Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Для эффективного принятия решений необходимо, качественно, выполнять управленческую функцию. Чтобы повысить эффективности принятия управленческих решений необходимо уделить внимание руководству предприятия. В сложных ситуациях руководители должны пользоваться действующими моделями и количественными методами, а не пользоваться только лишь интуицией. Ведь принятие решений - это центр науки управления.
В современных реалиях менеджмент управления малым предприятием действует в условиях рыночной экономики. Он создает условия для успешной деятельности предприятия, которые необходимы для функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Происходит создание систем управления, которые ориентированы, непосредственно, на: само малое предприятие; индивидуальных потребителей; использование новых технологий, подходящих к данной деятельности; заинтересованность работников в конечном результате. Планирование - это основа для принятия решений. Оно способствует снижению риска при принятии управленческих решений.
Экономика постоянно подталкивает малые предприятия искать такие формы и модели планирования, которые смогли бы быть максимально эффективными как в настоящий момент, так и в будущем.
В этой связи рассматриваемая тема является актуальной.
Успех стратегии компании заключается во взаимно сбалансированной теории и практики экономической политики со стратегическими целями, что установлены компанией. Организация процесса отбора требует точной технологии, которая обеспечивает изучение окружающей среды, разработки, принятия и реализации стратегии. Основной задачей любой компании является сохранение, развитие и укрепление позиций собственных предприятий в сложных рыночных и политических условиях и повышения их потенциала. Именно поэтому разработка стратегии наиболее оптимальный вариант.
Объект исследования – ОАО «КПС».
Предмет исследования – стратегия развития ОАО «КПС».
Цель работы – рассмотреть разработку стратегии развития предприятия.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие и сущность стратегического планирования;
изучить процесс предприятия стратегического планирования на предприятиях;
определить особенности организации стратегического планирования на предприятиях;
рассмотреть стратегическую характеристику деятельности предприятия;
изучить стратегические цели предприятия;
охарактеризовать стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия;
изучить формирование стратегических альтернатив предприятия;
выявить разработку мероприятий по реализации стратегии предприятия;
дать оценку эффективности и контроля за реализацией стратегии предприятия.
Теоретическим и методологическим аспектам стратегического управления посвящено немало исследований. Огромный вклад в становление и развитие стратегического менеджмента внесли И. Ансофф, М. Портер, А. Томпсон, О. Виханский, Р. Фатхутдинов и другие. Вместе с тем теория и методология стратегического управления изучается все больше и больше в силу своей актуальности на современном этапе.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Понятие и сущность стратегического планирования
В настоящее время имеется множество трактовок к понятию «стратегия». Данное понятие применяется в разнообразных сферах, включая экономическую, маркетинговую, финансовую, инновационную и пр. В таблице 1 представлены подходы к трактовке «стратегия».
Таблица 1 - Подходы к понятию «стратегия»
Автор Определение
А. Чандлер [25, с. 33] Стратегия – установка ключевых и перспективных целей и компании, тактических действий и распределение ресурсов, важных для реализации целевых установок.
Г. Минцберг [20, с. 12] Стратегия - сочетание 5Р, включающая план, прием как тактический ход, поведенческую модель, позицию по отношению к другим, перспективу.
Л.Е. Басовский [9, с. 54] Стратегия – главный ориентир действий и функционирования компании.
А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд [14, с. 71] Стратегия - определение пути развития, рынка, способов конкуренции и ведения бизнеса.
М.Х. Мескон, М.Альберт и Ф.Хедоури [11, с. 28] Стратегия – детализированный и всесторонний план, который предназначен для обеспечения реализации миссии предприятия и достижение её целей.
И. Н. Герчикова [16, с. 10] Стратегия - рассчитанная система мер, которая обеспечивает достижение определенных целей.
О.С. Виханский, А.И.Наумов [11, с. 39] Стратегия — долгосрочное направление развития предприятия, которое затрагивает сферы, средства и формы ее деятельности, взаимоотношения в
предприятия.
Итак, исходя из представленных выше трактовок понятия «стратегия» можно выделить следующие группы взглядов:
- стратегия является более развернутым и всесторонним планом действий фирмы (подходы Д.Б. Куинна, М.Х. Мескон, М.Альберта, Ф. Хедоури);
- стратегия служит выбором конкретного направления развития компании, способов конкуренции, позиций в окружающей среде (А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд, О.С. Виханский);
- стратегия является рассчитанной на долгосрочную перспективу системой мероприятий, которая обеспечивает достижение миссии компании, иных целей и задач (А. Чандлер, Л.Е. Басовский, И.Н. Герчикова).
Итак, обобщив выше изложенное, можно дать следующее определение: стратегия – детализированный, всесторонний и комплексный план, ориентированный на реализацию миссии и достижение перспективных целей компании, демонстрирующий более общее направление развития предприятия, способы реализации конкурентных преимуществ и позиции в окружающей среде.
Для организаций стратегия — это [8, с. 318]:
- комплекс мер, определяющих приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели предприятия;
- концепция бизнеса, которая дополнена действиями, приводящими эту концепцию к реализации конкурентных преимуществ;
- целевой ориентир долгосрочного плана действий, направленный на то, чтобы достичь качественно новые цели, связанные с коренным изменением имеющегося объекта.
Стратегии ориентированы на развитие и использование возможностей предприятия и представляют собой реакцию на перемены внешней среды.
Более распространены в практической деятельности, широко освещены базисные или эталонные стратегии (таблица 2) [6, с. 221].
Данные стратегии выражают различные подходы к росту фирмы и имеют тесную связь с изменением состояния таких компонентов, как: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы, технологии. Каждый элемент может принимать существующее состояние или же новое состояние.
Таблица 2 - Эталонные (базисные) стратегии
Стратегии концентрированного роста стратегия усиления позиции на рынке
развития рынка
развития продукта
Стратегии интегрированного роста обратной вертикальной интеграции
стратегия вперед идущей вертикальной интеграции
Стратегии диверсифицированного роста стратегия центрированной диверсификации
стратегия горизонтальной диверсификации
стратегия конгломеративной диверсификации
Стратегии сокращения стратегия ликвидации
стратегия сокращения
стратегия сокращения расходов
Стратегии концентрированного роста связаны с новациями, в частности, введение новой продукции/товаров/услуг. К таким типам стратегий относятся [2, с. 76]:
- стратегия усиления позиции на рынке. При таком типе стратегии фирма делает все, чтобы таким товаром можно было завоевать наилучшие конкурентные позиции;
- стратегия развития рынка (поиск новейших рынков для производимого продукта);
- стратегия развития продукта (решение задачи роста путем производства новейшего товара).
Стратегии бизнеса предполагают расширение компании посредством включения каких-либо новых структур. Данные стратегии являются стратегиями интегрированного роста. Так, Л.П. Левницкая определила следующие типы стратегий интегрированного роста [25, с. 91]:
- стратегия обратной вертикальной интеграции. Такая стратегия направлена на улучшение состояния предприятия, его рост посредством усиления контроля над поставщиками, путем формирования дочерних структур, производящих снабжение;
- стратегия вперед идущей вертикальной интеграции выражается в росте фирмы путем приобретения или усиления контроля над структурами, которые находятся между фирмой и конечными потребителем.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алешина Е.А. Стратегия развития организаций [Текст] / Е.А. Алешина, Е.Г. Кирьянова, Д.А. Ситникова, Б. Сайфидинов // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 50-4. - С. 11-13.
2. Андрианова И.Д. Обзор подходов к стратегическому планированию [Текст] / И.Д. Андрианова // В сборнике: Человек, общество и культура в XXI веке Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. - 2017. - С. 76-81.
3. Воронин Н.В. Процесс разработки стратегии развития организации [Текст] / Н. В. Воронин // Вестник науки и образования.- 2019. - № 12-2 (66). - С. 14-17.
4. Германчук А.Н. Миссия предприятия как основа планирования [Текст] / А.Н. Германчук, Ю.А. Кулькова// Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. - 2017. - Т. 3. - № 1 (2). - С. 241-243.
5. Горьков М. В. Формирование стратегии развития организаций [Текст] / М.В. Горьков // Молодой ученый. – 2019. – №20. – С. 209-211.
6. Дюйзен Е.Ю. Формирование стратегических альтернатив организации и выбор стратегии [Текст] / Е.Ю. Дюйзен // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 221-225.
7. Долбнина Л.В. Процесс выбора, разработки и реализации стратегий развития организаций [Текст] / Л.В. Долбина, О.А. Морозова // Сфера услуг: инновации и качество. - 2016. - № 21. - С. 9.
8. Долганова А.Г. Сбалансированная система показателей и формирование стратегии устойчивого развития организации [Текст] / А. Г. Долганова // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 10 (27). - С. 318-320.
9. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] / Портер М.Е., - 6-е изд. - М.:АльпинаПабл., 2016. - 453 с.
10. Копылов Т.А. Разработка стратегии развития предприятия [Текст] / Т.А. Копылов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - №6. – С.70-71.
11. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления 080100 [Текст] / Б.Т. Кузнецов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.– 623 с.
12. Маковеев Н.Е. Теоретические аспекты стратегии развития организации [Текст] / Н.Е. Маковеев // Социальное и экономическое развитие АТР: опыт, проблемы, перспективы. 2018. № 1. С. 86-93.
13. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: справоч. пособие [Текст] / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 320 с
14. Нигматуллин Р.Р. Порядок разработки и реализации стратегии развития организации [Текст] / Р.Р. Нигматуллин // Евразийский союз ученых. - 2016. - № 2-3 (23). - С. 71-74.
15. ОАО «КПС» города Красноярск [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rusprofile.ru/id/11284450 (дата обращения: 29.12.2020)
16. Панов А.И. Стратегический менеджмент: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению (080100) «Экономика и управление» [Текст] / А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А Панов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.– 303 с.
17. Примшиц В.В. Типовые проблемы выбора стратегической альтернативы [Текст] / В.В. Примшиц // В сборнике: Наука в современном информационном обществе Материалы Х международной научно-практической конференции: в 3-х томах. Научно-издательский центр «Академический». - 2016. - С. 129-131.
18. Прядко С.Н. SWOT и PEST-анализ как инструмент принятия грамотных управленческих решений [Текст] / С.Н. Прядко, М.С. Курилова // Экономика и социум. - 2017. - № 1-2 (32). - С. 408-411.
19. Решетникова И.И. Инновации – эффективная стратегия развития организации на долгосрочную перспективу [Текст] / И.И. Решетникова // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2018. № 10 (220). С. 49-51.
20. Родионова В.Н. Стратегический менеджмент : учеб.пособие [Текст] / В.Н. Родионова. – 3-е изд., испр. и перераб. – М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. – 106 с.
21. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы: Справочное пособие [Текст] / Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н., - 3-е изд. - М.:АльпинаПаблишер, 2016. - 132 с.
22. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: монография [Текст] / В.А. Агафонов. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 276 с.
23. Стратегический менеджмент: учебник [Текст] / А.П. Егоршин, И.В. Гуськова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 290 с.
24. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов [Текст] / Фомичев А.Н. - М.:Дашков и К, 2018. - 468 с.
25. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии : учебник для вузов [Текст] / А.А.Томпсон, Дж. А. Стрикленд ; пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – Москва : Банки и биржи ; ЮНИТИ, 2017. - 576 с.
26. Томпсон А.А., Стрикленд, А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов [Текст] / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 576 с.
27. Шудрик Е.Н. Анализ эффективности стратегии развития организации [Текст] / Е.Н. Шудрик // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - № 6-1. - С. 233-238.