Фрагмент для ознакомления
2
Любую организацию, компанию можно классифицировать как открытую систему, которая объединяет интересы работников, членов их семей, потребителей и поставщиков продукции, общественных лидеров, надзирающих органов власти. Таким образом, каждый руководитель должен сформировать благоприятную внешнюю и внутреннюю жизнь компании.
Перед началом производственного процесса руководитель, директор формирует свою модель управления, начиная с постановки целей, задач, форм деятельности, которые имеют ресурсы и возможности, преодолевая возможные трудности, риски и определяет пути их преодоления.
Все это формируется в виде управленческого решения, которое направляет, организует и стимулирует трудовую деятельность коллектива. В современном мире каждое решение, реализованное в компании, так или иначе, оказывает влияние и на другие компании.
Эффективный руководитель — это человек, который одновременно с обладанием формального статуса, является лидером, примером для своих подчиненных, который эффективно управляет своими подчиненными, и достигает поставленных целей, используя поставленные задачи, используя свою власть в компании. [2]
Власть - способ влияния на сотрудников на их поведение. Для эффективного руководства существует 6 основных видов власти, которые необходимо сочетать в управлении
- власть вознаграждения, при этом виде власти руководитель может поощрять своих сотрудников как финансово, так и методом признания в коллективе. Здесь можно разделить два метода поощрения:
1. Формальный (обусловленные кадровым делопроизводством), когда поощрение оформляется на основании письменного представления, к ним относятся: благодарность, награждение ценными подарками, присвоение звания «Лучший сотрудник».
2. Неформальные, без письменного оформления, это публичная похвала, делегирование полномочий и много других поощрений:
власть наказания, руководитель имеет право наказывать сотрудников за несоблюдение должностных инструкций, за невыполнение своих обязанностей, это могут быть штрафы, понижение в должности, лишение премии и вплоть до увольнения;
информационная власть, руководитель имеет информацию и влияет за счет нее, определяя делиться ему ею с подчиненными или не делиться;
экспертная власть, руководитель обладает экспертными знаниями, и он влияет через веру подчиненных в свою компетентность;
эталонная власть, руководитель является эталоном, примером подчиненных, которых хотят походить на своего управляющего;
нормативная власть, подчиненные подчиняются руководителю, так как знают, что он имеет право отдавать приказ, где нормативными документами в организации является должностная инструкция. [4]
Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации, о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели. [7]
Любой руководитель должен понимать, что его умение генерировать видение будущего, формулировать цели, опираясь на это видение, минуя возможные риски, ведет к успешному результату работы. Поэтому в компании руководитель должен уметь анализировать информацию, принимать объективные решения на основе анализа информации, прогнозировать появления препятствий в будущем и принимать меры для их предотвращения.
Руководитель – это лидер, и это его главное качество, которым он должен обладать. Лидерство – это умение руководителя вдохновить своих подчиненных и направить их на достижение поставленной цели.
Не маловажным качеством, которым должен обладать руководитель компании — это технологичность управления — это умение руководителя применять технологии и инструменты менеджмента для организации работы своего подразделения. Тем самым руководитель определяет приоритеты для достижения поставленных целей, предоставляя путь для достижения цели в виде бизнес-процесса. Оценивает уровень развития своих подчиненных, целенаправленно занимаясь их развитием. Систематически контролирует работу подразделения, оценивая качество работы, и регулярно дает обратную связь.
Для качественного управления рабочим процессом в организации существуют этапы постановки задач:
1. Сначала ставят задачи более опытным сотрудникам, давая все необходимые разъяснения
2. Ставить каждому подчиненному одновременно не более 2-3 задач. Большее количество задач снижает концентрацию внимания сотрудников и может привести к ошибкам в работе
3. Ставя перед подчиненными несколько задач, определить поочередность выполнения каждой из них, ориентируясь на важность и срочность задач. [7]
На ежедневной основе руководитель распределяет нагрузку между подчиненными, исходя из объема, важности и срочности, соотношения текущих и приоритетных для магазина задач. [15]
Помимо расстановки задач, необходим контроль подчиненных, это одно из важных звеньев в руководстве. Контроль подчиненных — это своего рода сбор информации о качестве работы сотрудников. Существуют два вида контроля: общий контроль, контроль выполнения задач.
При осуществлении общего контроля необходимо отмечать:
1. Каково общее физическое и эмоциональное состояние сотрудников
2. Как сотрудники относятся и реагируют на различные события
3. Как сотрудники взаимодействуют друг с другом.
Руководитель, конечно же принимает решения, несет ответственность за свои действия, но это все в пределах своего магазина. В компании ГУП «Прогресс» принятие основных стратегических решений ложится на плечи генерального директора и совета директоров. Управление в организации осуществляется директорами департаментов и отделов головном офисе. Директор филиала вправе принимать решения только с согласования с центральным офисом. [7]
Подводя итоги, можно сказать, что принятие решений это и есть од¬но из основных составляющих любого управленческого процесса.
1.2. Методы и этапы принятия решений
Исследование показало, что управленческие решения — это процесс выбора цели и определения факторов, влияющих на их достижение. Управленческие решения классифицируются по определенным видам, если обладают каким-то единым признаком, который характерен для большого их количества.
Рассмотрим типологию управленческих решений.
Первая группа: управленческие решения классифицируются по степени разработки.
1. Запрограммированные – это те, которые принимаются как результат последовательных шагов по стандартной методике или четких правил, разработанных заранее.
2. Незапрограммированные будут требовать формирования новой процедуры, в которой руководителю необходимо будет принятие нового решения в нестандартных ситуациях.
Ко второй группе относятся решения по степени обоснования: [14]
1. Интуитивные, которые принимаются руководителем на основании представления, что они поступают правильно.
2. Логические будут вырабатываться на основании опыта, знаний руководителя.
3. Рациональные основываются на поведении объективного анализа проблемных ситуаций, используя научные методы и компьютерные технологии.
К третьей группе относятся решения по возможности их реализации: [17]
1. Допустимые решения, способны удовлетворять любым ограничениям и реализовываться на практике.
2. Недопустимые решения, не отвечают ряду ограничений.
Четвертая группа. Управленческие решения классифицируются по степени достижения конечной цели. Пятая группа. Управленческие решения выделяются также по признаку инновационности. Шестая группа. Управленческие решения классифицируются по масштабу изменений, которые вносятся в организацию. Седьмая группа. Управленческие решения классифицируются по времени своего действия. Восьмая группа. Управленческие решения можно подразделить в соответствии со сферой деятельности компании. Так, выделяют следующие: производственные; маркетинговые; финансовые. Поэтому качество управленческих решений будет зависеть от правильно подобранного его типа. [8]
Методы принятия решений обычно можно отнести к одному из трех типов: к классической, административной или политической модели. Модели принятия решений (см. таблица 1). Приложение 1.
Таким образом, выбор модели зависит от личных предпочтений менеджеров, от того, запрограммированным или незапрограммированным является принимаемое решение, а также от степени риска, недостоверности или неопределенности. [9]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 6-ФКЗ, от 30.12.2008 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2017. – 7.
Учебная литература
2. Аксенова К.А. Управление предприятием: Конспект лекций – М: Приор-издат, 2017. – 378 с.
3. Бабанова С.Э. Этапы принятия управленческих решений. Сборник научных статей. – М., 2018. - С. 15-20
4. Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкин В.А. Управленческие решения. – М.: Форум, 2017. – 352 с.
5. Бусов В.И. Управленческие решения. – М.: Юрайт, 2018. – 410 с.
6. Виханский. О. С. Менеджмент. Учебное пособие 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2017. - 528 с.
7. Губанов С. Система организации и поощрения труда: Методические разработки. М.: Экзамен, 2012. - 722 с.
8. Глебова К.А., Афанасьева К.О., Самсонова М.В. Методы принятия управленческих решений и контроля их исполнения. Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2018. - С. 211-214
9. Голубков Е. П. Маркетинг. Выбор лучшего решения. – М.: Экономика, 2017. – 266 с.
10. Доусон Р. Уверенно принимать решения. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 478 с.
11. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. — М.: Дело, 2018. – 450 с.
12. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. Н. Новгород.: НИМБ, 2011. - 541с.
13. Журавлева М.М. Управленческие решения: конспект лекций. – Иркутск: ИГТУ, 2017. – 256 с.
14. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное Пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 445 с.
15. Ивасенко А.Г. Разработка управленческих решений. – М.: КноРус, 2017. – 369 с.
16. Истомин Е.П. Управленческие решения: учебник. – СПб: Андреевский издательский дом, 2018. – 220 с.
17. Игнатьева А.В, Максимцов М.М. Исследование систем управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 157 с.
18. Кузнецова Н.В. Методы принятия управленческих решений. – М.: Инфра-М, 2018. – 274 с.
19. Карпов А.В. Процессы принятия решений в структуре управленческой, деятельности // Психологический журнал. – 2018. – 1. – 63-77 с.
20. Кхол Йозеф. Эффективность управленческих решений. – М.:ИНФРА, 2016. – 226 с
21. Кузьмина Т.И. Управленческие решения: учебное пособие. - М.: МГОУ, 2011.-352
22. Лазарев В.Н. Управленческие решения: текст лекций. — Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 336
23. Ларионов О.И. Теория и методы принятия решений. – М.: Феникс, 2017. – 378 с.
24. Лифшиц А.С. Управленческие решения. – М.: КноРус, 2018. – 364 с.
25. Логинов В.Н. Управленческие решения. – М.: Альфа-Пресс, 2011. – 258 с.
26. Пирогова Е.В. Управленческие решения. Учебное пособие — Ульяновск: 2010. – 310 с.
27. Пужаев А.В. Управленческие решения. – М.: КноРус, 2019. – 398 с.
28. Фасхиев Х.А., Крахмалева А.В. Метод оценки управленческих решений. В сборнике: Управление экономикой: методы, модели, технологии материалы XV Международной научной конференции. - 2018. - С. 175-180
29. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. - М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел -Синтез», 2017. - 272 с.
30. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. – М.: Инфра-М, 2018. – 440 с.
31. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник — М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2017. – 360 с.
32. Цыгичко В.Н. Руководителю — о принятии решений. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2018. – 450 с.
33. Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ., Под ред. И.И.Елисеевой. — М.: Банки и биржи, 2016. – 221 с.
34. Экономика и бизнес / Под ред. В.Д.Камаева — М.: Изд-во МГТУ, 2017. – 361 с.
35. Юкаева В. С. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2017. – 379 с.
36. Модели и методы принятия решений [Электронный ресурс]. URL: http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Social-Sciences/Economics/9741/9742 (дата обращения: 26.01.2017)
37. Природа процесса принятия решений [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-43/112.htm(дата обращения: 26.01.2017)
38. Прогнозирование управленческих решений. Цель, задачи, принципы и методы прогнозирования [Электронный ресурс]. URL: http://mandeced.ru/voprosy-s-otvetami-po-upravlencheskim-resheniyam/110-prognozirovanie-upravlencheskix-reshenij-cel.html(дата обращения: 26.01.2017)
39. Технология принятия решений в менеджменте [Электронный ресурс]. URL:http://www.razlib.ru/delovaja_literatura/menedzhment_konspekt_lekcii/p8.php(дата обращения: 26.01.2017)