Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня многие компании развиваются в условиях жесткой конкуренции и осознают, что зачастую персонал является их ключевым ресурсом конкурентоспособности и именно на его развитие важно направлять управленческое воздействие и инвестирование. В связи с этим на первый план выходят вопросы адаптации сотрудников, так как именно успешная реализации этой кадровой технологии позволяет снизить текучесть персонала и изначально повысить эффективность труда.
В условиях активной коммуникационной трансформации, тотального проникновения информационных технологий и интернета, диджитализацию и цифровизацию всех бизнес-процессов, специалистам приходится активно изучать все инновации и адаптироваться к ним, чтобы быть актуальными и соответствовать требованиям, которые предъявляет современный работодатель к своим сотрудникам.
В связи с этим представляется важным рассмотреть современные особенности адаптации специалистов к условиям трансформирующего общества.
Объект исследования - особенности адаптации специалистов.
Предмет исследования – современные методы адаптации специалистов.
Цель исследования – анализ особенностей адаптации специалистов к условиям трансформирующегося общества.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа научно-практической литературы по проблеме исследования дать определение основным понятиям и направлениям адаптации специалистов;
2. Определить современные условия, определяющие особенности адаптации специалистов;
3. Провести анализ условий адаптации в ООО «Лента»;
4. Представить рекомендации по повышению уровня адаптации специалистов.
Методы исследования:
- анализа и синтеза,
- системного анализа,
- комплексного и сравнительного анализа,
- анализ научных статей и статистических данных по теме исследования.
Глава 1. Теоретические основы адаптации персонала
1.1 Роль адаптации персонала в эффективности развития компании
Любой процесс приспособления человека к условиям изменяющейся среды называется адаптацией. Адаптация персонала - это процесс приспособления целей, системы ценностей сотрудника к целям и системе ценностей организации, в которой он работает. Важно рассматривать особенности и направления обеспечения эффективного адаптационного процесса у сотрудника, который совсем недавно пришел в компанию и в новый коллектив.
Таким образом, адаптация персонала представляет собой один из первоочередных по важности элементов системы управления человеческими ресурсами для любой организации вне зависимости от ее масштабов, профиля и направлений деятельности.
Технически, адаптация - это предоставление информации (начиная с расписания работы столовой и заканчивая тем, в каких электронных папках содержатся сведения), и конкретизация целей, которые ставятся перед новым сотрудником, и обсуждения вопросов, связанных с его ожиданиями от работы.
В соответствии с этим выделяют следующие задачи адаптации:
- повышение эффективности и результативности трудовой деятельности персонала;
- повышение эффективности деятельности организации;
- снижение показателей текучести кадров;
- повышение уровня удовлетворенности сотрудников работой в организации и в коллективе,
- формирование лояльности персонала к компании.
К основным задачам адаптации персонала относят:
- желание продолжить работу в организации;
- усвоение и понимание особенностей трудовых обязанностей, формирование необходимых трудовых навыков,
- формирование необходимого уровня результативности и эффективности трудовых задач,
- снижение психологического дискомфорта в процессе выполнения трудовых обязанностей,
- участие в межличностных отношениях в коллективе организации,
- формирование ощущения удовлетворенности от работы в организации и коллективе.
Также можно отразить взаимосвязь адаптации персонала в формировании и развитии организационной культуры компании. Адаптация персонала - это процесс, в рамках которого происходит приспособление нового сотрудника к правилам и корпоративной культуре организации, в которой ему предстоит работать.
Каждое предприятие, ориентированное на повышение качества работы с персоналом должно стремиться к созданию эффективной адаптации.
Под эффективной адаптацией понимается процесс реализации системы адаптационных мероприятий, в результате, которых:
- уменьшаются изначальные издержки на содержание нового сотрудника за счет сокращения сроков достижения установленных нормативов выполнения работы;
- у нового сотрудника появляется чувство удовлетворенности работой, отношениями с коллегами;
- новый сотрудник планомерно включается в деятельность организации, принимает участие, которое от него ожидают, на всех оговоренных этапах деятельности.
Если данные факторы не проявляются, то можно говорить о неэффективности процесса адаптации, которая будет выражаться в:
- чувстве дискомфорта сотрудника в процессе выполнения трудовых обязанностей и при взаимодействии с членами коллектива,
- низкой скорости и не достаточно эффективном процессе выполнения трудовых обязанностей,
- отторжении новым сотрудником ценностей, организационной культуры и традиций компании,
- отсутствием чувства удовлетворенности у сотрудника от работы.
В то же время компания начнет понимать, что сотрудник не выполняет должным образом свои трудовые обязанности, не становится полноценным членом коллектива и не формирует положительные межличностные отношения, его присутствие в коллективе не способствует решению задач компании и повышении комфорта взаимодействия сотрудников.
Успешность адаптации во-многом зависит от эффективности реализации соответствующих организационных мероприятий (рис.1):
Рисунок 1 - Организационные мероприятия адаптации персонала
Для того чтобы введение в должность было эффективным, необходимы не только активность, профессиональная чуткость самого сотрудника, но и проведение организационных мероприятий, обеспечение достаточной информированности нового сотрудника.
К таким мероприятия относятся:
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
2. Аборнева, О.И. Современные тенденции в управлении персоналом / О.И. Аборнева // Сибирский торгово-экономический журнал. − № 1 (22) / 2016. − С. 150 -152.
3. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. − М.: Проспект, 2016. − 224 c.
4. Виды и причины текучести кадров // портал «Профессионалы.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://professionali.ru/Soobschestva/tsentr-razvitiya-karjery/vidy-i-prichiny-tekuchesti-kadrov/
5. Всяких, Ю.В., Товстошкур А.Ю. Проблема текучести кадров и ее профилактика / Ю.В. Всяких // Символ науки. − № 12−1/2016. − С. 64 − 65
6. Гусева, А. В. Изучение основных причин текучести кадров в коммерческих организациях и методы предотвращения текучести кадров / А.В. Гусева // Молодой учёный. − 2017. − № 15. − С. 360−366.
7. Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник для бакалавров / А.В. Дейнека. − М.: Дашков и К, 2015. − 288 c.
8. Жангалиева, Е.С. Мероприятия по снижению текучести кадров на промышленных предприятиях / Е.С. Жангалиева // Экономинфо. − № 25/2016. − С. 29 − 32.
9. Кауфман, Н.Ю. Применение метода управления по целям в системе мотивации персонала / Н.Ю. Кауфман // Проблемы экономики и менеджмента. 2017. № 3. С. 19-22.
10. Ключникова, А.А. Феномен понятия «руководитель» в организации, социальный анализ ролей и функций: сб. статей / А.А. Ключникова // Актуальные проблемы социологии. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2017. С. 36-39.
11. Конина, И. А. Мотивация персонала: Привлечение, закрепляемость и эффективный труд» / И.А. Конина// Мотивация и оплата труда. №2 (10) 2017. – С. 140-144.
12. Корнилова, Т.В. Мотивационная регуляция принятия решений / Т.В. Корнилова, И.И. Колеснев // Управление персоналом. – 2016. – № 9. – С. 24-27.
13. Концепция эффективного управления Г. Питерса и Р. Уотермена [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://infomanagement.ru/referat/151/21.
14. Кусокин, В. Многоуровневая система мотивации персонала [Текст] // Управление персоналом. – 2017. – № 11. – С. 26-28.
15. Кирьянов, А.В. Концепция управления человеческими ресурсами в организации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn08/09. shtml, свободный.
16. Лазутина, А.Л. Функциональная роль авторитета руководителя в менеджменте организации / А.Л. Лазутина, С.Н. Казначеева, Э.Ю. Люшина // Экономика и предпринимательство. 2018. № 5. С. 1094-1096.
17. Лукьянова, Т.В. Управление персоналом. Теория и практика. Управление инновациями в кадровой работе / Т.В. Лукьянова и др. − М.: Проспект, 2015. − 72 c.
18. Мамонов, Е. А. (специалист по управлению персоналом). Подбор, адаптация, обучение и мотивация торгового персонала: распространенные ошибки и решения / Е. А. Мамонов // Кадры предприятия. - 2016. - № 3. - С. 54-63
19. Методы закрепляемости сотрудников [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://freelancehack.ru/articles/services/metody-uderzhaniya-sotrudnikov
20. Основные методы текущего планирования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.su/1_42479_osnovnie-metodi-tekushchego-planirovaniya.html
21. Официальный сайт «In sales» [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.insales.com.ua
22. Папонова, Н. Е. (консультант по управлению человеческими ресурсами; менеджер по персоналу). Нематериальные способы предотвращения текучести кадров / Н. Е. Папонова // Кадры предприятия. - 2016. - № 12. - С. 57-73.
23. Пиленцо, Л.Р. Управление человеческими ресурсами и эффективность компании / Л.Р. Пиленцо// Человек и труд. – 2017. – № 2. – С. 8-9.
24. Регулирование текучести персонала в условиях инновационной экономики // научно-практические конференции ученых и студентов «СибАК» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/studconf/science/ii/27398
25. Самоукина, Н. В. Настольная книга менеджера по персоналу: полное практическое руководство / Наталья Самоукина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 331 с.
26. Соломанидина, Т. О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Учебник и практикум / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. – Москва : Юрайт, 2016. – 324 c.
27. Субботина, Т.Н. Основные аспекты формирования имиджа руководителя / Т.Н. Субботина, Д.А. Чубаров // Вектор экономики. 2018. № 4. С. 89.
28. Считаем текучесть персонала // HR-Portal: сообщество и публикации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/schitaem-tekuchest-personala
29. Туктарова, П. А. Текучесть кадров на предприятии как угроза экономической безопасности / П.А. Туктарова // Молодой учёный. − 2017. − № 13. − С. 376−379.
30. Хабаров, К.А. Управление предприятием / К.А. Хабаров. – М.: Инфра-М, 2017. – 213 с.
31. Чаава, М.З. Руководитель как ключевое звено в системе управления персоналом / М.З. Чаава, Н.С. Ливак // Архивариус. 2016. № 4. – С. 78-83.
32. Чадукова, М.Е. Роль руководителя в системе управления организацией / М.Е. Чадукова, Т.С. Демченко // Новое поколение. 2017. № 14-2. – С. 371-375.
33. Челнокова, Н.Ю. Лояльность сотрудников как способ повышения эффективности управления персоналом организации / Н.Ю. Челнокова // Инновационная наука. 2015. № 11-1. – С. 277.
34. Черданцев, В.П. Организация труда руководителя / В.П. Черданцев, М.В. Тронина. Пермь: Астер, 2015. – 140 с.
35. Что такое текучесть кадров? // Портал «Бизнес идеи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://businessman.ru/new-chto-takoe-tekuchest-kadrov.html
36. Шакурова, А.М. Роль руководителей в системе управления организацией / А.М. Шакурова // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2. – С. 407-415.
37. Шапиро, С. А. Основы управления персоналом . Учебное пособие / С.А. Шапиро, О.В. Шатаева. – Москва : КноРус, 2016. – 208 c.
38. Шилинскайте, И.А. Совершенствование управления текучестью персонала / И.А. Шилинскайте // Вестник Новгородского филиала РАНХИГС. − т.6, 1−1(7)/2017. − С. 119−125.
39. Ширяева, Д.К., Чиркунова Е.К. Выбор наиболее эффективного стиля руководства при управлении на предприятиях / Д.К. Ширяева, Е.К. Чиркунова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 1. – С. 187-191.
40. Ядов В.Я. стратегия социологического исследования. Описание объяснение, понимание социальной реальности / М. Добросвет, 2000.