Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Усиление рыночной и экономической властей на определенных товарных рынках единственного производителя товаров приводит к монополизации всей отрасли и установлению благоприятных условий для извлечения сверхприбыли такой фирмы.
Однако монополизация рынка также приводит к ограничению свобод выбора потребителями товаров либо к невозможности приобрести блага по более низким ценам. Таким образом, монопольная власть производителей товаров может нанести значительный урон как экономической активности остальных конкурентов, так и общественному благосостоянию, поскольку существуют на рынке завышенные цены на некоторые товары, уменьшение объемов выпуска, а также процветание экономически необоснованной прибыли некоторых компаний.
Для минимизации степени монополизации рынков государство стремится производить антимонопольную политику, рассчитывая при этом разные показатели монопольной власти.
Предметом данной контрольной работы является монопольная власть и способы ее измерения.
Целью работы выступает комплексный анализ основ монополизации рынка, источников, последствий развития на рынке чистой монопольной власти и определении основных индексов монополизации с целью минимизации ее степени.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
раскрыть сущность чистой монополии,
описать основные виды монопольной власти,
проанализировать основные источники монополизации рынков,
изучить антимонопольную политику в России,
исследовать показатели или индексы монопольной власти,
раскрыть пути минимизации чистой монополии.
Работа состоит из двух частей, в которых анализируются теоретические аспекты и сущность чистой монополии, а также проводится ее анализ на примере российской экономики.
Для раскрытия данной темы были использованы исследования авторов в области микроэкономики, экономические порталы и ресурсы Интернет.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ
1.1 Предпосылки модели чистой монополии как формы рыночной структуры
Отношения на рынках между производителями разных благ и услуг могут строиться на основе различных принципов. В связи с этим выделяются, как правило, конкурентные и монополистические отношения. Рассмотрим их сущность и выделим основные отличия между ними.
Конкуренция – это термин, произведенный от латинского «concurro», означающего «сталкиваться». Это основное понятие рыночной экономики, которая основана на частной собственности, на борьбе производителей на рынках за возможность получить наиболее высокую прибыль. Идеальная конкуренция, в представлении экономистов, – это рынок с неограниченным количеством продавцов и товаров, среди которых покупатели выбирают лучшие1.
На практике неценовые, а порой и недобросовестные формы конкуренции часто предоставляют преимущества отдельным производителям. Правительство экономически развитых государств поэтому начинает создавать для своих производителей льготные условия, не допуская появления на рынке посторонней продукции.
Конкуренция в конечном итоге приводит к вытеснению с рынков небольших производителей либо к полному контролю их деятельности крупными компаниями, которые имеют возможности повлиять на механизмы ценообразования.
В представлении современных экономистов конкуренция является мощным фактором самоорганизации рынков, который автоматически приводит к успеху тех участников экономического процесса, которые могут предложить потребителям выгодные условия.
Считается, что рыночный конкурентный процесс обязательно способствует устранению недобросовестных участников рынка и их вытеснению, так как покупатели всегда выбирают наилучшее соотношение цены и качества.
Объект конкуренции – это всегда конечный потребитель, принимающий решения о покупке товаров или услуг в соответствии с их качеством и доступностью.
В определенной степени наличие конкуренции является благом не только для экономики стран мира, но и для любой сферы деятельности: науки, искусства, шоу-бизнеса и т.д. Участники рынка вынуждены постоянно совершенствовать качество своей продукции, уровень сервиса и другие факторы, в соответствии с которыми потребители делают свой выбор в пользу определенного продукта.
В то же время свободная, ничем не ограниченная конкуренция обязательно приводит к появлению одного или нескольких сильнейших производителей, которые захватывают господствующую позицию на рынке и могут диктовать свои условия. Поэтому в законодательстве многих стран есть антимонопольные законы и важна деятельность регуляторов, ограничивающих конкурентную борьбу.
В целом механизмы конкуренции чрезвычайно полезны для развития экономики и общества в целом. Они не дают ни одному из участников рынка успокоиться на достигнутом, поощряя поиск новых, более привлекательных и экономически выгодных решений. В конечном итоге от конкуренции выигрывают потребители, которые получают достаточно качественные продукты по хорошей цене.
Поскольку конкуренция является многоплановым понятием, экономисты различают множество ее видов.
Так, по принципу организации рыночных отношений конкуренция может быть2:
- совершенная – означает наличие множества независимых и равноправных производителей, свободный доступ к ресурсам и товарам, свободно распространяемая информация, а также сопоставимость продуктов по показателям;
- несовершенная – осуществляемая при нарушениях принципов равноправия между участниками рынка, ограничении самостоятельности производителей и т.д.
Рисунок 1 - Виды конкуренции3
По соотношению спроса и предложения выделяют:
- чистую конкуренцию, которая является предельным случаем совершенной конкуренции и возможна лишь в отраслях мелкотоварного массового спроса;
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации// Справочная служба «Консультант-Плюс»
2. Гражданский Кодекс РФ// Справочная служба «Консультант-Плюс»
3. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ// Справочная служба «Консультант-Плюс»
4. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ// Справочная служба «Консультант-Плюс»
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года
6. Базылев Н.И. Экономическая теория. – М.: Инрфа-М, 2018. – 672 с.
7. Голиков М.Н. Микроэкономика. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 382 с.
8. Гальперин В.М. Микроэкономика. – СПб.: Институт «Экономическая школа», 2016. – 520 с.
9. Гуляев Г.Ю. Эволюция теории конкуренции// Экономика и экономические науки. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-teorii-konkurentsii
10. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2018. – 584 с.
11. Латышев А.Ю. Противоречия развития современных монополий: теория и практика в России// Вестник ЧГУ. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/protivorechiya-razvitiya-sovremennyh-monopoliy-teoriya-i-rossiyskaya-praktika
12. Малкина М.Ю. Институциональный анализ естественных монополий в России// Экономика и экономические науки. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnyy-analiz-estestvennyh-monopoliy-v-sovremennoy-rossii
13. Фролова Т.А. Экономическая теория. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2018. – 479 с.
14. федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/
15. экономический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.economicportal.ru/
16. федеральная антимонопольная служба РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.fas.gov.ru/
17. федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.gks.ru/