Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Школьная тревожность относится не только к числу проблем современной психологии. Издревле философов разных эпох волновали взаимоотношения учителя и ученика, продуктивность учебного процесса. В своих исследованиях они соотносили влияние результатов педагогической деятельности на отношение к ней её непосредственных участников – учеников. По мере развития человеческого общества проблема школьной тревожности не потеряла актуальности. Профилактика её образования, пути преодоления волнуют школьных психологов и по сей день.
В настоящее время число детей, имеющих проявления школьной тревожности постоянно растёт. Это связано с объективными внешними причинами, относящимися к усложнившимся социальным отношениям и с внутренними, генезис которых берёт начало от психологических особенностей ребёнка. Изучение предпосылок и непосредственных проявлений тревожности составляет основу деятельности школьного психолога.
Проблема школьной тревожности «… выступает ярким признаком социальной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Цель исследования – изучить и проанализировать проблему школьной тревожности младших школьников.
Задачи исследования:
1) изучить сущность и характеристика понятий тревога и тревожность;
2) рассмотреть феномен школьной тревожности;
3) изучение школьной тревожности и путей её преодоления у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – признаки школьной тревожности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – причины формирования школьной тревожности у детей младшего школьного возраста.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы школьной тревожности в младшем школьном возрасте
1.1 Сущность и характеристика понятий тревога и тревожность
Тревожность – это эмоциональный дискомфорт, который связан с ожиданием и предчувствием неприятных переживаний или опасности. Даже если все вокруг хорошо и благополучно, человек испытывает фоновое ощущение предстоящей беды.
Тревожность в психологии может означать кратковременное эмоциональное состояние, а может являться устойчивой чертой характера человека. Тревога как эмоция свойственна всем людям и необходима для оптимальной адаптации человека к окружающему миру. Тревожность же, как часть личности человека, является нарушением в его личностном развитии и мешает полноценной жизни в социуме.
Постоянное чувство тревоги и страха является следствием внутриличностного конфликта. Это может быть противоречием между образом себя идеального и себя реального, которое является расхождением между уровнем самооценки и уровнем притязаний человека. Тревожность всегда сигнализирует о необходимости удовлетворения потребности, а чувство постоянной тревоги – показатель того, что потребность не удовлетворена.
Чувство тревоги также является фактом неудовлетворения социально-психологических потребностей человека.
Повышенная тревожность тесно связана с закономерностями между эмоциональной и мотивационно-потребностной сферами личности. Внутриличностный конфликт приводит к неудовлетворению потребностей, что создает напряженность и состояние тревожности.
После того как постоянный страх и тревога закрепляется в психике человека, это новая часть личности способна негативно влиять на дальнейшие мотивы поведения – на его коммуникации с другими людьми, побуждение к успеху, жизненную активность и поступки.
Тревожность, вместе с такими эмоциями, как страх и надежда, находится в особом положении. Как сказал Фриц Перлз, великий немецкий психиатр: «Формула тревоги очень проста. Тревога — это брешь, между сейчас и тогда».
Тревога — негативное эмоциональное состояние, возникающее в предчувствии неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неудачного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу беспречинная тревога представляет собой генерализованные, диффузные или беспредметные волнения. У человека тревожное состояние обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально это состояние не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. В эмпирических исследованиях различают следующие виды тревоги: ситуативную, характеризующую состояние индивида в данный момент, и тревогу как черту личности (тревожность) — повышенную склонность переживать по поводу реальных или воображаемых опасностей.
Люди с тревожными расстройствами имеют различные физические симптомы, в дополнение к нефизическим симптомам, которые характеризуют данный тип расстройств: чрезмерная, ненормальная тревожность. Многие из этих симптомов аналогичны тем, которые представлены у лиц, страдающих такими заболеваниями, как: инфаркт миокарда или инсульт, и это ведет к дальнейшему возрастанию тревожности. Ниже приводится список физических симптомов, связанных с тревожностью и беспокойством:
- дрожь;
- тошнота;
- понос;
- головная боль;
- несварение желудка;
- боли в спине;
- учащенное сердцебиение;
- онемение или "мурашки" в руках, кистях или ногах;
- повышенное потоотделение;
- гиперемия;
- беспокойство;
- легкая усталость;
- трудности с концентрацией;
- раздражительность;
- мышечное напряжение;
- частое мочеиспускание;
- трудности с засыпанием или сон;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арсалиев Ш.М.-Х. (ред.) Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №2. Самара, 2015. — 241 с.
2. Барыльник С. Н. Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 683-686.
3. Ведерникова Л.В. (отв. ред.) Студенты вузов - школе и производству: Международный сборник студенческих научных статей. - Ишим: Изд-во Ишимского государственного педагогического института (ИГПИ) им. П.П. Ершова, 2013. — 322 с.
4. Гоулман Д Эмоциональный интеллект, Владимир.: Изд-во АСТ,2009
5. Деревянко С. П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах / С. П. Деревянко // Психологический журнал. — 2008. — No 2.
6. Литвиненко Н. В., Чернова Н. Н. Направления психологической коррекции школьной тревожности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 51–55
7. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (+CD). — СПб.: Питер, 2007
8. Сборник тезисов XXXVI научно-практической конференции Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова. Ростовское отделение Общероссийской Малой Академии Наук «Интеллект будущего» (18-20 марта 2011 года). Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, ДАНЮИ, 2011. – 251 с.
9. Тарасова Софья Юрьевна. Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика. - М.: Генезис, 2015. — 144 с.
10. Хотина Л. А. Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 146–150.
11. Шейкина С.А. Цикл занятий по снижению школьной тревожности. // Журнал "Управление начальной школой" - № 11 - 2009 г.
12. Детская тревожность. Чувство тревоги и беспокойства у детей и подростков. [Электронный ресурс] - http://ember.pro/stati/psikhologiya-psikhoterapiya/detskaya-trevozhnost-trevoga-u-detej-i-podrostkov
13. Тревога. [Электронный ресурс] - - http://healthsovet.ru/simptomy/trevoga
14. Тревожность. [Электронный ресурс] - - http://psyhologytoday.ru/stories/trevozhnost/
15. Школьная тревожность. [Электронный ресурс] - http://fit-eco.ru/fito/the_school_anxiety.html
16. Школьная тревожность [Электронный ресурс] - – диагностика и коррекция. - http://5psy.ru/obrazovanie/shkolnaya-trevojnost-diagnostika-i-korrekciya.html