Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема компьютеризации и информатизации всех областей чело-веческой деятельности является одной из глобальных проблем современ-ного мира. Причина этого заключается в увеличении роли информации, превращении ее в одну из наиболее важных движущих сил всей обще-ственной и производственной жизни. Стремительный скачок в развитии аппаратных средств за последние годы сделал компьютеры весьма доступ-ными. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование явля-ется необходимым и логичным шагом в развитии современного информа-ционного мира в целом.
Приоритетность данной проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой. нет опыта прошлых тысячелетий и веков, как в классической педагогике. Развитие происходит одновременно во многих направлениях.
Разные теории и концепции, которые складываются в рамках психо-логии, педагогики, кибернетики, лингвистики, информатики соединяются в новую своеобразную систему, которая выступает как информационная пе-дагогика.
Компьютеризация обучения, в узком смысле — применение компью-тера в качестве средства обучения, в широком — многоцелевое использо-вание в учебном образовательном процессе компьютера. Ее основная цель заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни в информа-тизированном обществе, повышение эффективности обучения при помощи внедрения средств информатизации. При этом можно выделить два направления компьютеризации обучения, а именно: овладение всеми мето-дами применения компьютера в виде средств образовательной деятельно-сти и использование компьютера как объекта исследования.
Компьютерная грамотность является элементом информационной культуры личности, которая предполагает способность человека освоить и осознать информационную картину мира как систему знаков и символов, обратных и прямых информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему.
Век информационно-коммуникативных технологий требует от учите-лей перехода от традиционного изложения материала, при помощи доски и мела, на демонстрацию учащимся наглядного материала, к примеру, презентаций.
XXI век – это век высоких информационных компьютерных техноло-гий.
Повышение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у школьников, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим специалисты ведут поиски новых эффективных способов обучения и таких методических приёмов, которые помогли бы активизировать мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Появление интереса к математике у значительного количества учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от то-го, насколько умело будет построена учебная работа. Нужно позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал увлечённо и активно, и использовать это как отправную точку для появления и развития глубоко-го познавательного интереса, любознательности.
В настоящее время в образовательной практике всё более востребо-ванным становится использование информационно-коммуникативных тех-нологий, которые представляют собой ресурсы в глобальных или локаль-ных сетях. Самой удобной формой для восприятия является материал, ко-торый скомпонован в единый обучающий комплекс.
Поэтому тема курсовой работы является актуальной.
Целью данной курсовой работы является исследование приемов и методов развития познавательных интересов в обучении математике уча-щихся 7-8 классов.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть информатизацию образования как одну из тенденций развитий современной системы образования;
охарактеризовать роль и место ИКТ в математической подготовке школьников;
описать принципы ИКТ в процессе математического образования;
проанализировать организационно-методические условия ИКТ в процессе математической подготовки школьников.
Объектом исследования являются информационно-коммуникационные технологии как средство развития математических способностей, предметом – особенности использования ИКТ в обучении математике средних школьников.
Теоретическую базу курсовой работы составили труды В.Ю. Мили-тарева, П.Я. Гальперина, А.С. Нариньяна, в том числе компьютеризован-ных форм умственной деятельности - В.П. Заболотной, А.В. Брушлинско-го, В.Ю. Лысковой, О.А. Козлова, Ю.Г. Коротенкова, В.П. Тихомирова, Г.В. Фролова, Н.Д. Угриновича, О.Н. Шилова, А.В. Хуторского и др.
Теоретико-методологическую основу курсовой работы составляют общедидактические принципы организации обучения (А.С. Белкин, Ю.К. Бабанский, А.А. Вербицкий, B.Л. Бенин, Э.Ф. Зеер, Л.C. Выготский, C.А. Новоселов, В.И. Качуровский, Е.В. Ткаченко, Г.М. Романцев, Е.А. Ямбург и др.); концепции построения дидактической системы учебных заданий (Г.Д. Бухарова, Г.А. Балл, В.И. Загвязинский, А.И. Винокуров, Б.В. Ми-шенин, И.В. Мещерский, Л.3. Шуцкова Н.Н. Тулькибаева, и др.); теория информационного взаимодействия (В.З. Коган, Л.П. Бабенко, Э.А. Ману-шин, М.П. Лапчик, М.С. Мириманова, Е.И. Машбиц, Е.К. Хеннер, В.В. Нечаев, Р.Т. Шрейнер и др.); методика и теория улучшения эффективности обучения при помощи самоорганизации познавательной активности лич-ности (Б.Н. Гузанов, T.Л. Александрова, М.И. Махмутов, В.Я. Дубров-ский, В.Д. Семенов, Л.B. Моисеева, В.Д. Сухина, Г.К. Смолин, Н.Е. Эрга-нова, Н.К. Чапаев и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены содержание и объем методики использования информационных коммуникационных технологий обучения в средних общеобразовательных педагогических учреждениях.
1 Теоретические основы ИКТ в процессе обучения математике
1.1 Информатизация образования как одна из тенденций развития со-временной системы образования
Одна из характерных особенностей сегодняшнего периода развития цивилизации состоит в том, что окружающий мир все более стремительно меняется. При этом масштабы изменений, которые происходят почти во всех областях жизнедеятельности социума, настолько значительны, а их психологические и социально-экономические последствия настолько ради-кальны, что можно обоснованно говорить о появлении новой глобальной проблемы развития цивилизации - проблемы человека в меняющемся ми-ре.
Сущность данной проблемы заключается в том, что общественное сознание миллионов наших современников, уровень их профессиональных навыков и знаний, а также степень развития общей культуры социума и, в частности, такой ее важной составляющей, как информационная культура, начинают все больше отставать от темпов развития научно-технического прогресса и уже не соответствуют новым условиям существования челове-чества в меняющемся мире.
Одним из социальных последствий стремительного технологического развития социума, которое стало в особенности сильно проявлять себя в последние десятилетия XX-го в., явился общий кризис образовательной системы. Данный кризис в настоящее время охватывает почти все государ-ства мирового сообщества, в том числе и РФ. Сущность данного кризиса состоит вовсе не в финансовой недостаточности образовательной сферы, хотя важность данной проблемы также нельзя недооценивать. Тем не ме-нее, основная проблема заключается на сегодняшний день совсем в другом - в неадекватности содержания образования, а также уровня и масштабов развития систем образования постиндустриальному вектору цивилизаци-онного развития.
Именно по этой причине в последнее время во многих государствах мирового сообщества проблеме образования уделяется все большее вни-мание. В настоящее время данная проблема подлежит обширному обсуж-дению не только среди педагогов и ученых, но и в области геополитики, бизнеса, стратегии обеспечения национальной безопасности. При этом об-разовательная система начинает осознаваться в социуме уже не только как наиболее важный фактор социально-экономического и технологического развития того или иного государства, но также и как стратегический фак-тор выживания цивилизации, преодоления ее глобального духовного и экологического кризиса.
Вместе с тем большая часть исследователей вполне обоснованно по-лагают, что на сегодняшний день нужна радикальная перестройка суще-ствующей образовательной системы, которая уже не соответствует совре-менным требованиям и не может обеспечить современную подготовку лю-дей к будущему, которое стремительно приближается и ставит перед чело-вечеством все новые и новые глобальные проблемы. Такие проблемы, ко-торые часто называют в научной литературе вызовами XXI-го в., и долж-ны в настоящий момент определять содержание образования, его страте-гическую целевую ориентацию .
Актуальность модернизации современной образовательной системы обусловлена тем, что новые условия существования человечества в XXI в. предъявляют к образованию несколько новых требований. На сегодняш-ний день крайне необходимо не просто увеличение уровня образованности людей, но и формирование нового вида интеллекта, другого образа мыш-ления, который определяет отношение людей к быстро меняющимся тех-нологическим, экономическим, информационным и социальным реалиям окружающего мира.
Современный человек находится в контексте всеобщей интеграции, интегрируется все: науки, экономика, культура, концепции и подходы. Умение ориентироваться в этом водовороте, готовность к деятельности жизни и в активно взаимодействующем мире – также является одной из за-дач образования. Максимального внимания к себе в этих условиях требует сама личность человека, которая стоит в центре всех педагогических кон-цепций последнего времени. Ее ответственность, качественные изменения и готовность к самореализации, способность адаптироваться к быстроменя-ющемуся миру и социализироваться – все это требует особенной заботы и обусловливает специфику современной системы образования. Это значит, что происходит все большая актуализация необходимости перемен в обра-зовательной системе. Требуется действенная и действительная модерниза-ция образования: модернизация ценностей, приоритетов, взаимодействий, отношений и т.д.
Следовательно, информационный социум предъявляет более высокие требования ко всей образовательной системе, включая все ее стадии.
Соответственно, специфика информационного социума и переход к этому социуму, обусловливают необходимость значительных изменений в образовательной системе.
В связи с этим, на стадии развития и зарождения информационного социума, необходимо выделить следующие образовательные задачи:
1. Развитие разносторонней, многомерной, духовно богатой лично-сти, которая способна к высококачественной работе и самостоятельному творчеству.
2. Воспитание личности ответственной и свободной, которая способ-на постоянно во время жизни совершать выбор из обширного спектра (в культуре, политике, потреблении, труде) и нести за него ответственность.
3. Формирование личности, целью которой является более полная самореализация личностного внутреннего потенциала.
4. Воспитание самостоятельной личности, которая рассчитывает в жизни только на собственные возможности, силы, работоспособность.
5. Формирование личности, которая не только готова к постоянным переменам жизни (места работы, жительства, образа жизни, профессии), но и активно их инициирует.
6. Развитие информационной культуры учащихся, при этом не ста-тичной, а динамично совершенствующейся, развивающейся .
Осуществление образовательных педагогических задач на стадии формирования информационного социума является актуальной проблемой современного поколения педагогов, чем и обусловлена разработка Кон-цепции модернизации образования России.
Хотя информатизация образования развивается, реализуются и раз-рабатываются направления, программы и концепции на различных уров-нях (от федерального до уровня образовательного учреждения), по неко-торым направлениям информатизации образования результаты, которые заявлены в предыдущих концепциях, достигнуты только частично в силу различных причин. Самыми важными работами среди них по-прежнему остаются следующие:
создание информационной глобальной инфраструктуры образо-вания (не решены до конца проблемы очередной стадии реформирования образовательной сферы);
разработка действенной нормативной правовой базы;
создание системы сертификации и стандартизации информацион-ных компьютерных технологий в образовательной среде;
создание информационно-аналитической системы управления си-стемой образования;
разработка научно-обоснованной методологии использования ин-формационных компьютерных технологий в образовательном процессе;
создание базового курса информатики для всех стадий непрерыв-ного образования - от школ до дополнительного и послевузовского обра-зования;
переподготовка и подготовка кадров для образовательной системы в сфере внедрения и использования новых информационных компьютер-ных технологий .
В настоящее время одним из приоритетных направлений информати-зации российского образования остается формирование информационной культуры.