Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важно чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, мог видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы. И здесь на помощь может прийти география, ведь это - единственный естественнонаучный предмет, в сферу рассмотрения которого входят и естественные (природа), и общественные (население, хозяйство, социальные вопросы) объекты и явления.
Необходимость формирования географических представлений уже в дошкольном возрасте вызвана и темпами развития современных детей - объем информации, вызывающей интерес, очень возрос, дети, начиная с младшего возраста, готовы к восприятию знаний об окружающем их мире. Особое значение в изучении географии дошкольником имеет природа его Родного края. Сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлениям и объектам можно только на примерах, которые они наблюдают повседневно, то есть дети могут полюбить и научиться беречь лишь то, что их непосредственно окружает[5]. Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности. Цель работы состоит в том, чтобы описать основные практические и теоретические моменты по ознакомлению детей-дошкольников с природой.
Объект исследования - воспитание дошкольников средствами природы.
Предмет исследования – формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
Задачи исследования:
1) проанализировать психологические характеристики дошкольного возраста для ознакомления детей с природой.
2) Раскрыть значение природы в умственном, физическом, эстетическом и трудовом воспитании дошкольников.
3) Проанализировать основные наиболее эффективные методы и формы работы по ознакомлению детей-дошкольников с природой.
Работа состоит из введения, двух глав , заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретическое содержание ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
1.1.Общая характеристика дошкольного возраста и его возможностей для обучения и воспитания.
Дошкольный возраст - наиболее серьезный этап в воспитании, он считается возрастом начального развития личности малыша. В это время в общении малыша со сверстниками появляются достаточно трудные отношения, важным образом действующие на становление его личности. В дошкольном возрасте жизнь ребенка уже, как правило, неразрывно связана с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем интереснее для него становится общение с другими людьми, в частности со сверстниками.
Дошкольный возраст - очень значительный этап становления личности человека. Его жизнь обосновано общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества. Которой определяет задачи и способности развития ребенка такого возраста. Дошкольный возраст владеет самостоятельной ценностью, который находится за пределами зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения. Дошкольный этап в развитии личности ребенка характеризуется формированием коллективизма, гуманного отношения к другим детям. В случае если почва для этого не будет сформирована в дошкольном возрасте, то могут возникнуть серьезные проблемы в дальнейшем его развитии. [1]
В данном возрасте растет познавательная энергичность: развиваются восприятие, приятное мышление, закладываются задатки закономерного мышления. Подъему познавательных процессов содействует развитие смысловой памяти, случайного интереса. Растет роль речи как в изучении ребенком находящегося вокруг мира, например и в развитии общения и различных видах работы. Почвой знания в данном возрасте становится чувственное знание – восприятие и мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, находятся в зависимости его познавательные способности, последующее становление работы, речи и более больших, закономерных форм мышления.
У ребят 4-го года жизни появляются представления о предметах и явлениях природы, с которыми они каждый день сталкиваются в жизни, подводят их к установлению связей, которые дети могут постичь в процессе предметно-чувственной работы на занятиях, в играх и отобразить их в форме определенных представлений. Ребят учат следить, выделять отдельные признаки растений, животных, предопределять их, воспользовавшись сенсорными образцами (цвет, конфигурация, величина), ассоциировать объекты и объединять их по наружным признакам. В процессе усвоения знаний у них образуются высочайшие формы познавательной работы: от наглядно-образного значения знания в 3 года дети к 4 годам готовы подойти к установлению причинно-следственных отношений. К 5 годам у ребят складывается высочайшая конфигурация наглядно-образного мышления. Они имеют все шансы усваивать обобщенные познания, что содействует появлению у них представлений, отображающих закономерности, происходящие в природе. Их учат выделять свойственные особенности строения растений и животных. [2]
1.2.Теоретические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с понятиями «природа» и «география».
Самоценность дошкольного возраста очень значима. 1-ые 7 лет в жизни ребенка - это этап его буйного подъема и усиленного становления, этап нескончаемого улучшения телесных и психологических особенностей, начало развития личности. Достижением первых 7 лет считается развитие самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает воспринимать свое место в кругу ближайших людей, осмысленно ориентироваться в находящемся вокруг предметно-природном мире, вычленять его значения. Все выдающиеся мыслители и преподаватели прошлых лет, которые занимались изучением особенностей дошкольного возраста, присваивали большой смысл природе как средству воспитания: Я. А. Коменский лицезрел в природе ключ познаний, средство для становления ума, эмоций и воли. Ситуация приобщения ребёнка к природе рассматривается в трудах выдающихся воспитателей и мыслителей, таких как Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребеля, П.Кергомар, М. Монтессори, О.Декроли, С. Френе.
Слово «география» по-гречески значит «записи о Земле». Это урок о людях и всевозможных пространствах на Земле, а еще об отношениях между людьми и той территорией, где они живут. Территория и ее жители каждый день меняются, вследствие этого география ведает и о том, как происходят эти конфигурации. Географию можно поделить на 2 части: физиологическую географию - науку о Земле и ее ландшафте, и материальную географию - науку о людях и о том, как они живут. Обе эти науки, которые в собственную очередь разделяются на различные направленности, образуют большущий раздел человечных познаний. География говорит о том, как происходит развитие окружающего мира человека. Она разъясняет и то, как на Землю идет энергия от Солнца, давая жизнь животным и растениям. Географы исследуют погодные и климатические условия. Они ведут записи, прогнозируют погоду и смотрят за тем, как климат воздействует на жизнь людей, животных и растений. Для жизни на Земле важна вода. Она считается составной частью находящегося вокруг нас воздуха и покрывает огромную часть Земли. Океаны делают форму скал на берегах, а речки, размывая породы, образуют черты земной плоскости. Исследование океанов и природных ландшафтов может помочь людям изучить эволюцию Земли, что с ней имеет возможность, случится в будущем и как людям пользоваться находящимися вокруг него ресурсами, не причиняя при этом вред природе.[3]
Географы изучают людей, живущих во всем мире, тип их жизни, их однообразия и различия. География рассказывает о местах, где живут люди, и почему они живут именно там. Она исследует развитие человечных