Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В рыночных условиях хозяйствования основной дви-жущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении. С их помощью посто-янно увеличиваются объемы производства продукции, работ, услуг и их раз-нообразие. Инновационный менеджмент представляет собой достаточно ши-рокую область деятельности субъекта экономической деятельности, будь то частный предприниматель, либо крупное промышленное предприятие.
Хозяйствующий субъект в начале ведения своего бизнеса должен, прежде всего, определиться с тем, какой вид деятельности он будет осу-ществлять для получения необходимой прибыли и удовлетворения потребно-стей потребителей. В таком случае встаёт вопрос об осуществлении иннова-ционной деятельности. Инновации для предприятия на сегодняшний день яв-ляются наиболее весомым источником прибыли. Поэтому осуществление эф-фективного управления инновационными процессами на предприятии даёт возможность получать необходимую для него прибыль.
В период перехода российской экономики к новой экономике знаний значение инноваций в конкурентной борьбе предприятий только вырастет. Ведь в трансформационный период ведутся работы по устранению существу-ющих сейчас барьеров инновационной деятельности (например, таких как: нехватка финансовых ресурсов на инновации, отсутствие должной научно-исследовательской базы, кадров требуемой квалификации, необходимой научно-исследовательской и маркетинговой информации и т.д.). А ведь чем доступнее инновации, тем более определяющий характер они носят для кон-курентной борьбы предприятия.
На современном этапе динамичное развитие рыночной экономики в России невозможно без создания государственного механизма по поддержке и стимулированию инновационной деятельности в научно-технической сфере.
Цель государственного регулирования инновационной деятельности - это создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функцио-нирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей стра-ны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.
Задачей государственного регулирования инновационной деятельности является регулирование международных связей в области инновационной де-ятельности.
Инновационная политика государства представляет собой совокуп-ность форм, методов, и направлений воздействия государства на производ-ство с целью выпуска новых видов продукции и технологий, а также расши-рение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.
Объектом исследования выступает ООО "Вентиляционные системы".
Предметом исследования является инновационная деятельность ООО "Вентиляционные системы"..
Целью исследования является разработка мероприятий по стимулиро-ванию инновационной деятельности ООО "Вентиляционные системы"..
Для реализации вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и структуру инноваций и инновационной деятельности.
2. Рассмотреть методы стимулирования инновационной деятельно-сти.
3. Провести комплексный анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
4. Провести анализ инновационной деятельности ООО "Вентиляци-онные системы".
Глава 1. Понятие нововведения в организации
1.1 Понятие инновационного развития
Понятие «нововведение» впервые встречается в научно-исследовательских трудах историков культуры уже в XIX веке. В них оно преимущественно употреблялось для определения заимствования каких-либо элементов из различных культур. Впоследствии уже в следующем столетии ученые стали изучать и саму суть закономерностей внедрения и развития тех-нических нововведений [9].
Термин «нововведение» в экономическую науку был введен австрий-ским и американским экономистом, социологом, политологом и историком экономической мысли Йозефом Шумпетером. В своей работе «Теория эко-номического развития» (1912г.) автор рассматривал нововведение как сред-ство преодоления экономических кризисов [2]. Й. Шумпетер разработал но-вый способ преодоления кризиса производственной системой, основанный не на увеличении объемов деятельности, сокращении издержек или неоправдан-ном повышении цен на одну и ту же продукцию. По его мнению, внедрение нововведений способствует тому, что предприятия смогут применять усо-вершенствованные конкурентные приемы, которые существенное отличаются от уже существующих ценовых форм конкуренции. Такой метод предполагал использование новой группы научно-технических факторов, мотивированных предпринимательским духом при пяти типичных изменениях:
- внедрение новых способов и методов производства и технологии;
- производство качественно новой продукции, не известной ранее потребителям и обладающей иными свойствами;
- поиск новых источников сырья, не существующих ранее или ме-нее употребляемых;
- проведение полной реорганизации производственной структуры и материально-технического обеспечения предприятия;
- освоение новых рынков сбыта.
Один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века П. Друкер подразумевает под «нововведением» особый инструмент предприни-мателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг. Ученый настойчиво критикует компании, считающие, что нововведения возникают по вдохновению, а успех в предпринимательстве зависит от удачи, и утверждает, что внедрение новов-ведений является наукой, которую можно освоить [7].
Американский экономист Б. Твисс понимает под нововведением про-цесс передачи научного или технического знания непосредственно в сферу нужд потребителя. Продукт при этом превращается лишь в носителя техно-логии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности [7].
Венгерский экономист Б. Санто определял нововведение как обще-ственно-экономический процесс, который путем практического использова-ния идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам техноло-гий, изделий. В случае если нововведение ориентирована на получение эко-номического эффекта, важным критерием ее эффективности выступает при-быль [6].
Законодательно закрепленным в России следует считать следующее определение: «нововведение - конечный результат инновационной деятельно-сти, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного про-дукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологи-ческого процесса, используемого в практической деятельности».
Можно выделить следующие характерные черты нововведения:
- научно-техническая новизна,
- проявление творческой деятельности,
- достижение целевой эффективности,
- возможность коммерческой реализации.
Таким образом, «нововведение» - это нечто новое (может представ-лять собой отдельный проект), отчасти базирующийся на уже имеющемся опыте, но и в то же время, «нововведение» не может существовать вне какой-то определенной структуры, предприятия, в рамках которой она имеет смысл.
Например, заслуженный деятель науки Российской Федерации Р.А. Фатхутдинов дает следующее определение понятия «новшество». Новшество - это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества оформляются в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений,
ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов и т.д. Нововведе-ние означает, что новшество используется. С момента появления на рынке новшество приоб¬ретает новое качество и становится нововведением [19].
Таким образом, можно сделать вывод, что распространены три точки зрения на определение понятия «нововведение». Первая - инновация, новов-ведение и новшество - тождественные понятия. Вторая точка зрения - иннова-ция рассматривается как результат творческого процесса, выраженный в со-здании качественно нового продукта. Третья - нововведение как процесс ис-пользования новых элементов, методов в производство.
Классификация нововведений представляет собой группировку новов-ведений, исходя из отличительных признаков, присущих каждой группе. Су-ществует огромное количество разнообразных методов группировок в эконо-мической литературе. Таким образом, проанализировав предложенные клас-сификации, можно сформировать следующую таблицу, представленную ниже в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация нововведений по различным признакам
Необходимо еще раз отметить, что данная классификация инноваций основывается на комплексном подходе, который стал логическим продолже-нием эволюции отношения к инновационной деятельности
1.2 Факторы нововведений в организационных системах
Процесс освоения и распространения нововведений состоит из восьми этапов:
1. Технико-экономическое обоснование очередности освоения в раз-личных сферах и общих масштабов распространения разработки.
2. Завершение разработки с учетом специфики ее применения. На дан-ном этапе конструируется оснастка, составляются технологические карты, проект организации работ, готовятся нормативы и т.д.
3. Обучение кадров для освоения разработки.
4. Организационно-техническая подготовка производства включает из-готовление оснастки, создание текущего запаса материалов, комплектующих изделий и т.д.
5. Техническое освоение нововведения - получение промышленных образцов и первых промышленных серий, удовлетворяющих техническим условиям.
6. Производственное и экономическое освоение нововведения предпо-лагает достижение проектной мощности, себестоимости, рентабельности в процессе серийного производства.
7. Распространение (продажа) нововведения на все предприятия отрас-ли.
8. Распространение нововведения в рамках рынка Украины и мирового рынка.
Отмеченные этапы можно разделить на три стадии:
внедрение - от завершенной разработки до первого производственного применения;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бонюшко А.А. Регулирование и нормирование научно-инновационной деятельности. Ин-т соц.-экон. проблем РАН, СПб, 2017. – 160 с.
2. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2016. - 357 с.
3. Баринов В. А., Харченко В. Л. Стратегический менеджмент: Учеб. по-собие. – М.: ИНФРА-М, 2019. – с.63; 64; 126.
4. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учебное пособие – М.: Фи-нансы и статистика, 2017. – 384 с.
5. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / П.Э. Шлендер – 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Вузовский учебник, 2018. – 303 с.
6. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др.; под общ. ред. С.В.Белова. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2015. – 606 с.: ил.
7. Безопасность производственной деятельности: учеб. пособие / А.А. Раз-дорожный. - М.: Инфра-М, 2020.
8. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации – М.: Информационно – издательский дом «Филинъ», 2020. – 325 с.
9. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на пред-приятии: - М.: Экономика. -2019. – 192 с.
10. Волгин В.В. "Индивидуальный предприниматель", М.: Маркетинг, 2018. – 276 с.
11. Грачева М.В. Инновационная деятельность в промышленности: теория и практика в странах рыночной экономики и инновационные опросы россий-ских предприятий. – М.: ИМЭМО РАН, 2014. – 527 с.
12. Григорьев Д.В., Григорьев В.С. Инновационный менеджмент: ресурсы и эффективность – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2018. – 349 с.
13. Гунин В.Н. Управление инновациями. Модуль 7. – М.: Инфра-М, 2019. – 228 с.
14. Дудченко В.С. Инновационные технологии. М., 2016. – 364 с.
15. Дворников В.А. Экономическая безопасность. Теория и реальность угроз. - М.: МО МАНПО, 2020.