Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиций потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, а также ряд других факторов привели к возрастанию значения стратегического управления.
В связи с этим приобретает особую актуальность решение теоретических и практических вопросов о роли, сущности, содержании и способах разработки механизмов совершенствования управления развитием современных организаций, эффективности регулирования их деятельностью, определением и прогнозированием долгосрочных целей и стратегии их достижения.
Актуальность определила цель нашего исследования - изучение основ стратегического менеджмента как непрерывного процесса управления и совершенствования деятельности организации.
Поставленная цель обозначила решение следующих задач:
1) Изучить теоретические и методические аспекты стратегического менеджмента;
2) Провести стратегический анализ деятельности на примере компании ООО «Бизнес Центр Баланс»;
3) Разработать рекомендации по стратегическому развитию ООО «Бизнес Центр Баланс».
Объектом исследования являются стратегический менеджмент компаний.
Предметом исследования выступает управление стратегическими изменениями.
Информационной базой для написания курсовой работы являлась учебная и научная литература по теории о стратегических изменениях российских и зарубежных авторов, материалы периодической печати, Интернет-источники, касающиеся проблем исследования.
Основными методами в ходе курсовой работы стали общенаучные методы, такие как метод диалектического познания, формализации информации, абстрагирования, логические методы формирования умозаключений. При проведении исследования используется также ряд частных научных методов: финансовый анализ, факторный анализ. При проведении анализа управления финансовыми ресурсами предприятия были применены такие приемы и методы как горизонтальный анализ вертикальный анализ, анализ коэффициентов (относительных показателей), сравнительный анализ.
Структура работы обусловлена задачами исследования и логикой изложения и состоит из введения, трех глав, заключения и списка библиографии. В первой главе рассматриваются теоретические и методические основы стратегического менеджмента. Вторая глава посвящена анализу стратегического управления компанией на примере ООО «Бизнес Центр Баланс». В третьей главе разработаны рекомендации по совершенствованию стратегического развития ООО «Бизнес Центр Баланс».
1. Теоретические и методические аспекты стратегического менеджмента
1.1. Сущность стратегии и стратегического менеджмента организации
В условиях глобализации экономики и роста конкуренции наиболее острой становится проблема управления предприятием. Современным инструментом управления организацией, в условиях нарастающих изменений во внешней среде, является методология стратегического менеджмента.
На сегодняшний день существует огромное количество диаметрально противоположных взглядов ученых и практикующих управленцев на трактовку термина «стратегия». А это означает, что общепризнанного и утвержденного определения не существует. Но для того, чтобы говорить со всем миром на одном языке, возникает необходимость определить содержание данного термина.
С древнегреческого языка «стратегия» дословно переводится как искусство разворачивания войск в бою. Обычно этот термин употреблялся в военной сфере, а стратегами называли искусных государственных деятелей или военачальников, которые возглавляли древнегреческие полисы [25, c. 41]. Стратегия выражает цели и основные методы и пути их достижения так, что организация обретает целенаправленную дорогу: расставляет границы вероятных действий и выполняемых управленческих заданий. Таким образом, мы пришли к выводу, что стратегия является основной управленческой конструкцией, находящейся в инструментарии стратегического управления.
В стратегическом менеджменте стратегия играет ключевую роль при управлении деятельностью организации, составляет под собой базу при принятии стратегических решений [18, c. 9]. Именно при стратегическом управлении предусматривается постоянная корректировка стратегии, если этого потребуют условия функционирования, которые изменились.
Понятие «стратегическое управление» было введено в оборот Игорем Ансоффом, который трактовал его как логический и аналитический процесс определения будущего положения предприятия в зависимости от внешних условий деятельности. Ильясова М.К. характеризует стратегический менеджмент как комплекс мероприятий направленных на достижение целей предприятия с учетом его возможностей и с согласованием интересов работников [7, c. 12]. Однако, большинством автором под стратегическим управлением понимается осознанный вид деятельности, направленный на реализацию целей хозяйствующего субъекта через формирование и максимизацию конкурентных преимуществ в рынке.
Таким образом, стратегический менеджмент - это функция управления, которая распространяется на длительные цели и функционирование организации через формирование и максимизацию конкурентных преимуществ в рынке.
Формулировка стратегии и методический инструментарий являются основой управления и принципиальным признаком эффективного менеджмента организации. Разработка и реализация системы менеджмента ведут к росту уровня результативности деятельности организации [12, c. 4].
Стратегическое управление выступает как процесс, который осуществляется взаимодействием организации с её окружением. Причём успешное управление стратегическими изменениями на предприятии должно быть сфокусировано на том, что будет дальше, а не на том, что уже есть, поскольку только на его основе можно добиться эффективного пересмотра стратегии развития большинства предприятий, находящихся на разных этапах жизненного цикла организации [10, c. 19]. Так, по мнению Питера Друкера, наиболее важной характеристикой любой компании является её способность прогнозировать будущие возможности и вкладывать в них денежные средства [10, c. 21].
Стратегическое управление эффективностью предприятия зависит не только от определения самой стратегии бизнеса собственником, включая постановку целей и конкретных задач, но и от направления действий и пошаговой реализации планируемых задач. Этот процесс в рамках стратегического менеджмента подразумевает переход от одного этапа к другому реализуется с учетом возможностей и потребностей организации, состояния рынка и внешней среды, политики конкурентов и прочих внешних и внутренних факторов.
При этом главная задача, стоящая перед каждым управленцем – не просто поставить «галочку» в списке мероприятий, а в том, чтобы разработанная стратегия работала на организацию: помогла достичь значительного улучшения положения организации в долгосрочной перспективе, укрепила позиции во внешней среде, завоевала лидерство.
Постараемся сформулировать конструктивное определение стратегии, включив в него составляющие, с которыми он приобретает смысл. Под стратегией будем понимать управленческую конструкцию, которая включает:
− цели, которые определяют долговременную деятельность организации (стратегические цели);
− технологии, которые используются при достижении стратегических целей;
− ресурсы, которые будут использованы при достижении стратегических целей;
− систему управления, которая обеспечивает достижение стратегических целей.
Таким образом, основная задача стратегического управления состоит в том, чтобы ориентировать все виды деятельности предприятия в направлениях, обеспечивающих его стабильное развитие и рентабельность. Все отмеченные стратегические цели решаются посредством изменений, которые фактически составляют содержание процесса выполнения стратегии. Проведение необходимых изменений способствует тому, что на предприятии создаются условия, необходимые для осуществления выбранной стратегии. Изменения не являются самоцелью. Необходимость и степень изменений зависят от того, насколько предприятие готово к эффективному осуществлению стратегии.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / В.Б. Акулов. - 4-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2014 – 386 c.
2. Андреев Д.Б. Формирование финансовой стратегии корпораций и анализ рисков их деятельности/ Осипов В.И., Андреев Д.Б.//Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2016. Т. 2. № 2. С. 74-78.
3. Артеменко, В.Б. Кризисы в управлении финансовой состоятельностью организации/ В.Б. Артеменко // Территория науки. – 2015. - №3. – С.73- 75
4. Брусакова, И.А. Инструментарий оценки эффективности управления корпоративными финансами / И.А. Брусакова, М.А. Косухина // Аудит и финансовый анализ. - 2016. - №3. - С. 467-472
5. Геращенко И. П. Финансовая стратегия: инновационный аспект: монография. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2014. – 264 с.
6. Геращенко И. П. Финансовая стратегия: моделирование и оптимизация: монография. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2013. – 348 с.
7. Дорофеев М.Л. Матричные методы управления корпоративными финансами: дисс. кандидата экономических наук: 08.00.10, 08.00.13 / Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. – Москва, 2014. - 139 с.
8. Ковалева Н.А. Особенности формирования финансовых стратегий корпораций на современном этапе/Троценко А.С., Ковалева Н.А.// Интернет-журнал Науковедение. 2017. Т. 9. № 3. С. 80.
9. Козенкова, Т.А. Модели управления консолидированными финансами в интегрированных предпринимательских структурах/ Т.А. Козенкова // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. – 2014. - №1. – 62-71
10. Котлер Ф., Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы. Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 356 с.
11. Лобанова Е.Н. Корпоративный финансовый менеджмент. – М.: ВШФМ РАНХ и ГС при Президенте РФ, 2013 -205 c.
12. Локтионов А.С. Механизм формирования стратегии управления финансовой деятельностью корпорации/ Барсуков М.В., Локтионов А.С.//Политика, экономика и инновации. 2017. № 4 (14). С. 4.
13. Малькина И.Н. Разработка системы целей корпоративной финансовой стратегии на базе стоимостного подхода // Проблемы современной экономики, №2 (46), 2013. С. 159 – 161.
14. Мамонов В.И., Мамонова Е.В. Стратегическое планирование деятельности компании и роль маркетинговых исследований. «Менеджмент в России и за рубежом», №2, 2011. – с. 113-119
15. Меньшиков Е.В. Сущность и содержание финансовой стратегии организации/ Меньшиков Е.В.//Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Т. 7. № 2A. С. 28-41.
16. Ординарцев И.И. Методы выявления стратегических альтернатив развития организации/Цыгалов Ю.М., Ординарцев И.И.//Управленческое консультирование. 2016. № 4 (88). С. 176-185.
17. Орлова И.В. Типы организационных культур и методы управления фирмой/Орлова И.В., Котелков А.Л. //Ученые записки Российского государственного социального университета–2013–Т. 2–№ 4 (118) –С. 108-114.
18. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение - цели – изменения/Попов С.А.//Учебно-практическое пособие / Москва, 2014. Сер. 64 Авторский учебник (1-е изд.) – 110 c.
19. Почитаев А. Ю., Ахметов Р. Р. Сравнительный анализ матричных моделей финансовых стратегий // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016.- 79-86
20. Рахмукова Ю.А. Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности корпорации/ Рахмукова Ю.А.//Контентус. 2016. № 4 (45). С. 81-85.
21. Романова, Ю. Изменение корпоративной культуры: доверить консультантам или возможно провести самим / Романова Ю. // Управление персоналом. – 2012. – № 11.
22. Семенков А. В. Закономерности становления и развития корпоративных структур / А. В. Семенков // Российское предпринимательство. – 2012. – № 206. – С. 56–67.
23. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2014 -376 c.
24. Суетин, С.Н. Современные тенденции развития корпораций/ С.Н. Суетин, Л.П. Объедкова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1. - С.6-10
25. Тебекин А. В. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2014. – 256 с.
26. Тельнова Н. Н. Совершенствование инструментов управления компанией / Н. Н. Тельнова // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 5. – С. 27–33.
27. Тесакова Н. В. Миссия и корпоративная культура/ Тесакова Н.В.//М: РИП-Холдинг–2013– 89 с.
28. Данные Департамента финансов города Красноярска [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://findep.mos.ru/ (дата обращения 25.01.2018)
29. Официальный сайт ООО «Бизнес центр Баланс» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.bcnov.ru/ (дата обращения 15.01.2018)