Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблема тревожности в настоящее время приобретает всю большую значимость. По результатам многочисленных исследований, увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Необходимость изучения и коррекции этого явления, тем не менее, мало учитывается в педагогическом процессе.
Проблема исследования, таким образом, заключается в том, что тревожность школьников остается недостаточно изученной в психологии и педагогике. Это приводит тому, что не учитывается негативное влияние тревожности на возникновение и развитие невротических состояний у школьников, возникающих в результате недостаточно методически грамотно составленного и реализуемого педагогического процесса.
Существует необходимость описания факторов тревожности и организации коррекционных мероприятий, а также предупреждения развития тревожности у школьников.
Цель исследования: рассмотреть диагностику и коррекцию личностной тревожности.
Гипотеза исследования: тревожность в младшем школьном возрасте связана с недостаточной устойчивостью познавательных процессов.
Предмет исследования: тревожность как свойство личности у младших школьников.
Объект исследования: тревожность личности.
Задачи исследования:
изучить основные подходы к явлению тревожности в современной психологии ;
рассмотреть методы диагностики тревожности ;
охарактеризовать возможности коррекции тревожности;
рассмотреть методы и методики исследования ;
дать анализ и интерпретация результатов исследования.
Методы исследования - анализ литературы, наблюдение, эксперимент.
Методическое обеспечение: опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.); тест тревожности (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен); анализ семейного воспитания Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, (для родителей детей 3-10 лет).
Научная новизна исследования: проблемы семьи рассмотрены с точки зрения психологической безопасности. На основе системного анализа развития психологического знания в сфере семейного функционирования выделены основные этапы оформления психологии семьи и показано, что психологическая безопасность семейной среды является закономерным шагом развития данной проблематики.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе психолога, социального педагога, классного руководителя.
Теоретическое значение работы определяется тем, что показана роль и значение стиля воспитания в возникновение тревожности у детей младшего школьного возраста.
Экспериментальная база: МБОУ СОШ № 6 г. Апатиты. В эксперименте участвовало 30 младших школьников, в возрасте 6-11 лет.
Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались на кафедре педагогики и психологии.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
1. Теоретические аспекты диагностики и коррекции личностной тревожности
1.1. Основные подходы к явлению тревожности в современной психологии
Впервые категорию «angstbereitschaft (тревожность)» описал З. Фрейд. Он определял это понятие в качестве готовности к опасности, которая выражается через повышенное сенсорное внимание и моторное напряжение, а также неприятные эмоциональные переживания. В последующем развитии термин angstbereitschaft (тревожность), разными исследователями истолковыался как «боязливость», «страх», «тревога». Большое разнообразие толкования понятия сводится к трем содержательным аспектам. Тревожность, таким образом, можно определить как:
Характеристику эмоционально-чувственной сферы; Состояние напряженности; Личностное свойство. К. Изард проводил исследования эмоций человека и определял «тревожность» как комплекс эмоций, который включает, в первую очередь, страх и враждебность. Также для нее присуще страдание, стыд, вина и психофизиологическое возбуждение. В качестве основных показателей, которые отличают тревожность от других эмоций, ученые выделили восприятие ситуации, которая содержит опасность и осознание возможности неуспеха .
Так, В.С. Мерлин рассматривал тревожность как склонность людей переживать состояние тревоги, обусловленное свойствами темперамента и являющееся базовым показателем индивидуальных различий и субъективных проявлений неблагополучного взаимодействия с окружающими. Р. С. Немов определял тревожность как человеческое свойство приходить в состояние высокого беспокойства, испытывая страх и тревогу в одной из специфических социальных ситуаций. В психологическом словаре категория рассматривается в виде индивидуальной психологической особенности, проявляющейся посредством склонности человека часто, интенсивно и неадекватно переживать состояние тревоги.
Тревожность расценивается как одна из наиболее сложных проблем для современного общества. Так, А. М. Прихожан, пишет по этому поводу следующее: «Тревожность – одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. Почти в каждой исследовательской работе мы обязательно встретим ссылки на ее неразработанность, неопределенность, на неточность и многозначность самого понятия».
На данный момент, в научной и практической психологии дефиниции «тревога» и «тревожность» четко разделены, несмотря на то, что еще несколько десятилетий назад четкой границы между этими определениями не существовало. Сегодня это утверждение является справедливым как отечественных, так и зарубежных школ психологии .
Если обратиться к «Краткому психологическому словарю», то мы увидим следующую трактовку интересующих нас терминов: «тревога - эмоциональное состояние, которое проявляется в ситуации неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного развития событий», «Тревога - это склонность человека испытывать тревогу, характеризующаяся низким порогом тревожной реакции.
Из этих определений становится ясно, что тревога - это эмоциональное состояние, а тревога - психическое свойство человека. Сегодня каждый современный человек понимает как на собственном опыте, так и на наблюдениях людей, которые живут рядом с ним, что тревога глубоко проникла во все сферы нашей жизни. Значение феномена тревожности в психологической науке высоко ценится и в то же время достаточно ограничительно и функционально. Очевидно, что тревога, с одной стороны, - одна из главных проблем современной цивилизации, главная характеристика современного общества. С другой стороны, это психическое состояние, которое может быть вызвано как определенными условиями опыта, так и текущей ситуацией. Это может быть соревнование, экзамен или иное, характерное для конкретной ситуации, беспокойство.
По общему мнению большинства исследователей, ученых и практикующих психологов, тревога является основной причиной многих психологических трудностей, ряда нарушений развития. Так, по мнению А.И. Захарова, тревога начинает развиваться еще в младенчестве.
Самые первые проявления тревожности связаны с опасностью потерять связь с определенным сообществом людей: для маленького ребенка это мать, по мере взросления этот круг разрастается и появляются новые люди. Автор продолжает исследовать вопрос о происхождении страха и предполагает, что младенцы в возрасте от 7 месяцев до 1 года и 2 месяцев, развитие которых протекает без отклонений, являются возможным условием дальнейшего онтогенеза страха. В том случае, если складывается неблагоприятная для развития ребенка ситуация: например, его окружают взрослые, склонные к чувству страха и тревоги, или ребенок самостоятельно переживает жизненный опыт, травмирующий его, страх превращается в страх и становится устойчивой чертой личности. Этот процесс обычно происходит в возрасте от 5 до 7 лет в так называемом дошкольном возрасте.
«Ближе к 7, а главное к 8 годам ... мы уже можем говорить о развитии страха как об определенном эмоциональном настроении, при котором преобладают чувства страха и страха сделать что-то, приходят слишком поздно и общепринятые требования и нормы не встретимся ".
Механизм формирования страха как личной собственности подробно описан многими исследователями этого явления. Например, Л. М. Костина в своей работе «Игровая терапия с тревожными детьми» ссылаясь на Ж. М. Глозман и В. В. Зоткина, пишет: «Структурные изменения личности формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденций воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги». Иными словами, множественное воспроизведение ситуаций, сопровождающихся значительным повышением уровня тревоги, является условием для формирования устойчивой готовности к неоднократному проживанию этого состояния, то есть к привыканию.
Постоянно испытывая чувство тревоги, человек сосредотачивает свое внимание на отрицательных эмоциях и переживаниях, которые позже добавляются к такой черте личности, как тревога.
Тревога, будучи психологическим феноменом, может проявляться в различных формах. Говоря об этой проблеме, А.М. Прихожан отмечает: «Под формой тревоги мы понимаем особое сочетание характера переживания, осознания вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и активность».
Продолжая исследовать эту тему, она выделяет открытые и закрытые формы тревоги. В своей научной работе А.М. Прихожан пишет: «Проведенная работа подтвердила наличие двух основных категорий тревожности:
1) открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
2) скрытая – в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения».
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Блажена, Н. В. Нивелирование школьной тревожности средствами арт-терапии / Н. В. Блажена, О. В. Лозгачева // Актуальные проблемы психологии образования: сборник научно-исследовательских работ студентов. – Екатеринбург, 2015 – С. 7-10.
2. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.
3. Дарвина, Ю.С. Современные подходы к проблеме психологии воспитания подрастающего поколения / Ю.С. Дарвина // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. – № 7(9). – М., Изд. «МЦНО», 2017. – С. 57-61.
4. Дергоусова, М. О.Особенности взаимоотношений первоклассника со взрослыми в период адаптации к школьному обучению / М. О. Дергоусова// Студенческий научный форум 2015: материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции. – М.: РАЕ, 2015. – С. 89-113.
5. Диагностика тревожности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://5psy.ru/obrazovanie/diagnostikatrevojnosti.html.
6. Долгова, В. И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография / В. И. Долгова, Н. И. Аркаева, Е. Г. Капитанец. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
7. Жулина, Г. Н. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте / Г. Н. Жулина // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 2 (7). – С. 123-127.
8. Звенигородская, М. А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей / М. А. Звенигородская. // Молодой ученый. – 2020. – № 4 (294). – С. 256-258.
9. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 c.
10. Игебаева, Ф.А. Семья как базовый агент социализации личности. / Ф.А. Игебаева // Инновационная наука. Международный научный журнал, 2016. №1. – С.170 –171.
11. Игебаева, Ф.А. Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения. / Ф.А. Игебаева // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2016, № 1 – С.47 – 49.
12. Калашникова, Л.А. Психолого-педагогические подходы к понятию «социальная зрелость личности» в зарубежной и отечественной науках / Л.А. Калашникова, Е.А. Костина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 4. – С. 18–28.
13. Карандашев, В.Н. Изучение оценочной тревожности [Электронный ресурс] / В.Н. Карандашев, М.С. Лебедева, Ч. Спилбергер // Книги по психологии. Классика психологии, 2018. – Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/1000091120-izuchenie-otsenochnoj-trevozhnosti-vnkarandashev-ms-lebedeva-ch-spilberger
14. Коротовских, Т. В. Основные направления коррекции тревожности младших школьников с задержкой психического развития / Т. В. Коротовских // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – № 18. – С. 75-80.
15. Макарова, И.В. Общая психология: Учебное пособие для СПО / И.В. Макарова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 182 c.
16. Мамаева, Н.В. Тревожный ребенок в современном мире: как понять и что делать? / Н.В. Мамаева, Т.А. Карапетян, Е.А. Плясова // Воспитатель ДОУ. – 2016. – № 2. – С. 34.
17. Митюхляева, К. П. Деятельность педагога-психолога коррекции детских страхов / К. П. Митюхляева / Психология образования: вчера, сегодня, завтра»: материалы I Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2015. – С. 81-84.
18. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том ii в 4 книгах. книга 2. внимание и память: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 261 c.
19. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том i. введение в психологию: Учебник для бакалавров / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 726 c.
20. Нуркова, В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 524 c.
21. Нечаенко, И. Я. Тревожность у детей младшего школьного возраста / И. Я. Нечаенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 7-10. – С. 102-105.
22. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2016. – 192 с.
23. Соловьева, С.Л. Психотерапия. Тревога по Фрейду [Электронный ресурс]. С.Л. Соловьева. – Электрон. текстовые данные. – М.: «PSYERA», 2018. – 123 c. – Режим доступа: https://psyera.ru/3242/trevoga-po-freydu.
24. Тарасова, С.Ю. Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика [Электронный ресурс]. – С.Ю. Тарасова. – Электрон. текстовые данные. – М.: Генезис, 2016. – 143 c. – Режим доступа: https://www.litres.ru/sofya-urevna-tarasova/shkolnaya-trevozhnost-prichinysledstviya-i-profilaktika/chitat-onlayn/.
25. Тревожность у учеников младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/ library/2013/08/19/trevozhnost-uuchenikov-mladshego-shkolnogo-vozrasta
26. Хорни, К. Тревожность. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1799.html.
27. Что такое тревожность? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychologytoday.ru/stories/trevozhnost/.
28. Шпет, М. С. Психологическая природа и причины личностной тревожности / М.С. Шпет // Научный альманах. – 2015. – № 11–5. – С.13.