Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В условиях нестабильности современного мира, кризиса системы общественного дошкольного образования в России руководителю детским садом очень важно принять адекватные оперативные меры по сохранению и развитию вверенного ему учреждения.
Для успешного осуществления задач дошкольного образования решающей должна стать практика признания приоритета детского бытия, при которой в центре внимания ребенок с его природными наклонностями, возможностями, стремлениями, интересами и тому подобное. Чтобы обеспечить гармоничное единство процессов воспитания и обучения, направленное на развитие и саморазвитие детей, необходимо целенаправленное, рациональное планирование.
Приоритетное направление работы направлено на реализацию проблемы: формирование навыков самостоятельного анализа собственной педагогической деятельности.
Направления методической работы: содержание методической работы реализуется через следующие формы:
- семинары-практикумы;
- работа в режиме доверия, доброжелательности;
- ежедневная помощь;
- нормативные документы, инструктивно-методические материалы;
- материалы участия ДОУ в районных мероприятиях.
Важной и эффективной формой методической работы с воспитателями является проведение открытых занятий, которые должны отвечать современным требованиям, быть интегрированными с использованием инновационных технологий.
Степень изученности темы исследования. Теоретической основой изучения процесса методической работы воспитателя в ДОУ, стали публикации таких авторов: И.В. Абдулманова, Е.А. Альябьева, В.Г. Алямовская, К.Ю. Белая, И.И. Вепрева, Н.В. Елжова, В.В. Крюкова, П.Н. Лосев, А.А. Майер, М.В. Мирошниченко, Л.В. Поздняк, Н.Г. Постолова, О.В. Скоролупова, Л.Л. Тимофеева, С.А. Титова, Л.И. Фалюшина, Н.Ю. Честнова, Н.В. Шурова, Н.В. Шушарина, Г.В. Яковлева и др.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы научного исследования.
Объект исследования: дошкольное воспитание как педагогический процесс.
Предмет исследования: методическая работа воспитателя.
Цель исследования: изучить теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать организацию и содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольных учебных заведениях;
- рассмотреть научно-теоретические подходы к определению сущности методической работы в современном дошкольном учреждении;
- охарактеризовать технологии и формы организации эффективной методической деятельности в дошкольном учебном заведении.
Методы исследования: во время выполнения работы были использованы такие общенаучные методы исследования как литературный метод, анализ, синтез, метод сравнения, классификации и обобщения, педагогическое наблюдение.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Объем исследования: 30 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 20 источников.
Глава 1. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольных учебных заведениях
Организация учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении направлена на реализацию основных задач дошкольного учебного заведения .
Содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном учреждении определяется Базовым компонентом дошкольного образования и реализуется в соответствии с программами развития, обучения, воспитания детей. Допускается одновременное использование вариативных программ, определенных Перечнем программ, учебников и учебных пособий, рекомендованных для использования в общеобразовательных учебных заведениях. Дошкольное учебное заведение и его отдельные группы выбирают для работы одну из указанных программ. Решение о выборе программы обсуждается и одобряется педагогическим советом заведения.
Учебный год в нем начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая.
Деятельность дошкольного учебного заведения регламентируется планом работы на год, который одобряется педагогическим советом заведения, утверждается его руководителем и соглашается с соответствующим органом управления образованием.
В учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного заведения используются следующие основные формы организации детей: специально организованная учебная деятельность (занятия), игры, самостоятельная деятельность детей (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.), индивидуальная работа, наблюдение, экскурсии, походы, праздники и развлечения, кружки и тому подобное. Они могут быть организованы фронтально, подгруппами, индивидуально в зависимости от возраста детей, педагогической цели, материально-технического обеспечения заведения, профессионального мастерства педагога.
Основной формой организованной учебной деятельности детей дошкольного возраста остаются занятия по различным разделам программы (тематические, комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.).
Продолжительность специально организованной учебной деятельности (занятия) для детей раннего возраста - до 10-15 минут, младшего дошкольного возраста - от 15 до 25 минут (5-6 групповых занятий в неделю), старшего дошкольного возраста - от 25 до 35 минут (7-8 групповых занятий в неделю).
При составлении расписания занятий необходимо учитывать их доминирующую нагрузку на ребенка (психическое, физическое, эмоциональное), предусматривать рациональное чередование видов деятельности (умственная, двигательная, практически-прикладная) на каждом из них и целесообразное использование мест для проведения занятий (в частности, спортивного и музыкального зала, студийных комнат, бассейн, игровая, спортивная площадка, цветочный сад и т. д.) .
Организованная учебная деятельность детей в форме занятий планируется преимущественно в первую половину дня. В отдельных случаях допускается проведение некоторых занятий во второй половине дня. Это может касаться физической культуры (в частности, по плаванию), изобразительной деятельности в группах детей старшего дошкольного возраста. Элементы учебной деятельности включаются также в другие формы работы с детьми в повседневные (игры, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа, наблюдение, дежурства и т. д.).
Организуя учебную деятельность важно систематически использовать задачи из теории решения изобретательских экспериментально-исследовательской деятельности, проблемно-поисковые ситуации и другие методы, и приемы, что положительно зарекомендовали себя в современной дидактике. Следует сочетать вербальные, наглядные и практические методы, отводить должное место продуктивным видам деятельности, в которых дошкольник способен к самовыражению и самореализации (рисование, лепка, конструирование, художественный труд), а также речевой, двигательной, музыкальной деятельности . С учетом разного уровня интеллектуального развития, различий в направленности познавательных интересов отдельных детей целесообразно дифференцировать работу с ними на занятиях и в повседневной жизни, объединяя детей в подгруппы и подбирая для каждой из них учебный материал разного содержания, сложности и соответствующие методы и приемы.
Учитывая то, что ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, игра широко используется в образовательном процессе дошкольного учебного заведения как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет предоставляется творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественной деятельности) и играм с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные и т. д.).
В течение всего дня организуются различные виды игр с учетом возраста детей, их игровых интересов, места игры в режиме дня, места проведения, содержания предыдущих и следующих форм работы, сезонных условий, степени физической и интеллектуальной нагрузки на детей.
Переориентация учебно-воспитательного процесса в современном дошкольном учебном заведении на развитие детской личности оказывает особое значение таким формам организации жизнедеятельности
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абдулманова, И. В. Планирование образовательной работы в ДОУ / И. В. Абдулманова, А. М. Иванчина, Н. Ю. Чекунова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VI Междунар. науч. – практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – 118 с.
2. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты / Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 160 c.
3. Аншукова, Е. Ю. Методическая служба в ДОУ / Е. Ю. Аншукова // Управление в ДОУ. – 2007. – № 8. – С. 91-96
4. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
5. Белая, К. Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. – 2014. – №3. – С.4-13.
6. Вепрева, И. И. Методическая служба в дошкольном учреждении / И. И. Вепрева // Управление ДОУ. – 2010. – № 4. – С. 86-90.
7. Волобуева, Л. М. Методическая работа в системе непрерывного образования / Л. М. Волобуева // Управление ДОУ. – 2009. – № 7. – С. 13-17.
8. Елжова, Н. В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Елжова. – 2-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 247 с.
9. Кучергина, О. В. Планирование методической работы в ДОУ / О. В. Кучергина // Управление ДОУ. – 2007. – № 8. – С. 37-47.
10. Лосев, П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П. Н. Лосев. – М.: Дрофа, 2012. – 240 с.
11. Поздняк, Л. В. Управлением дошкольным образованием /Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко. – М.: Академия, 2009. – 290 с.
12. Солодянкина, О. В. Система планирования в дошкольном учреждении / О. В. Солодянкина. – М.: Аркти, 2007. – 202 с.
13. Справочник старшего воспитателя / авт.- сост. Н. А. Кочетова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 301 с.
14. Тимофеева, Л. Л. Вариативные модели организации дошкольного образования / Л. Л. Тимофеева, О. В. Бережнова. – М.: Наука, 2012. – 131 с.
15. Титова, С. А. Азбука методической работы. Планирование, формы и методы работы / С. А. Титова. – Мн.: МГОУМК, 2005.– 41 с.
16. Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Л. И. Фалюшина. – М.: АРКТИ, 2008. – 262 с.
17. Честнова, Н. Ю. Настольная книга методиста детского сада / Н. Ю. Честнова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 672 с.
18. Шурова, Н. В. Личностное и профессиональное развитие воспитателей ДОУ / Н. В. Шурова // Психолог в детском саду. – 2009. – № 1. – С. 82-84.
19. Шушарина, Н. В. Организация методической работы в дошкольной образовательной организации / Н. В. Шушарина // Молодой ученый. – 2015. – №8. – С. 78-80
20. Яковлева, Г. В. Концепция развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании / Г. В. Яковлева. – Челябинск: Цицеро, 2014. – 339 с.