Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что тема парламентского контроля деятельности правительства в сфере финансовых отношений снова становится популярной. Дело в том, что в составе федерального собрания имеются счетная палата. Главная задача этой палаты – мониторинг показателей траты бюджетных средств, как федеральным правительством в целом, так и отдельными министерствами или региональными властями.
Счетная палата в своей деятельности подотчетна федеральному собранию и государственной думе. Решения счетной палаты, вернее, заключения могут стать поводом для принятия определенных управленческих решений, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Однако сегодня необходимо разработать данный вопрос на законодательном уровне. Счетная палата важный государственный орган. Однако помимо данной палаты надзором за финансами могут заниматься еще и дополнительные структуры.
В частности, в рамках своих полномочий парламентарии могут создавать специальные комиссии которые могут контролировать ход траты государственных средств, но данные структуры не будут иметь какой-либо власти и прав.
Другое дело Счетная палата. Именно этот орган может в рамках своей деятельности осуществлять полноценную аудиторскую проверку любой организации или государственной структуры. При этом законодатели в специальном законе о парламентском контроле прописали, что Счетная палата имеет право проверять любую организацию, связанную с тратой государственных средств не зависимо от формы организации. При этом, Счетная палата может по итогам аудиторской проверки направить собранные материалы в прокуратуру или ФСБ для принятия решения о возбуждении уголовного дела или принятия иных процессуальных решений в отношении тех или иных ответственных лиц или организации в целом.
Еще одной важной формой работы Счетной палаты является ее исключительная подотчетность парламенту. По итогам работы глава палаты отчитывается по результатам работы палаты, количестве выявленных нарушений, причинах и мерах по противодействию этим нарушениям и т.д.
Однако сегодня на законодательном уровне понятие парламентского финансового контроля прописано слабо и недостаточно хорошо. В результате, в законодательстве имеется множество лазеек, которые позволяют уходить нарушителям финансового законодательства.
Цель исследования – выявить особенности осуществления палатами федерального собрания России парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений.
Объект исследования – палаты Федерального собрания.
Предмет исследования – преобразования в менеджменте с позиции неоклассической школы.
Задачи исследования:
1. Дать определение парламентского контроля.
2. Дать определение парламентскому финансовому контролю.
3. Выявить особенности парламентского контроля в Европе.
4. Выявить особенности парламентского контроля в России.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие о парламентском контроле
В современной политической системе страны, которая сформировалась после принятия Конституции в 1993 году парламентский контроль в России стал актуальным правовым явлением, требующим тщательного изучения. Для обеспечения нормального функционирования политики сдержек и противовесов было явно недостаточно просто разделить 3 ветви государственного управления .
В течение этого периода на практике все еще можно было заметить сильный дисбаланс в различных ветвях власти, так, что парламентский контроль над правительством вышел на первый план. Этот вопрос актуален не только в контексте современной России, но и во всем остальном мире. Особенно это касается стран с высоким экономическим развитием .
С появлением парламентского финансового контроля появился эффективный инструмент, с помощью которого представители общественности получили возможность осуществлять контроль над государственными органами для обеспечения большей прозрачности. Прежде чем дать определение самому термину, нужно сначала понять, что ученые подразумевают под словом «контроль». Ни в одной юридической книге невозможно найти единую утвержденную концепцию для этого слова.
Для одних это элемент, учреждение, среда, явление, в то время как другие основывают его на словах «гарант», «регулятор», «условие». Все это приводит к тому, что концепция управления считается многогранной и полностью индивидуальной с точки зрения подхода .
Однако в целом многие авторы сходятся во мнении, что контроль – это проверка деятельности кого-то или чего-то, принимаемых решений, которые помогают узнать существующие недостатки и причины их появления. Все это делает контроль одной из функций социального менеджмента.
В различной литературе существует несколько понятий термина парламентский контроль, которые полностью зависят от мнения ученого. Фактически парламентский контроль в РФ можно назвать одной из форм государственного контроля, который носит административный или политический характер .
Сама концепция понимается как основанная на демократических принципах деятельность, осуществляемая исключительно российским парламентом или другими уполномоченными органами с целью обеспечения контроля за деятельностью государственных органов и служащих в них должностных лиц. Кроме того, в компетенцию данного вопроса входит защита прав и свобод человека и гражданина .
В процессе своего формирования в России законодательные органы большую часть времени уделяли именно совершенствованию законодательства, отодвигая во многом контрольные функции на второй план. Это привело к тому, что в научном смысле формы парламентского контроля стали появляться относительно недавно.
Однако законодательная база для этой функции немалая. Во-первых, это прямо закреплено в Конституции страны, которая является основным законом, на котором основаны все ветви власти. Во-вторых, функции парламентского контроля прописаны в федеральном законе, посвященном данном контролю .
Согласно 5 главе данного документа, орган парламентского контроля имеет следующий ряд полномочий контроля :
• за исполнением бюджета правительством;
• за соблюдением в стране прав и свобод человека и гражданина;
• за деятельностью властных органов;
• за сферой государственного управления в области кадровых полномочий;
• за осуществлением внешней и внутренней политикой страны.
Помимо самой конституции, еще один документ занимает видное место в области контрольной функции. Это Федеральный закон «О парламентском контроле», принятый в 2013 году.
В нем четко прописаны не только основные особенности, но и отдельные формы, которые используются в сфере контроля. Когда обычный человек слышит о парламентском надзоре, он обычно полагает, что его цель ограничивается законностью действий других государственных органов и должностных лиц .
Однако этим полный список не ограничивается. Кроме того, парламент должен проверить соответствие своих действий действующему законодательству в области исполнительной власти. В тоже время парламентская проверка имеет свои нюансы, поскольку методы ее реагирования совершенно разные .
Для нормального выполнения любой контрольной деятельности очень важно знать способы ее реализации. В основном в юридической литературе они делятся на следующие группы :
1. Организационно-правовые – органы, которые формируются палатами законодательной власти для осуществления непосредственно контрольной деятельности. К ним относится Счетная палата, Уполномоченный по правам президента, а также иные комиссии и комитеты.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Парламентский финансовый контроль. История отечественного и иностранного парламента. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Парламентский финансовый контроль. Цели. Задачи. Виды. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Парламентский контроль. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Парламентский финансовый контроль. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Российский парламентский финансовый контроль. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Парламентский контроль. Роль. Место. Задачи. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Финансовый контроль. Государственные формы. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Финансовый контроль и аудит. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по российскому финансовому контролю. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
10. Тихонова Е.Е. Теория и практика финансового контроля. Справочник юриста и финансиста. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
11. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика парламентского финансового контроля. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
12. Фадеева А.Ю. Финансовый контроль. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
13. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Бюджетный контроль в России и зарубежных странах. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.