Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Роль организационной культуры в бизнесе чрезвычайно важна, так как её влияние отражается на социальной и кадровой политике, инновациях, маркетинге, результатах продаж. Организационная культура является объединяющим фактором для сотрудников организации вокруг единой цели, установок, направленных на успешное функционирование и развитие организации. Она способствует формированию имиджа организации. Организационная культура играет, чуть ли не ведущую роль в духовном развитии сотрудников, а также, способствует раскрытию их потенциала, как в плане работы, так и личностного потенциала.
Следовательно, реализация мероприятий по совершенствованию организационной культуры будет способствовать повышению общего потенциала организации и достижению ею как краткосрочных, так и долгосрочных целей в её развитии. Ведущими мероприятиями при этом являются: обучение, корпоративные праздники, совместный досуг, система социальной ответственности организации. Несомненно, проводимая организацией успешная кадровая политика способствует формированию качественной организационной культуры.
Изученный зарубежный опыт, успешно используется российскими организациями при формировании и совершенствовании организационной культуры. Следовательно, все больше российских организаций стало уделять внимание развитию кадрового потенциала, сплочению трудового коллектива и социальной ответственности. Таким образом, тема выпускной квалификационной работы является актуальной и востребованной.
Целью работы является изучить этапы формирования и развития организационной культуры
Достижение поставленной цели подразумевает ряд задач, планомерное решение которых поможет в детальном изучении и раскрытии темы работы:
изучить понятие и элементы организационной культуры;
раскрыть этапы формирования и развития организационной культуры;
представить направления деятельности ООО «Магнит»;
изучить компоненты организационной культуры ООО «Магнит»;
рассмотреть этапы развития организационной культуры ООО «Магнит».
Объект исследования – ООО «Магнит».
Предметом исследования выступают инструменты организационной культуры для совершенствования и поддержания полученных изменений в организационной культуре ООО «Магнит».
Теоретическо–методологической основой работы выступают труды зарубежных авторов, основоположники целенаправленного изучения организационной культуры, труды которых стали первыми исследованиями в этом вопросе.
Среди российских специалистов особо выделяют труды таких авторов: А. Я. Кибанов, В. А. Спивак, И. В. Пригожин, А. А. Спирин, Е. Г. Молл, А. В. Кезин, М. В. Дубинина, В. А. Баринов, Л. В. Макаров.
Методы научного анализа, применяемые в работе, – восхождение от абстрактного к конкретному, социологический инструментарий (структурированное интервью, включенное наблюдение, вторичный анализ).
Работа состоит из введения, трех глав, списка литературы и приложений.
1 Теоретические аспекты исследования организационной культуры организации
1.1 Понятие и элементы организационной культуры
Термин «организационная культура» относится к такому виду управленческих понятий, которые не имеют единственно правильного толкования. Каждый исследователь, который занимается изучением данного явления, предлагает собственную его трактовку. Э. Шейн – один из авторитетных исследователей организационной культуры определял её как «модель поведенческих норм, разделяемых всеми, которая была использована в прошлом и признана правильной и, следовательно, должна быть передана для усвоения новым членам организации как единственно правильный способ восприятия…». В данном контексте организационная культура понимается как разделяемые и воспринимаемые как само собой разумеющееся сотрудниками убеждения и ценности компании. Роль культуры внутри организации отражается в следующем определении: «Организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения».
Здесь мы уже рассматриваем организационную культуру как элемент, координирующий и направляющий деятельность сотрудников для эффективного выполнения поставленных целей и задач. А.В. Колесников в своём учебном пособие приводит определение В.А. Спивака, который считал, что организационная культура это «очень сложное, многослойное, динамичное явление, включающее и материальное, и духовное в поведении организации по отношению к субъектам внешней среды и собственным сотрудникам» .
В данном случае следует понимать культуру организации не только как явление, формирующее климат непосредственно внутри компании, но и как фактор, влияющий на положение конкретного субъекта рынка в бизнес-пространстве. В словаре терминов паблик рилейшенз приводится следующее определение организационной культуры – это «комплекс норм поведения, философии, идеологии и ценностных ориентаций организации, бездоказательно принимаемых всеми ее членами, задающий общие рамки коммуникации, принимаемые большей частью коллектива. Регламентирует поведение занятых и дает возможность прогнозировать их реакции в критических ситуациях».
Здесь появляется такой важный термин, как прогнозирование. Само по себе прогнозирование является важной частью построения бизнес-стратегии, так как это позволяет уменьшить неопределенность, в рамках которой руководитель должен принимать управленческие решения. В условиях же критических ситуаций прогнозирование помогает снизить потери материальных и нематериальных ресурсов. Таким образом, организационная культура выступает так называемой «страховкой» при наступлении кризисных ситуаций. Синтезируя приведённые понятия, мы пришли к следующему определению, которое будем использовать в нашей работе: «Организационная культура – это ценностные, моральные и поведенческие установки, заявляемые организацией и направленные на формирование определенной модели поведения, которая обеспечивает целостность и единство среди сотрудников». Обратим внимание на то, что термины «организационная культура» и «организационная культура» в нашей работе будут выступать как синонимы. Для того чтобы выявить сущность организационной культуры, на наш взгляд, необходимо обратиться к пониманию этого феномена современными предпринимателями и руководителями.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аширов, Д. А. Управление персоналом / Д.А. Аширов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2017. – 432 c.
2. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. – М.: Академия, 2017. – 224 c.
3. Баранова, И. П. Организационное поведение / И.П. Баранова. – М.: Маркет ДС, 2018. – 168 c.
4. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2016. – 320 c.
5. Герш, М.В. Организационная культура / М.В. Герш // Отдел кадров коммерческой организации. – 2017. –№ 3. – С. 24–26.
6. Доронина, О. Тип организационной культуры: как выбрать подходящий для своей организации? / О. Доронина // Консультант. – 2017. –№ 3. – С.5–39.
7. Зайцев, Л. Г. Организационное поведение / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М.: Магистр, 2018. – 464 c.
8. Зайцева, Н. А. Управление персоналом в гостиницах / Н.А. Зайцева. – М.: Дрофа, 2018. – 416 c.
9. Захаров, Н. Л. Организационное поведение государственных служащих / Н.Л. Захаров. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 240 c.
10. Иванникова, Н. Н. Организационная культура. Краткий курс / Н.Н. Иванникова, Д.А. Лурье. – М.: Окей–книга, 2016. – 128 c.
11. Игошина, И.А. Организационное поведение / И.А. Игошина. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 969 c.
12. Кабкова, Е. Н. Шпаргалка по теории организации / Е.Н. Кабкова. – М.: Аллель, 2017. – 423 c.
13. Козлов, В.В. Организационное поведение в структурно–логических схемах / В.В. Козлов. – М.: Альфа–пресс, 2018. – 824 c.
14. Коновалов, В. Поддержка самых работоспособных, или как правильно разработать кадровую политику / В. Коновалов // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2016. – № 1. – С. 11–13.
15. Корпоративная социальная ответственность. Учебник. – М.: Юрайт, 2018. – 446 c.
16. Лапина, Т А Организационная культура: Учебно–Методическое Пособие / Лапина Т. А. – Москва: Гостехиздат, 2017. – 777 c.
17. Ларина, О.И. Банковское дело. практикум: Учебное пособие для академического бакалавриата / О.И. Ларина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 251 c.
18. Лебедько, С. Зарубежный опыт мотивации персонала / С. Лебедько // Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте. – 2016. – № 9. – С. 6.
19. Литвинюк, А. А. Организационное поведение. Учебник / А.А. Литвинюк. – М.: Юрайт, 2017. – 527 c.
20. Макарова, И.К. Управление человеческими ресурсами: уроки эффективного HR–менеджмента: Учебное пособие / И.К. Макарова. – М.: Дело АНХ, 2018. – 422 c.
21. Макринова, Е.И. Управление персоналом в гостиничном менеджменте: Учебное пособие / Е.И. Макринова, А.Г. Васильев, А.С. Васильева. – СПб.: Троицкий мост, 2018. – 208 c.