Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Семья как система социальной жизни человека, является одним из основных институтов общества и постоянно находится и находилась в центре внимания общества, прогрессивных деятелей и учёных, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами.
Семья – это древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени. Совместная жизнь людей постоянно создает ситуации несовпадения интересов, обусловливает необходимость взаимных уступок и компромиссов. Семейные отношения потенциально наделены высокой конфликтностью, однако именно супружеские отношения потенциально содержат в себе возможность наибольшего эмоционального удовлетворения.
На сегодняшний день существует значительное количество отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме супружеского благополучия. Среди них работы В.А. Сысенко, В.А. Ковалева, Ю.Е. Алешиной, Т.В. Андреевой, Н.В. Гришиной, В.В. Столина, Л.А. Гозмана, И. Дорно, А. Егидес, С. Кратохвил, Д. Делис и др. Исследование супружеских взаимоотношений, весьма затруднено, так как это область сугубо личной и интимной жизни человека.
Объективные обстоятельства жизнедеятельности семьи влияют на ее благополучие только через их субъективную оценку супругами, которая в свою очередь определяется социально-психологическим климатом и взаимной удовлетворенностью взаимоотношениями друг с другом. В связи с этим интерес вызывает проблема взаимосвязи межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия.
Предмет исследования: межличностные отношения супружеских пар.
Объект исследования: супружеские пары.
Гипотеза исследования: особенности семейных конфликтов связаны со структурой семьи и меняются на разных этапах супружеских отношений. При этом можно предположить, что:
содержание конфликтов связано с особенностями структуры семьи и этапами супружеских отношений;
способы регулирования семейных конфликтов различаются в семьях с разной структурой.
Целью работы является диагностика межличностных отношений в супружеских парах.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть межличностное отношение супругов в семье ;
изучить супружеское благополучие как показатель стабильности семьи;
определить организацию и процедуру исследования;
изучить методы и методики исследования;
сделать анализ результатов исследования.
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования), эмпирические (анкетирование).
Практическая значимость. Согласно результатам данного исследования, наша дипломная работа может быть интересна специалистам, работающим с супружескими семьями, специалистам по социальной работе и студентам и в дальнейшем использована в практической деятельности социально-реабилитационных Центров.
Методологической основой исследования являются труды Т.В. Андреева, А.Н. Воронов, Ю.Ю. Древко, Е. Ильин, Т.Г. Климова и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
1. Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия
1.1 Межличностное отношение супругов в семье
Современный социум в стране и мире в настоящее время находится в условиях беспрецедентных испытаний, семью и общество в ситуацию пандемического вызова. Неизбежность необычной ситуации человека в новом контексте взаимодействия людей поставило каждого на грань потенциального выживания: психологического, экономического, физического - и определила необходимость обеспечения безопасности каждому в сложившейся социальной ситуации.
Изучение межличностных отношений и психологии супружеских пар – занимает важное место в семейной психологии. Не удивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено большое количество публикаций таких известных ученых как – Е.П. Ильин, Н.Н. Обозов, Г.М. Андреева, Л.Б. Шнейдер, Ю.Е. Алешина, А.А. Бодалев и других .
Под термином «межличностные отношения» психологи подразумевают совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором роде передают состояние внутреннего мира человека. Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д. Межличностные отношения сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Среди различных сообществ, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, семья как социальная группа оказалась в чрезвычайно сложном положении. В условиях тотальной самоизоляции семейные отношения претерпевают существенную трансформацию. Чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию с минимальными психолого-эмоциональными потерями, есть смысл вспомнить о сущности, содержании и особенностях отношений в семье, усилить просвещенческие аспекты своего сознания.
Обратимся к теории вопроса данной проблематики как в стабильных, так и кризисных условиях жизнедеятельности семьи.
Семья представляет собой малый социально-психологический коллектив, основанный на персональных и доверительных взаимоотношениях членов этого коллектива (или группы) - супругами, родителями супругов с обоих сторон и детьми. Нравственно-психологический климат семьи, ее характерная для нее структура и социальная активность взаимосвязана не только с условиями, закономерностями и обстоятельствами, внешними по отношению к семье (уровень города, страны, цивилизации, историческое время), но и от специфики тех семейных и около-семейных ситуаций, которые воздействовали на семью в период ее генезиса и первых этапов развития.
В.Н. Мясищев считал, что системы отношений формируются благодаря постепенному развитию человека, а также в процессе отношений между членами семьи .
Главную роль различных факторов семейной жизни в процессе воспитания детей, является семейная атмосфера, поведение, состав семьи и материальный достаток. Кроме того, немаловажным является социальный, экономический статус, эмоциональный и психологический климат. Именно он помогает сохранить стабильность отношений в период внезапных, в том числе и пандемических, кризисов. Следовательно, актуализация семейных отношений в условиях самоизоляции связано, прежде всего, с обстоятельствами, в которых живет и действуют члены семьи. К таким значимым обстоятельствам относят уровень образования каждого из супругов, культуру, морально-нравственные нормативы и ценности, традиции (как культурные, так и привитые в родительской семье). Именно эти условия определяют способности членов семьи к консолидации и сплочению, оставляя неизгладимый след на характере их взаимоотношений.
Семейные взаимоотношения включают в себя ряд аспектов. Так, коммуникативное взаимодействие гарантирует прицельность и гармонизированность усилий супругов в области целедостижения как значимого для семьи в целом, так и индивидуально значимого и для каждого ее члена. Ряд семей характеризуются равноправным взаимодействием, то есть они изначально настроены на равные права и обязанности друг друга (надо отметить, что доля таких семей в России относительно невелика, хотя имеет тенденцию к увеличению). Другой формой взаимоотношений являются отношения романтические, при которых супруги ожидают друг от друга душевную гармонию, любовь, демонстрируют в отношениях некоторую сентиментальность. Такой тип отношений зачастую характерен для ранней фазы существования семьи, когда партнеры только вступили в брак .
В качестве достаточно распространенного типа семейных взаимоотношений отмечают отношения родительского типа, при которых один из супругов заботится о другом. В России такой тип обычно демонстрируют жены, однако возможен и вариант такого поведения у мужа, особенно в ситуации, когда он является гораздо старше, чем жена. Взаимоотношение по типу «родительское» может быть дополнено детским поведением второго супруга, которое может быть рассмотрено как позитивное, вносящее в отношения пары непосредственность, спонтанность, живую радость бытия.
Еще одним типом семейных взаимоотношения выступают рациональные взаимоотношения, при которых партнеры следят за проявлением чувств, сдерживают эмоции, концентрируясь в большей степени на соблюдении
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Акутина, С. П. Социально-педагогическое консультирование материнской семьи [Текст] / С. П. Акутина, Е. М. Гуданова // Молодой ученый. № 19 (99), 2015. – 333с.
2. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю.Е. Алешина. - М.: Независимая фирма «Класс», 2016. - 208 с.
3. Андреева, Т.В. Психология современной семьи : монография [Текст] / Т.В. Андреева. - СПб. : Речь, 2018 (ГУП Тип. Наука). – 434 с.
4. Белоус, В.В. Интегральная индивидуальность в системе семейных отношений: монография [Текст] / В.В. Белоус, Е.Е. Басанова. – М. : DirectMEDIA, 2014. - 158 с.
5. Верещагина, А.В. Молодая семья в России в условиях демографического кризиса: монография [Текст] / А.В. Верещагина. – М. : Русайнс, 2016. - 125 с.
6. Воронов, А.Н. Государственная политика Российской Федерации в системе социального обслуживания семьи и детей : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 23.00.02[Текст] / А.Н. Воронов; [С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2014. - 24 с
7. Долгорукова, И.В. Молодая семья в современном российском обществе [Текст] / И.В. Долгорукова // Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2018. – 201 с.
8. Древко, Ю.Ю. Коррекция детско-родительских отношений в семьях группы «риска» [Текст] / Ю.Ю. Древко // Психология в экономике и управлении. –2014. – № 1. – С. 40-44.
9. Иванова, С.Р. Неблагополучная семья: причины и факторы / С.Р. Иванова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.scienceforum.ru/2014/.
10. Истратова, О. Н. Семейное неблагополучие как социальнопсихологическая проблема [Текст] / О. Н. Истратова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://cyberleninka.ru/.
11. Ильин, Е. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е. Ильин. – СПб.: Питер, 2015. – 592 с.
12. Классификация неблагополучный семей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.mpasbest.org/ru.
13. Кондратьев, М. Ю., Кондратьев, Ю. М. Психология отношений межличностной значимости [Текст] / М.Ю. Кондратьев, Ю.М. Кондратьев. – М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2014. – 288 с.
14. Карцева, Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества[Текст] / Л.В. Карцева // Социологические исследования. – 2016. – № 7. – С. 92-99
15. Коробкова, В. В. Концепция развития воспитательного потенциала семьи в образовательной практике современной России: моногр. [Текст] / В. В. Коробкова ; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 252 с.
16. Климова, Т. Г. Психолого-педагогическая помощь детям «группы риска» и их семьям [Текст] / Т.Г. Климова // Вестник социальной работы. – 2016. – № 1. – С. 111-116.
17. Ключников, С. Семейные конфликты [Текст] / С. Ключников. – СПб.: Питер, 2017. – 521 с.
18. Колесникова, Г.И. Психологическое консультирование: учебное пособие [Текст] / Г.И. Колесникова. – М.: DirectMedia, 2016. - 240 с.
19. Консультирование при семейных конфликтах: коллективная монография / [В.Ф. Сафин и др.] ; науч. ред. В. Ф. Сафин. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2017. - 207 с.
20. Краснопольская, И.И. Трансформация управления социальной сферой: запрос на социальные инновации [Текст] / Краснопольская И.И., Мерсиянова И.В.// Вопросы государственного и муниципального управления, 2015. – С. 29-52.
21. Лисовский, В.Т. Молодежь: Любовь, брак, семья (социологические исследования) [Текст] / В.Т. Лисовский. – СПб.: Наука, 2018. – 367 с.
22. Мириманова, М.С. Конфликтология [Текст] / М.С. Мириманова. - М.: Академия, 2016. – 319 с.
23. Митрикас, А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы [Текст] / А.А. Митрикас // Социологические исследования. – 2018. – № 5. – С.75-79.
24. Психология семейных отношений. коллективная монография [Текст] / [Шабельников В.К. и др.] ; под. ред. А.В. Литвиновой. – М.: ФЛИНТА : Наука, 2015. - 259 с.
25. Психология семьи / под ред. Д.Я. Райгородского (Серия «Психология семейных отношений»): учеб. пособие. – Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2016. – 487 с.
26. Сорокина, Е. Г. Конфликтология в социальной работе [Текст] / Е.Г. Сорокина. - М.: Академия, 2015. - 208 c.
27. Минобрнауки России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф
28. Яворская, А. А., Дмитриева, М. В. Ценности личности супругов в различных типах семейных систем [Электронный ресурс] / А.А. Яворская, М.В. Дмитриева. – Режим доступа: http://psf.grsu.by/Kafedry/02/copy_of_students.