Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Главной задачей любого предприятия на рынке растущей конкуренции является наиболее эффективная организация труда своих сотрудников. Для решения задач на предприятии, связанных с распределением и использованием труда работников, существует отдельное направление в структуре предприятия – организация труда и управление персоналом на предприятии.
Поэтому важно понимать, что управление персоналом, как многоплановое комплексное понятие, также должно учитывать состояние своих элементов, к которым относятся процессы по кооперации труда, выявление эффективных методов стимулирования труда с целью получения наилучшего для предприятия экономического результата.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что разработка системы мотивации и стимулирования персонала предприятия являются одним из главных направление и эффективным методом обеспечения оптимального использования трудовых ресурсов на предприятии и достижением им лучших экономических показателей своей хозяйственной деятельности.
Стимулирование персонала можно представить как комплекс мер, которые удовлетворяют материальные и нематериальные потребности работника с целью извлечения наибольшей выгоды из его трудового процесса. Также стимулирование имеет отношение и к социальным задачам и ответственности предприятия по развитию трудового и личностного потенциала своих работников.
Таким образом, объектом данной работы являются процесс по стимулированию труда персонала компании разных отраслей.
Предметом работы выступают материальные и нематериальные методы и инструменты стимулирования трудового процесса, протекающего внутри конкретного предприятия из разных отраслей.
Цель исследования заключается в комплексном анализе вопросов, связанных с эффективной организацией и внедрением системы стимулирования труда персонала на предприятиях разных отраслей.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
определить сущность и роль материального и нематериального стимулирования персонала в компании,
рассмотреть понятие трудовой мотивации в различных теориях,
перечислить основные инструменты и цели материального и нематериального стимулирования,
исследовать методы, подходы и основные направления развития системы стимулирования,
проанализировать существующую систему стимулирования труда сотрудников в компаниях различных отраслей
Выявить основные проблемы и пути совершенствования системы стимулов в данной компании.
Работа состоит из двух частей. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты трудовой мотивации персонала, основные теории, методы и подходы мотивации трудовой деятельности. Во второй части анализируется система мотивирования сотрудников в компаниях разных отраслей, а также предлагаются мероприятия по совершенствованию системы мотиваций.
Для раскрытия данной темы были использованы труды ученых в области трудовой стимуляции людей (Маслоу, Герцберг), различные современные исследования проблем, связанных с материальным и нематериальным стимулированием, электронные публикации, сайты и порталы, посвященные проблемам организации труда на современных предприятиях.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
1.1. Понятие, сущность и экономическая роль системы мотивации труда персонала на предприятиях
В современных условиях промышленного производства, характеризующихся большими производственными масштабами, направленными на массовый бизнес, использованием сложной техники и оборудования, большое значение приобретает организация рабочих мест на производственной площади предприятия, учитывающей научный подход к организации условий труда рабочих, исследование их трудового процесса с целью максимизации производительности всего подразделения.
Поэтому важно понимать, что управление персоналом, как многоплановое комплексное понятие, также должно учитывать состояние своих элементов, к которым относятся процессы по кооперации труда, выявление эффективных методов стимулирования труда с целью получения наилучшего для предприятия экономического результата.
Стимулирование труда работника представляет собой комплексный процесс по побуждению и увеличению мотивации работника, проводимому руководством компании во время анализа трудовых ситуаций и эффективности работников . Таким образом, стимулирование в первую очередь направлено на изменение модели поведения и отношения к труду каждого работника.
Главной целью стимулирования труда сотрудников организации является повышение их трудовой мотивации, т.е. заинтересованности своим трудом, которая влияет на показатели производительности труда и экономические результаты деятельности предприятия.
Стимулирование персонала можно представить как комплекс мер, которые удовлетворяют материальные и нематериальные потребности работника с целью извлечения наибольшей выгоды из его трудового процесса. Также стимулирование имеет отношение и к социальным задачам и ответственности предприятия по развитию трудового и личностного потенциала своих работников.
Чтобы раскрыть экономическую важность организации системы стимулирования труда работников, рассмотрим типичные проблемы, которые имеют место быть на предприятиях, где существует низкая мотивация труда.
Таблица 1.1.1
Основные проблемы неэффективной системы мотивации труда на предприятии
Проблемы Признаки Отражения в организационном процессе
Высокая текучесть кадров Низкие заработные платы, неудовлетворенность трудом Усиление психологических конфликтов
Некачественный труд, низкая дисциплина Отсутствие карьерных перспектив Отсутствие механизмов повышения квалификации
Отсутствие условий для реализации потенциала Низкий профессионализм сотрудников Отсутствие программ по трудовому развитию в компании
Слабая связь между результатом труда и его поощрением Неэффективность методов нормативного описания труда Низкое стремление персонала к повышению своей квалификации
Низкая исполнительная дисциплина Проблемы в кооперации труда Плохая организация труда, фиксирование норм материального стимулирования
Таким образом, разработка системы мотивации и стимулирования персонала предприятия являются одним из главных направление и эффективным методом обеспечения оптимального использования трудовых ресурсов на предприятии.
Стимулирование персонала включает в себя также систему применения руководством по отношению к трудовому персоналу различных стимулов, которые могли бы воздействовать на рост его усилий, стараний, целеустремленности в работе и решении задач, стоящих перед предприятием.
Стимулами в данном случае выступают любые блага (или потребности работника), получение которых предполагает совершение им трудовой деятельности, т.е. материальные и нематериальные блага могут формировать мотивы труда у сотрудников компании.
Таким образом, процессы стимулирования труда персонала представляют собой выбор руководителем способов вознаграждения работника за его участие в производстве товаров или услуг предприятия или реализации его важных стратегических целей, который основан на сопоставлении эффективности трудовых процессов и требований предприятия к труду.
Выбор методов стимулирования зависит от политики компании в области управления персоналом и могут осуществляться в формах материального и нематериального стимулирования.
Материальное стимулирование может осуществляться в денежной и неденежной формах и касаться удовлетворения материальных потребностей работника (например, повышение заработной платы, выплаты премий, предоставление льгот, компенсация некоторых расходов рабочего).
Рис. 1.1.1. Виды стимулирования труда персонала
Материально-денежное стимулирование осуществляется через поощрение работников денежными выплатами в связи с результатами их трудовой деятельности.
Материальное неденежное стимулирование касается социально-психологических отношений в коллективе компании и направл
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трудовой кодекс Российской Федерации
2. Барышева А. Мотивация. – СПб.: Питер, 2014. – 208 с.
3. Васильева О.Н. Модели и методы материального симулирования. – М.: Ленанд, 2013. – 288 с.
4. Веснин, В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2014. – 688 с.
5. Егоршин А.П. Организация труда персонала: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 320 с.
6. Иванова С. 50 советов по нематериальной стимуляции. – СПб.: Дело, 2015. – 142 с.
7. Каверин, С.Б. Мотивация труда. — М.: Институт психологии РАН, 2015. — 224 с.
8. Колесников О. Нематериальное стимулирование: зачем оно нужно. Доступ через http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=75384
9. Маслоу, А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 2001. — 478 с.
10. Рутицкая В. Система нематериального стимулирования персонала. Доступ через http://hr-portal.ru/article/sistema-nematerialnogo-stimulirovaniya-personala
11. Скляревская В.А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. – М.: Дашков и К, 2015. – 340 с.
12. Трапицына С.Ю. Мотивация персонала в современной организации. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2016. – 240 с.
13. Уткин, Э. А. Основы мотивационного менеджмента. — М.: ЭКМОС, 2015. — 352 с.
14. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.: Инфра-М, 2015. – 226 с.
15. Организация труда и заработной платы [Электронный ресурс]. Доступ через http://ekonomic.narod.ru/
16. Все об организации труда в компании [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.jobgrade.ru/
17. Аналитический центр по труду [Электронный ресурс]. Доступ через http://eactt.ru/
18. Экономика труда [Электронный ресурс]. Доступ через http://laboureconomics.ru/
19. Библиотека по менеджменту [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.inventech.ru
20. Управление предприятием [Электронный ресурс]. Доступ через http://consulting.1c.ru