Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Обострение геополитической борьбы, как следствие, введения всевозможных экономических ограничений как в отношении России, так и со стороны России, в отношении ее торговых партнеров привело к снижению уровня конкуренции. Последствия оказались неоднозначными. Безусловно, отечественные производители, работающие на отечественном сырье, оказались в более выгодном положении, чем раньше. Казалось бы, снижение конкуренции должно было привести к снижению качеству продукции.
Однако, оказалось, что конкурентоспособная продукция необязательно является качественной. Конкурентоспособность может достигаться и за счет низкой цены. Современные технологии, резко снижающие затраты и позволяющие устанавливать очень низкие цены зачастую формируют очень низкое качество, а снижение конкуренции – следствие введения санкций привело к тому что более качественные, но и более дорогие продукты, оказавшись без конкурентов получили выход на рынок.
Есть примеры положительного влияния санкции и в судостроении, в том числе в оборонном, в судостроении.
За короткое время в РФ были возрождены разные технологии, налажен выпуск продукции, которая раньше закупалась за рубежом. Такие примеры есть в двигателестроении, в ракетостроении, судостроении, вертолетостроении, в нефтегазовом машиностроении. Однако значительные контакты сохранились. РФ продолжает закупать высокотехнологичное оборудование, даже не смотря на высокий курс доллара по отношению к рублю. Основным видом продукции судостроения, на Международном рынке лидирует и диктует свои условия крупные холдинги. Они обладают колоссальными возможностями и способностью на конкуренцию: крупные производства на которых проявляется эффект масштаба, мощная научно–исследовательская и конструкторская база, раскрученные бренды, связи в правительственных кругах и способность к политическому лавированию в своих интересах. Анализу положительных и отрицательных эффектов от сотрудничества с крупными судостроительными холдингами стоит отвести отдельную работу.
В рамках же данной курсовой работы необходимо обратить внимание на проблему конкуренции отечественных судостроительных предприятий с крупными международными предприятиями. Введении санкций, рост спроса на продукцию обороны, машиностроение и судостроения, в связи с реализацией программы перевооружении армии и флота лишь снижают троту конкуренции, повышают благоприятных климат для отечественных предприятий, но сне снимает проблему необходимости серьезных усилий в направление роста конкурентоспособности, прежде всего за счет повышения качества выпускаемой продукции.
Для реализации программ повышения качества, создание, внедрение и развитие систем качества на предприятиях судостроения способно приводить не только к росту качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, но и к повышению производительности труда, эффективности оборудования и, как следствие, снижению затрат. Таким образом повышение качества продукции заложена уникальная возможность решения двух противоположных задач: повышения качества и снижения цен.
Объектом исследования курсовой работы является процесс повышения качества выпускаемой продукции. Предметом исследования курсовой работы является оценка эффективности мероприятий, направленных на повышения качества выпускаемой продукции.
В качестве цели настоящей работы можно определить на основе анализа теоретико–методологических подходов к управлению качеством, разработать набор конкретных мероприятий по повышению качества выпускаемой продукции и оценить эффективность этих мероприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– проведение анализа теоретико–методологических подходов к проблемам управления качеством продукции;
– на основе анализа различных подходов дать рабочие определения понятий качества и управления качеством, пригодные для решения задач данной работы
– проведение анализа технологии определения характеристик качества продукции;
– описание и анализ системы управления качеством в АО «Объединенная судостроительная корпорация».
Для решения поставленных задач необходимо использования следующих методов научного исследования: анализа и синтеза, системного метода, статистического, графического, метода анализа финансово–хозяйственной деятельности организации, метода анализа движения стоимости и метода оценки экономической эффективности.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
1.1. Понятие и показатели качества
В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.
Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. По мнению А. Шадрина существует большое разнообразие определений понятия «качество», а также его восприятий. В качестве примера можно привести следующее определение: субъективное понятие и восприятие качества может представлять собой степень удовлетворения потребности. [14] Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным или предполагаемым требованиям. Мнение о качестве меняется со временем, оно зависит от уровня информации об объекте, от технических средств обнаружения характеристик объекта.
Субъективное понятие и восприятие качества может представлять собой степень удовлетворения потребности. Качество продукции имеет первостепенное значение для потребителей, так как именно качество определяет ее потребительскую стоимость. При этом часто повышения качества продукции равнозначно росту ее количества; кроме того повышения качества обычно достигается при меньших затратах, чем увеличение объема выпуска продукции.
Понятие «качество» впервые было изучено Аристотелем в III в. до н. э. Он определял качество как различие между предметами или дифференциацию по признаку «хороший – плохой», »лучше–хуже», «выше–ниже». Качество в разных исторических условиях определялось по–разному. Это обусловлено тем, что каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности и прочности.
Как указывают Ю.П. Адлер, Т.М. Полховская, П.А. Нестеренко международная предприятие по стандартизации определяет качество (МС ИСО–8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества».[15]
Качество любой промышленной продукции характеризуется совокупностью многих взаимосвязанных между собой параметров, каждый из которых характеризует только отдельные стороны качества и не может быть взят за основу оценки качества изделия в целом. В целом, категория качества отражает важную сторону объективной действительности объекта – определенность. Качество объекта не сводится к отдельным его свойствам, а связано с объектом, как целым, охватывая его полностью, и неотделимо от него.
Для предприятия в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего это формирование имиджа предприятия.[8] Имидж высокого уровня – это известность и популярность, устойчивое позитивное отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам и атрибутам фирменного стиля – товарному знаку, средствам рекламы и др. Решение проблемы качества продукции на предприятии – это его высокий имидж у покупателей, выход не только на внутренний, но и на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли и устойчивого финансового положения предприятия.
Уровень качества продукции определяется на основе системы показателей ее качества. В зависимости от характера решаемых задач по оценке качества продукции показатели можно классифицировать по различным признакам (рисунок 1)
Рисунок 1 – Классификация показателей качества продукции
Помимо приведенных на рисунке основных признаков классификации и групп показателей качества используются и такие, как однородность характеризуемых свойств (функциональные, ресурсосберегающие, природоохранные) и форма предоставления характеризуемых свойств (абсолютные, относительные, удельные).
Оценка качества товара представляет собой установление соответствия товара общественным потребностям.[15] Согласно ГОСТ 15467–91 под оценкой технического уровня продукции понимается совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое совершенствование оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми. Количественная оценка потребностей – трудоемкий процесс, в связи с этим, на практике оценивается не само качество товара, а уровень его качества. Уровень качества товара представляет собой относительную характеристику качества товара, основанную на сравнении значений показателей качества оцениваемого товара с базовыми значениями соответствующих показателей.[7]
Под определением показателя качества подразумевается нахождение его
Фрагмент для ознакомления
3
1. ГОСТ Р ИСО 9000–2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Изд–во Стандартинформ, 2015. – 50 с.
2. СТО 579.18.262 – 2015 Система менеджмента качества. Внутренний аудит, 2015. – 28 с.
3. СТО 579.15.196–2017 Система менеджмента качества. Порядок разработки программ обеспечения надежности, 2017 – 32 с.
4. Аксенов, А.П. Экономика предприятия: Учебник / А.П. Аксенов, И.Э. Берзинь, Н.Ю. Иванова; Под ред. С.Г. Фалько. – М.: КноРус, 2013. – 350с.
5. Антонова Н.Б, Ильин А. И. Экономика предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 106 с.
6. Алиев, И. И. Экономика труда: учебник для бакалавров / И. И. Алиев, Н. А. Горелов, Л. О. Ильина. – М.: Юрайт, 2013. – 671 с.
7. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 400 с.
8. Версан, В.Г. Интеграция управления качеством, сертификация. Новые возможности и пути развития / В.Г. Версан // Сертификация. – 2012.– №3.– 114 с.
9. Большаков, А.С., Михайлов, В.И. Современный менеджмент качества: теория и практика – СПб: Питер, 2014. – 416с.
10. Братолюбов, В.Б. Конкурентоспособность промышленной продукции средств производства // Методы менеджмента качества. – 2013. № 10. 34 с.
11. Галеев, В.И. Управление качеством: проблемы, перспективы / В.И. Галеев, М.К. Варгина // Сертификация. – 2012.– №4.– 97 с.
12. Гличев, А.В. Полная схема механизма управления качеством продукции / А.В. Гличев // Стандарты и качество. – 2013.–№5.– 105 с.
13. Измайлова К. В. Экономический анализ: Учебное пособие – К.:МАУП, 2013. – 152 с.
14. Котерова Н. П. Микроэкономика. – М.: Академия, 2013. – 208 с.
15. Мишин В.М. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2013. – 462 с.
16. Наумов С.Ю. Управление предприятием и анализ его деятельности. Изд–во Саратовского университета, 2013. – 78 с.
17. Паламарчук, А.С. Экономика предприятия: Учебник / А.С. Паламарчук. – М.: ИНФРА–М, 2013. – 458 с.
18. Радионов, В.В. Управление качеством / В.В. Радионов. – Новосиб. Гос. Акад. Экономики и управления. – Новосибирск. 2013. – 44 с.
19. Семёнов В.Ю. Экономика предприятия: Учебник – М.: Центр экономики и маркетинга, 2013.
20. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2 – е изд., перераб и доп. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 304с.
21. Солнцев И.В. Общая схема постановки бюджетирования на предприятии // Финансовый менеджмент. – 2010. – №3.
22. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Изд–во «Перспектива», 2013.
23. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара / Р.А.
24. Фатхутдинов. – М.: АО «Бизнес–школа «Интел–синтез», 2013. – 441 с.
25. Фролов Д.И. Стратегическое управление и планирование на предприятии // Экономика и коммерция. Электрон, пром–сть. – 2013. – Вып.4.
26. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования. – М.: Финансы и статистика, 2014.
27. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. –М.: ИКЦ «Март»; Ростов–на–Дону: «Март», 2013.
28. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА–М, 2013.
29. Шепелев, А.Ю., ИСО 9000 или регулярный менеджмент / Менеджмент в России и за рубежом, №1. – 2014. – 23с.
30. Официальный сайт объединенной строительной корпорации http://www.oaoosk.ru/