Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Значительные перемены во всей структуре социальных взаимоотношений меняют прежние стереотипы таких сфер, как социальная защита населения и социальная работа, что обостряет взаимодействие с клиентами. Деятельность социального работника направлена на оказание помощи клиенту в принятии осуществляемых социальных перемен.
Одна из важнейших проблем профессионализма в социальной работе – это взаимодействия социального работника и клиента, а также, рост социальных аномалий, увеличение перечня трудных жизненных ситуаций, возрастание дезадаптированности различных категорий населения, которые не могут не вызывать изменения характера общения социальных работников и различных категорий клиентов. Суть общения и взаимодействия социального работника и клиента можно определить в процессе информационно-инструментального, прежде всего речевого, общения.
Социальное взаимодействие – это процесс воздействия социальных работников, клиентов, других граждан или семей различных типов, общин, социальных групп друг на друга в процессе реализации их социальных интересов и потребностей.
Технология взаимодействия социального работника и клиента призвана своевременно разрешать трудности клиента, преодолевать возникающие социальные противоречия с целью гармонизации общественных отношений, снижения социальной напряженности, коррекции личных или социальных проблем.
Характер взаимодействия, как правило, зависит от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей системы социальной защиты населения, социально-экономических возможностей государства и местного самоуправления.
Возросшее число конфликтов в центрах социального обслуживания является показателем неэффективного взаимодействия и обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Принимая во внимание особенность взаимодействия в сфере социального обслуживания, в котором конфликтность является устойчиво присутствующим фактором и показателем неэффективности деятельности центров социального обслуживания, можно сделать вывод об актуальности исследования.
Взаимодействие в системе «социальный работник - клиент» имеет определяющее значение для психологического климата семьи субъектов взаимодействия и окружающего их социума, что, безусловно, повышает уровень требований к культуре общения социальных работников. Вместе с тем, отсутствие навыков конструктивного, эффективного взаимодействия в среде социального обслуживания как компонента социокультурной среды доказывается тем фактом, что конфликты в системе «социальный работник - клиент» занимают ведущее место. В научной литературе мало внимания уделяется анализу деятельности центров социального обслуживания и практически не рассматривается их социокультурная составляющая. К числу недостаточно раскрытых проблем, возникающих в центрах социального обслуживания, относится и проблема взаимодействия в системе «социальный работник - клиент».
На основании выявленных противоречий нами сформулирована цель исследования, сущность которой сводится к выявлению условий, необходимых для эффективного взаимодействия в системе «социальный работник – клиент» в социальном учреждении.
В соответствии с данной целью исследования определены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты взаимодействия в системе «социальный работник – клиент»;
проанализировать нормативно-правовую базу деятельности социального работника во взаимодействии с клиентом;
провести исследование условий эффективного управления конфликтом в системе «социальный работник – клиент»;
разработать комплекс мероприятий по снижению роста конфликтов между социальным работником и клиентом;
Объектом исследования является совокупность причин возникновения конфликтов в социальной работе между клиентом и социальным работником.
Как предмет исследования выделен механизм эффективного взаимодействия в системе «социальный работник – клиент» в социальном учреждении.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Специфика профессионального общения специалиста по социальной работе с клиентом
1.1. Роль личности социального работника в эффективном взаимодействии с клиентом
Социальный работник служит людям и служит государству, помогая справиться с конкретной проблемой через оказание помощи его гражданам, тем самым снижая в обществе уровень социальной напряженности. Сама профессия по своей природе является помогающей. При этом социальный работник поставлен в очень не простую позицию. В силу своего долга – человеческого и профессионального – он помогает клиенту и одновременно выполняет общественную задачу сохранения равновесия в обществе. В то же время он работает в тех рамках, которые ему задает государство.
Социальный работник – это специалист, который оказывает помощь в быту, а также моральную и правовую поддержку незащищенным слоям населения. Более того, социальные работники оказывают психологическую поддержку лицам, находящимся в состоянии психической нестабильности, вызванной как объективными, так и субъективными факторами [15].
Социальная работа – это род деятельности, одной из сущностных характеристик которого является именно общение с людьми, направленность на конкретную личность, ее нужды и потребности, что заложено в самом термине «социальная». Социальный работник обязан обладать достаточно высокой общей культурой, владеть информацией о том, что происходит в современном мире. Ему необходимо уметь контактировать с окружающими и располагать к себе проблемных подростков, сирот, инвалидов, лиц старшего возраста и представителей иных социально незащищенных категорий, которые могут оказаться в числе его клиентов. Специалист по социальной работе также должен обязательно иметь профессиональный такт, быть способным вызвать симпатию и доверие у людей, попавших в трудную ситуацию (ведь порой они не расположены идти на контакт и рассказывать о
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.- М., Независимая фирма «Класс», 1999.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
3. Бакулина А. С. Сборник публичных лекций преподавателей кафедры социальной работы и социального права Филиала РГСУ в г. Люберцы/Ред. – сост. Н. Н. Волкова, Н. В. Кузнецова. – Москва: Издательство «Перо», 2016. – С. 51 – 68.
4. Бакулина А.С. Проблема локуса контроля в контексте социальной работы// Современные гуманитарные исследования. № 4, 2013, С. 140-145. М., Спутник+.
5. Бойко Ж.В. Этические основы социальной работы. - Хабаровск, издательство ДВГУПС, 2012. - 95 с.
6. Конфликтология в социальной работе / В.И. Маркелов. – М., 2012. – 104 с.
7. Конфликтология.- Спб., Лань, 2000.- 448 с.
8. Махова, Н.П., Филатов, В.А. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003.- 90 с.
9. Медведева, Г.П. Этика социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 208с.
10. Недосеева О.Н. Основы теории коммуникаций. М., Владос, 2010.-104 с.
11. Основы социальной работы.- М., ACADEMIA, 2008.- 288 с.
12. Профессионально-этические качества, принципы и нормы деятельности социального работника / Студопедия - [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://studopedia.net/1_15675_professionalno-eticheskiekachestva-printsipi-i-normi-deyatelnosti-sotsialnogo-rabotnika.html
13. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: «Питер», 2008. – 544 с.
14. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования.- М., ACADEMIA, 2005.- 192 с.
15. Психология социальной работы / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – «Академия», 2010. – 192 с.
16. Социальная работа: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.
17. Сытник С.А. Основы психологического консультирования.- М., Дашков и К, 2012. - 312 с.
18. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Академический Проект, 2004. – 496 с.
19. Функции социального конфликта / Л. Козер. – М.: Идея-Пресс, 2000. – 2005 с.