;
-выработаны основные показатели плана. Можно говорить о том, что социальное планирование является совокупностью целей и показателей для успешного развития всех тех социальных процессов, которые предусмотрены. Социальное планирование является важным элементом на всех уровнях, от государственного, до локального. Каждый метод отличается своей особенностью и направленностью. Разнообразие методов всегда дает возможность широкого выбора, но необходимо отметить, что прежде чем остановиться на каком либо методе, необходимо отметить положительные и отрицательные аспекты каждого из них и это обязательно нужно учитывать при выборе того, или иного метода [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин, А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации [Текст] / А.Н. Аверин. -М.: РАГС, 2007. - 224 с.
2. Артеменко, В.А. Развитие социальных программ - показатель стабильности предприятия [Текст]/ В.А. Артеменко, Н.М. Ряполов // Горный журнал. - 2007. - № 7. - С. 74-78.
3. Аршакян, Д. Особенности управления социотехническими системами [Текст]/ Д. Аршакян // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №5. - С. 10-19.
4. Бабич, А.М. Социальные программы предприятий и их финансовое обеспечение [Текст]/ / А. М. Бабич, И. Е. Митник, А. А. Попков // Социология власти. - Издательство Российская академия государственной службы при Президенте РФ. - 2008. - № 3. - С. 124-130.
5. Василенко, Е.К. Бизнес-ориентированный подход к управлению социальными программами: российский опыт [Текст]/ / Е.К. Василенко // Власть. - 2007. - № 8. - С. 5-11.
6. Веселова, Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры [Текст]/ / Н. Г. Веселова. Под ред. В.А.Трайнева. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2006. - 340 с.
7. Витковская, Л.К. Социально ответственное предприятие: бренд, стратегия, организационная структура [Текст]/ / Л. К. Витковская // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление.- 2009. - № 1. - С. 35-39.
8. Гриднева, М. А. Социальная диагностика отношений работодателя и наемного работника в деятельности малого бизнеса [Текст]/ / М. А. Гриднева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - Издательство Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - 2008. - № 74-1. - С. 128-131.
9. Девяткин, Е.А. Управление социальным развитием организации: Учебное пособие, учебная программа [Текст]/ Е.А. Девяткин / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2008. - 104 с.
10. Захаров, Н.Л. Управление социальным развитием организации. [Текст]/Н.Л. Захаров. - М.,2006.-263с.
11. Завельский, М.Г. Экономика и социология труда [Текст]/ / М. Г. Завельский. - М.: Логос, 2001 - 208 с.
12. Зантарая, Т.М. Социальные программы социальной ответственности бизнеса [Текст]/ Т.М. Зантарая // Управление персоналом. - 2007. - № 11.- С. 63-64.
13. Захаров, Н.Л. Управление социальным развитием организации: Учебник [Текст]/ Н.Л.Захаров, А.Л.. Кузнецов. - М.: Инфра-М, 2009. - 263 с.
14. Землянухина, Н.С. Роль льгот в формировании, воспроизводстве и развитии человеческих ресурсов [Текст]/ Н.С. Землянухина // Человеческие ресурсы: формирование, развитие, использование: сб. науч. тр. - Саратов: СГТУ, 2007. - С. 28-32.
15. Егорова, Л.С. Управление социально-психологическим климатом на предприятии [Текст]/ Л.С. Егорова, Н.Ю. Челнокова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 2. - С 161-168.
16. Комозин, А.Н. Показатели психологического климата и содержания труда в социальном планировании [Текст]/ А. Н. Комозин // Социальное развитие: теория и практика. - 2008. - № 6 - С.15-17.
17. Коновалова, Л.Н. Управление социальными программами компании зарубежом [Текст]/ Л.Н. Коновалова, М.И. Корсаков, В.Н. Якимец; под ред. С.Е. Литовченко. - М.: Ассоциация менеджеров, 2007. - 214 с.
18. Кутырев, Б.П. Стратегия социального развития коллектива: теория и практика социального управления на предприятии зарубежом. [Текст]/Б.П. Кутырев. - Новосибирск: Наука, 2007. - 166 с.
19. Курбатов, В.И. Социальное проектирование: учебное пособие [Текст]/ Курбатов В.И., Курбатова О.В.- Ростов на Дону, 2007 - 416 с.
20. Левченко, А. П. Социальный и компенсационный пакет: соотношение инструментов социальной политики предприятия [Текст]/ А. П. Левченко // Вестник Саратовского государственного технического университета. - Издательство «Саратовский государственный технический университет». - 2009. - Т. 3. - № 1. - С. 194-200.
21. Майкова, С. Э. Терминологические аспекты постановки проблем управления социальным развитием современной организации [Текст]/ С. Э. Майкова, Д. В. Окунев // Регионология. -2009. - №1. - С. 4-11.
22. Мустаева, Ф.А. Социальная политика на промышленном предприятии: вопросы теории и практики [Текст]/ Ф.А. Мустаева // Социальная политика и социология. - 2009. - № 1. - С. 30-37.
23. Полин, Грин. Социальная экономика и социальное предприятие [Текст]/ Грин Полин // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2009. - № 3. - С. 437-439.
24. Сверкунова, Н.В. Социальные показатели стабилизации производственного коллектива [Текст]/ Н. В, Сверкунова // Социальное развитие: теория и практика. - М., 2009. - С.141-147.
25. Способы управления социальным развитием организации. [Электронный ресурс] - Режим доступа. -https://www.evkova.org/kursovye-raboty/sposobyi-upravleniya-sotsialnyim-razvitiem-organizatsii-ooo-gazprom-transgaz-yugorsk(дата обращения: 12.05.2022).
26. Сидорина, Т.Б. Социальный капитал организации и социальная политика зарубежных предприятий [Текст]/ Т.Б. Сидорина // Журнал исследований социальной политики. - 2007. - Т. 5. - № 3. - С. 319-334.
27. Социальное планирование в организации. Понятие и принципы планирования. [Электронный ресурс] - Режим доступа. -https://studfile.net/preview/7102510/page:3/(дата обращения: 12.05.2022).
28. Социальное планирование. Социология управления. [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://students-library.com/library/read/110187-socialnoe-planirovanie(дата обращения: 12.05.2022).