Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день составляющие инновационного развития достаточно глубоко изучены, но ученые так и не имеют единого мнения, нет общепризнанных и общепринятых унифицированных определений, терминологии. Сейчас формируются теоретические основы инновационного развития. По нашему мнению, инновационное развитие организации – это процесс направленного, обоснованного и логичного движения предприятия или организации к сбалансированному и уравновешенному инновационному состоянию под влиянием разных факторов внешней и внутренней среды, которые являются основными при оценке устойчивости организационно функциональной системы в условиях цифровизации и всемирной глобализации. Под сбалансированностью инновационного состояния авторы понимают адекватное поведение хозяйствующего субъекта, как «ответ» на изменения внешних и внутренних факторов.
Процесс инновационного развития организации предполагает формирование и поддержание инновационной культуры, а также формирование и поддержание инновационного капитала предприятия, характеризуется определенными результатами качества и эффективности достигнутых результатов в зависимости от интенсивности и скорости инновационных процессов на предприятии. Инновационное развитие – это трудный и длительный процесс инновационных перемен на предприятии, состоящий из набора целей, разрабатываемых мероприятий, системы мотивации и возможности финансирования. Поэтому инновационное развитие организации должно быть четко спланированным. Составляющие инновационного развития все взаимосвязаны и взаимозависимы друг с другом.
Современные экономические реалии выдвинули на первый план задачи устойчивого развития предприятия, обеспечивающего повышение его надежности, способность противостоять неблагоприятным ситуациям. Устойчивое развитие предприятия обеспечивается учетом действия организационно-управленческих, технико-технологических, маркетинговых, финансовых, инвестиционных, инновационных факторов.
Во многом обобщающим критерием устойчивого развития предприятия является рост производительности труда. От уровня и динамики производительности труда зависит большинство экономических показателей предприятия, его экономическая и социальная устойчивость в условиях кризиса.
Цель исследования – изучить и проанализировать инновации, направленные на повышение производительности труда работников организации железнодорожного транспорта.
Задачи исследования:
1) изучить роль инноваций в развитии транспортных организаций;
2) проанализировать предпосылки инновационных преобразований в деятельности ОАО «РЖД»;
3) выявить характер и проблемы внедрения инноваций.
Объект исследования – ОАО «РЖД».
Предмет исследования – инновации, направленные на повышение производительности труда работников организации железнодорожного транспорта.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Роль инноваций в развитии транспортных организаций
1.1 Понятие инноваций как фактора развития деловой организации
Многие из нас уже сталкивались с таким словом как «инновация». Его можно услышать по телевизору, прочитать в газете, увидеть в объявлениях на улице. Но что означает этот термин до сих пор у многих вызывает вопрос. Существует несколько определений данного понятия. Термин «инновации» впервые появился в научных исследованиях девятнадцатого века.
Инновацией называют внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост показателей выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Инновация — введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
Инновация - расширение круга товаров и услуг, улучшение их качества. Инновация - вовлечение в производство новых производственных сил. Все инновации являются результатом интеллектуального труда человека, его способности найти новые подходы, посмотреть на проблему с неожиданной стороны. Инновации предполагают выход на качественно новый уровень, позволяющий на порядки увеличить производительность, упростить и удешевить технологический процесс, придать выпускаемой продукции новые качества. Инновации являются важной составляющей современной жизни человека.
В основном, мы встречаем инновацию благодаря выпуску новых промышленных товаров. Нам уже сложно представить, что когда то у нас были огромные компьютеры, которые занимали целый стол или телевизор с выпуклым экраном. Теперь на смену пришли ноутбуки и телевизоры с жидкокристаллическими экранами, которые занимают намного меньше места и удобны в использовании. А без сотовых телефонов мы вообще уже не можем представить свою жизнь. Примеров таких нововведений существует огромное количество. Конечно же не все инновации создаются моментально, большинство из них это результат многолетних и долгих исследований, вследствие чего, оказывается достаточно сложно ее внедрить в производство. Целью инновации является повышение конкурентности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого и прибыли фирмы.
Принято считать, что нововведение является русским вариантом слова инновация. Буквальный перевод с английского означает введение новшеств. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» означает процесс использования новшества.
Новшества могут оформляться в виде:
- открытий, изобретений, патентов; товарных знаков;
- рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс;
- организационной, производственной или других структур;
- ноу-хау;
- понятий;
- научных подходов или принципов;
- документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.);
- результатов маркетинговых исследований и т.д.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:
1. Продуктовые инновации, которые включают в себя применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов;
2. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).
В свою очередь, процессные инновации могут быть:
- технологические инновации затрагивают изменения в технологии создания. Производства и потребления выпускаемой или новой продукции;
- организационно-управленческие инновации связаны с внедрением новых методов организации каких-либо систем и управлениями ими.
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической). С учетом сфер деятельности предприятия предложена классификация инноваций, в которой выделены инновации: технологические, организационные, производственные, экономические, товарные, социальные и в области управления.
Заключительным классификационным признаком является конечная ориентация производимых изменений:
1. Производственные нововведения, когда инновации ориентированы на средства и способы производства;
2. Потребительские нововведения – изменения. Вносимые в товары, удовлетворяющие потребности человека.
Предприятие, нацеленное на инновационный путь развития, должно быть инновационно активным и осуществлять инновационную деятельность, а именно организовывать и реализовывать инновационные процессы и внедрять инновации. И, наоборот, если внедряются различные инновации, для их продвижения необходимы процессы, осуществление процессов подразумевает инновационную деятельность, благодаря чему предприятие может выйти на инновационный путь развития. В представленной модели, именно инновации должны быть ядром для всех составляющих, они входят в любое из этих понятий. Без инноваций невозможно осуществление инновационных процессов, первые являются, своего рода, материалом для
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веселов К. С. Исследование взаимодействия и соперничества отделов компании в рамках разработки нового продукта на примере наукоемких российских компаний / К. С. Веселов // Инновации. - 2016. - № 5. - Библиография: 12 назв. - с. 105-112.
2. Жукова Т.Н. Маркетинг инноваций. Учебное пособие. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. — 64 с.
3. Иванов Н. П. Управленческие инновации как условие конкурентного, устойчивого и безопасного развития региона / Н. П. Иванов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2016. – № 1 (34). – С. 32–44
4. Иващенко Н.П. Экономика фирмы: учебник / Н.П. Иващенко. - М.:Проспект,2019. Доп. МО РФ
5. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М., 2017 - 327 с
6. Кузнецова С. А. Малый и средний бизнес: инновационные приоритеты и проблемы развития / С. А. Кузнецова // Регион: экономика, социология. – 2016. – № 2(90). – С. 201–221.
7. Митрофанова И. А. Оценка и совершенствование инвестиционноинновационной деятельности предприятия: монография / И. А. Митрофанова, А. Б. Тлисов, Н. П. Иванов, М. А. Крылова, Л. М. Шавтикова. – М.: Директ-Медиа, 2016. – 127 с
8. Могхарбел Н.О. Основы экономического развития предприятия. Учебное пособие. — Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2019. — 60 с.
9. Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения, инновации. - М.: АНО ВО «Институт непрерывного образования», 2019. — 385 с.
10. Носачевская Е.А. О научно-техническом и инновационном потенциале России / Е.А. Носачевская // Всероссийский экономический журнал. - 2015. - №8. - С. 5-15.
11. Питилимов Ф. В.Шарышов А.С Инновационная деятельность предприятия// Молодой ученый – 2017 - №3 – с 392-395
12. Политковская И.В. Финансовые аспекты осуществления инноваций на предприятиях транспорта: монография / И.В. Политковская, Д.Т. Хвичия. – М.: МАДИ, 2015. – 156 с.
13. Родионов И.А Повышение конкурентоспособности предприятия / в сборнике: Современная экономика: актульные вопросы, достижения и инновации. сборник статей XXIX Международной научно-практической конференции. Пенза, 2019. С.137-140.
14. Рыкалин А. Логистическое обеспечение и сопровождение реализации экологических ресурсосберегающих проектов/ А. Рыкалин; под общ. ред. Рыкалина А-. 2015
15. Симагина С.Г., Хаймович И.Н., Демьяненко Е.Г. Моделирование и оптимизация задач управления производством, инновациями и инвестициями на предприятиях ракетно-космической промышленности на основе информационных технологий. Учебное пособие. — Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. — 232 с.
16. Титов В. В. Оптимизация планирования инновационного процесса от разработки новой продукции до ее реализации / В. В Титов, С. К. Напреева // Регион: экономика, социология. – 2017. – №4 (96). – С. 285 –306.
17. Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием: учебник / О.Г. Туровец, В.Б.Родионов и др.// Под ред. О.Г.Туровеца - 3-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 506 с
18. Широкова А. В. Управление предприятием, инновации и инвестиции как важные условия экономического развития / А. В. Широкова // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – Т. 7, № 2 (27). – С. 84.
19. Годовой отчет Д.С. Шаханова «О социальной и кадровой политики ОАО «РЖД» за 2017 г.» [Электронный ресурс] URL: https://ar2017.rzd.ru/ru/sustainability/personne
20. Мазуренко С.Н. Инновации – это симбиоз государственной политики и рыночных отношений. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.allventure.ru/articles/15/#replies_page1
21. Организация как открытая система [Электронный ресурс] // Современная Гуманитарная Академия. – 2016. - Режим доступа: http://standard-company.ru/standardcompany8.shtml
22. Управление инновационной деятельностью. - Режим доступа: https://company.rzd.ru/ru/9990