Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что развитие патриотизма сегодня играет важную роль в обществе. Все более значимым становится воспитание и становление культурного и высоконравственного человека. Сегодня важно в каждом человеке сформировать гражданскую позицию. Особенно это касается представителей молодого поколения. Это связано со многими факторами, в первую очередь, с тем, что патриотизм является основой надёжного развития нашей страны, как в настоящем, так и в будущем. Именно за счёт патриотизма возможен политический, экономический рост нашей страны, развитие технологий, различные достижения. Поэтому сейчас так много внимания уделяется патриотическому воспитанию студенческой молодёжи.
В последние годы резко снижается уровень духовной культуры молодого поколения. Практически не используется образовательный потенциал народной культуры, забываются многие обычаи и традиции, которые составляют нравственные ориентиры нашего общества. Однако без всего этого невозможно формирование у молодого поколения правильного отношения к истории своего народа. Также невозможно формирование любви к Родине. В целом, в условиях современной социально-политической ситуации, патриотизм является всё более востребованным феноменом.
Проблема исследования. Современное состояние системы воспитания высоких нравственных качеств молодого поколения все еще требует совершенствования. В частности, требуется разработка различных программ по формированию и развитию чувства патриотизма среди студентов. Несмотря на многочисленные усилия, направленные на совершенствование системы патриотического воспитания, сегодня как на теоретическом, так и на практическом уровнях возникают многочисленные проблемы, которые препятствуют полноценному формированию чувства патриотизма, гордости за свою страну. Это в свою очередь, препятствует формированию патриотического и этнического самосознания, выработке устойчивого мировоззрения.
Необходимость развития чувства патриотизма у студенческой молодёжи не вызывает сомнения. Тем не менее на практике полностью решить эту проблему не удаётся. Проблема развития патриотизма, выбора адекватных форм и методов его формирования всё ещё остаётся актуальной и требует активного поиска пути решения, как на практическом, так и на теоретическом уровнях. Всё это во многом обусловило выбор темы исследования.
Механизмы воспитания патриотизма, социальные технологии его формирования все еще остаются недостаточно разработанными. Возникает противоречие:
- между осознанием необходимости воспитания и формирования патриотизма у студенческой молодежи и недостаточной разработанностью подходов и социальных механизмов его формирования.
- между велением времени и социальным заказом на воспитание патриотически-ориентированной личности и отсутствием результативного применения современных социальных технологий по ее формированию в среде студенческой молодежи.
Цель исследования – обобщение отечественного и зарубежного опыт применения социальных технологий формирования и воспитания патриотизма у студенческой молодежи.
Объект исследования – патриотическое воспитание студенческой молодежи.
Предмет исследования - социальные технологии патриотического воспитания студенческой молодежи.
Задачи исследования:
1. Изучить основные принципы патриотического воспитания студенческой молодежи: уточнение основных понятий, анализ научных подходов в данной области, факторный анализ.
2. Изучить нормативно-правовую основу формирования и воспитания патриотизма у студенческой молодежи.
3. Проанализировать статистические данные за последние годы.
4. Провести анализ исследований отечественных и зарубежных специалистов по данной проблеме.
Гипотеза исследования. В основу исследования было положено предположение о том, что обобщение опыта отечественных и зарубежных специалистов в области формирования и воспитания патриотизма у студенческой молодежи будет способствовать совершенствованию системы патриотического воспитания молодого поколения.
Для решения поставленной цели и задач, в соответствии с гипотезой исследования применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ и обобщение результатов теоретических и экспериментальных исследований по теме исследования, изучение нормативно-правовой документации, обобщение, систематизация, классификация полученных данных).
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается обобщении опыта отечественных и зарубежных специалистов в области формирования и воспитания патриотизма у студенческой молодежи; в теоретическом обосновании возможности использования социальных технологий для организации патриотического воспитания студенческой молодежи.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования социальных механизмов формирования и воспитания патриотизма у студенческой молодежи
1.1. Сущность патриотического воспитания: уточнение основных понятий, анализ научных подходов в данной области, факторный анализ
Традиционно под патриотизмом следует подразумевать проявление чувства любви к своей Родине. Патриотизм включает такие понятия, как уважение к Родине, гордость за её прошлое и настоящее. Патриотизм подразумевает готовность нести службу на благо своей Родины, готовность встать на её защиту в случае необходимости (даже в случае возникновения смертельной опасности, рисков для здоровья и жизни). По сути, чувство патриотизма формирует мировоззрение и сознание личности.
Патриотическое сознание определяет способность человека к оперированию определёнными образами, способность к выстраиванию определенных социальных взаимодействий. При этом формируются различные природные и культурные связи, отделенные от непосредственных контактов с людьми. В результате формируются различные акты деятельности, которые рассматривают эти образы в качестве условий, средств и ориентиров для своего поведения.
Патриотическое сознание представляет собой особую форму сознания, при котором происходит отражение субъектом значимости отдельных понятий, в частности, таких понятий, как Родина и Отечество, а также готовность осуществлять иные необходимые действия по защите его национальных интересов. Патриотическое сознание является определяющим фактором в патриотическом поведении, а также выступает в качестве важного морального и нравственного регулятора, который регулирует взаимодействие между субъектом и объектом его патриотической деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айсина Г.С. Инновационные технологии преподавания биологии в колледже // Инновационные процессы в образовании. – 2021. - №1(31). – С. 109-113.
2. Алиев Т.И. Концептуальные представления и идеи государственно-патриотического воспитания воинов-пограничников на основе аксиологического подхода // Научный журнал КубГАУ. – 2017. - №127(03). – С. 1-13.
3. Алюбаева Г. Н. Краткий обзор нормативной правовой базы современного состояния патриотического воспитания в России // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 202-205.
4. Блошко В.В., Капустин В.В. Развитие методологии социальных технологий патриотического воспитания молодежи // Социология. – 2022. - №1. – С. 51-59.
5. Верещагина Н.И. Содержание процесса формирования патриотической культуры школьников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2018. – Т.20. - №2. – С. 35-42.
6. Дедов Е.Г., Владыченкова Н.Д., Дедова Е.Е. Нормативно-правовые основы реализации государственной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания // Смоленский медицинский альманах. – 2018. - №3. – С. 181-185.
7. Зимнякова Д.В. Формирование патриотизма у молодежи: научные основы и образовательная практика. – Режим доступа: https://infourok.ru/kursovaya-rabota-na-temu-formirovanie-patriotizma-u-molodezhi-nauchnye-osnovy-i-obrazovatelnaya-praktika-4526348.html?ysclid=lavvamjqa2658734001 (дата обращения – 25.11.2022).
8. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001
9. Крылова Е.Л. Проект ГТРК «Самара» «Год Великой Победы» как средство формирования патриотического сознания молодежи // Поволжский педагогический вестник. – 2017. – Т.5. - №1(14). – С. 74-79.
10. Кузьменко А.А., Спасенников В.В. Психолого-педагогические основы реализации компетентностного подхода при формировании профессиональных компетенций будущих эргономистов-дизайнеров // Педагогика и психология. - 2018. - №1. - С. 24–34.
11. Лабуткина Т.В. Патриотическое воспитание в России и других странах. – Режим доступа: https://infourok.ru/patrioticheskoe-vospitanie-v-rossii-i-drugih-stranah-5519656.html?ysclid=law4cn6cva369648598 (дата обращения – 25.11.2022).
12. Мазур М. А. Сущность и значение патриотического воспитания, его структура и основные особенности. - 2019. — № 9 (9). — С. 152-155.
13. Монастырский Д.В. Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. – Т.9. - №3(1). – С. 87-91.
14. Мордвинова Е.А. Воспитание патриотизма в условиях регионализации образования // Поволжский педагогический вестник. – 2018. – Т.6. - №3(20). – С. 63-69.
15. Оспанова С.Б. Возможности дистанционного обучения на уроках биологии // Инновационные процессы образования. – 2021. - №4(34). – С. 102-105.
16. Позднякова О.К., Крылова Е.Л. Структура патриотического сознания молодежи: педагогический аспект. – 2019. – Т.8. - №3(28). –С. 304-310.
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Официальный сайт Правительства РФ http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
18. Росстат: официальный сайт. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (дата обращения - 25.11.2022).
19. Савчина Л.Н. Современные технологии гражданско-патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-sovremennie-tehnologii-grazhdanskopatrioticheskogo-vospitaniya-na-urokah-i-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-1505030.html?ysclid=law3gljtre721313958 (дата обращения – 25.11.2022).
20. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации». – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745 (дата обращения -25.11.2022).
21. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075 (дата обращения – 25.11.2022).
22. Фонд Общественное мнение: официальный сайт. – Режим доступа: https://fom.ru/TSennosti/14411 (дата обращения – 25.11.2022).
23. Центр современных образовательных технологий: официальный сайт. – Режим доступа: https://centersot.ru/ (дата обращения – 25.11.2022).
24. Чикаева Т.А. Формирование патриотического сознания личности // Манускрипт. Грамота. – 2019. – Т.12. - №3. – С. 96-100.
25. Шевченко С.Н. Формирование патриотического сознания студентов аграрного ВУЗа в условиях современного общества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т.6. - №4(21). – С. 254-258.