Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что Конституция Российской Федерации представляет собой не только правовой документ высшей юридической силы, но также систему философских представлений, принципов и идей, которые в совокупности определяют образ желаемого будущего страны. Закрепляя в своих положениях ценности и принципы конституционного должного, Основной Закон устанавливает ключевые характеристики новой России - демократического федеративного правового государства. При этом на практике и демократия, и федерализм, и правовое государство - как политико-правовые концепты и как реальные феномены - находятся в постоянном развитии, результаты которого требуют теоретического осмысления, соотнесения с конституционным замыслом.
Вопрос практической реализации конституционных моделей - классический сюжет о соотношении юридической и фактической конституции - в условиях масштабных социальных перемен приобретает особую глубину и актуальность.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с проблемами реализации Конституции РФ.
Предметом работы являются нормы Конституции, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью данной работы является анализ проблем реализации Конституции РФ.
В рамках данной работы не представляется возможным рассмотреть все проблемы реализации Конституции РФ. Рассмотрим некоторые актуальны вопросы. Задачами работы ставится:
• Выявить проблемные аспекты реализации права на тайну телефонных переговоров и иных сообщений;
• Исследовать проблемы осуществления прав граждан, выбравших альтернативную службу;
• Проанализировать проблемы реализации конституционного права на образования;
• Рассмотреть проблемы реализации конституционного права собираться мирно.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Проблемные аспекты реализации права на тайну телефонных переговоров и осуществления прав граждан, выбравших альтернативную службу
1.1. Проблемные аспекты реализации права на тайну телефонных переговоров и иных сообщений
Актуальность рассмотрения данного вопроса обусловлена недавним изменением законодательства. А именно - новелле, предусмотренной Федеральным законом от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», на организатора распространения информации в сети Интернет возлагается следующая обязанность: текстовые сообщения пользователей сети Интернет, голосовую информацию, изображения, звуки, видео- или иные электронные сообщения пользователей сети Интернет хранить до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством РФ.
Мы живем во время, когда во всем мире стремительно растет объем собираемых данных. Огромный массив данных собирается государственными органами, и, кроме того, частные лица и корпорации, в том числе социальные сети, накапливают множество данных.
Пункт 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» N 152-ФЗ (далее - ФЗ-152) определяет его базовое понятие «персональные данные» максимально широко: 1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
Очевидно, что к «любой информации, относящейся к физическому лицу», относится и «информация о частной жизни» из ч. 1 ст. 24 Конституции. Формально это подтверждается и целью Закона, декларируемой его ст. 2: «обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».
Наиболее важное и чувствительное регулирование ФЗ-152 сосредоточено в ч. 1 его ст. 6, устанавливающей случаи, при которых возможна «обработка персональных данных» без согласия их субъекта. Нет сомнения в необходимости подобной регламентации, вызванной публичным интересом.
Но тем самым Закон допускает и «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия».
Для устранения нарушения непреодолимого конституционного запрета ч. 1 ст. 24 Основного Закона, признаки которого налицо, требуется изменить закон таким образом, чтобы явным образом разделить понятия «персональные данные» и «информация о частной жизни».
Сложность определения понятия «информация о частной жизни» для целей ее формального вывода его за рамки понятия «персональные данные» вытекает из неопределенности исходного понятия «частная жизнь». Оно является многоплановым и субъективным, тесно связанным с внутренним миром человека, с его личностными особенностями, многими сторонами соприкасается с понятием «социальная жизнь».
«Информация о частной жизни» тесно связана с «личной и семейной тайной». Последняя в ч. 1 ст. 23 Основного Закона формально выглядит одним понятием (единственное число с точки зрения грамматики), но очевидно, что это все-таки две тайны. Сейчас федеральными законами регулируются такие их составляющие, как «врачебная тайна», «тайна усыновления» - и понятие «информация о частной жизни» потребуется отделять и от них тоже.
Для устранения признаков несоответствия ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» N 152-ФЗ запрету ч. 1 ст. 24 Конституции РФ следует определить в этом законе конституционное понятие «информация о частной жизни» таким образом, чтобы отделить его от понятия «персональные данные».
В данное время достаточно актуален вопрос защиты тайны сообщений в социальных сетях и вообще в сети Интеренет. Право на частную жизнь означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. В условиях электронного накопления и обработки информации в последнее время одной из острых стала проблема сохранения персональных данных, в том числе о частной жизни личности. В связи с этим неразрывна связь права на информацию с конституционным правом каждого на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиты своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции России), а также правом на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23 Конституции России). Это доказывает природу права человека на информацию прежде всего как естественного, неотчуждаемого права, которое должно принадлежать ему от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции России).
Пользователи социальных сетей и сервисов Интернета оставляют о себе множество информации. Удобство пользования теми или иными сервисами должно сопровождаться сохранением персональных данных. Решение этой задачи является сложным. Данный круг отношений регулируется Федеральным законом «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ.
Интернет-простор открыл не только новые возможности, но и создал новые проблемы. В частности, в контексте сохранения тайны переписки в Интернете проблема связана с таргетированной рекламой
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные правовые акты:
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Федеральный закон от 06.07.2016 N 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // Собрание законодательства РФ, 11.07.2016, N 28, ст. 4558.
4. Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. 10 февраля 2017 г.
5. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Собрание законодательства РФ, 07.05.2012, N 19, ст. 2336,
6. Постановление Правительства РФ от 28.05.2004 N 256 «Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы» // Собрание законодательства РФ, 07.06.2004, N 23, ст. 2309.
7. Приказ Минобрнауки России от 20.07.2016 N 884 «О значениях базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере образования и науки, молодежной политики, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан и значений отраслевых корректирующих коэффициентов к ним» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
8. Приказ Минобрнауки России от 30.10.2015 N 1272 «О Методике определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки)». Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2015 N 39898. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
9. Приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 N 321 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры)» // СПС «КонсультантПлюс»
10. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 943 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 01.03.01 Математика (уровень бакалавриата)». Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33774 // Российская газета, N 15, 28.01.2015.
Материалы судебной практики:
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июня 2019 г. N 24-П по делу о проверке конституционности положений пункта 5 части 4 статьи 5 и пункта 6 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина В.А. Тетерина // СПС «КонсультантПлюс».
12. Постановления Конституционного Суда РФ от 18 мая 2012 г. N 12-П, от 14 февраля 2013 г. N 4-П, от 10 февраля 2017 г. N 2-П, от 17 марта 2017 г. N 8-П, от 18 июня 2019 г. N 24-П // СПС «КонсультантПлюс». Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 8 августа 2016 г. по делу N 33А-4227/2016 // https://sudact.ru.
13. Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 21 февраля 2018 г. по делу N 33а-1100/2018 // https://sudact.ru.
14. Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 11 апреля 2018 г. по делу N 33а-4819/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Решение Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 8 ноября 2016 г. по делу об административном правонарушении N 12-699/16 // https://sudact.ru.
16. Решение Грибановского районного суда Воронежской области от 13 июля 2016 г. по делу N 2А-496/2016. // https://sudact.ru.
17. Решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 11 июня 2015 г. по делу N 2-5934/2015 // https://sudact.ru.
18. Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 14 июня 2018 г. по делу N 2А-285/2018 // https://sudact.ru.
19. Решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 7 декабря 2017 г. по делу N 2а-9795/2017. // https://sudact.ru.
20. Решение Норильского городского суда Красноярского края от 12 декабря 2017 г. по делу N 2а-3257/2017. // https://sudact.ru.
Научная и учебная литература:
21. Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ см.: Колмаков С.Ю. Свобода собраний в практике Конституционного Суда Российской Федерации // Вестник РУДН: Юридические науки. 2018. Т. 22. N 2. С. 215 – 248.
22. Аронова С.А. Управление финансовым обеспечением как гарантия конституционного права на образование // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 9. С. 63.
23. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина. 3-е изд., пересмотр. М., 2013. С. 291.
24. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания / Сост. Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг. 3-е изд. М., 2016. С. 198.
25. Конституционное право: Учеб. для бакалавров / Отв. ред. В.И. Фадеев. М., 2016. С. 238.
26. Саленко А.В. Конституционно-правовая эволюция свободы мирных собраний в постановлениях Конституционного Суда РФ в 1993 - 2018 годах // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Т. 5. N 2. С. 113 - 136.
27. Соколов Я.О. Обжалование неправомерных отказов в замене военной службы альтернативной гражданской // Гражданин и право. 2017. N 4. С. 66 - 74.
28. Терещенко Л.К. Государственный контроль в сфере защиты персональных данных // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. N 4. С. 142 - 161.
29. Чиркин В.Е. Конституционное право: Учеб. для бакалавриата. М., 2015. С. 129.
30. Черепанов В.А. Конституционное право: Учеб. для бакалавров. М., 2016. С. 55.
Интеренет-ресурсы:
31. В Новосибирске полиция выдворила из военкомата активистов вместе с призывниками. URL: http://www.army-hr.ru/article/14249.html. Дата оббращения 20.11.2020.
32. Европа ограничит таргетированную рекламу в Интернете // https://cznews.info/economic/20170618/evropa-ogranichit-targetirovannuyu-reklamu-v-internete.php. Дата обращения 21.12.2020.
33. Левчик В.А. Непреодолимые конституционные запреты // СПС КонсультантПлюс. 2019.
34. Моруз Е. Таджикские гастарбайтеры намерены устроить 100-тысячный митинг в Москве // Metronews.ru. 2014. 20 авг. URL: https://www.metronews.ru/novosti/moscow/reviews/tadzhikskie-gastarbaytery-namereny-ustroit-100-tysyachnyy-miting-v-moskve-1152039/ (дата обращения: 21.12.2020).
35. Российский суд штрафует Google за «чтение личной переписки» в Gmail // https://ru.globalvoices.org/2015/09/19/42660/.
36. Суд признал незаконным привлечение призывника к ответственности за неявку по повестке. URL: https://soldiersmothers.ru/news/sud-priznal-nezakonnym-privlechenie-prizyvnika. Дата обращения 21.12.2020.
37. Google отучит роботов читать почту пользователей, раньше это делалось для таргетирования рекламы // https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/06/25/695884-google-otuchit-robotov. Дата обращения 21.12.2020.