Фрагмент для ознакомления
2
В переходный период ХХ века, в научных исследованиях пенсионная система рассматривалась не как социальная помощь населению, а сточки зрения ее экономической характеристики. Данный вопрос был рассмотрен в научных работах Б. Умурзакова. Он утверждал, что пенсионное обеспечение относится к экономической категории и характеризуется как обособленная часть национального дохода государства. В этом случае ее экономическая особенность выступает одним из главных аспектов воспроизводства рабочей силы .
Одним из важнейших показателей функционирования данной системы является смена поколения работников, то, как проходит этот процесс, его скорость и плодотворность. Если же система пенсионного обеспечения имеет изъяны и является непривлекательной, то этот процесс происходит медленнее и имеет негативные последствия. Привлекательной системой пенсионного обеспечения является та система, которая соответствует экономике страны и развитию ее трудовых отношений.
Пенсионное обеспечение сегодня – это система институтов, деятельность которых направлена на формирование общественно необходимого уровня жизни лиц, неспособных к труду по тем или иным причинам, основными из которых являются – инвалидность, старость, потеря кормильца. Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств Пенсионного фонда РФ. Следует отметить, что пенсионные выплаты осуществляются в денежном эквиваленте, эти выплаты гарантированы законом и носят системный характер. Пенсионное обеспечение посредством экономических организационных и правовых мер защищает население от материальной необеспеченности вследствие наступления старости или утраты трудоспособности по ряду причин (инвалидность, потеря кормильца, несчастный случай на производстве).
С позиции экономических отношений пенсионное обеспечение – это производство и распределение в денежной форме части вновь созданного продукта, необходимого для удовлетворения потребностей нетрудоспособных категорий населения общества. Оно строится на тех же принципах, что и социальная защита населения в целом, однако имеет свои особенности.
Принципами пенсионного обеспечения, принятыми международным сообществом, являются:
1) всеобщая солидарность поколений (пенсии выплачиваются нынешнему поколению пенсионеров из отчислений ныне работающих);
2) размер пенсии не должен быть меньше прожиточного минимума;
3) государство выступает гарантом пенсионного обеспечения;
4) обязательность и всеобщность страховых взносов;
5) равные права и единые нормы на пенсионное обеспечение для всего населения, независимо от места жительства и рода деятельности.
Система пенсионного обеспечения выполняет две основные функции: социальную и стимулирующую.
Социальная функция направлена обеспечения нормального уровня жизни людей, вышедших из трудоспособного возраста или же утративших трудоспособность. Стимулирующая функция создана в интересах трудоспособной части населения, которая связывает результаты трудовой деятельности человека с его будущей пенсией. Для реализации обеих функций пенсионного обеспечения — предотвращения бедности среди пенсионеров, удовлетворения их основных потребностей, замещения утраченных доходов и поддержания привычного уровня жизни, пенсионные системы должны соответствовать определенным критериям, в основе которых должны быть положены принципы, как социальной защиты населения, так и принципы финансовой возможности. Они должны строиться на основе баланса интересов, застрахованных и страхователей, плательщиков страховых (целевых) взносов, с одной стороны, и получателей пенсий и пособий — с другой, и обеспечивать гарантию определенного уровня замещения заработной платы при наступлении страхового события, одновременно гарантируя минимальный уровень дохода для всех участников системы.
Резюмируя все выше сказанное можно подвести итог, что пенсионное обеспечение определяет собой систему экономических, политических и социальных отношений в сфере социальной политике государства, которая выступает гарантом социальной защиты прав граждан, находящихся в нетрудоспособном положении.
1.2. Зарубежный опыт становления пенсионной системы и пенсионного обеспечения
Пенсионные системы зарубежных стран отличаются большим разнообразием. Среди них есть системы, отличающиеся положительным, удачным опытом пенсионного обеспечения граждан своей страны. Наиболее эффективные пенсионные системы мира состоят, как правило, из трех звеньев и включают государственный, профессиональный (частный) и добровольный уровни. Государственный уровень представляет собой выплату базовой пенсии. Порядок формирования и выплата этой части пенсии в каждой стране имеет свои особенности и регламентируется законодательством. Профессиональный (частный) уровень базируется или на установленных взносах в пенсионные фонды, размер которых зависит от заработка работника, или на пенсионных схемах, предусматривающих установленные выплаты. В Нидерландах и Швеции работодатели обязаны участвовать в накопительных пенсионных схемах, в Германии это является необязательным.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4831.
2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4832.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2013. № 52 (часть I). Ст. 6965.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2013. № 52 (часть I). Ст. 6989.
5. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 2). Ст. 8029.
6. Брянцев Н.А. К вопросу об актуальных проблемах пенсионной системы Российской Федерации // Будущее науки – 2020. сборник научных статей 8-й Международной молодежной научной конференции: в 5 томах. 2020. С. 233-236.
7. Гайдарова Р.О. Пенсионная реформа и демографическое развитие Дагестана // Апробация. 2018. № 6 (45). С. 20-23.
8. Гущ В.В., Прошина Е.М. Пенсионная реформа: взгляд из регионов // Управленческое консультирование. 2018. № 11 (119). С. 156-165.
9. Дугар-Жабон Р.С., Кураева О.С. Лучшие пенсионные системы зарубежных стран // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2020. Т. 1. № 17. С. 316-320.
10. Козлова О.Н., Черней Д.О. Проблемы государственного регулирования пенсионной системы в России // Развитие территорий. 2020. № 1 (19). С. 54-59.
11. Летов П.И. Проблемы и перспективы реформирования пенсионной системы российской федерации // Конкурентоспособность территорий: материалы XXII Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. В 5-ти частях. Ответственные за выпуск Я.П. Силин, Е.Б. Дворядкина. 2019. С. 181-182.
12. Пашкова Е.Н., Сапрыкина Т.В., Федяинова М.В. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения // Вектор экономики. 2020. № 7 (49). С. 26.
13. Петрушенко О.Н., Шаланова О.Н., Пешкова М.Н. Реформа пенсионной системы: проблемы и перспективы // Финансовая экономика. 2020. № 1. С. 311-314.
14. Портнягина П.А. Проблемы пенсионной системы России в настоящее время // Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение: сборник научных трудов VI Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020. С. 336-343.
15. Смирнова В.В., Казакова Д.С., Невежин В.П. Проблемы пенсионной системы российской федерации и зарубежных стран // Хроноэкономика. 2018. № 5 (13). С. 48-57.
16. Ткачева Е.Г., Терещенко Т.А. Пенсионная система России и зарубежных стран // Наука и просвещение: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Пенза, 2020. С. 53-55.
17. Угодников К.В. Пенсионная система России: финансовая сбалансированность на фоне общей неэффективности // К новому технологическому укладу: человек и его работа (экономические науки). сборник статей аспирантов, посвящённый 30-летию Федерации независимых профсоюзов России. Москва, 2020. С. 234-249.