Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена наличием комплекса дискуссионных вопросов, связанных с определением понятия темы и проблемы совершенствования правового регулирования.
Исследование конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам человека как института российской государственной системы весьма актуально в силу реализации конституционной стратегии, основанной, во-первых, на признании прав человека высшей ценностью, а во-вторых, на том, что смысл российских законов, деятельности государственной власти определяется значением прав и свобод граждан. Такой взгляд позволяет сделать механизм защиты прав человека более эффективным и воспрепятствовать их нарушению со стороны властных структур. Универсальным правозащитным средством уже почти двести лет является институт уполномоченного по правам человека или омбудсмена, сформировавшийся в рамках европейской правовой мысли и существующий в большинстве стран современного мира, среди которых есть и Россия. Особая роль и проблемы определения его статуса кроются в двойственности его правовой природы: он утверждается публичными институтами как орган контроля, но не наделенный властными полномочиями, что отводит данному институт роль «моста» между государством и обществом. Наделенный определенной степенью самостоятельности, он действует как представитель гражданского общества, который должен реагировать на нарушения прав и свобод членов этого общества.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают правоотношения с участием Уполномоченного по правам человека, его правовой статус.
Предмет исследования – это нормы национального законодательства РФ, нормы международного права, регламентирующие правовой статус Уполномоченного по правам человека.
Цель работы – рассмотреть деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и статус Уполномоченного по правам человека;
определить правовое регулирование института Уполномоченного по правам человека в РФ;
изучить основные направления деятельности и порядок обращения к Уполномоченному по правам человека;
определить реализацию Уполномоченным по правам человека своих полномочий.
Методологическая и теоретическая основы исследования. Исследование проводилось с использованием общенаучных приемов и процедур, таких как абстрагирование, анализ и синтез, моделирование, оперирование теоретическими понятиями.
Научная новизна работы определяется подходом к исследованию. Это комплексная теоретико-практическая работа, посвященная исследованию конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в работе выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы в правоприменительной деятельности и в научных исследованиях, посвященных изучению проблем правового регулирования деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1 Теоретические основы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ
1.1 Понятие и статус Уполномоченного по правам человека
В современных условиях становления демократического общества и правового государства немаловажную роль играет соблюдение и гарантия прав и свобод человека. Одним из ключевых конституционно-правовых институтов, призванных поддерживать данные гарантии, является институт Уполномоченного по правам человека. Эффективность и результативность данного института уже была доказана на опыте зарубежных государств, но в нашей стране развитие деятельности омбудсмена имеет существенные проблемы – как в теории, так и на практике. Возникновение указанных проблем обусловлено в большей степени существующими условиями политико-правовой системы, а также функциональными и структурно-организационными особенностями уполномоченного по правам человека .
Все вышеизложенное позволяет говорить о назревшей необходимости совершенствования и повышения результативности указанного правового института. Следует подчеркнуть, что институт омбудсмена не существует изолированно, обособленно от других государственных органов: несмотря на то, что Уполномоченный по правам человека реализует свои функции самостоятельно, его работа невозможна без целенаправленного взаимодействия с различными органами государственной власти, должностными лицами и иными субъектами.
Уполномоченный по правам человека в РФ появился сравнительно недавно: возникновение данного института охватило как федеральный уровень, так и региональный – субъекты РФ также имеют должность Уполномоченного. Так кто же такой Уполномоченный по правам человека, и в чем заключается основная суть и значение данного института. Это лицо, которое назначается (избирается) представителем Федеральной власти, в чьи задачи входит обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека и их соблюдения. Омбудсмен действует в соответствии с нормами международного права, Конституцией и законодательством РФ. Что касается конституционно-правового статуса омбудсмена в РФ, то он представляет собой комплексную правовую категорию: ее составными неотъемлемыми элементами, определяющими ее содержание, являются права, свободы, обязанности и ответственность. Вступление в должность омбудсмена имеет особый порядок: оно исчисляется с момента принесения им присяги, а прекращается по истечении срока его полномочий – с момента принесения присяги другим кандидатом. Данное положение закреплено в ст. 10 Федерального конституционного закона Российской Федерации «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации .
Ключевую роль в деятельности омбудсмена играют такие основополагающие принципы, как независимость и неподотчетность. Благодаря указанным принципам, пребывание омбудсмена на своей должности не вызывает сомнений в его легитимности, а также позволяет ему осуществлять свою деятельность по охране прав человека беспристрастно и объективно. Решения, которые были приняты Уполномоченным по жалобам о нарушениях прав человека, поступивших к нему, не могут быть обжалованы в иные государственные органы (суды, прокуратуру), а также не пересматриваются .
Особенностью статуса омбудсмена в России является то, что он выступает в качестве дополнительной правозащитной инстанции, действующей как на внутринациональном, так и на международном уровне. Исполняя возложенные на него обязанности, омбудсмен действует наравне с органами прокуратуры и правосудия, дополняя их, но не подменяя. Полномочия омбудсмена достаточно широки: это и собственная сфера служебных полномочий, и совокупность форм и методов его профессиональной деятельности. Защита прав человека осуществляется на различных уровнях: гуманитарном, пропагандистском и законодательном. Но свою деятельность омбудсмен осуществляет не единолично: при нем создается совет экспертов из числа тех лиц, которые обладают определенными знаниями в сфере защиты прав человека. Численность данного совета может превышать 180 человек, в нем действуют различные отделения соответственно правовым отраслям и направлениям.
В литературе до сих пор не найден однозначный ответ на вопрос о том, какое место занимает Уполномоченный по правам человека в системе органов государственной власти РФ. Осложняется ситуация тем, что по данной проблематике отсутствуют научные публикации, в которых бы раскрывалась сущность данного правового института. Полагаем, что свое место в системе общественно значимых интересов омбудсмен должен отстаивать лично. Поскольку Россия является правовым государством, то первейшим направлением ее политики должна стать защита прав социально уязвимых категорий населения. Что касается требований для вступления в должность Уполномоченного по правам человека, то отечественное законодательство содержит возрастной ценз и ценз гражданства: так, ФКЗ об Уполномоченном по правам человека закрепляет норму, согласно которой, данную должность может занять только гражданин РФ не моложе 35 лет .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации [Текст]: Федер. конст. закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 9. ст. 1011.
4. О Конституционном Суде Российской Федерации [Текст]: Федер. конст. закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ // Российская газета. – 1994. – N 138 – 139.
5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ [Текст] // [Текст]: Федер. закон от – 2015. – № 10, ст. 1391.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. – № 195-ФЗ [Текст] // Российская газета. – 2001. – № 256.
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. 2001. – № 249.
8. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 02 мая 2006 № 59-ФЗ // Российская газета. – 2006. – № 95.
9. О гражданстве Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 31 мая 2002 № 62-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 22, ст. 2031.
10. О науке и государственной научно-технической политике [Текст]: Федер. закон от 23 августа 1996 № 127-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 35, ст. 4137.
11. О прокуратуре Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 17 января 1992 № 2202-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 20 ноября 1995. – № 47, ст. 4472.
12. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография [Текст] / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
13. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для академического бакалавриата[Текст] / Ю. В. Гимазова, Н. А. Омельченко ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 453 с.
14. Дербенов, Ч.Ю. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде [Текст] / Ч.Ю. Дербенов // Молодой ученый. – 2019. – №27.2. – С. 11-12.
15. Зайнашева, З.Г. Зарубежный опыт повышения качество и доступности предоставления государственных услуг [Текст] / З.Г. Зайнашева // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. – № 1 (15). – С. 38-44.
16. Заколоворотная О. А. Специализированные уполномоченные по правам человека в России [Текст] / О. А. Заколоворотная. // Молодой ученый. – 2019. – № 48 (286). – С. 214-220.
17. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник и практикум для академического бакалавриата[Текст] / Г. Л. Купряшин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 500 с.
18. Меньшикова Г. А. Основы государственного и муниципального управления (public administration): учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Г. А. Меньшикова [и др.] ; под редакцией Г. А. Меньшиковой, Н. А. Пруеля. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 340 с.
19. Мохов, А. А. Комментарий к Федеральному закону от 7 мая 213 г. №78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Постатейный, научно-практический [Текст] / А.А. Мохов. - М.: Контракт, 2019. - 255 c.
20. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1 : учебник для вузов [Текст] / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 299 с.
21. Основы государственного и муниципального управления (Public Administration) : учебник и практикум для вузов [Текст] / Г. А. Меньшикова [и др.] ; под редакцией Н. А. Пруеля. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 340 с.
22. Осейчук, В. И. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры [Текст] / В. И. Осейчук. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 269 с.
23. Попова, Н. Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления : учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Н. Ф. Попова ; под общей редакцией Г. Ф. Ручкиной. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 239 с.
24. Портал административной реформы. Совершенствование государственного управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ar.gov.ru/ru/gos_uslugi_03_sbor_mnenij_grazhdan/index.html (дата обращения: 18.01.2021).
25. Прокофьев, С. Е. Государственное и муниципальное управление в 2 ч. Часть 2. Муниципальное управление : учебник и практикум для академического бакалавриата[Текст] / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 194 с.
26. Сёмкина, О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты: материалы iii международной научно-практической конференции. том 2. [Текст] / О.С. Сёмкина. - М.: Русайнс, 2019. - 189 c.
27. Страх Р. И. Проблемы и перспективы дальнейшего развития института уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации [Текст] / Р. И. Страх // Молодой ученый. – 2018. – № 19 (205). – С. 323-327.
28. Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. [Электронный ресурс]: офиц. сайт /Росстат. – Режим доступа: http://ombudsmanbiz.ru (дата обращения: 18.01.2021).
29. Четвериков, В. С. Административное право Российской Федерации [Текст] / В.С. Четвериков. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2020. - 416 c.
30. Шахрай, С. М. Конституционное право Российской Федерации [Текст] / С.М. Шахрай, А.А. Клишас. - М.: Олма Медиа Групп, 2020. - 660 c.