Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. По мере развития деловых отношений в России компаниям все чаще требуются квалифицированные специалисты в области управления, особенно менеджеры с новым опытом. Эффективность управления в компании зависит от продуктивности менеджеров разного уровня. В этом смысле ставится под сомнение развитие профессиональных и личностных навыков менеджеров, способных принимать конструктивные управленческие решения в различных ситуациях. Поэтому исследование проблемы профессионально-личностной компетентности все больше привлекает внимание отечественных и зарубежных авторов, развивающих свою научную деятельность в области производственной психологии, производственной психологии и др.
Интерес к профессиональной деятельности менеджеров в профессиональной организации растет. В основном это связано с усложнением тематического взаимодействия систем рыночных отношений. Во-вторых, количество бизнес-объектов увеличивается не только на уровне различных бизнес-систем, но и на уровне конкретной компании. Практика показывает, что многие руководители профессиональных организаций не обладают необходимым уровнем профессиональных и личностных навыков. В результате возникает противоречие между высокими требованиями к профессионализму и недостаточным развитием профессиональных и личностных навыков. Сделан вывод о том, что профессиональные и личностные компетенции должны развиваться на научной, психологической и акмеологической основе. Следует подчеркнуть, что научно-практической работы по теме недостаточно из-за ее сложности и неразвитости.
Теоретико-методологические основы исследования основаны на принципах личностного, субъективно-личностного подхода и субъективной деятельности (К.А.Албуханова-Славская, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.П. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.), Теоретических моделях деятельности профессиональных (Бодров В.А., Деркач А.А., Зеер Е.Ф., Карпов А.В., Климов Е.А., Маркова А.К., Поваренков Ю.П., Шадриков В.Д., Симанюк Е.Е. и др.). Специфику профессиональной деятельности менеджера обсуждают отечественные и зарубежные ученые (Г. С. Никифоров, В. Ф. Рубахин, И. П. Волкова, Е. С. Кузьмин, Р. Л. Кричевский, Г. Минцберг, Т. Петерс).
Важнейшей основой было понимание: профессиональные навыки (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, О.А. Маркова, Л.М. Никитина, В.И. Загвязинский, В.Н. Лебедев, Е.В. Андриенко, О.А. Булавенко, Е.Н. Бондаренко, В.А. Метаева, Н.Н. Солянкина, Е.М. Никитин, Н. В. Кузьмина, С. А. Дружилов, Я. Кузьминов, В. Матротисов, В. Шадриков и др.) И личностные навыки (В. А. Сластенин, Д. А. Иванов, В. В. Краевский, А. В. Хуторской, В. В. Сериков, О. А. Лапина, Н. Б. Энкельман).
Идеи профессионального развития личности (Л. М. Митина, А. Н. Крылов, Ф. Патаки, А. Р. Петрулите, В. В. Столин, ИСКон, И. И. Чеснокова, К. К. Абулханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Ф. Е. Василюк, Г. С. Костюк, В. Н. Мясищев, В. Д. Шадриков , Е.А. Маркова, В.А. Бодров, Е.Ф. Зеер); Профессионализм (Ю.П. Поваренков, С.А. Дружилов, Е.А. Климов, В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер), повышение квалификации (В.А. Адольф, Э.Ф. Зеер, Н.Ф., Ильина, Е.А. Климов, Л.М. Митина, В.И. Слододчикова); Влияние профессии на личность (В. Г. Артамонова, С. П. Безносов, Р. М. Грановская, Т. А. Жалагина, Э. Ф. Зеер, В. Н. Козлов, Л. Н. Корнеева, А. К. Маркова, А. М. Новиков).
Исследования по преодолению и предупреждению профессиональных личных предрассудков (Л.И. Анцыферова, С.П. Безносов, А.О. Васильчиков, Р.М. Грановская, Т.А. Шалагина, М.Н. Коваленский, Н.Л. Корф, В.П. Подвойский, А.Р. Ратинов, Л.С.Павлова, Л.А. Китаев-Смык, А.К.Л. Мовитина, Н.А. Румяна) синдром эмоционального истощения (Н. Е. Водопьянова, М. А. Ребин, В. В. Бойко, Л. И. Вассерман, Р. М. Грановская, Н. В. Гришина, К. Кондо, С. В. Кондратьев, С. Маслач, А. К. Марков, П. Торнтон и др.).
Объект исследования: проявления профессиональной деформации личности менеджера коммерческой организации.
Предмет исследования: профессионально-личностная компетентность менеджера коммерческой организации как аспект предотвращения искажения профессиональной личности.
Цель исследования: определение содержания профессионально-личностной компетентности менеджера коммерческой организации и выявление ее структурных компонентов, определяющих профилактику проявлений искажения профессиональной личности.
Гипотеза исследования: условием психологической профилактики проявлений профессиональной деформации личности менеджера коммерческой организации является развитие профессионально-личностной компетентности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Проведение теоретико-методологического анализа профессиональной и личностной компетентности субъекта.
2. Проведение профессионального анализа деятельности менеджера коммерческой организации.
3. Изучить содержание и структуру профессиональной деформации личности.
4. Выявить основные проявления профессиональной деформации личности менеджера коммерческой организации.
Теоретический смысл исследования: исследование теоретически обосновывает особенности профессиональной деятельности менеджера коммерческой организации и закономерности его профессионального и личностного развития.
Практическая значимость исследования: результаты исследования углубляют знания о природе профессионально-личностной компетентности и структуре профессиональной деформации личности, значимых проявлениях профессиональной деформации личности менеджера коммерческой организации, о взаимовлиянии профессионально-личностной компетентности на профессиональную деформацию личности, что может служить основой психологической поддержки менеджеров коммерческих организаций с целью предотвращения проявления деформации профессиональной личности.
Результаты исследования могут быть использованы в деятельности практических психологов, при разработке программ обучения и переподготовки руководителей, руководителей профессиональных организаций, менеджеров по персоналу, организационных консультантов и других специалистов, а также для дальнейшей разработки методов профилактики профессиональных заболеваний и искажения управленческой личности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТА ТРУДА (МЕНЕДЖЕРА КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ)
1.1 Профессиографический подход к анализу деятельности менеджера коммерческой организации
В современном мире существует нестабильная рыночная экономическая политика, сопровождающаяся чередованием взлетов и падений, что сказывается на отношениях между работодателями и соискателями работы. В результате неизбежно возникает тема развития и совершенствования профессиональных и личностных навыков менеджеров для принятия правильных решений в различных ситуациях.
Термины «менеджер» и «менеджмент» взаимосвязаны. Г.С. Никифоров понимает менеджмент как «научно-практическое направление, призванное гарантировать эффективную жизнь организации в рыночных условиях экономических отношений» [16, с. 4], а менеджер, в свою очередь, является специалистом по управлению, деятельность которого направлена на выполнение функций, применимых ко всем фазам цикла управления, с постоянным мониторингом.
AA. Коваленко и Л. Л. Шаканов констатируют, что «профессия менеджера не предполагает четких и систематических представлений о конечном результате работы. Для достижения цели управления необходимы глубокие знания в различных областях: технических, психологических, образовательных, социальных и т. д., в зависимости от цели. Не менее важны лидерский опыт, творческий подход, способность принимать решения и брать на себя ответственность, а также способность идти на риск. [19, с. 46]. Подробно о профессиональной деятельности повара подготовили отечественные и зарубежные ученые (Г. С. Никифоров, В. Ф. Рубахин, И. П. Волкова, Е. С. Кузьмин, Р. Л. Кричевский, Г. Минцберг, Т. Петерс, Е. А. Уткин и другие). Краткое содержание перечня управленческих функций в трудах А. Файоля, И.П. Волкова, Е. Кузьмина, Ю.Н. Емельянова, С. Донелла и другие. Г.С. Никифоров выделяет функции, отражающие специфику и структуру профессиональной деятельности менеджера: знания, прогнозирование, планирование, коммуникация и информация, мотивация, лидерство, организация, обучение, развитие, оценка, контроль, коррекция. [16, с. 132].
В исследованиях Калачевой Т.Г. было обнаружено, что «профессиональная деятельность руководителя требует определенных знаний, навыков и умений, а также профессиональных качеств». [52]. Успешное выполнение руководителем функций профессиональной деятельности обусловлено уровнем развития специалиста, выступающего в качестве субъекта деятельности, создающего условия для развития личности и проявления профессионально значимых качеств [64, с. 114].
В работе учитываются профессионально важные личностные качества (далее ПВК) специалиста с личностным, личностным, контекстным и акмеологическим подходами. В то же время эти РВК признаются важными профессиональными качествами, профессионально-личными, личностными и профессиональными для специалиста. В психолого-педагогических исследованиях преобладают следующие категории: «Профессионально важные черты» (Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Кондратьев, Л. М. Митина) [ 14], [18], [30], [31].
Деркач включает важные профессиональные качества, такие как «качества, влияющие на эффективность решения задач в профессиональной деятельности, и те, которые имеют профессиональное значение, влияющие на эффективность образовательной деятельности». [56, с. 12].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абулханова-Славская, К. А. Жизненные стратегии / К. А. Абулханова-Славская. - М.: Мысль, 2015. - 301 с.
2. Абулханова-Славская, К. А. Типология личности и гуманистический подход / К. А. Абулханова-Славская // Гуманистические проблемы психологической теории / под ред. К. А. Абулханова-Славская, А. В. Брушлинский. - М., 2017. - С. 27–48.
3. Абдалина, Л. Психологическая компетентность как фактор профилактики профессиональных деформаций / Л.В. Абдалина // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2016 - №1 (270). - 270 с.
4. Айсина, Р. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в бизнес-организации: дис. ... канд. пси-чол.наук / Р.М. Айсина. - Москва. - 2017 г. - 223 с.
5. Анцыферова Л. И. Личность в тяжелых жизненных условиях: переосмысление, изменение ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психол. журн. - 2015 - Т. 15, № 1. - С. 3 - 19.
6. Анцыферова, Л. И. Развитие личности специалиста как предмет его трудовой жизни / Л. И. Анцыферова // Психологические исследования проблемы профессионального развития личности / под ред. Бодрова В.А. - М .: АН СССР, 2016. - С. 27 - 42.
7. Анцыферова Л. И. Условия деформаций развития личности и конструктивные силы человека / Л. И. Анцыферова // Психология личности: новые исследования / Под ред. К. А. Абулханова, А. В. Брушлинский и М. И. Воловикова. - М .: ИП РАН, 2018. - Стр.31.
8. Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. - М .: Когито Центр. - 2016 г. - 336 с.
9. Боров, А. Профессионогенетический подход к проблеме формирования профессии / А.В. Боров // Психология профессиональной деятельности / под ред. Брушлинский А.В., Карпов А.В. - М .; Ярославль, 2015. - С. 54 - 72.
10. Гудименко, Ю. Психологическая готовность к инновационной деятельности как условие предотвращения профессиональной деформации личности дошкольного педагога: дис. ... канд. Психологические науки - Тверь, 2015.239 с.
11. Даль, В. Толковый словарь великорусского языка: 4 т. Т 2 / В. Даль. - М .: Дом Славянской книги, 2015. - 3696 с.
12. Дашков, Л. Организация бизнеса и управление / Л.П. Дашков, О.В. Памбухчиянц. - для М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». - 2018. - 688 с.
13. Девятовская, И. Власть как фактор деформации личности руководителя образовательного учреждения / И.В. Девятовская, Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург, 2018. - № 6. - С. 44 - 49.
14. Демиденко, Н. Н. Обучение менеджменту качества управления: анализ опыта коллективной постановки цели / Н. Н. Демиденко // Психология управления в современной России. - Тверь: Тверь. Гос ун-т, 2015. - С. 170 - 173.
15. Демиденко, Н. Психология модернизации в высшей школе / Н.Н. Демиденко.Тверь: Тверь. страна ун-т. - 2017.
16. Драчева, Э. Менеджмент / Э.Л. Драчева, Л. Жуликов - 16-е издание - М. «Издательский центр» Академия «. - 2016. - 304 стр.
17. Дружилов С.А. Специалисты и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы развития / С. А. Дружилов //Сибирь. Философия. Образование: Альманах СО РАО, ИПК. - Новокузнецк, 2015. - Ред. 5. - С. 46–56.
18. Жалагина Т.А. мотивационная профилактика кризисов психического развития / Т.А. Жалагина // Вестн. Тверь. тот. Сер .: «Педагогика и психология». - 2019. - №6. - Стр. 4-10.
19. Жалагина, Т.А. Аспекты профессиональной и личностной компетентности в творчестве отечественных и зарубежных авторов / Т.А. Жалагина, А. Новоторцева // Психология образования: актуальные и приоритетные направления исследований (Тверь, 15 июня 2018 г.). - Тверь: Тверь. Страна ун-т, 2018. - С. 29 - 33.
20. Жалагина, Т.А. Модель компетенций профессионального развития лидерской личности / Т.А. Жалагина, А. Новоторцева // Конкурентоспособность молодых специалистов: профессиональное развитие и самосовершенствование (Тверь, 23 мая 2017 г.). - Тверь: Тверь. страна ун-т, 2017 - с. 19 - 23.
21. Жариков, Э. Психология управления: книга для менеджеров и менеджеров по персоналу / Е.С. Жариков. - М .: МАКФЕР. - 2017 г. - 512 с.
22. Жигун, Л.А. Профессиональная деформация личных изменений в контексте деловых отношений / Л.А. Жигун, М. Полевая, Н. Пряжников, Е. Камнева, Н.В. Анненкова, В.В. Бондаренко // Реальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория и практика. - Москва, 2016. - С. 69 - 74.
23. Жуйкова, Ю.А. Профессиональное выгорание чиновников на фоне преодоления профессионального стресса / Ю.А. Жуйкова // Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека (Москва, 26 мая 2016 г.). - М .: РАНХиГС, 2016. - С. 50 - 51.
24. Зазыкин В.Г. Акмеология [текст]: учебник. поддержка / А.Г. Зазыкин А.А., Деркач. - СПб .: Питер, 2018. - 256 с.
25. Зимняя, И. Компетентный подход. Какое его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический подход / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 8. - С. 21 - 26.
26. Зимняя, И. Компетентность и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И.А. Зима // Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. - М .: НП «Национальное общество прикладной лингвистики». - 2013. - С. 16 - 31.
27. Зорин, А. Компетентность и развлечение в системе дизайна отдыха / А.И. Зорин, Н.В. Толмасова // Вестник РМАТ. - №2. - 2016. - С. 125 - 131.
28. 82. Зеер, Э. Ф. Психология труда [Текст]: учеб. руководство для студентов. - М: академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2018. - 336 с.
29. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. - М .: Академия, 2015. - 240 с.
30. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального разрушения [Текст]: Учебное пособие. Путеводитель для вузов / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Симанюк. - М .: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2017 - 240 с.
31. 85. Зеер, Э. Ф. Эмоциональная составляющая в профессиональном развитии учителя / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Симанюк // Мир психологии. - 2017 - № 4 (32). - С. 194 - 203.
32. Зобов, А. Бизнес-образование: новые подходы к развитию лидерской личности / А. Зобов // Дополнительное специальное образование, 2015 - №5. - С. 1-4
33. Зубарев, Е.А. Развитие психологической компетентности специалистов кадровых служб: дис. ... этому психологу. Наук / Е.А. Зубарев. - Москва. - 2016. - 171 с.
34. Иванов, С. Симптомы профессиональной деформации и факторы, способствующие ее возникновению [Текст] // Современная психология: IV Материалы стажеров. научный. Конференции. - Казань: Бук, 2016. - С. 19–22.
35. ...
36. Кипнис, М. Ш. Обучение менеджменту / М.Ш. Кипнис. - 2-е издание - М .: Ос-89. - 2018. - 144 с.
37. Кипнис, М.Ш. Коммуникативный тренинг / М.Ш. Кипнис. - М .: Ос-89. - 2018. - 128 с.
38. Кишкель, Э. Основы менеджмента: 2-е издание учебника / ЭМ. Кинкель, В. Шипунов. - М .: Средняя школа. - 2015. - 327 с.
39. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. поддержка / Э. А. Климов. - 2-е издание, ред. и добавить. - М .: Издательство Москвы. ВУЗ: Академия, 2018. - 334 с.
40. Климов, Е.А. Мировоззрение в разных профессиях / Е.А. Климов. - М .: Издательство Москвы. Университет, 2017 г. - 224 с.
41. Климов, Е.А. Профессиональная психология / Е.А. Климов. - М .: Воронеж: НПО МОДЭК, 2018. - 481 с.
42. Климов, Е. А. Пути профессионализма (психологический взгляд): учеб. поддержка / Э. А. Климов. - М .: МПСИ: Флинта, 2018. - 320 с.
43. Коваленко, А. Профессиональная деформация личности [Текст]: учебник / А.В. Коваленко, Л.А. Шиканов. - Томск: Изд-во ТПУ, 2015. - 90 с.
44. Козлов, В.В. Управление конфликтами / В.В. Козлов, А.А. Козлов. - М .: Издательство «Эксам». - 2018 г. - 224 с.
45. Комлева, В.В. К вопросу о профессиональной деформации личности / В.В. Комлева // Вестник ТГУ. - 2012 - №4 (28). - С. 38-42.
46. Коробанова, Ж.В. Проблема актуальной зависимости на фоне профессиональной деформации / Ж.В. Коробанова // Социально-психологические факторы устойчивого социально-экономического развития (Москва, 17-18 ноября 2016 г.). - М .: СВИВТ, 2016. - С. 65–69.
47. Корсини, Р. Психологическая энциклопедия / Р. Косини, А. Ауэрбах - 2-е изд. - СПб.: 2018. - 1096 с.
48. Крюкова, Т. Анкета по методам совладания (адаптация методологии WCQ) / Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк // Журнал практического психолога. - М. - 2016. - № 3. - С. 93 - 112.
49. Кузнецов, Ю.В. Менеджмент / Ю.В. Кузнецов. - М .: Юрайт, 2017. - 446 с.
50. Левченко, В. Особенности профессиональной деятельности главы государственного и муниципального управления / М.И. Левченко, Е.А. Соколова // Вестник СамГУ, 2011. - № 7 (8). - С. 151-154.
51. Лисина, М. Проблемы онтогенеза коммуникации / научное исследование. Институт общей и педагогической психологии. - М .: Педагогика, 1986 - 144 с.
52. Лобанова, Н. Профессиональная компетентность учителя / Н.Н. Лобанова, В.В. Косарев, А.П. Крючатов. - Самара: СамВен. - 2016. - 107 с.
53. Лаунтон, Р. Организация 2016 - 218 с.
54. Мангутов, И. Менеджер + организация. Типологический словарь-справочник [Текст]: учебник / ИС. Мангутов, А.А. Петров. - СПб .: СПбГАСУ, 2015. - 280 с.
55. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник / Л.В. Мардахаев. - М .: Гардарики, 2017. - 269 с.
56. Менегетти, А. Психология водителя / А. Менегетти // Пер. С итальянского NSBF «Онтопсихология». - Ред. 4, обновлено. - М .: НСБФ «Онтопсихология», 2018. - 256 с.
57. Метаева, В.А. Рефлексия как мета-компетентность / В.А. Метаева // Педагогика: научно-теоретический журнал / Под ред. В.П. Борисенков, А.Я. Данилюк. - 2018. - №3. - с. 57–61.
58. Никифоров Г.С. Психология управления: Учебник / Скачать. Красный Г.С. Никифорова. - СПб .: Звоните. - 2016 г. - 261 с.
59. Осмоловская, И. Ключевые компетенции в образовании: их значение, значение и методы формирования / И.М. Осмоловская // Директор школы. - 2018. - № 8. - С. 64-69.
60. Орлов А.Б. Психология личности и природа человека. Парадигмы, прогнозы, практики / А. Б. Орлов. - М .: Академия, 2017. - 272 с.
61. Орел, В. Синдром психического выгорания личности / В.Э. Орел. - Ярославль. - 2017 г. - 450 с.
62. Павлова, Л. Профилактика профессиональной деформации личности учителя (на примере учителя вуза): дис. ... канд. пси-кол. науки. - Тверь, 2011. - 250 с.
63. Пермякова, М. Экспрессивная терапия в работе психолога / М.Е. Пермякова, О. Чаликов. - для Екатеринбурга: Издательство Уральского университета. - 2016 г. - 124 с.
64. Петров, А.Ю. Soft skills современного лидера: командообразование и лидерские качества / А.Ю. Петров, А. Махорблидзе. - для Екатеринбурга: Издательство Уральского университета. - 2017 - 188 с.
65. Пиралова, О.Ф. Закономерности развития компетенций при оптимизации подготовки специальностей / О.Ф. Пиралова // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Лики знаний. - 2011 - № 3 (13). - С. 77–84.
66. Подвойский, В. Профессиональные модели деформации и подгонки драйверов в служебной деятельности / В.П. Подвойский // Профессиональная деформация и проблемы профессионализма: сборник статей. научный. тр. - М., 2017. - Ред. 5. - С. 6-7, 9.
67. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческое достоинство / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М .: Академия, 2015. - 480 с.
68. Пугачев, В. Тесты, деловые игры, тренинги по управлению персоналом [Текст]: учебник / В.А. Пугачев. - М .: АспектПресс. - 2018 г. - 285 с.
69. Скворцов, В. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие / В.Н. Скворцов, Е.А. Маклаков. - СПб .: ЛГУ, 2011. - 379 с.
70. Сластенин, В. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е. Шиджанов - 3-е издание - М .: ШколаПресс. - 2016 - 512 с.
71. Тунис, Л.Ю. Психологическое обеспечение профессионального и личностного развития руководителей территориальных органов внутренних дел в процессе обучения [Текст]: учеб. поддержка / Л.Ю. Тунис. - М .: Академия управления МВД России. - 2016 г. - 156 с.
72. Виддет, С. Руководство по компетенции / С. Виддет, С. Халлифорд // Пер. с англ. - М .: HIPPO. - 2018 г. - 224 с.
73. Шикун, А. Ф. Психология понимания и преодоления профессиональной деформации как преподаватель вуза / А. Ф. Шикун, В. В. Федоров, Т. А. Жалагина // Мир образования - образование в мире. - 2018. - № 1. - С. 101-115.
74. Стейнхардт, Л. Юнги Песочная терапия / Л. Стейнхардт // Под ред. Копытина А.И. - СПб .: Питер. - 2015. - 320 с.
75. Ярмакеев, И. Профессиональная компетентность как важнейшая характеристика личности и деятельности современного специалиста / И.Е. Ярмакеев // Вестник ТГГПУ. - 2015 - № 2 (20). - С. 131-134.