Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время, в условиях стремительно меняющейся действительности формирование нравственных чувствй является одним из важнейших вопросов психологии, педагогики, социологии и философии. Работа, проводимая в этом направлении, позволяет успешно решать такие актуальные проблемы, как понимание детьми ценностных духовных ориентиров (совести, долга, чести), определять формы и методы психолого-педагогического воздействия в процессе становления мировоззрения и самовоспитания. Ключевым моментом, от которого в основном зависит эффективность проводимых в данном направлении исследований, зависит от верно поставленных целей, грамотно подобранных экспериментальных методик и, разумеется, от личности самого педагога-психолога, организующего эту деятельность.
Следует отметить большие сложности в формировании нравственных чувств для детей старшего дошкольного возраста. Во-первых, эти сложности связаны с общественными установками, согласно которым приоритет отдаётся материальным ценностям. Духовные ценности при этом либо становятся второстепенными, либо вовсе отрицаются. В связи с этим можно наблюдать распущенность людей, их откровенные насмешки над культурными традициями, что, несомненно, является признаком деградации социума.
Глава 1 Теоретические основы воспитания нравственных чувств у старших дошкольников
1.1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников как педагогическая проблема
Воспитание нравственных чувств предъявляет высокие требования к педагогическим условиям, в рамках которых и формируются данные качества. Наиболее значимым условием организации воспитательного процесса, по мнению В.И. Андреева, является системность морально-нравственного воспитания [18]. В современных условиях российского дошкольного образования эта системность может нарушаться ввиду разных причин. Например, действующие в нашей стране общественно-политические факторы негативно отразились на воспитательной системе в дошкольных образовательных организациях. Результатом нарушения системности воспитания стали высокие показатели различных видов агрессии и других негативных явлений в обществе. В современных образовательных организациях идёт процесс освобождения от идейно-политического аспекта в воспитании и повышение уровня психологической работы с целью формированию потребности детей в саморазвитии, начиная с дошкольного возраста [11].
Необходимость модернизации образования поставила перед образовательными организациями серьёзные воспитательные задачи. Успешность их решения находится в прямой зависимости от грамотного определения и профессионального объяснения реального уровня воспитанности современных детей, что требует выявления критериев морально-нравственной направленности воспитания. На их основе станет возможным выбор его содержания, общей направленности и принципах педагогики и психологии [6].
Создание программ становления и развития нравственной устойчивости личности, определённых возможностями и социокультурными особенностями конкретного региона, его традициями и перспективами развития рассматривается как условие совершенствования морально-нравственного воспитания дошкольников.
Создание педагогами условий формирования духовно-нравственных чувств у дошкольников, диагностика и укрепление их в сознании - основная цель, которая определяет функции основных компонентов разрабатываемой системы.
Исходя из данной цели, происходит выбор задач функционирования системы формирования нравственных чувств у детей, таких как: комплексное определение уровня развития нравственных качеств; совершенствование их сознания с опорой на нравственные ценности; профилактика отчуждения от нравственных и моральных норм [8, 24].
Система развития морально-нравственных чувств у дошкольников обуславливает необходимость применения следующих принципов:
1. Принцип интеграции педагогических форм, методов и приёмов, направленных на формирование нравственных чувств;
2. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей физического и психического развития детей в конкретной образовательной организации;
3. Принцип объединения психолого-педагогического и социально-культурного аспектов деятельности педагогических работников;
4. Принцип комплексного и системного характера деятельности педагогов;
5. Принцип единства деятельности образовательной семьи и организации;
6. Принцип народности в выборе условий и содержания воспитательной работы [17].
Важными факторами нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве являются:
1) системность в создании условий в образовательной организации;
2) диагностика уровня развития нравственных представлений у детей на основе выделенных критериев с целью их дальнейшего совершенствования и разработки системы;
3) направленность содержания образования и воспитания дошкольников на их нравственное развитие и воспитание;
4) обеспечение единства морального и нравственного развития, при котором достигается позитивное воздействие учебно-воспитательного процесса;
5) применение традиционных и инновационных методов и форм деятельности, ориентированных на формирование самосознания;
6) совместная деятельность педагогического коллектива сада, детей, семьи, ориентированная на повышение духовно-нравственной культуры всех участников этого процесса [12, 14].
Деятельность каждого педагога должна быть направлена на формирование целостности личности дошкольника, прежде всего его морально-нравственных качеств. Это значимый и при этом самый сложный компонент всей воспитательной системы общеобразовательной организации. В деятельности и общении необходимо создать самые многообразные отношения подростков к миру, к людям, которые позволят сформировать его нравственные устои [15].
В связи с тем что общение является частью практически каждого вида деятельности, а нравственный компонент является принадлежностью личности, то он проявляется и в игре, и в образовательном процессе, и в труде, и в спорте. Ребёнок общается с различными людьми: родителями, педагогами, друзьями, как в образовательной организации, так и в других общественных местах. Вместе с другими детьми он не только учится, но и общается с ними на улице, и мотивы его деятельности не только познавательные, но и нравственные. В отношениях он имеет возможность понять отношения между людьми, назначение человека, морально-нравственные стороны его жизни.
1.2. Психолого-педагогические условия и особенности воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста
Воспитательный процесс является важным компонентом нравственного воспитания дошкольников. Успешность развития системы нравственных ценностей детей в дошкольных образовательных организациях зависят от ряда факторов:
1. Личности педагога. Современный воспитатель ДОО должен иметь не только соответствующий внешний облик, но и обладать необходимыми качествами личности: доброжелательным отношением к окружающим, ответственностью, самоорганизацией, законопослушностью, стремлением к саморазвитию и личностному росту и др. При этом учитель должен являться авторитетом для учащихся. Для этого необходимо иметь развитые волевые качества, разделять позитивные увлечения дошкольников. Только в таких условиях возможно показать значимость развития морально-нравственных ценностей [23].
2. Рефлексивной деятельности детей. Вся система воспитательных и развивающих занятий, содержание образования должны быть направлены на формирование самосознания дошкольников. Именно эта направленность определяет духовную атмосферу детского коллектива не только во время учебно-воспитательного процесса, но и вне его. Таким образом, происходит не только личностное развитие каждого, но и сплочение и совершенствование коллектива детей как значимой социально-психологической группы [2].
3. Форм, методов и приёмов воспитательной деятельности. В процессе обучения и воспитания в ДОО необходимо использовать как традиционные, так и нестандартные методы и формы. Инновационный компонент при этом также должен приобщать детей к современным вопросам морали и нравственности. Приближенность занятий к условиям жизни также должна обеспечить установку дошкольников на осознание нравственных ценностей [4].
В процессе нравственного воспитания детей во время различных видов деятельности важно учитывать ценность мотивов и полезность результатов поведения, т.е. весь совокупный результат поступка, поведения. Иногда в образовательной практике принимают во внимание лишь результаты, в то время как эти результаты могут быть достигнуты разными способами и по-разному оцениваться[9].
1.3. Воспитание нравственных чувств старших дошкольников посредством этических бесед
Этические беседы – это беседы педагога с детьми на нравственные темы во время занятий, в повседневной жизни.
Основная задача этических бесед - разъяснение смысла моральных норм и правил поведения, анализ поступков детей и взрослых, коллективное обсуждение этических проблем. Негативное поведение также может стать поводом для разговора, который необходим для выработки у детей соответствующей оценки негативного поступка и желания его избежать.
Основной целью этических бесед является формирование у ребенка моральных мотивов поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих действиях [16].
В настоящее время педагоги ДОО уделяют большое внимание этической беседе, которая помогает детям овладеть нормами и правилами нравственного воспитания, обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках.
Этическая беседа как метод нравственного воспитания характеризуется существенной особенностью. Содержание этических бесед складывается в основном из реальных жизненных ситуаций, поведения окружающих людей и, прежде всего, самих дошкольников. Необходимо стараться дать описание фактов и действий, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.
Удачное сочетание нравственных бесед с разнообразными играми, психогимнастическими упражнениями и этюдами помогает в развитии эмоционально-двигательной сферы, в формировании у детей этических представлений [5].
В практике воспитателя используется плановая и незапланированная этическая беседа. Первые планируются заранее, к ним готовятся, а вторые возникают спонтанно, рождаются в результате определенных событий, произошедших в группе. В беседах затрагиваются такие понятия, как: вежливость, семья, дружба, взаимопомощь, доброжелательность, правда или ложь, трудолюбие, бережливость.
Выбор конкретной темы для этической беседы обусловлен рядом обстоятельств. Для того чтобы выяснить, на какую тему нужно вести беседу, следует внимательно смотреть на нравственную сторону жизни и деятельности детского коллектива и отдельных детей. На занятиях, в играх, во время работы дежурных дети проявляют отношение к выполнению своих обязанностей, к успехам и неудачам друг друга, товарищество, коллективизм. Свободные высказывания детей о делах в группе, об отношениях друг с другом, о том, что они читают, дают возможность получить представление о том, что дети знают о моральных нормах, какие ошибки и неточности встречаются в их знаниях. Анализ фактов помогает определить уровень образованности дошкольников, характер их взаимоотношений, типичные действия и в связи с этим наметить тему беседы, определить ее основное содержание. Тема следующей беседы может быть связана с какими-либо событиями в группе. Поэтому выбор темы для беседы определяется воспитательными задачами, стоящими перед педагогом в работе с детьми, потребностями жизни детского коллектива, типичными положительными и отрицательными действиями [11].
Глава 2 Методические аспекты проблемы воспитания нравственных чувств старших дошкольников посредством этических бесед
2.1 Анализ современных подходов к воспитанию нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста
Проблема формирования нравственных чувств дошкольников является предметом изучения отечественных и зарубежных ученых, в частности: теоретико-методологические основы воспитания нравственных чувств исследовали С. Анисимов, Н. Бердяев, М. Вебер, В. Малахов, В. Соловьев, В. Франкл и др. , личностно-ориентированный подход к воспитанию нравственных чувств описан в исследованиях А. Богуш, А. Бойко, А. Кононко, В. Кузя, А. Савченко и др .; особенности воспитания нравственных чувств на различных этапах онтогенетического развития анализировали Ф. Алимов, Л. Артемова, В. Белоусова, А. Богданова, В. Горева, М. Левковский, С. Петерина, и др.; влияние социальных эмоций на поведение детей дошкольного возраста исследовали С. Бакулина, Ю. Приходько, Т. Шевчук, М. Яновская; эстетические аспекты нравственного воспитания анализировали М. Волос, В. Дружинин, И. Зязюн, Л. Масол, Н. Миропольская, А. Федьта др.
Сегодня проблема воспитания нравственных чувств детей дошкольного возраста приобретает все большую актуальность, все острее становится понятным, что нравственное возрождение нашей нации должно основываться на усвоении детьми, начиная с самого раннего возраста, именно общечеловеческих ценностей, воспитание общей культуры детей.
Определяющим термином в изучении данного направления является «нравственное поведение». В различных сферах этот термин имеет различное определение. По мнению Цветкой И.В. в философии - это форма повседневного поведения человека в труде и быту, в общении, выражающиеся в моральных и эстетических нормах поведения.
Коджаспирова Г.М. считает, что в педагогике - это совокупность социально значимых качеств личности, повседневных поступков, которые основываются на нравственных нормах и эстетической культуре [14].
По мнению Козловой С.А. компонентами нравственного поведения дошкольников являются:
1.Культура деятельности
2.Культура общения
3. Культурно-гигиенические навыки и привычки.[17].
Сформированность нравственных чувств дошкольников проявляется в поведении ребёнка на занятиях и играх, при выполнении трудовых поручений. Формировать культуру деятельности означает, что надо воспитывать умение содержать свое рабочее и игровое место в порядке, формировать привычки доводить начатое до конца, бережно относиться к предметам и вещам окружающего мира. Дети уже должны уметь готовить весь необходимый материал для занятий и труда, подбирать необходимые игрушки с учетом игрового замысла. Важным показателем является естественная тяга к содержательным и интересным занятиям, умение дорожить собственным и окружающим временем, умение регулировать свою деятельность, быстро и организованно выполнять утреннюю гимнастику и гигиенические процедуры.
По мнению Буре Р.С. нравственное поведение представляет собой те навыки, которые ребенок выполняет с соблюдением норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, его формы, использование словарного запаса, общение, которое основано на уважении и доброжелательности, с поведением в общественных местах и быту. То есть, это умение действовать не только шаблонными образцами, но и умение придерживаться определенных форм поведения в общении (действия, слова, жестикуляция), в котором ребенок должен уметь замечать состояние собеседника. К трем годам своей жизни ребенок должен иметь представления о том, когда можно бегать и прыгать, а когда необходимо тормозить свои желания, так как в определенный момент или обстановке такое поведение становится недопустимым, и поступать, следует исходя из чувства уважения к окружающим. Общительность характеризуется манерой говорить и проявлять свои чувства.
2.3 Методические рекомендации по воспитанию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста
Эффективность этической беседы зависит от выполнения ряда важных условий.
Очень важно, чтобы беседа носила проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений.
Нельзя допустить, чтобы беседа превратилась в лекцию: педагог говорит, дети слушают.
Материал для беседы должен быть близок к эмоциональному опыту детей. Только опираясь на реальный опыт, этические беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
Правильное направление этической беседы состоит в том, чтобы помочь детям самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого педагогу необходимо уметь смотреть на события или действия глазами ребёнка, понимать его позицию и связанные с ней чувства.
Индивидуальные этические беседы с проблемными детьми требуют высокого профессионализма. Очень важно, чтобы во время такого разговора не возникало психологического барьера. Если ребенок неправильно понимает ситуацию, необходимо тактично, не ущемляя его достоинства, объяснить ему, что он не прав. В присутствии друзей разговор должен быть кратким, деловым, спокойным, без иронии или высокомерия.
Заключение
Педагогическая помощь старшим дошкольникам при формировании их нравственных чувств является актуальным и перспективным направлением отечественной и зарубежной педагогики и психологии. Работа, проводимая в этой сфере, должна отвечать современным требованиям социального, политического, экономического, культурного, научного развития. При этом для эффективной помощи детям следует учитывать особенности их развития, интересы, значимые виды деятельности, мотивы тех или иных действий, т.е. весь комплекс различных факторов, оказывающий влияние на становление их личности.
В данной работе проведён анализ как отечественных, так и зарубежных источников, охватывающих совокупность факторов, воздействующих на психическое развитие старших дошкольников, определяющих возможности их морально-нравственного становления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Авво, Б. В. Новые стратегии профессиональной ориентации поддержки программ «обучение для карьеры». -2013. -№ 2. -С. 89-93
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Феникс, 2014. – 272 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
5. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
7. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 466 с.
8. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
9. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
10. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
11. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
12. Колягина В.Г. Психология страхов дошкольников. – М.: Прометей, 2016. – 40с.
13. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
14. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
15. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
16. Лукьяненко М.А., Матвеева С.С. Проблема преодоления деструктивных эмоциональных состояний детей попавших в трудную жизненную ситуацию // Современные исследования социальных проблем. – 2013. – № 3-4 (15-16). – С. 69-76.
17. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
18. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
19. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
20. Реан А.А. Психология детства. Учебник. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2013. – 368 с
21. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник. – М.: Издательский центр Владос, 2014. – 368 с.
22. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
23. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
24. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.
25. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
26. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.
27. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.