Фрагмент для ознакомления
2
Введение
По официальным данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, за январь-сентябрь 2019 г. количество преступлений коррупционной направленности увеличилось на 4,4% (26 114) по сравнению с аналогичным периодом 2018 г.1 В целом возросло число деяний, предусмотренных ст. 290 УК РФ (получение взятки), на 12,2%. Число деяний, предусмотренных ст. 291.1 УК РФ (посредничество при взяточничестве), увеличилось на 44,7%. Анализируя эти данные, можно сделать вывод, что число деяний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, связанных с дачей и получением взятки, продолжает увеличиваться, несмотря на то что является достаточно серьезным преступлением и предусматривает различные виды наказания: от штрафа до лишения свободы. Действующее уголовное законодательство не дает точного определения взятки, лишь предусматривает санкцию за совершение этого деяния. Основываясь на ст. 290, 291 УК РФ, можно сделать вывод: взяточничество – это собирательный термин, который охватывает два самостоятельных состава преступления, совершаемых должностными лицами против государственной власти – получение взятки и дача взятки. При квалификации ст. 290 УК РФ (получение взятки за незаконные действия) возникают проблемы в судебно-следственной практике.
В разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» под незаконными действиями (бездействиями) должностного лица понимается действия, которые совершены с использованием своих служебных положений. При получении взятки правоприменители не выделяют, за какие действия (бездействия) получена взятка, что должностное лицо получило взятку именно за незаконные действия (бездействия). Определяя степень преступных деяний, необходимо разграничивать получение взятки как преступление, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, от иного правонарушения (административного или дисциплинарного проступка), наступающего, если действия не влекут уголовной ответственности. Незаконные действия можно квалифицировать только в случае использования должностным лицом своего служебного положения, иначе деяние будет рассматриваться как преступление, не связанное с его служебной деятельностью.
Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации уголовной ответственности за получение взятки воинским должностным лицом.
Предметом исследования выступают нормы права, устанавливающие уголовную ответственность за получение взятки, теоретические аспекты и практические проблемы квалификации получения взятки воинским должностным лицом.
Целью исследования будет изучение особенностей проблем квалификации получения взятки воинским должностным лицом.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть правовое положение воинского должностного лица.
2. Изучить общую характеристику преступлений против государственной власти, интересов государственной службы.
3. Выделить проблемы квалификации получения взятки воинским должностным лицом.
Нормативной основой исследования послужили Конституция РФ, международные правовые акты, УК РФ, иные российские законы и нормативно-правовые акты, постановления и определения высших судебных инстанций.
Теоретическую основу исследования составили научные труды исследователей вопросов уголовной ответственности за получение взятки, таких как Гарбатович Д.А., Никонорова Ю.В., Раненкова Е.А., Якушина Е.С., Черябкина К.Ю., Щепельков В.Ф., Ярощук С.С., и других авторов. В работе применен системный подход к исследованию уголовной ответственности за получение взятки, особое значение имели методы анализа и синтеза. Использовались методы: статистический, юридического толкования норм права
Глава 1. Должностное лицо и преступлений против государственной власти, интересов государственной службы
1.1. Правовое положение воинского должностного лица
Учение о составе преступления и его признаках разработаны теорией уголовного права. Профессор А.И. Плотников определяет состав преступления как законодательную характеристику преступления, иными словами: набор особенностей (черт), установленных в уголовном законе. [13, с. 73]
Состав преступления, разработанный наукой уголовного права традиционно включает в себя четыре элемента, два из которых относят к объективным признаками и два – к субъективным.
Под объектом преступления в уголовном праве принято понимать общественные отношения, которым путем совершения преступного деяния причиняется вред либо создается угроза причинения вреда.
Согласно мнению Зателепина О.К. все должностные преступления, которые в юридической науке являются общими, имеют одинаковый объект. Указывается, что непосредственным объектом общих должностных преступлений, рассматриваемых в главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации, является нормальная деятельность публичного аппарата управления. Основываясь на данном высказывании можно сделать вывод о том, что в воинских должностных преступлениях, то есть тех должностных преступлениях, где субъектом выступает воинское должностное лицо, ответственность за которые предусмотрена специальными нормами, объектом посягательства будет нормальная деятельность аппарата военного управления. [14, с. 54]
Ответственность за превышение должностных полномочий наступает на основании статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая находится в рамках главы под названием «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
Основываясь на ранее изложенном, можно сделать вывод о том, что основным объектом преступления, ответственность за которое наступает по статье 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенного воинским должностным лицом, являются общественные отношения, возникающие в процессе регулирования нормальной работы (деятельности) аппарата военного управления.
Исходя из природы рассматриваемого преступного посягательства, дополнительными объектами превышения воинским должностным лицом должностных полномочий могут быть права и законные интересы граждан или организаций. [5] Характеристика внешней стороны преступного деяния составляет объективную сторону преступления.
Так, к объективной стороне относят следующие элементы:
- общественно опасное деяние, которое является обязательным признаком объективной стороны преступления и может быть совершено в форме действия или бездействия;
- общественно опасные последствия также являются обязательным признаком объективной стороны преступления.
Следует учитывать, что эти последствия должны быть вызваны именно совершенным преступлением, то есть между деянием и последствиями должна прослеживаться причинноследственная связь;
- место, время, способ и средства совершения преступления, обстановка являются факультативными признаками. [6]
Объективная сторона превышения должностных полномочий воинскими должностными лицами должна включать в себя три обязательных признака:
1) субъект преступления должен использовать свои служебные полномочия вразрез интересам службы;
2) необходимо наступление общественно опасных последствий, вызванных в результате такого использования. Данные последствия могут наступить в виде нарушения законных прав и свобод человека и гражданина, интересов организаций, общества и государства;
3) наличие причинно-следственной связи между использованием воинским должностным лицом своих служебных полномочий и наступившими негативными последствиями.
Субъектами воинских должностных преступлений (то есть лицами, совершающими деяние) являются воинские должностные лица. В уголовном законе понятие должностного лица устанавливается по отношению к общим должностным преступлениям.
Так, в Примечании 1 к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации указано, что должностными лицами признаются лица, осуществляющие на постоянной или временной основе функции представителя власти. Указанные функции также могут осуществляться по специальному полномочию[1].
Наряду с этим необходимо понимать, что категория «воинского должностного лица» находится в близком значении с общим понятием «должностного лица», однако при этом обладает характерными ("воинскими") особенностями. С учетом определения должностного лица, установленного статьей 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, и различных подходов к его понятию в науке уголовного права, Зателепин О.К. полагает возможным выделить четыре группы признаков, которые позволят отнести лицо, совершившее деяние, к категории «воинского должностного лица»:
1) статусное положение по отношению к военной службе;
2) правовое положение воинского должностного лица в военной организации государства (характер функций);
3) длительность осуществления функций;
4) место осуществления функций. [7, с. 70] Если рассматривать первый признак в виде статусного положения по отношению к военной службе, то, основываясь на положении статьи 331 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает субъектов преступлений против военной службы в виде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту или призыву и граждан, пребывающих в запасе во время прохождении ими военных сборов, можно сделать вывод: воинскими должностными лицами могут быть два разряда граждан: военнослужащие и граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
При идентификации лица как воинского должностного лица статусный признак (статусное положение по отношению к военной службе) имеет весомое значение, однако не является определяющим. Например, военнослужащие могут занимать те или иные должности, которые будут определять их статус по отношению к военной службе как военнослужащего (например, снайпер, оператор-наводчик танка и т.п.), но при этом в виду отсутствия у этих лиц властных и иных полномочий, которые согласно уголовному закону позволяют отнести лицо к должностному, они не будут являться воинскими должностными лицами. В этом случае следует иметь в виду, что главным фактором при определении лица как воинского должностного является характер (состав) выполняемых им служебных функций, то есть правовое положение в военной организации государства, которое характеризуется четким кругом прав и обязанностей[11].
Правовое положение воинского должностного лица может быть обусловлено несколькими критериями:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: http: //www. garant. ru/
2. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О противодействии коррупции» // Российская газета. №266. 30 вся коррупционная деятельность направлена на извлечение личной материальной выгоды, поэтому ограничение возможности коррупционеров владеть и распоряжаться имуществом, добытым преступным путем, должно существенно снизить желание должностных лиц быть вовлеченными в данную деятельность.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 (ред. от 11.06.2020) "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=163132130206620522897240215&cacheid=1A35510B3
4. Белов С., Чекмачева Н. Уголовное преследование за посредничество во взяточничестве // Законность. 2018. № 10. С. 41 - 44.
5. Головин, А.Ю. Проблемные вопросы квалификации преступлений по статьям 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса РФ / А.Ю. Головин, Н.В. Бугаевская // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2016. № 1-2. – С. 12-17.
6. Грачева Ю. В., Есаков Г. А., Корнеева А. В. Уголовное право. Общая часть: учебник для бакалавров / Под общей ред. А. И. Чучаева. – М.: Издательство «Проспект», 2017 г.
7. Громов Н.А. Проблемы прокурорскоследственной и судебно-экспертной практики // Следователь. – 2019 г. – № 1. – С. 45-48.
8. Денисов С.А. Уголовное право. Общая часть. – 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://be5.biz/pravo/u031/8.html
9. Зателепин О.К. Квалификация преступлений против военной безопансости государства. Монография. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". - М.: За права военнослужащих, 2009. Вып. 106. - 54 с.
10. Косицына, Ю.В. Уголовно-правовая характеристика дачи взятки / Ю.В. Косицына // Наука и современность. – 2015. – № 2-3. – С. 337-342.
11. Капинус О.С. Изменения в законодательстве о должностных преступлениях: вопросы квалификации и освобождения взяткодателя от ответственности // Уголовное право. 2019. № 2. С. 21 - 26.
12. Кауфман М.А. Теория квалификации преступлений: Учебное пособие. – М.: РГУП, 2017. – 6 с.
13. Кузнецов, А.В. Некоторые вопросы квалификации преступлений коррупционной направленности с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ / А.В. Кузнецов // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2016. – № 13. – С. 70-74.
14. Кузнецова И.А., Шурухнов Н.Г., Савченко Н.И. Сведения о способах получения, дачи взятки, посредничества во взяточничестве (статьи 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации), приемах сокрытия, их взаимосвязь и роль в расследовании // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2018. - № 1.
15. Любавина, М.А. Квалификация взяточничества (ст.ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ): учебное пособие / М.А. Любавина. – СПб.: СПбЮИ (филиал) АГП РФ, 2018. – 156 с.
16. Мондохонов А. Преступное сообщество и преступная организация как самостоятельные формы соучастия// Уголовное право. – 2018. - № 4 – стр. 21-30.
17. Никонов, П.В. Некоторые проблемы реализации уголовной ответственности за квалифицированные виды дачи взятки / П.В. Никонов // Сибирский юридический вестник. – 2016. – № 4 (63). – С. 76- 85.
18. F782AF7B230623D5E43D85C&mode=splus&base=RZR&n=355123&rnd=85AA0C20850B9A1E296C1FF730 50FAB6#123cudemk04
19. Приговор Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 8 июля 2020 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://gvs-- ros.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=93315288&delo_id=1540006 &new=0&text_number=11.
20. Рарог А.И. Актуальные проблемы уголовного права // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. N 2. С. 90 - 95.
21. Сенцов, А.С. Вопросы квалификации дачи взятки и посредничества во взяточничестве, возникающие в современной правоприменительной практике / А.С. Сенцов, В.А. Волокулопова // Актуальные проблемы экономики и права. – 2016. – № 1. – С. 180-188.
22. Сидоров Е.М. Некоторые уголовно-правовые и процессуальные вопросы расследования дел о взяточничестве // Юридическая наука и правоохранительные органы. – 2018. – № 3. – С. 119-127.
23. Тимошенко, И.В. «Взятка» в праве и русском языке / И.В. Тимошенко // Российская юстиция. – 2016. – № 10. – С. 14-17.
24. Фарберова, Л.И. Незаконное предоставление имущественного права как предмет взяточничества / Л.И. Фарберова // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2017. – № 1 (27). – С. 147-153.
25. Чучаев А. И. Уголовное право. Общая часть. Учебник для бакалавров. Москва, 20141. Кушниренко С.П. Предмет доказывания по делам взяточничества. // Семинар для адвокатов «Взяточничество и смежные составы преступлений». М., 2016 г. – С. 18-20
26. Энциклопедия уголовного права. Т. 27. СПб.: Издание проф. Малинина, 2017. - 1255 с.
27. Яни, П.С. Получить взятку может только должностное лицо / П.С. Яни // Законность. – 2017. – № 7. – С. 20-24.