Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена совокупностью следующих факторов.
Во-первых, современный процесс интеграции образовательных систем в рамках международного пространства постепенно становится все более интенсивным.
Во-вторых, иностранные студенты, попадая в изменившиеся для них социально-культурные условия, достаточно часто испытывают трудности разного плана, которые негативным образом влияют на успешность их адаптации. Помимо этого, главная трудность, с которой сталкиваются современные вузы, проводящие учебную подготовку студентов из-за рубежа, состоит в том, что адаптационный процесс должен получать отклик с двух сторон и быть конкретным, чтобы иметь поступательный характер в получении результата. Следовательно, образование российских студентов в иностранных вузах – с одной стороны, и, процесс организации и осуществления учебных курсов для иностранных граждан, и осуществление внеучебной работы со студентами иностранных государств – с другой стороны, на современном этапе имеет основу, состоящую из решений в законодательном порядке актов и постановлений, везде в вузах создаются специальные условия для активизации занятости студентов в довольно разнообразной и содержательной жизни студентов. Данные условия на передний план выставляют именно такие условия и факторы, которые обусловливают успешность и безболезненность адаптации иностранного студента в отечественное образование, или же трудности его привыкания в ситуации нахождения в процессе российского образования.
В-третьих, волонтерство способно играть значимую роль в адаптации иностранных студентов.
Таким образом, увеличение в российских вузах числа иностранных студентов, наличие ряда проблем с их адаптацией к образовательному процессу и жизнедеятельности в России, а также широкие возможности в плане преодоления этих сложностей волонтерства – все это в совокупности делает рассмотрение темы «Волонтерство в сфере адаптации иностранных студентов» актуальным.
Теоретические аспекты адаптации иностранных студентов рассматривались в работах Х.А. Абунавас, Л.С. Андреевой, А.А. Аннамурадовой, О. Антоновой, И.В. Бакова, О.Г. Берестневой, Т Винника, И.А. Гребенниковой, Е.А. Гридневой, Д.С. Дрожжиной, М.А. Ивановой, С.А. Иванчина, Т.Т. Капезиной, Е.В. Клюшниковой, Е.Г. Легочкиной, Е.Д. Максимчук, В.Ф. Мартюнова, А.В. Меренкова, Е.А. Набивачева, Е.Б. Попковой, Н.А. Титховой, И.А. Шамарина и др.
Вопросы волонтерства стали объектом исследования Е.С. Азаровой, И. Левдера, О.И. Холиной, Е.И. Холостовой и др.
Объект нашего исследования: адаптационный процесс иностранного студента.
Предмет исследования: определение возможностей волонтерства в процессе адаптации иностранного студента.
Целью данной работы является систематизирование теоретических разработок о влиянии волонтерства в адаптации студентов иностранных государств и создание практических рекомендаций по волонтерской деятельность в целях облегчения адаптации иностранных студентов.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть волонтерство как социальное явление современного общества.
2.Изучить понятие и сущность адаптация иностранных студентов.
3.Выявить основные проблемы адаптации иностранных студентов.
4.Эмпирическим путем рассмотреть особенности адаптации иностранных студентов.
5.Описать опыт работы волонтеров с иностранными студентами.
6.Разработать рекомендации по организации работы волонтеров в рамках адаптации иностранных студентов.
В работе применен комплекс методов исследования, а именно:
1. Теоретические: анализ научной отраслевой литературы, метод сравнения, метод обобщения и систематизация.
2. Эмпирические: методика выявления уровня выражения культурного шока (автор И.А. Мнацаканян); методика этноидентичности (Дж. Финни), экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.Е. Хухлаев, О.А. Кравцова, Л.А. Шайгерова); опросник межкультурной адаптации (И.А. Шолохов), шкала социальной дистанции Э. Богардуса, а также опросника адаптации личности к новой социокультурной среде (Л.В. Янковский).
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по организации работы волонтеров в рамках адаптации иностранных студентов.
Структура работы. Работа содержит введение, две главы, заключение библиографический список.
В первой главе рассматриваются теоретические основы волонтерства в процессе адаптации иностранных студентов.
Вторая глава раскрывает с практической стороны вклад волонтерства в адаптацию иностранных студентов.
Работа изложена на 55 страницах машинописного текста, библиография включает 44 наименования.
Глава 1. Теоретические основы волонтерства в процессе адаптации иностранных студентов
1.1 Волонтерство как социальное явление современного общества
Под волонтёрской деятельностью понимается такой вид деятельности, который характеризуется безвозмездностью и направлен для пользы людей, при этом как и для отдельной личности, так и для определенной группы, или в целях защиты окружающей среды .
В словаре С.И. Ожегова мы увидели, что волонтерство определяется как добровольная работа, выполнение обязанности по оказанию социальной помощи на безвозмездной основе, услуга, добровольный инвалидный патронаж, патронаж над больными и престарелыми, а также лицами из других социальных групп населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации .
Волонтёрство по своей сути тяготеет к нескольким результатам. У данного движения есть предназначение помочь стабилизировать общественные процессы и организовать такую работу, которая бы дополнительно могла выполнить услугу, возложенную на государство. И эта устремленность в оказании услуги населению имеет признаки бизнеса. Нерентабельность услуг и необходимость обществу – ставит волонтера в позицию бизнесмена. Ресурс, желание позволяют ему взяться за реализацию определенного услугой объема работы, но на безвозмездной основе.
Волонтерство стоит в одном ряду с «гуманизмом», «человеколюбием» — исторически меняющаяся система восприятия, но признающая ценность человека как личности, его права свободы, счастья, развития и проявления своих возможностей. Данная система признает благо человеческого бития критериальной оценкой любого социального института. Характеристики справедливость и человечность - желаемая норма человеческих отношений
Также можно в обозначенный выше ряд поставить другое понятие, очень близкое к волонтерству - «альтруизм». «Альтруизм (от франц. «другой») – бескорыстная забота о благе других и готовность жертвовать своими личными интересами (противоположность эгоизму)» .
У волонтёрства есть свои отличительные особенности. Он имеет признак, которым не наделена никакая другая общественная деятельность. Волонтерство отличается высокой социальной важностью. Иными словами, волонтер выполняет самую ответственную работу из существующих в общественном сообществе. Неслучайно, что участники многочисленных благотворительных акций во все времена, но активнее в нашу современность, определяют волонтера как участника решения самых значимых с точки зрения социальных отношений трудностей.
Под волонтерством мы понимаем весь процесс участия какого-либо конкретного человека в общественно-полезной работе без получения любых материальных выплат.
Это – данная возможность человеку принимать себя гражданином, участвовать в социальной общественной жизни. Любая инициатива добровольца не только является конкретным действием, а является положительным примером, который можно повторить окружающим, вдохновляет на то, чтобы они сделали что-то подобное
Волонтеры в основном – это молодые люди: студенты вузов и образовательных организаций среднего профессионального образования, учащиеся основных образовательных организаций. Волонтерское движение для учащихся прежде всего принимается как:
- возможность поменять круг общения, найти новых друзей;
- совместно проводить участие во многих мероприятиях;
- возможность самоутвердиться и самореализоваться:
- особая возможность войти в выбранную профессию, специальность;
- интерес;
- заполненность свободного времени отработкой необходимых навыков, усовершенствование иностранного языка.
Волонтерство называют организованным и неорганизованным, организуется в группе или индивидуально, в общественных или частных организациях .
Существует несколько способов выполнения действий: неформально и бесплатно работать в государственных и частных медицинских, образовательных организациях, либо в социальных организациях, либо в добровольных организациях.
Неорганизованная волонтёрская деятельность осуществляется как спонтанно, так и в эпизодическом порядке посредством оказания услуг друзьям, товарищам по работе, соседям, например, уход за нездоровым ребенком, ремонтно-строительные услуги, действиями по решению небольших поручений или ответом на вдруг возникшие стихийные или созданные людьми бедствия. Можно добавить, что в большинстве этнокультур эта форма является самой преобладающей формой волонтёрства .
Организованная волонтёрская деятельность обычно проводится в некоммерческих, государственных и частных секторах и осуществляется более систематически и организованно.
Направление деятельности волонтерства определяется в соответствии с ее целью:
1.Взаимопомощь, когда человек участвует в волонтерской деятельности, чтобы оказать помощь иным представителям этой же социальной группы или общества (студент студенту);
2.Благотворительность, направленная на объект помощи в социальной группе, к которой не принадлежит сам волонтер (студент школьнику);
3.Участие в местном самоуправлении, когда, например, член студенческого клуба добровольно входит в деятельность по управлению им. Или, например, более глобальное включение – студент входит в управление деятельностью молодежных территориальных органов самоуправления .
Волонтеры без какой-либо оплаты помогают человеку. Бесплатно – это без задействования материальных средств, но не означает совсем даром. В ответ на свою деятельность они обретают новый профессиональный навык, потерю чувства одиночества, обретение удовольствия от чувства необходимости кому-то .
Волонтерская деятельность в соответствии с внутренним содержанием работы сегодня представлена несколькими видами: во-первых, профессиональный, во-вторых, общественный, в-третьих, виртуальный и, в-четвертых, семейный.
Рассмотрим специфики профессионального волонтёрства. Сущность его в том, что этот вид волонтерского труда предполагает получение какого-либо профессионального опыта в соответствии с выбранной профессией или специальности. Например, в литературе нами часто встречались описания, как будущие социологи, психологи, медицинские и социальные работники, педагоги становились волонтерами, чтобы получить и совершенствовать профессиональные навыки. Сегодня в условиях пандемии тому многочисленные примеры.
Общественное волонтёрство – вид деятельности с экологической составляющей, потому что направлен на экологические действия. Волонтеры проводят акции на озеленение лесов, уборку прилегающих территорий, необходимую посадку деревьев и т.д. Данный вид работы заключается в специфике целеполагания: установление знакомства с новыми людьми, налаживание общения и, конечно же, оказание помощи обществу.
Виртуально тоже можно реализовать волонтерскую деятельность. Онлайн-волонтерство является новым, современным, высокотехнологичным способом присоединения к добровольческим движениям. Большие виртуальные объединения волонтеров существуют во всем мире. Показателен факт, что в конце концов многие выходят в «настоящую жизнь» и регистрируются как некоммерческие благотворительные организации. Виртуальная волонтерская деятельность для людей, которые не могут пожертвовать свое время. Она актуальна также для инвалидов или для тех, кто занимается интернетом. В ней могут оказаться люди, которые поменяли место жительства, но желают продолжить работу в качестве онлайн-волонтеров. Привлечение онлайн-волонтеров позволяет получить огромные ресурсы. К примеру, в небольших городах сложно найти специалиста определенной профессии (копирайтеров, программистов, специалистов служб поддержки, Web-дизайнеров и т.д.) и организовать их привлечение к волонтерству .
Конечно, во всем миру найдется тысяча профессионалов, которые желают помочь на безвозмездной основе. Но более удаленные по месту фактического нахождения программисты умеют креативнее и профессиональнее подойти к решению возникшей трудности.
Например, в России онлайн - волонтерство воспринимается как редкое явление. Хотя в ее истории жизни такой моделью использования интернет-ресурса была «Карта помощи». Например, летом 2010 года в период аномальной жары на сайт стекалась вся информация о людях, кто пострадал от пожаров, указывались точки сбора помощи. Конечно, не только так применяется интернет-ресурс. Он дает возможность отследить вырубку и загрязнение лесного массива, случаи пагубного отношения к окружающей среде.
Семейное волонтерство - это совместное волонтерское действие, в котором участвуют не менее двух поколений одного семейства: старшего, нынешнего и будущего. В этом случае волонтерство является универсальным средством, объединяющим людей и создающим в них чувство общности целей. Поэтому семьи из разных социальных сред собираются и работают в единой команде, укрепляющей межпоколенческую связь, основой которой является помощь, эмоциональная поддержка, взаимозаменяемость, выработка ценностей у молодого поколения. Такой вид добровольчества с экономичным эффектом временных затрат .
Фрагмент для ознакомления
3
1. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: федеральный закон // Сборник нормативных правовых актов РФ. М.: Норма, 2010. С. 65-66.
2. Абунавас Х.А, Берестнева О.Г. Исследование проблем адаптации иностранных студентов на примере Томского политехнического университета // Методология обучения и повышения эффективности академической, социокультурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты. Томск: Изд-во ТПУ. 2018. Т. 2. С. 7 – 12.
3. Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9189 (дата обращения: 28.04.2018).
4. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2008. 24 с.
5. Александровский Ю.А. Состояние психологической дезадаптации и их компенсация: учеб.-метод. пособие. М.: Академия, 2019. 156 с.
6. Андреева Л.С. Развитие у иностранных студентов потребности в межкультурном взаимодействии // Теория и практика преподавания РКИ: достижения, проблемы и перспективы развития: материалы V Междунар. науч.-методич. конференции, Минск, 16 – 17 июня 2011 г. Минск: Изд. центр БГУ, 2011. С. 25 – 27.
7. Аннамурадова А.А. Проблема адаптации иностранных студентов и пути их решения в ШПГУ // Материалы V Междунар. студенческой электронной науч. конференции «Студенческий форум»-2013. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2013/77/4368. (дата обращения: 22.09.2021).
8. Антонова О., Иванчин С.А. Российское образование глазами иностранного студента // Межвузовская науч.- практич. конференция ино. студентов. Пенза, 2018. С. 54 – 57.
9. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: учеб. пособие для вузов. М., 2018. 271 с.
10. Бакова И.В. К вопросу о роли общительности студентов-первокурсников для их адаптации к вузу // Педагогика и психология: Материалы Междунар. науч. конференции «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества». В 2-х т. М., 2017. Т.2. С. 212 – 215.
11. Бодренкова Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике // Метод. пособие. М.: Российский центр развития добровольчества (Благотворительный фонд «Московский дом милосердия» (Серия: Российская школа эффективного добровольчества»). 2013. – с. 320
12. Винник Т. Социальная фасилитация иностранных студентов // Актуальные вопросы организации обучения иностранных студентов в европейском образовательном пространстве. Тернополь: Изд-во ТНТУ, 2017. C. 23-25.
13. Волков Ю.Г. Социология. Ростов на/Д, 2019. 432 с.
14. Волонтерский отдел «Ohana» [Электронный ресурс] URL: https://www.rudn.ru/media/news?category=17 (дата обращения: 23.09.2021).
15. Гасанова Р.Р., Романова Е.А. Методы эффективного преподавания учебного материала или дидактическая логистика оптимизации информации Гасанова,// Глобальный научный потенциал. СПб.: ТМБпринт. 2016. № 12(69). С. 15–19.
16. Гребенникова И.А. Педагогические условия сохранения культурной идентификации иностранного студента // Высш. образование сегодня. 2009. №7. С. 32-34.
17. Гриднева Е.А., Шамарин И.А. Социокультурная адаптация иностранных студентов ВГМА им. Н.Н. Бурденко как фактор успешного образовательного процесса // Междунар. студ. науч. вестн. 2015. №2-1. 112-113.
18. Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Эмпирические исследования. Universitas. 2018. Т. 1. № 3. С. 33-47.
19. Иванова М.А., Трусов В.П., Шаглина Н.Д. Анализ описательных моделей адаптации иностранных учащихся. Деп. в НИИ ВШ 18.12.85, № 1164-8.
20. Иванова М.А., Титкова Н.А. Социологический портрет иностранного студента первого года обучения в вузе. СПб.: НПО ЦКТИ, 2013. 62 с.
21. Капезина Т.Т. Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе // Наука. Общество. Государство. 2014. № 1(5). С. 129–138. URL: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/ 309740/#1 (дата обращения: 27.09.2021).
22. Кисиленко А. В. Волонтерство: потенциал самоорганизации российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-potentsial-samoorganizatsii-rossiyskoy-molodezhi (дата обращения: 19.06.2021).
23. Клюшникова Е.В. Проблемы адаптации иностранных студентов в России // Вестник ТвГУ. Сер. Педагогика и психология. 2018. Вып. 1. С. 133-140
24. Кудринская Л.А. «Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции» Часть 2 Теоретическая реконструкция становления феномена добровольческого труда. Издательство Московкого Университета 2006 г. – 78 с.
25. Кукушин В.С. Этнопедагогика: учеб. пособие. М.: МПСУ, МОДЭК, 2018. 432 c.
26. Левдер И. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания // Социальная работа. М., 2016. № 2. С. 12-16.
27. Легочкина Е.Г. Программы адаптации иностранных студентов к образовательной среде российского вуза // Вестник ТулГУ: Современные образовательные технологии. 2018. Вып. 17. С. 3-6.
28. Максимчук Е.Д. Особенности межкультурной адаптации иностранных студентов и обоснование выбора методик для ее исследования // Вестн. Южно-Уральск. гос. ун-та. 2014. Т.7. №1. С. 34-39.
29. Маннгейм К. Диагноз нашего времени. М., 2012. 532 с.
30. Мартюшов В.Ф., Иванов В.Г., Долгова Т.В. Основные отличия социальной адаптации иностранных студентов на этапах довузовской и профессиональной подготовки в российском вузе // Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах: сб. науч. тр. М., 2015. Ч. 1. С. 173-181.
31. Меренков А.В., Антонова Н.Л., Дорожинская Н.С. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов в Уральском федеральном университете // Известия Урал. федерал. ун-та. Сер. 3 «Общественные науки». 2013. № 4 (121). С. 185–192.
32. Набивачева Е.А. Профилактика дезадаптации иностранных студентов в образовательном процессе российского вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2017. 23 с.
33. Новиков А.С., Трещев А.Н. Проблемы волонтерского движения в современной России // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 5. Стр. 112-113.
34. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М., 2003. 1086 с.
35. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: статист. сб. Вып. 8 / М-во образования и науки Российской Федерации. М.: ЦСПиМ, 2018. 176 с.
36. Певная М. В., Телепаева Д. Ф. Организационное развитие волонтерских центров в России и Хорватии: управленческий подход // Вопросы управления. 2018. №2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnoe-razvitie-volonterskih-tsentrov-v-rossii-i-horvatii-upravlencheskiy-podhod (дата обращения: 19.06.2021).
37. Попкова Е.Б. Инкультурация иностранных студентов в российском вузе: институциональные условия и основные этапы (на примере ЮРГТУ (НПИ)): автореф. дис. … канд. социол. наук. Майкоп, 2016. 24 с.
38. Сикорская, Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтёров социальной работы/ Л.Е. Сикорская //Социологические исследования. - 2009. - №3. - Стр. 2-14.
39. Слепухин А.Ю. Высшее образование в условиях глобализации: проблемы, противоречия, тенденции. М.: ИД «Форум», 2019. 298 с.
40. Социальная работа с молодежью: учебное пособие / под ред. Н.Ф. Басова. М., 2018. 364 с.
41. Таирова А.В. Проблемы адаптации к обучению студентов из КНР // Materiály XI mezinárodnívědecko – praktickákonference «Efektivnínástrojemoderníchvěd – 2015. Díl 13. Pedagog-ika.:Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o. 2015. С. 28-31.
42. Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. 2016. № 2. С. 40-44.
43. Холостова Е.И. Волонтеры // Словарь-справочник по социальной работе. М., 2017. С. 121-124.
44. Ши Синин. Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу российского вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тула, 2002. 16 c.