Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что использование собак служебного направления в кинологической деятельности, это давно сложившаяся и хорошо закреплённая традиция работы человека с собакой. Навык поиска и подноски предметов является базой для приучения собак к выборке вещей, человека, обыску местности, досмотру транспортных средств, работе по запаховым следам и др. Навык способствует развитию обонятельно-поисковой реакции собаки.
Собака – это домашнее животное-компаньон, которое в семнадцатом веке было признано отдельным биологическим видом, а через двести с лишним лет реклассифицировано и отнесено к подвиду волков.
Все породы собак, а их более четырехсот, по назначению и способам использования можно разделить на четыре вида: служебные, охотничьи, комнатно-декоративные и лабораторно-экспериментальные. Научной основой дрессировки собак является учение академика И. П. Павлова и его последователей о высшей нервной деятельности, которое составляет главное содержание теории дрессировки всех видов собак.
Глава 1. Понятия и методы развития апортировочной реакции поведения
1.1. Начало обучения апортировке
Аппортировка - это навык собаки схватывать или поднимать брошенный предмет, держать его в пасти и подносить к хозяину.
Навык подноски предметов (апортировка) входит в общий курс дрессировки (ОКД) и является вспомогательным для последующего формирования таких специальных навыков как работа по следу, выборка вещей и обыск местности [5, c 79].
Условные раздражители:
1. Команда «апорт».
2. Жест - выбрасывание правой руки в сторону апортировочного предмета с небольшим наклоном корпуса.
3. Команда «дай».
Безусловные раздражители:
1. Апортировочный предмет.
2. Похвала.
3. Ласка.
4. Лакомство.
В начале упражнения собака должна спокойно сидеть у левой ноги проводника, в то время, когда проводник бросает апортировочный предмет - специальную деревянную гантелю. Когда предмет упал, и проводник подал команду «апорт», собака должна быстро подбежать кратчайшим путем к лежащему апорту, быстро, и уверено схватить его, и, крепко держа его в пасти, так же быстро вернуться к проводнику и сесть перед ним. По команде собака должна спокойно отдать апортировочный предмет.
Для спортивных собак, цель подготовки которых - выступление на соревнованиях по НПО и Шуцхунд, «чистое» выполнение апортировки имеет большое значение, так как этот элемент присутствует сразу в трёх упражнениях, и баллы за него составляют достаточно большую часть от суммы баллов за послушательный раздел.
При этом апортировка считается одним из самых сложных навыков: часто даже очень опытным проводникам, успешно выступающим на самых крупных соревнованиях, не удается добиться от своих собак идеального сочетания энергичного подъема, молниеносного подноса предмета и при этом крепкого, надежного удержания[1].
Традиционно, надежность выполнения апортировки достигалась за счет применения методов принуждения и механических методов. Эти два метода известны уже очень давно и являются своего рода классическими. Но поскольку они являются очень старыми, можно даже сказать старинными, многим современным людям они кажутся чрезмерно жесткими.
Механический метод обучения апортировке основан на обучении собаки держать в пасти предмет. Предмет вкладывается в пасть собаки и механически удерживается руками проводника. Через некоторое число повторений собака понимает, что от нее требуется и начинает держать предмет в пасти самостоятельно.
Принудительный метод строится на создании для собаки некомфортных условий в случае, если апортировочный предмет не находится у нее в пасти. Как только собака берет апорт, всякие воздействия прекращаются. Таким образом, собака быстро понимает, что если апортировочный предмет находится в поле зрения, единственный способ избежать боли - быстро схватить этот предмет.
На самом деле поднос предмета как таковой не является чем-то запредельно сложным для собаки. Хватание брошенного предмета и движение в сторону дрессировщика является естественным и инстинктивным практически для всех собак. Принуждение, как правило, используется потому, что в спорте важным является не только факт подноса предмета, но и способ, которым собака это делает - без жевания, молниеносно и надежно.
Когда собака подносит предмет во время игры, она обычно не удерживает его так крепко, как нужно. Поэтому большинство специалистов считает, что навык апортировки, построенный на использовании игровой мотивации очень ненадежен: поскольку это игра, а не работа, собака может в любую минуту отказаться от нее, бросить предмет. Также, увлекшись игрой, собака может начать перехватывать или жевать апорт, а также не желать отдавать «добычу» проводнику, что проявляется в замедленном подходе или медленном отпуске апортировки[9].
1.2.
1.3. Апортировочные предметы
Апортировочным предметом принято называть любой предмет, который используется для отработки собакой навыка приносить и отдавать предметы. Ношение апорта в пасти способствует развитию мышц шеи и челюстей. Существуют нормативные и тренировочные предметы различной формы и выполненные из разных материалов[3].
Популярными являются изделия с отверстиями для верёвок, которые помогают усилить хватку. К изделиям данного вида можно отнести мячи из резины, гантели верёвочные, палки из гибкого пластика.
Классификация апортировочных предметов для собак осуществляется по различным критериям, но при выборе важно обращать внимание на материалы, из которого выполнены изделия.
Деревянные предметы обычно изготавливают в виде гантелей из прочной и твёрдой древесины бука, а так же из дуба и акации. Для изготовления чаще всего используют цельные бруски. Изделия бывают цельные с синтетической обмоткой середины, с деревянной, нейлоновой, резиновой, джутовой серединой, а так же со сменной серединой.
Сменная середина удобна тем, что по мере изнашивания её можно заменить на новую, так как именно эта часть гантель подвергается наибольшему изнашиванию. Деревянные предметы дополнительно обрабатывают влагоотталкивающим составом.
При частом использовании, а так же если позволять животному играть с предметом и грызть его, он быстро приходит в негодность, рассыпаясь на щепки и становясь опасными. Поэтому лучше выбирать гантели из твёрдых пород древесины, т. к. они устойчивы к повреждениям от зубов собаки.
Пластиковые выполнены из мягкого пластика и предназначены для дрессировки охотничьих собак, которые должны приносить дичь. Мягкий пластик создаёт эффект подачи настоящей птицы, так вырабатывается мягкая хватка[16].
Некоторые пластиковые изделия имеют рельефную поверхность, благодаря которой они выскальзывают из пасти. А, например, изделия Soft Mouth Trainer имеют встроенный клапан давления, позволяющий регулировать жёсткость предмета. Они не тонут на воде, если обучение проходит не на суше.
Изделия бывают со съёмными боковинами, например, на магнитах, а так же с отверстиями для верёвочки. Такие апортировочные предметы выполнены в виде гантелей с закругленными или со скошенными углами.
Матерчатые изделия, например, выполнены из хлопка и нейлона и набиты пробковой крошкой. Как и пластиковые, они предназначены в первую очередь для охотничьих собак.
На начальном этапе обучения для щенков в возрасте 6-7 месяцев подойдёт предмет весом 250-400 грамм. Для щенков старше полугодовалого возраста целесообразно использовать предмет весом 650 грамм.
Выбирать следует изделия, выполненные из пород дерева, которые устойчивы к растрескиванию и зубам собаки. Независимо от используемого для изготовления предмета материала, он должен быть безопасным в использовании.
Качественные изделия не травмируют язык, десна, щёки собаки, удобны по форме и размеру для ношения в пасти.
Вес предмета зависит от размеров самой собаки и от преследуемых задач. Например, для отработки команды «апорт» подходят изделия в виде гантелей, а для тренировки охотничьих собак - мягкие изделия[4].
Глава 2. Значение и применение в различных службах апортировки
2.1. Значение апортировки
Апортировка является неотъемлемой частью различных видов кинологического спорта – ОКД, ИПО, обидиенс, мондьоринга, фрисби, танцев с собаками. Апортировочные предметы могут быть разными – в зависимости от той или иной дисциплины[17].
Направленность курса общей дрессировки базируется на учении И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. При этом линия общей дрессировки для всех видов служб одинакова.
Рассмотрим важность апортирования.
У дикой собаки.
Волк и дикая собака, не окультурены, и не смогли бы выжить без инстинктивного поведения. Напротив, окультуренная домашняя собака, унаследовав инстинкты от своих диких предшественников, показывает их не так отчетливо. Она регулярно получает от «вожака» или «члена стаи» достаточно питания, не ища добычу и не охотясь на кого бы то ни было.
Воспитывающей щенков суке также не нужно заботиться об охоте для их прокорма. Голод взрослого волка, его подсосных щенков и несамостоятельных подростков - вот раздражители для «включения» инстинкта охоты и поиска добычи. Вожак стаи определяет, когда, на что и как ведется охота. Каждый член стаи усваивает, какую задачу он должен выполнять во время охоты.
Вожак стаи определяет время нападения и конкретное животное в качестве добычи. Участники охоты распределяют отведенные им задачи затравливания и поражения добычи. Настигнутое животное бескомпромиссно убивается, встряхивается и потрошится (проявление инстинкта добычи). Вожак руководит и распределением добычи.
Каждый кусок добычи теперь энергично защищается (агрессия). Части добычи апортируются членами стаи на стоянку, где частично передается щенкам и подросткам (инстинкт сохранения вида). Среди молодых особей добыча снова перераспределяется, поскольку среди них также уже господствует твердая субординация (социальное поведение).
2.2 Формирование первичных координаций
Приступать к формированию навыка подноски предметов следует после установления доверительных отношений с дрессировщиком; а также после формирования стойких условных рефлексов на команды: «ко мне», «рядом», «сидеть»; выработки выдержки и перехода собаки в свободное состояние (команда «гуляй»).
Также в процессе тренировки может быть востребована команда прекращения действия «фу», а на этапе усложнения навыка для дальнейшей выработки специальных навыков - команда «голос» [7].
Формирование навыка апортировки на стадии фомирования первичных координаций следует проводить на территории, свободной от отвлекающих раздражителей. Предметом для апортировки может быть любой предмет, подходящий по форме, размеру и весу, способный заинтересовать собаку в качестве апортировочного: деревянная палочка, кусок резинового шланга, перчатка, кусок веревки, мячик и т.д. В случае отсутствия у собаки интереса ко всем предложенным апортировочным предметам можно воспользоваться костью.
Приступая к работе с собакой, дрессировщик должен сформировать с ней так называемую «рабочую группу», т. е выстроить доверительные отношения по поводу предстоящего процесса. Для этого необходимо подобрать оптимальную стимуляцию, протестировать доминантность собаки на основе стимуляции, ознакомить собаку со своей моторикой, с амплитудой, с интонациями голоса[13].
На стадии формирования первичных координаций собака сидит возле левой ноги дрессировщика, который держит поводок в левой руке, а апортировочный предмет в правой. Дрессировщик привлекает внимание собаки произнесением клички, после чего начинает совершать перед собакой дразнящие движения апортировочным предметом, провоцируя собаку включить охотничье поведение и схватить предмет зубами.
Как только собака схватила предмет, дрессировщик комментирует данное действие словом «апорт» и хвалит собаку, поощряя текущую деятельность. Чтобы собака не выпустила предмет из пасти, следует слегка подтягивать его к себе.
2.3 Формирование двигательного стереотипа
Когда у собаки выработался стойкий условный рефлекс на команду «апорт», когда она способна сравнительно долгое время удерживать апортировочный предмет на выдержке и отдать его дрессировщику по команде «дай», следует переходить к следующей стадии - формированию двигательного стереотипа. В данном случае такой стадией является подноска предметов, брошенных на землю[12].
Собака сидит возле левой ноги дрессировщика по команде «рядом». Дрессировщик бросает апортировочный предмет на землю на расстояние 1-2 шага от себя. Бросать предмет следует движением правой руки снизу вперед с небольшим наклоном корпуса вперед. Впоследствии этот жест станет условным раздражителем на выполнение данного навыка.
Дрессировщик одновременно дает команду «апорт», и быстро идет вместе с собакой к предмету. Если собака не делает попыток взять предмет, следует пошевелить его ногой. После того как собака подняла предмет, дрессировщик поощряет собаку похвалой и быстро возвращается на прежнее место, увлекая собаку за собой. Остановившись на месте, откуда был совершен бросок предмета, дрессировщик останавливает собаку командой «сидеть» и забирает апортировочный предмет по команде «дай» [7].
Впоследствии расстояние броска увеличивается до 3-4 метров. Постепенно дрессировщику следует «отставать» от бегущей к предмету собаки, а потом и вовсе оставаться на месте. Если собака взяла апортировочный предмет, но не проявляет намерения возвращаться с ним к дрессировщику, следует подозвать собаку командой «ко мне», выдержать небольшую паузу после того как собака подошла и села и забрать апортировочный предмет по команде «дай».
Впоследствии дальность броска постепенно увеличивается, бросок производится произвольным движением, а командный жест подается вместе с командой «апорт», которая, в свою очередь, подается после небольшой паузы, во время которой собака сидит на выдержке возле дрессировщика.
Двигательный стереотип можно считать сформированным, когда собака по команде дрессировщика активно бежит за предметом, также активно возвращается с предметом в зубах и по команде «дай» с готовностью отдает предмет дрессировщику[11].
В дальнейшем для шлифовки навыка подноски предметов вводятся следующие усложнения:
-отработка условного рефлекса на жест без дублирования команды голосом;
-увеличение дальности броска предмета;
-приучение к апортировке разнообразных предметов;
-увеличение времени выдержки после броска предмета;
-апортировка в присутствии различных раздражителей (выстрелы, посторонние люди и т.п.).
Заключение
На основе изложенного в курсовой работе материала можно сделать следующие выводы.
Самым сложным и трудно усваиваемым для собаки является навык апортировки. Основы его воспитания заключаются не только в продолжительных и регулярных тренировках и упражнениях с питомцем, но и в технической подготовке и терпении самого дрессировщика.
Согласно правилам Общего курса дрессировки (ОКД), навык апортировки должен выполняться следующим образом: дрессировщик фиксирует собаку у своей левой ноги с помощью команды «Сидеть!», затем показывает животному предмет и выбрасывает его на расстояние, равное примерно 10-ти метрам. Через 10–15 секунд дрессировщик произносит команду «Апорт!». При этом собака должна побежать за предметом, найти его, взять и принести в пасти на исходное место. После этого в течение 10–15 секунд по команде дрессировщика «Дай!» собака должна отдать принесенный предмет.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Адамчик, В.В. Воспитание и дрессировка. Полный курс дрессировки собак. - М.:АСТ, 2015 г. – 89 с.
2. Блохин Г.И. Блохина Т.В. Кинология: Учебник. - СПб.: Издательство «Лань»,2013.- 384 с.
3. Володин В.Б. Общий курс дрессировки собак разных пород. - М.: ООО Изд-во АСТ; Сталкер, 2015. – 102 с.
4. Волхард Д., Волхард В. Дрессировка собак для «чайников»; Диалектика, Вильямс - Москва, 2016. - 288 c.
5. Воспитание, дрессировка и разведение служебных собак; Контакт - Москва, 2016. - 368 c.
6. Гриценко В. В. Специальная дрессировка собак; Вече - Москва, 2014. - 192 c.
7. Гриценко, В.В. Общий курс дрессировки: методика формирования навыков послушания - М.: А.П.Б., 2015. – 69 с.
8. Гусев В., Гусева Е. Кинология. - М.:Аквариум,2012. – 174 с.
9. Джерелин Дж. Билакевиц Дрессировка собак; АСТ, Астрель, Харвест - Москва, 2016. - 320 c.
10. Жирова, В.В. Методические основы подготовки специалистов-кинологов таможенных органов Российской Федерации / В.В. Жирова, М.В. Пазыныч, Р.А. Кисляк, Е.А. Барановская, О.В. Ильинский, А. А. Уварова. - Ростов н/Д: ЮОТ ФТС России, 2018. – 65 с.
11. Зубко В.Н. Дрессировка служебных собак; Книга по Требованию - Москва, 2017. - 679 c.
12. Оберлендер, Г. Дрессировка и натаска охотничьих собак; М.: Аквариум - Москва, 2014. - 160 c.
13. Орлов А. Методика дрессировки служебных собак. // Клуб служебного собаководства. – М.: Знак почета, 2016.-191с.
14. Служебное собаководство: Сборник./ Сост. В.Н. Зубко – М.: ДОСААФ, 2017 – 382 с.
15. Фаритов Т.А. Хазиахметов Ф.С. Платнов Е.А. Практическое собаководство: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2015.- 448 с.
16. Ходсон Сара Дрессировка собак. Визуальное пособие; АСТ, Астрель, Полиграфиздат - Москва, 2017. - 240 c.
17. Чебыкина Л.И. Дрессировка служебных собак: справочник по дрессировке собак. - М.: Аквариум-Принт, 2016. – 82 с.