Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема нарушений письменной речи является серьезной проблемой в овладении учащимися младших классов школьными знаниями и умениями в полном объеме. В школу из дошкольного образовательного учреждения переходит большое количество детей, с нарушениями устной речи. Вместе с нарушениями устной речи существует несколько причин, которые влияют на процесс овладения чтением в норме: несформированность языковых операций; зрительные расстройства; нарушения когнитивных функций; трудности, связанные с индивидуально-личностными особенностями. Нарушения чтения имеют определенный механизм и у каждого ребенка эти механизмы могут существенно отличаться.
Современному этапу развития образования характерно повышенное внимание к проблемам неуспеваемости учеников в общеобразовательной школе. Проблемами нарушений чтения у детей занимались также и отечественные авторы, такие как: А. Н. Корнев, М. Е. Хватцев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина и др.
Психолого-педагогическое изучение детей младших классов выявило характерные особенности их высшей нервной деятельности и познавательных процессов. Отмечается, что дети в семилетнем возрасте не достигают необходимого для начала обучения уровня развития восприятия, памяти, внимания. Замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. А также отмечается рост количества таких детей.
Существует множество исследований в различных областях и большое количество методических рекомендаций. К сожалению, многие из методик характеризуются неубедительными научно-методическим обоснованием опираясь лишь на опыт прошлого. Из-за недостатка исследования современных аспектов развития детей их эффективность ставится под сомнение.
Логопедическая работа должна обеспечивать эффективность в преодолении нарушений чтения и реализовать на практике принципы доступности, систематичности, индивидуализации в рамках общеобразовательной школы.
Цель курсовой работы – теоретическое обоснование и разработка содержания логопедической работы по преодолению нарушений чтения у учащихся младшего школьного возраста общеобразовательной школы.
Объект исследования – нарушения чтения у учащихся младшего школьного возраста общеобразовательной школы.
Предмет исследования – содержание логопедической работы по преодолению нарушений чтения у учащихся младшего школьного возраста общеобразовательной школы.
Исходя из нашей цели, составлен список следующих задач:
1. Проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать систему диагностических заданий для выявления нарушенных механизмов чтения на основе анализа методик выявления нарушения чтения у младшего школьного возраста различных авторов.
3. Провести обследование чтения и представить результаты диагностики на констатирующем этапе исследования.
4. На основе полученных результатов определить содержание и направление логопедической работы по преодолению нарушений чтения у учащихся младших классов общеобразовательной школы.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования:
Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования.
Методологической основой при написании курсовой работы послужили:
работы Б. Г. Ананьева, в которых он отмечает, что в основе процесса чтения лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем;
мнение Д. Б. Эднолькина о том, что чтение осуществляется на основе звуковой формы слова, с которым связано его значение;
высказывание Р. И. Лалаевой о том, что в процессе чтения взрослого человека, остается задача лишь чтения, а сам процесс происходит неосознанно, автоматически.
теория Р. Е. Левиной которая считает, что в основе нарушений чтения и устной речи лежит несформированность фонематической системы.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, педагогическое исследование, тестирование, обобщение и систематизация данных исследования.
Практическая значимость работы состоит в предложении рекомендаций, направленных на улучшение навыков чтения учащихся и преодоление существующих нарушений.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
1.1. Состояние вопроса о формировании чтения у учащихся
общеобразовательной школы
Несмотря на то, что начальную школу называют школой навыка, недооценивающей общее и умственное развитие ребенка, можно утверждать, что навык чтения формируется только на уровне букваря. Далее навык чтения развивается спонтанно и его формирование не управляется.
По мнению Л. И. Аксеновой условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно [1].
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в последнее время появился ряд рекомендаций по увеличению скорости чтения вслух. Физиологи и психологи убедительно доказали, что увеличение скорости чтения вслух свыше 75-90 слов в минуту приводит к нарушению психофизиологических механизмов восприятия текста на слух, к расстыковке зрительных и моторных процессов, отставанию речи и мысли от восприятия. Информация не воспринимается и не усваивается полноценно. Главным в чтении является понимание информации, сближение понимания с восприятием. Высокая скорость чтения тормозит эти процессы.
Иная ситуация возникает при чтении про себя. Чтение про себя и вслух – это разные формы чтения. Они имеют различные цели, отличные друг от друга показатели и механизмы образования. Отсутствие внешних речедвижений дает возможность ускорить темп, поэтому чтение молча протекает быстрее, чем вслух. К концу обучения у младших школьников оно достигает 150-200 слов в минуту при внимательном чтении и стопроцентном понимании. Темп чтения в процессе ознакомительного и поискового чтения, бесспорно, повышается, так как при этом
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова Л. И. Абилитационная педагогика: учеб. пособие для бакалавриата /Л. И. Аксенова. Москва: Издательство Юрайт, 2018. 377 с.
2. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом/ Б. Г. Ананьев //Начальная школа. 2017. №3. С.6-8
3. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений: практ. пособие /Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 157 с.
4. Бабанский Ю. К. Педагогика. Москва: Просвещение, 2016. 167 с.
5. Бондаревская Е. В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория. //Школа Духовности. 2015. № 5.С. 41-66
6. Величенкова О. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. Москва: Национальный книжный центр, 2015. 96 с.
7. Венедиктова Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Ростов н/Д: «Феникс», Санкт-Петербург: «Союз», 2014. 224 с.
8. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие детей: учеб. пособие для СПО /Л. В. Ворошнина. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 291 с.
9. Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО /И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 179 с.
10. Горностай П. П. Гуманистическая психология. Москва: Просвещение, 2001. 189 с.
11. Жаркова Е. А. Дифференцированный подход в процессе коррекции нарушений чтения детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в условиях поликлиники //Вестник Череповецкого государственного университета, 2013. № 4. Т. 1. С.122-126.
12. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение: прог.-метод. материалы: пособие для учителя/ О.А.Ишимова. Москва: Просвещение, 2014. 77с.
13. Климанова Л. Методическое пособие/ Обучение чтению в начальных классах/ Л.Климанова// Школа. 2013. №18. С.21-23
14. Колесникова Г. И. Девиантология: учебник и практикум для академического бакалавриата /Г. И. Колесникова. Москва: Издательство Юрайт, 2017. 175 с.
15. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Санкт-Петербург: КАРО, 2008. 368 с.
16. Колповская И. К. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. Москва: 2016.286 с.
17. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: МиМ, 2007. 286 с.
18. Корнев А.Н. Диагностика дислексии у детей /А. Н. Корнев, О. А. Ишимова. Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2015. 326с.
19. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. М.: Просвещение, 2004. 56 с.
20. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. Москва: Просвещение, 2013. 105 с.
21. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии : учеб. пособие для вузов /И. И. Мамайчук. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 318 с.
22. Методы обследования речи детей /под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. Москва: АРКТИ, 2013. 240 с.
23. Мисаренко Г. Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями: учебник и практикум для СПО /Г. Г. Мисаренко. Москва: Издательство Юрайт, 2019.314 с.
24. Орешкина, А. В. Методики обследования чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Орешкина. // Образование и воспитание. 2019. № 5 (25). С. 34-36.
25. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Москва: Просвещение, 2013. 272 с.
26. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. Москва: АРКТИ, 2005. 400 с
27. Сапа А. В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования /А. В. Сапа //Эксперимент и инновации в школе. 2014. №5. С. 23-42.
28. Сластенин В. А. Педагогика: /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов /под ред. В. А. Сластенина. Москва: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
29. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников/ Т.А.Фотекова. Москва: Айрис Пресс, 2017. 54с.
30. Хватцев М.Е. Логопедия. Москва: Логопед, 2009. 460с.
31. Ханьшева, Г. В. Логопед спешит на помощь / Г.В. Ханьшева, Н.В. Иващенко, Е.В. Иващенко. Москва: Феникс, 2016. 112 c.
32. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. Москва: Просвещение 2014. 234 с.
33. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Москва: Просвещение, 2016. 352 с.
34. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов/ Основы логопедической работы с детьми. Москва: Просвещение, 2016. 360с.