Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена высокой экономической и социальной значимостью проблемы карьерного продвижения, важным местом, которое она занимает в жизни человека на протяжении его сознательной жизни. Всё чаще российские работодатели при найме персонала обращают внимание на наличие или отсутствие у кандидата вредных привычек. Человек должен избавляться от вредных привычек, работая и развивая себя, культивируя в себе что-то новое, что позволяет более быстрыми темпами достигать успеха.
Труды, посвященные карьере и ее четкому толкованию, в доперестроечный период были довольно редким явлением и в основном базировались на понятиях, подогнанных под существующую в то время авторитарную систему социалистического бытия. Развитие России за последние годы заставляет в корне изменить отношение к карьере и требует рассматривать ее как творческий процесс, от которого во многом зависит эффективность развивающегося российского менеджмента и бизнеса в целом.
Только в последние несколько лет тема карьеры приобрела широкую популярность в среде российских ученых и практиков, что вызвано реформированием всех основных сфер нашего общества, становлением рыночной экономики, повлекшими за собой изменение отношения ко многим процессам и явлениям, до сих пор остававшимися вне поля зрения в силу их негативного восприятия или низкого уровня актуальности. То, что раньше считалось отклонением от нормы, порождением буржуазного общества, капитализма, отождествлялось с карьеризмом, являющим собой лишь незначительное, да к тому же девиантное проявление карьеры, сегодня возводится в ранг важного показателя развития человека в системе социальной структуры, существенного фактора и условия улучшения социально-психологического климата, повышения производительности труда в организации ее конкурентоспособности.
Нет ничего удивительного в том, что работник желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматривает организацию как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу.
Объект исследования: персонал ООО «Этажи».
Предмет исследования: влияние вредных привычек на карьерное продвижение персонала ООО «Этажи».
Целью исследования является осуществление комплексного анализа вредных привычек и карьерного роста сотрудников организации.
Для достижения этой цели ставим следующие задачи:
- рассмотреть понятие карьеры и её виды;
- охарактеризовать этапы карьеры;
- проанализировать модели развития карьеры;
- определить вредные привычки, которые мешают карьерному росту;
- выявить практики по преодолению вредных офисных привычек сотрудников.
Методологической базой теории отечественных и зарубежных авторов по данному вопросу являются труды авторов, таких как М.И. Бухалков, В.Р. Веснин, О.С. Виханский, Ю.Ф. Гордиенко, А.С. Гусева, Л.А. Иванченко, И.А. Климашин, Н.В. Кротова, Д. Лайлз, В.В. Музыченко, В.А. Спивак, В.В. Травин, В.М. Цветаев и другие.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Общий объем работы: 30 страниц печатного текста.
Список использованных источников содержит 21 наименование.
ГЛАВА 1 Карьера как стратегия трудовой жизни
1.1 Карьера: понятие и виды
Иерархия факторов, способных оказывать влияние на выбор карьерной ориентации и карьерный рост представителей различных профессий, представляется одной из основных проблем разных направлений психологии.
На сегодняшний день понятие карьеры все еще окончательно неопределенно. Карьера – это явление только профессиональной деятельности, отражающее последовательность занимаемых ступеней производственной, имущественной или социальной среде1.
По определению И.А. Климашина, карьера - более широкое понятие, чем просто продвижение по служебной лестнице в процессе работы на одном предприятии2. Современная карьера включает в себя серию различных работ, выполняемых в результате перемещения между различными организациями.
В других источниках карьера характеризуется как индивидуально осознанная позиция и поведение человека, связанные с его трудом, опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни.
Карьера понимается как сложное социально-психологическое явление, выражающееся в чередовании подъемов и спадов профессионального и личностного развития. Карьера может охватывать различные сферы деятельности человека и иметь нелинейный характер является одним из представителей зарубежной психологии, который предложил наиболее развернутую теорию карьеры.
Содержательной составляющей понятия карьеры является продвижение, то есть движение вперед. Используются и такие понятия, как рост, достижение, переход и др. В этом отношении карьера - это процесс, который определяется как прохождение, последовательность изменения рабочего состояния человека, то есть здесь рассматривается не как статистическое стабильное состояние, а как процесс смены событий как активного продвижения человека в освоении и совершенствовании способов жизнедеятельности. Тип карьерного процесса дает представления об особенностях его возникновения, направленности и внутренней организованности, внешних связях, взаимодействиях относительно других процессов.
Таким образом, социально - экономическое развитие по совокупности его показателей выступает центральной интегральной характеристикой национальной экономики3. На протяжении всей истории человечества одним из ключевых факторов социально - экономического развития был и остается процесс получения, систематизации, практического применения и трансфера знаний об объективной реальности.
Для карьеры характерно:
- субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом;
- постепенное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника;
- уверенное следования избранным путем, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, материального обеспечения.
Различают следующие виды карьеры:
- профессиональная;
- должностная (служебная);
- внутриорганизационная;
- имущественная.
Профессиональная карьера предполагает процесс достижения высокой квалификации в рамках определенной профессии.
Как вид трудовой деятельности профессия объединяет комплекс знаний и навыков, полученных путем обучения и практики. Работник оценивается не только по профессии, но и по специальности.
Специальность - это совокупность знаний и навыков для выполнения специального круга работ трудовой деятельности в рамках конкретной профессии4. Осуществления отдельных видов профессиональной деятельности связано с наличием соответствующего уровня образования. Рост профессиональной карьеры предполагает получение разряда, категории, ученого звания, ученой степени, освоение смежных профессий, новых профессиональных умений. Для профессиональной карьеры характерно преобладание специализации, работа в одной предметной области.
Так, в сфере управления человек с двухлетним курсом обучения может занимать должности производственного мастера, агента из обслуживания потребителей, клерка, а с четырехлетним - руководителя отдела, управляющего функциональным подразделением.
В сфере маркетинга для работника является возможность работать в должности специалиста по оптовым закупкам, менеджера по маркетингу, агента по размещению рекламы, представителя туристического агентства.
В сфере финансов человек со средним специальным образованием может занимать должности: консультант по кредитам, страховой агент, банковский служащий, а с высшим образованием - экономист, штатный бухгалтер, специалист по кредитам.
Человек в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, трудоустройство, профессиональный рост, поддержка и пополнение необходимых знаний, самосовершенствования индивидуальных способностей.
Должностная карьера - это продвижение по службе в рамках организационной иерархии предприятия.5
Каждое предприятие имеет штатное расписание с перечнем должностей. Для каждой должности составляются и утверждаются органами управления должностные инструкции, где указываются требования к работнику, его функциональные обязанности. Занятия определенной должности требует нужного уровня образования, подтвержденного дипломом. Должностная карьера отражает изменение преимущественно должностного статуса работника, его социальной роли, степень и пространство должностного авторитета на предприятии.
Должностную карьеру можно разделить на потенциальную и реальную.
Потенциальная карьера - это лично выстроенный трудовой и жизненный путь на основе планов, потребностей, способностей, целей. Это карьера - мечта, желание. Она может существенным образом влиять на поступки, поведение человека, может быть реализована полностью, частично или совсем не совершенной.
Реальная карьера - это то, что человеку удалось реализовать на протяжении определенного времени, в определенной сфере деятельности, в конкретной организации.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бухалков, М.И. Управление персоналом: Учебник / М.И. Бухалков. – М.: Инфра-М, 2019. – 191 с.
2. Веснин, В.Р. Управление человеческими ресурсами / В.Р. Веснин. – М.: Юристъ, 2018. – 688 с.
3. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2014. – 528 с.
4. Гордиенко, Ю.Ф. Управление персоналом. Серия «Высшее образование» / Ю.Ф. Гордиенко, Д.В. Обухов, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 352 с.
5. Гусева, А.С. Служебная карьера / А.С. Гусева, В.А. Иглин, Б.В. Лытов и др. – М.: ОАО Экономика, 2011. – 321 с.
6. Егоршин, А. П. Основы управления персоналом : учебное пособие / А.П. Егоршин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. - 352 с.
7. Иванченко, Л.А. Основы успеха: теория и практика менеджмента / Л.А. Иванченко. – М.: Мысль, 2013. – 287 с.
8. Климашин, И.А. Адаптация: Методика, технология, опыт // Справочник по управлению персоналом / И.А. Климашин. – М.: «Типография «Новости», октябрь 2011. – №1. – С.11
9. Кротова, Н.В. Управление персоналом: Учебник / Н.В. Кротова, Е.В. Клеппер. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 320 с.
10. Лайлз, Д. 4 всепобеждающие привычки высокоэффективных людей / Д. Лайлз. – М.: Прайм-Еврознак, 2014. – 160 c.
11. Музыченко, В.В. Управление персоналом. Лекции: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Музыченко. – М.: Издат. центр «Академия», 2013. – 528 с.
12. Поликанов, Д.В. «Кадровый голод» на государственной и муниципальной службе / Д. В. Поликанов // Мониторинг общественного мнения. – 2010. – №5. – С.32-46
13. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом / В.А. Спивак. – СПб; Питер, 2018. – 416 с.
14. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления. Серия «Учебники XXI века» / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011. – 512 с.
15. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2013. – 528 с., ил. – (Учебники для вузов. Специальная лит-ра)
16. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. / – М.: ИНФРА-М, 2012. – 638 с
17. Управление персоналом. (Под ред. С.И. Самыгина). Серия «Учебники и учебные пособия» / – Ростов н/Д: «Феникс», 2011. – 512 с.
18. Управление персоналом: Учебник / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2019. – 526 с.
19. Цветаев, В.М. Кадровый менеджмент: Учебник / В.М. Цветаева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. – 160 с.
20. Цыпкин, Ю.А. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов / Ю.А. Цыпкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 446 с.