Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Достижение оптимального уровня физического здоровья и физического развития детей дошкольного возраста служит критерием эффективности организации воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
Одним из главных направлений воспитательной работы с дошкольниками является нравственное воспитание, которое осуществляется в процессе игровой деятельности. Каждая подвижная игра в большей или меньшей степени влияет на воспитание моральных качеств ребенка. Во время игры у ее участников формируются навыки поведения согласно цели коллективных игр, а эмоции, которые возникают при этом, в зависимости от того, положительные они или отрицательные, вызывают желание вести себя так, а не иначе. Итак, в процессе игровой деятельности у детей воспитываются определенные нормы морального поведения.
Главный феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, она перерастает в обучение, в творчество и в модель человеческих отношений. Средством игровой формы занятий является учебный материал, а элемент соревнования превращает дидактическое задание в игровое. Современное общество все больше требует реформирования всего, включая образование и применение новых методов и технологий, подходов к обучению. Особую позицию занимают проблемы внедрения инновационных подходов в воспитательный процесс. Одним из таких подходов является именно игра.
Игра является одним из наиболее интересных видов человеческой деятельности, ведущей деятельностью ребенка, средством его всестороннего развития, важным методом воспитания. Ее назвали «спутником детства», хотя в жизни играют не только дети, и взрослые.
Детская игра - это деятельность, направленная на ориентирование в предметной и социальной деятельности, в которой ребенок отражает впечатления от их познания.
Игра как деятельность присуща, прежде всего, молодому организму, что обусловлено потребностью ребенка в выявлении активности. Поэтому игра в детском возрасте является нормой. Игра является не только фактором настроения, эмоций ребенка, но и важным фактором развития функций мозга, сердечно-сосудистой, нервной систем его организма.
Подвижные игры являются одним из важных средств физического воспитания дошкольников, как и любая деятельность, осуществляется с определенной целью.
Выполняя ту или иную роль, ребенок погружается в мир фантазий, который дарит ему новые впечатления от воображаемой деятельности. И это увлекает ребенка, способствует удовлетворению его биологической естественной потребности в постоянной деятельности, в развитии психических функций (представление), в новых впечатлениях, в эмоциональном потенциале.
Вот почему дети любят быть тюленями, мышами, кроликами, волками, охотниками, космонавты и др. - это целостность образа, роли, а значит и сюжета.
Теоретическая и методологическая основа: исследования отечественных специалистов по психологии и педагогов по проблемам детской игры. По утверждению отечественных педагогов (Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского и др.), подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. Прогрессивные русские ученые - педагоги, гигиенисты, такие как П.Ф. Лесгафт, А.П. Усова, Н.В. Архипова, Т.М. Бондаренко, Т.М. Вавилова, С.А. Васильченко, Т.И. Осокина, Л.И. Пензулаева, М.А. Рунова, Э.Я. Степаненкова и многие другие, представили игру как деятельность, способствующую качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающую разностороннее влияние на формирование личности дошкольника.
Объект исследования: подвижные игры.
Предмет исследования: процесс развития ребенка дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение влияния подвижных игр на развитие ребенка.
Задачи исследования:
1. Определить возрастные особенности дошкольников;
2. Охарактеризовать подвижные игры в жизни дошкольника;
3. Проанализировать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости;
4. Рассмотреть содержание, методику организации и проведения подвижных игр в дошкольном учреждении.
Результаты исследования: результаты исследования сформированы исходя из поставленных задач.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем работы: 32 страницы печатного текста.
Список использованной литературы содержит 17 источников.
ГЛАВА 1. Возрастные особенности дошкольников
Дошкольное детство охватывает младший дошкольный возраст (4-й год), средний дошкольный возраст (5-й год), старший дошкольный возраст (6-й год) . На этом этапе складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, которая имеет большое значение в развитии дошкольника. Во время сюжетно-ролевой игры дети овладевают другие виды деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие, формируется готовность к обучению в школе.
Так, в сюжетно-ролевой игре возникает радость от того, что ребенок действует так, как требуют правила. В ней ребенок плачет как пациент, и радуется, как игрок. Это особая форма жизни ребенка в обществе. Сюжетно-ролевая игра является деятельностью, в которой дети исполняют роли взрослых, воспроизводя в игровых условиях их жизни, труде и отношения между ними. Через нее они удовлетворяют свои потребности в общении со взрослыми.
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием потребностей ребенка. Это потребность в общении, то есть совместной деятельности, в которой дети приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Наиболее ранней формой общения является сознательное подражание отдельным формам поведения взрослых и сверстников (усваивается социальный опыт, потребность во внешних впечатлениях (происходит развитие познавательных способностей), потребность в движениях (приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений) .
Ведущим средством общения дошкольника является язык. Дошкольники задают много вопросов: куда исчезает ночь, почему корова мычит... Такое сотрудничество ребенка с взрослым называется познавательным общением. Если ребенок не видит серьезного отношения к нему как к товарищу со стороны взрослых, то у него возникает негативизм и упрямство. Существует еще и личностная форма общения, которая характеризуется тем, что ребенок обсуждает с взрослыми поведение и поступки других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм.
В дошкольном детстве завершается процесс овладения языком, процесс фонематического развития; интенсивно увеличивается словарный состав языка: в 6 лет – 2,500-3000 слов.
Развивается грамматический состав речи. У ребенка происходит переход к конкретному языку (он может пересказать прочитанную сказку, описать картину). Хотя ситуативная речь полностью не исчезает, она сохраняется в разговорах на бытовые темы и в рассказах о событиях, имеющих яркую эмоциональную окраску.
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов. Это относится и к сенсорному развитию.
Сенсорное развитие – совершенствование ощущений, восприятия, наглядных представлений; усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношения предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир. У детей снижаются пороги ощущений, повышается острота зрения, развивается фонематический слух, возрастает точность оценок веса предметов. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и выделении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных качеств, свойств и соотношений предметов.
Сенсорные эталоны – выработанные человечеством представления об основных вариантах каждого вида свойств и отношений: цвета, формы, размеры предметов, их расположение в пространстве, высота звуков . Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра, которые формируются в деятельности. Ускорению сенсорного развития больше всего способствуют лепка, конструирование, рисование.
Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного к образному. Далее на основе образного развивается образно-схематическое, которое дает возможность устанавливать связи и соотношения между предметами и их свойствами.
Развитие мышления тесно связано с языком. У малого дошкольника речь сопровождается практическими действиями, но это не выполняет функции планирования.
В четыре года ребенок представляет ход практического действия, но не умеет о нем рассказать. У среднего дошкольника речь предшествует выполнению практического действия, помогает планировать его, образы остаются основой мыслительных действий. Только старший дошкольник способен решать практические задачи, планирует их словесными рассуждениями.
Ведущую роль в развитии памяти дошкольника играет узнавание, но все большее значение начинает приобретать воспроизведения. В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти (запоминание предметов и их изображения). Характерным для развития памяти является движение от образной к словесно-логической. Развивается произвольная память (человек ставит цель что-то запомнить).
Воображение ребенка начинает развиваться в конце 2-го в начале 3-го года жизни. Развития воспроизводственного и творческого воображения способствуют такие виды продуктивной деятельности, как конструирование, лепка, рисование.
Особенность образов, которые создают дети, заключается в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им надо внешняя опора в деятельности (в игре ребенок должен создавать образ человека, эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации). Большое значение в развитии творческого воображения имеет детское словообразование (дети сочиняют сказки, дразнилки).
Характерным является растущая деятельность воображения. В ходе развития она превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.
В дошкольном возрасте возникают такие особенности новообразования, как субподрядность мотивов, усвоение нравственных норм, формирование произвольного поведения.
Субподрядность мотивов заключается в том, что деятельность и поведение дошкольника не просто существуют рядом, а вступают между собой во взаимосвязь. Мотивы бывают личностными и общественно-значимыми .
Постепенно в процессе совместной деятельности у дошкольников формируются и общественно значимые мотивы, которые выражаются в форме желания сделать что-то полезное для других людей.
В дошкольном возрасте ребенок начинает руководствоваться в своем поведении нравственными нормами.
Связь эмоциональных реакций детей с оценочными эффектами взрослых приводит к появлению гордыни; постепенно формируется потребность гордиться определенными качествами, поддерживать положительную оценку взрослых и тем самым удовлетворять свою гордость. С осознанием социальных ценностей дети начинают гордиться своими трудовыми достижениями и профессиональными навыками. Чувство гордости, достоинства, стыда становятся мотивационными составляющими всех нравственных качеств.
Усвоение норм и правил ребенком, умение соотнести свои поступки с этими нормами, постепенно приводит к формированию первых проявлений произвольного поведения, то есть поведения, которое характеризуется позитивностью, стабильностью, соблюдением внешних действий внутренней установки. Ребенок ставит перед собой цели и находит средства для их достижения, у него есть возможность планировать свои действия и производить их анализ и самоконтроль.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богинич, О. Л. Физическое воспитание, основы здоровья и безопасности жизнедеятельности детей [Текст] / О. Л. Богинич, Н.В. Левинец, Л. В. Лохвицкая, Л. А. Сварковская. – М.: Генеза, 2013. – 128 с.
2. Вильчковский, Е. С. Теория и методика физического воспитания детей: учеб. пособие [Текст] / Э. С. Вильчковский, О. И. Курок. – М.: ВТД «Университетская книга», 2014. – 428 с.
3. Ефименко, М. Золотые формулы двигательного развития [Текст] / М. Ефименко // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 3. – С. 22–24.
4. Загородня, Л. П. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: учебное пособие [Текст] / Л. П.Загородня, Т С. А.итаренко, Г. П.Барсуковская. – М.: Университетская книга, 2011. – 272 с.
5. Иващенко, В. Г. Теория и методика физического воспитания: учебник [Текст] / В. Г. Иващенко, О. П. Бескопильный. – М.: Изд-во ЦНТЭИ, 2016. – 420 с.
6. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей школьного возраста [Текст] / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 2013. – 93 с.
7. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. Том 2. Методика физического воспитания различных групп населения [Текст] / Т.Ю. Круцевич. – М.: Олимпийская литература, 2013. – 391 с
8. Коротков, И.М. Подвижные игры в занятиях спортом [Текст]/ И.М. Корот ков. – М.: ФиС, 2011. – 190 с.
9. Пангелова, Н. Формирование оптимальной двигательной активности детей в процессе проведения физкультурных занятий в природной среде [Текст] / Н. Пангелова // Теория и методика физического воспитания и спорта. – 2018. – № 2– 3. – С. 144-145.
10. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка: Пер. с рус. языка [Текст] / М. О. Рунова. – М.: Просвещение, 2017. – 192 с.
11. Рунова, М. Характеристика модели оптимального двигательного режима [Текст] / М. Рунова // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 12. - С. 38-42.
12. Спиридонова, Л.Б. Физическая культура в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательной школе: [Текст] / Л.Б. Спиридонова. – Омск: 2018. – 157 с.
13. Усаков, В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников [Текст] / В.И. Усаков. – Красноярск, 2016. – С. 37-49.
14. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности [Текст] / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 223 с.
15. Фролов, В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке [Текст] / В.Г. Фролов. – М.: Просвещение, 2016. – 73 с.
16. Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. – Минск: Унiверсiтэцкае, 2013. – 127 с.
17. Юрко, Г.П. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста [Текст] / Г.П. Юрко. – М.: Граница, 2014. – 32 с.